Управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Татарстану рассматривает вопрос о возбуждении административного дела в отношении акционерного общества «Татспиртпром» (ТСП) Управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Татарстану рассматривает вопрос о возбуждении административного дела в отношении акционерного общества «Татспиртпром» (ТСП) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татспиртпром» нарвался на разбирательство ФАС

Как стало известно «БИЗНЕС Online», управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Татарстану рассматривает вопрос о возбуждении административного дела в отношении акционерного общества «Татспиртпром» (ТСП). Одного из крупнейших производителей алкоголя в России заподозрили в нарушении федерального закона «О рекламе». Пикантности истории добавляет то, что ТСП принадлежит республике через дочернее предприятие АО «Связьинвестнефтехим». 

Поводом для разбирательства стала рекламная интеграция с продукцией ТСП в шоу рэпера Басты (настоящее имя — Василий Вакуленко) «Вопрос ребром», которое выходит на YouTube-канале Gazgolder. 12 сентября здесь появился выпуск с известным комиком Денисом Дороховым, и за 45 минут алкоголь от ТСП появляется в кадре как минимум четырежды. Стоит заметить, что, в отличие от других рекламных интеграций, ссылок на продукцию в описании к видео нет. Сейчас у ролика почти 4,5 млн просмотров.

Поводом для разбирательства стала рекламная интеграция с продукцией ТСП в шоу рэпера Басты (настоящее имя — Василий Вакуленко) «Вопрос ребром», которое выходит на YouTube-канале Gazgolder Поводом для разбирательства стала рекламная интеграция с продукцией ТСП в шоу рэпера Басты (настоящее имя — Василий Вакуленко) «Вопрос ребром», которое выходит на YouTube-канале Gazgolder Скриншот YouTube-канала Gazgolder

Тендер ТСП на рекламу продукции у Басты появился в начале августа. Как следует из документации, компания пообещала артисту 24,4 млн рублей за продвижение товара. Договор был заключен между замгендиректора «Татспиртпрома» по коммерческим вопросам Юрием Карякиным и зарегистрированным в Казани ООО «ШоуМейкерс групп». Компания широко известна как организатор концертов звезд и мероприятий, занималась в том числе проведением майского выступления Басты в «Татнефть Арене».

По условиям контракта, казанская компания обязалась создать ролики с «органичной интеграцией» ТМ Tundra Forest в четырех выпусках шоу. Ролики должны быть опубликованы в срок с 10 августа по 1 октября 2023 года. Таким образом, каждая интеграция обойдется ТСП в 6,1 млн рублей. Что именно нужно было сделать? Поставить на стол перед рэпером и ведущим шоу брендированный бокал, добавить лайтбокс на барную стойку заведения «Frank by Баста» в Москве, где проходят съемки, расставить продукцию по столам гостей шоу. Кроме того, в каждом выпуске должно быть по четыре пятисекундные перебивки (рекламные вставки), в которых алкогольную продукцию разливают по рюмкам.

В «Татспиртпроме» и «ШоуМейкерс групп» сегодня, как и после публикации тендера, не смогли оперативно ответить на запросы «БИЗНЕС Online».

По ходу шоу гости ресторана как минимум трижды выпивают содержимое рюмок. В одном из эпизодов гости за столом чокаются и, что называется, соображают на троих По ходу шоу гости ресторана как минимум трижды выпивают содержимое рюмок. В одном из эпизодов гости за столом чокаются и, что называется, соображают на троих Скриншот YouTube-канала Gazgolder

«Да, могут возбудить дело. Сейчас рассматриваются обстоятельства»

Судя по ролику, организаторы рекламной интеграции сделали даже больше, чем от них требовали в контракте. На стене ресторана действительно появился внушительного размера лайтбокс с брендом Tundra, перед Бастой поставили брендированный стакан (правда, видимо, все-таки с водой), а сопровождают ролик четыре перебивки, в которых содержимое бутылок Tundra либо просто наливают и аппетитно «подают» зрителю, либо делают из него коктейли.

Но это не все. По ходу шоу гости ресторана как минимум трижды выпивают содержимое рюмок. В одном из эпизодов гости за столом чокаются и, что называется, соображают на троих, а в другом крупным планом показана девушка, которая отмечает, по всей видимости, свое участие в шоу.

«Рассматривается вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе», — заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в УФАС по РТ, комментируя появление ролика. Когда будет решение, там не уточнили. Когда тендер только появился, в ведомстве говорили нашему изданию, что вопрос на контроле, но из-за того, что «указанные в закупке ролики еще не вышли в эфир, на текущий момент можно говорить лишь о наличии возможных признаков нарушения рекламного законодательства».

По данным нашего издания, вероятность возбуждения дела в отношении ТСП очень высокая По данным нашего издания, вероятность возбуждения дела в отношении ТСП очень высокая Фото: «БИЗНЕС Online»

По данным нашего издания, вероятность возбуждения дела в отношении ТСП очень высокая. При рассмотрении подобных случаев, когда есть подозрение в нарушении закона «О рекламе», может проводиться экспертиза. Однако в данном случае надзорное ведомство «не видит оснований для ее проведения», рассказал осведомленный источник «БИЗНЕС Online».

