Что произошло?

«Чудо в пшеничном поле», — так уже начали называть сегодняшнюю экстренную посадку самолета «Уральских авиалиний» Airbus-320, летевшего из Сочи в Омск. На борту находились 170 человек, из них 23 ребенка. Никто не пострадал. 

На подлете к Омску в самолете обнаружили неисправности зеленой гидравлической системы (всего их три), при отказе которой у самолета не работают тормозящие заслонки на крыльях. «Серег, че, серьезно?» — спрашивает диспетчер на опубликованной аудиозаписи переговоров, предположительно, у командира Сергея Белова. «Да, „гидрашка“ зеленая, вытекла полностью», — отвечает тот. 

Пилоты опасались, что им не хватит длины взлетно-посадочной полосы омского аэропорта и самолет на скорости выкатится за ее пределы. Поэтому борт решили развернуть в аэропорт Толмачево (Новосибирск), где полоса длиннее и посадка была бы более безопасной. Но для такого маневра не хватило топлива. В итоге приняли решение сажать воздушное судно в поле. Самолет совершил аварийную посадку в 5:44 мск близ села Каменка в Новосибирской области.

Из-за неисправности зеленой гидравлической системы самолет совершил аварийную посадку в 5:44 мск близ села Каменка в Новосибирской области Из-за неисправности зеленой гидравлической системы самолет совершил аварийную посадку в 5:44 мск близ села Каменка в Новосибирской области Фото предоставлено пассажиром Юрием Нещадимом

Также, по данным телеграм-канала «112», у самолета в небе произошло возгорание одного из двигателей. Но гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что следы копоти — это грязь, которую забросило на самолет во время торможения. Самолет не поврежден внешне, он будет восстановлен и продолжит летать. 

Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что следы копоти — это грязь, которую забросило на самолет во время торможения Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что следы копоти — это грязь, которую забросило на самолет во время торможения Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний»

Нескольким пассажирам понадобилась медпомощь: двоим из-за повышенного давления и приступа бронхиальной астмы, еще двоих направили на рентген с предварительным диагнозом «ушиб». В Доме культуры села Убинское был организован пункт временного размещения. Всем пассажирам рейса выплатят по 100 тыс. рублей.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности полетов. Восточное межрегиональное управление СКР на транспорте возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

Юрий Нещадим: «Экипаж объяснил, как себя вести. Когда мы поняли, что у нас будет экстренная посадка, нам все объявили, панику никто не разводил, в самолете было достаточно спокойно. Мы поняли, что будем садиться экстренно» Юрий Нещадим: «Экипаж объяснил, как себя вести. Когда мы поняли, что у нас произойдет экстренная посадка, нам все объявили, панику никто не разводил, в самолете было достаточно спокойно. Мы поняли, что будем садиться экстренно» Фото предоставлено пассажиром Юрием Нещадимом

«Экипаж действовал профессионально и не разводил панику»

«БИЗНЕС Online» удалось связаться с одним из пассажиров рейса Сочи – Омск, омичом Юрием Нещадимом.

«Какие-то первые звоночки у нас еще при взлете появились, что, возможно, что-то с самолетом не так. Потому что при взлете он начал складывать шасси и были посторонние, нездоровые звуки, — рассказывает собеседник газеты. — Не очень нам это понравилось… Потом взлетели, шасси убрали, и все было нормально. Когда подлетали к Омску, а я спал всю дорогу, честно говоря, меня потом разбудили. Жена сказала: „Послушай, что говорят!“ Экипаж себя вел достаточно профессионально, огромное спасибо всем стюардессам, стюардам и, конечно же, пилотам, которые помогли посадить этот самолет, спасли наши жизни. Благодаря им все остались целыми. Грубо говоря, даже не поцарапался, самолет так мягко приземлился, мы и не заметили этого. Экипаж объяснил, как себя вести. Когда мы поняли, что у нас произойдет экстренная посадка, нам все объявили, панику никто не разводил, в самолете было достаточно спокойно. Мы поняли, что будем садиться экстренно».

