Нижнекамск грезит о статусе «столицы нефтехимии». Рамиль муллин уверен, что необходимые ресурсы у города для этого есть Нижнекамск грезит о статусе столицы нефтехимии. Рамиль Муллин уверен, что необходимые ресурсы у города для этого есть Фото: «БИЗНЕС Online»

40 тонн Лисичанску и мечта о большом музее ветеранам войн

На прошлой неделе отгремело одно из ключевых политических событий — ежегодное послание президента республики Рустама Минниханова. Рулевой выдвинул ключевые тезисы развития Татарстана, которые на деловом понедельнике подхватил глава Нижнекамска Рамиль Муллин. Закономерно первой темой информативного совещания стала СВО — неотъемлемая часть нашего бытия.

«На фронте решается судьба России, наши мобилизованные, контрактники защищают нашу страну, наше будущее», — начал свою речь градоначальник. Ключевой тезис Муллина — поддержка близких и семей военнослужащих, бойцов на передовой. За год Нижнекамск оказал 208 солдатам и их родным медицинскую помощь, отправил 98 детей в лагеря, выдал 1,2 тыс. транспортных карт. В подшефный Лисичанск уехало более 40 т гуманитарного груза на сумму 50 млн рублей.

В планах у Муллина — мемориальный комплекс, посвященный павшим нижнекамцам в зоне СВО. Строительство наметили на следующий год. Помимо этого, градоначальник грезит о большом музее для ветеранов Великой Отечественной, Афганской и чеченской войн, куда отправятся все реликвии, которые есть у города.

Отдельно Муллин высказался о попытке «врагов» внести разлад в общество. «Достаточно серьезная идет атака через медиапространство, — сказал он. — Это желание наших врагов привнести что-то чуждое для нас. Это конфликт между людьми, нациями, религиями». Наша задача, отметил Муллин, — сохранить территорию безопасной.

«Сегодня у нас идет большая стройка, много приезжих — работают порядка 15 тысяч ребят не только из России, но и из стран СНГ, — высказался по приезжим градоначальник. — Нижнекамск всегда был многонациональным — около 50 национальностей живут на территории города, здесь каждый должен найти себе место. Поэтому прошу Дом дружбы народов и религиозных деятелей — больше общайтесь, встречайтесь. Духовно-нравственное развитие и возрождение для нас в приоритете». Напомним, что недавно серьезный общественный резонанс получила массовая драка возле кафе «Султан» с участием приезжих рабочих.

«Сегодня у нас идет большая стройка, много приезжих — порядка 15 тысяч работает ребят не только с России, но и из стран СНГ. Поэтому прошу Дом дружбы народов и религиозных деятелей — больше общайтесь, больше встречайтесь. Духовно-нравственное развитие и возрождение для нас в приоритете» «Сегодня у нас идет большая стройка, много приезжих — работают порядка 15 тысяч ребят не только из России, но и из стран СНГ. Поэтому прошу Дом дружбы народов и религиозных деятелей — больше общайтесь, встречайтесь. Духовно-нравственное развитие и возрождение для нас в приоритете» Фото: «БИЗНЕС Online»

Грезы о статусе столицы нефтехимии

«Мы помним 90-е годы, когда страна стояла на коленях. Мы быстро все забыли и сегодня, к сожалению, пожинаем плоды. Я считаю, что это была большая диверсия в отношении страны и предатели сделают все, чтобы Россия сломалась и рассыпалась», — вспомнил рулевой не простой для страны период. Сегодня, несмотря на статус самого «санкционированного» государства, обогнав Иран, Россия «твердо стоит на ногах» и самодостаточна.

Стабильная экономика, продолжил Муллин, — гарант благосостояния страны и населения. Можно ли таковой считать российскую? Градоначальник считает, что да, экономика страны адаптируется к новым реалиям. В качестве примера он привел химпром, который, как говорится, смог.

«90 с лишним процентов катализаторов — импортного производства. Это основа химической промышленности, без них невозможен синтез. В течение полугода наши предприятия мобилизовались и нашли выход. Сегодня в Нижнекамске работает компания, которая на 80 процентов обеспечивает катализаторами наши заводы», — дополнил свою мысль спикер.

Речь об экономике Муллин завершил наказом президента Татарстана — сделать 2024-й Годом научно-технологического развития. Наука всему голова, и ее последние 20–30 лет в стране «упускали». Поэтому указ Минниханова — отличное подспорье для развития Нижнекамска, который грезит о статусе столицы нефтехимии. Градоначальник уверен, что необходимые ресурсы у города для этого есть.

Сейчас прорабатывается дополнительно два новых маршрута, в том числе на промышленную зону и один маршрут по улице 2-я промышленная. Планируется, что с новым закупом на городских и пригородных маршрутах будет ездить 70-80 автобусов. Конкретные сроки получения новых автобусов в исполкоме пока не называют Сейчас прорабатывается дополнительно два новых маршрута, в том числе на промышленную зону, и один маршрут по улице 2-й Промышленной. Планируется, что с новым закупом на городских и пригородных маршрутах будет ездить 70–80 автобусов. Конкретные сроки получения новых автобусов в исполкоме пока не называют Фото: «БИЗНЕС Online»

Нижнекамск получит в кредит 40 автобусов

Муллин плавно перешел от размышлений об экономике на проблемы муниципального уровня. Он поднял важную тему для Нижнекамска — развитие системы общественного транспорта.