«Да, закон есть. И да, все его обходят»: Баста продвинет водку «Татспиртпрома» за 24 миллиона

Другими словами, татарстанские антимонопольщики практически не сомневаются, что ТСП нарушил требования законодательства. «Да, могут возбудить дело [в отношении „Татспиртпрома“]. Сейчас рассматриваются все обстоятельства», — сказал собеседник издания. Возможно, потребуется еще позиция центрального аппарата ФАС России, добавил он.

Реклама алкогольной продукции в России с 2012 года запрещена федеральным законом «О рекламе». «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети интернет», — говорится в п. 8 ч. 2 упомянутого ФЗ. Ответственность за нарушение закона предусмотрена в ст. 14.3 КоАП РФ: это наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 25 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона рублей.

Даже если штраф составит 500 тыс. рублей, понятно, что для ТСП это не такая серьезная сумма. Тем более с учетом заложенных средств на рекламу. Потенциальные доходы от рекламы спиртного в интернете заметно больше размера штрафов за нарушение законодательства, отмечали ранее эксперты рекламного рынка. Другое дело, что ФАС не так часто «замечает» подобные нарушения и начинает разбирательство. Например, в 2021 году ТСП уже рекламировался в клипе Инстасамки, и тогда вопросов у антимонопольной службы не возникло.

«Да, закон есть. И да, все его обходят», — описывал ситуацию в беседе с «БИЗНЕС Online» вице-президент ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), президент российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) Михаил Симонов. В ноябре 2022 года для производителей алкоголя вообще появилось специальное исключение. ФАС объявила, что так называемая «органичная интеграция» не является рекламой и не попадает под действие закона. «Примеры органичной интеграции — упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах», — разъясняли в надзорном ведомстве.

Именно этот термин — «органичная интеграция» — фигурирует в описании госконтракта. Вопрос в том, как оценивает интеграцию ФАС. Вероятно, ведомство Айрата Шафигуллина пришло к выводу, что у создателей рекламы получилось не очень «органично».

«Если маркетологи «Татспиртпрома» нашли вариант, как прорекламировать свой продукт, не нарушая закон, то они молодцы» «Если маркетологи «Татспиртпрома» нашли вариант, как прорекламировать свой продукт, не нарушая закон, то они молодцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я думаю, юристы «Татспиртпрома» и Басты вопрос проработали от и до»

«Если присутствовал факт оплаты этих размещений и там рекламируются алкогольные напитки, которые запрещено рекламировать, то это является поводом для расследования», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации развития интерактивной рекламы (IAB Russia) Борис Омельницкий. Он заметил, что 1 сентября вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые касаются нарушения маркировки интернет-рекламы. «Поэтому в сентябре государственные органы, руководствуюсь новыми регулирующими нормами, приступили к выявлению нарушений и производству дел», — указал собеседник. 

«Закон запрещает рекламу алкоголя в сети интернет, и поэтому повод для проверки формально имеется, — указал в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор юридической компании „А2К Лигал“ Александр Кольцов. — В случае установления нарушения на рекламодателя и на распространителя рекламы могут наложить штраф в размере до 500 тысяч рублей». При этом Кольцов подтвердил, что стоимость рекламы у популярных блогеров «достаточно высока и значительно превышает установленные законом административные штрафы». «Зачастую блогеры учитывают сумму штрафа в стоимости рекламной интеграции», — подчеркнул спикер. 

«Любая органичная интеграция все равно подпадает под закон, если виден бренд. Однажды Ксения Собчак опубликовала фотографию из ресторана с другом или подругой, на столе стояла водка. Очень органично, красиво. Но все равно это подпадает под ограничение закона, что совершенно правильно», — отметил Симонов в беседе с «БИЗНЕС Online». При этом подчеркнул, что эффект от такой рекламы «гораздо больше, чем штраф, который производители заплатят». «Поэтому в стоимость рекламной кампании закладывается стоимость штрафа, и все об этом знают и это понимают», — отметил он. 

«Если маркетологи „Татспиртпрома“ нашли вариант, как прорекламировать свой продукт, не нарушая закон, то они молодцы», — оценивает кейс генеральный директор ОАО «Булгарпиво» Руслан Якушев. Он напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» о «главном принципе юриспруденции»: «Все, что не запрещено законом, разрешено». По словам Якушева, сегодня любое продвижение алкогольной продукции стоит довольно дорого. «Не знаю, какая отдача [от такой рекламы] в плане дальнейших продаж. Ситуация и так у всех непростая сегодня, и душить производителя какими-то санкциями, крупными штрафами нецелесообразно. Если есть нарушение, то можно обойтись, наверное, минимальными мерами взыскания», — считает руководитель предприятия. 

«Булгарпиво» отказалось от рекламы алкогольной продукции в интернете с 2012 года, когда вступил в силу федеральный закон, указал спикер. «Я думаю, юристы „Татспиртпрома“ и Басты этот вопрос проработали от и до. ФАС просто обязана отреагировать. Не думаю, что, если нарушение будет найдено, это может стать кейсом для массовых проверок [рекламы производителей алкоголя]», — добавил бизнесмен.