В 2021 году Минниханов подарил Нижнекамску 50 автобусов «ПАЗ Вектор» за 218 млн рублей. Власти республики решили, что городу этого будет достаточно, но Муллин думал иначе. В итоге он добился еще 40 автобусов. Напомним, на ежегодном послании Госсовету РТ Минниханов объявил, что республика приобретет 400 автобусов для некоторых районов.

«Мы не анонсировали, но уже с начала года работаем в этом направлении. Изначально не было такой программы, потому что у нас уже автобусы были, но мы смогли убедить министерство транспорта и руководство республики, что нам необходимо зайти и получить еще дополнительно 40 автобусов, чтобы дополнить и обновить маршруты, заменить старые автобусы», — поделился успехом градоначальник. Правда, программа подразумевает бюджетный кредит и Нижнекамску придется расплатиться за новые автобусы.

«Надо, чтобы они парковки убрали и сказали: «Ребят, на работу только на общественном транспорте!»

Ожидается закуп 40 автобусов большой вместимости — 34 из них выйдут на городские маршруты, 6 будут курсировать на пригородных направлениях. Предварительно, 92-местные автобусы будут марки LOTOS, которую выпускает челнинская компания «Раритэк».

Известно, что сейчас прорабатывается дополнительно два новых маршрута, в том числе на промышленную зону, и один маршрут по улице 2-й Промышленной. Планируется, что с новым закупом на городских и пригородных маршрутах будет ездить 70–80 автобусов. Конкретные сроки получения новых автобусов в исполкоме пока не называют.

В очередной раз Муллин заговорил о трамваях. Он отметил, что руководство города занимается этим вопросом, обращаясь то в Госдуму, то в минтранс РФ. Пользуясь случаем, градоначальник напомнил, почему в Нижнекамске пропала «системность» электротранспорта, намекнув на смещение приоритетов промышленных предприятий.

«Когда город закладывался, это был один цех, одна система. Вот почему сегодня трамваи перестали ездить на промышленные площадки? Изначально они были рассчитаны на перевозку рабочей силы. Но сегодня позиция наших промышленников — держать автобусы. Это, конечно, тоже нас радует. Компании вложили огромные средства на обновление транспорта, и сегодня ездят безопасные и красивые автобусы», — сказал он.

Муллин подчеркнул, что в городе нужно сформировать единую транспортную сеть. В пример он поставил Москву, где тратится более 70 млрд рублей на компенсацию расходов на общественный транспорт. Нижнекамск же по этому показателю вышел за 150 млн рублей за счет дополнительных средств в бюджете.

«Я считаю, что каждый будет думать, насколько ему необходим личный транспорт», — подытожил эту тему градоначальник.

«Сегодня мы порядка 50 километров взяли бесхозных сетей в обслуживание.  Износ очень высокий» «Сегодня мы порядка 50 километров взяли бесхозных сетей в обслуживание. Износ очень высокий» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Нижнекамске проблемы с сетями — на их ремонт не хватает денег

Муллин наступил на больную мозоль всех нижнекамцев — затронул тему частых прорывов на сетях тепло- и водоснабжения. Рулевой отметил, что для руководства города тема ЖКХ — это вопрос номер один.

«Сегодня мы порядка 50 километров взяли бесхозных сетей в обслуживание. Ведем переговоры с „Водоканалом“ о возможных совместных проектах. Износ [сетей] очень высокий. К сожалению, те объемы инвестиций, которые были вложены в эти сети, не позволили системно менять их», — посетовал Муллин.

Он напомнил, что за год в городе произошло более 800 прорывов на сетях. В этом вопросе Нижнекамск — рекордсмен в республике. Сейчас «Водоканал» меняет чуть более 1,5% сетей в год, «Татэнерго» — 2%, при таких темпах на полное обновление понадобится 70 и 50 лет соответственно.

«Есть соседний город — Челны. Мы имеем, к сожалению, больше проблем с горячей водой и отоплением. Вот сейчас мы запускаем отопление. В Челнах это делают в течение трех дней, мы запускаем его в течение двух недель. Это такая технологическая цепочка. Мы, к сожалению, не обновились», — сказал городской глава.

Муллин подчеркнул, что важно войти в соответствующую программу. Он отметил, что полученные ранее 390 млн рублей — это капля в море, которая не меняет ситуацию. «В ближайшие 3–4 года мы должны изменить ситуацию. Но это потребует от нас каких-то больших издержек. Мы подумаем, какие это будут источники. То ли федеральные, но их не хватает. Возможно, это будет поддержка республики», — понадеялся градоначальник. Изменения в этой системе могут отобразиться на тарифах. «При тех тарифах, которые сегодня есть, нет возможности обновить сети», — сказал Муллин.

Кроме того, градоначальник отметил, что планирует создать с управляющей компанией трехлетнюю программу. Благодаря такому взаимодействию он хочет решить проблемы отсутствия освещения и улучшить тротуарные дорожные пути.