Поначалу, по словам Нещадима, четко не объясняли, почему решили лететь в аэропорт Новосибирска. «Сказали, что в Омске плохая погода, но там было нормально… Экипаж действовал профессионально и не разводил панику, — продолжает он. — Когда уже поняли, что до Новосибирска мы не долетаем, нам всем объяснили, как себя вести, посадили крепких мужчин у экстренных выходов, чтобы они смогли открыть люки для выхода пассажиров, и стали готовиться к посадке. Со своей стороны хочу сказать, что, может, не было полноценного понимания происходящего. Я часто летаю на самолетах, раз в месяц минимум, и привык к этому. Внутренние ощущение было, что все нормально. Успокаивал жену с дочкой, маму жены, потому что, если показать, что ты боишься, они бы вообще с ума сошли».

По словам пассажира, после приземления была небольшая паника, люди толпились, чтобы побыстрее покинуть самолет. «Когда спустились из самолета, стюардессы показали, куда бежать, что делать, кого спасать, так скажем, — рассказывает Нещадим. — Нас отвели от самолета на безопасное расстояние и подходить к нему не разрешали ни за вещами, ни за чем. Экипажу огромная благодарность и людям, которые нас встретили, потому что, по ощущениям, не больше 15 минут прошло, когда подъехала первая машина помощи. Первой приехала машина МЧС, пожарные, глава района, в котором мы приземлились. Сам глава подъехал, всем помогал, руководил процессом — огромное спасибо ребятам, такие молодцы! Буквально минут 20, и мы ехали в город, где нас согрели, накормили, напоили, а минут через 40 привезли наши вещи и спокойно раздали».

Затем пассажиров стали развозить. «И, как и обещали, нам сразу сказали, что где-то в 13:30 нас будет ждать транспорт, электричка, всех посчитали, описали — кому, куда, с чем, как, на какой станции кому остановиться. И в 13:30 сообщили, что, действительно, мы можем направляться на ж/д вокзал. Была заминка после этого, но не сильно долго. Я так понял, что приезжали сотрудники СКР и какие-то свои разбирательства проводили, а так все достаточно организованно», — резюмирует Нещадим.

Члены экипажа самолета Airbus A320, командир воздушного судна — Сергей Белов на фото справа Члены экипажа самолета Airbus A320, командир воздушного судна — Сергей Белов — на фото справа Фото: пресс-служба «Уральских авиалиний»

Что известно о самолете и экипаже?

Самолет Airbus A320 с бортовым номером RA-73805 изготовлен в Тулузе (Франция) около 20 лет назад. «Уральские авиалинии» взяли самолет в операционный лизинг в 2013 году. До этого он эксплуатировался двумя арабскими авиакомпаниями. Лайнер имел сертификат летной годности до конца 2024 года. На сегодняшний день в парке «Уральских авиалиний» насчитывается 23 таких самолета.

Командир воздушного судна — Сергей Белов. Изначально СМИ перепутали пилота «Уральских авиалиний» с его полным тезкой. Позже авиакомпания опубликовала фотографию 32-летнего пилота. 

Белов родился в Тбилиси в 1990 году. С раннего детства он мечтал стать летчиком. Его дед был военным штурманом, служил в Североморске. Отец окончил Сасовское летное училище и кировоградские экспериментальные курсы летчиков на Як-40. Следом освоил самолет Ту-134 и уже в 28 лет был командиром экипажа Ту-154. Работал в Екатеринбурге пилотом-инструктором в «Уральских авиалиниях», награжден орденом Трудового Красного Знамени за мужество и высокий профессионализм, проявленные в сложной аварийной обстановке при взлете из аэропорта Одессы в 1989 году. «Я просто не представляю для себя другой профессии и мечтаю продолжить знаменитую летную династию моей семьи», — говорил Белов. 

Вторым пилотом был Эдуард Семенов. Он родился в 1967 году в рабочей семье. Окончил Минское авиационное техническое училище, после учился в Актюбинском высшем летном училище гражданской авиации. В авиакомпании «Уральские авиалинии» работает с 2013 года. Утром пилот позвонил жене и предупредил, что сейчас его рейс будет в новостях, попросил не волноваться. «С божьей помощью посадили самолет. Проявили мастерство — годы работы», — сказал он Mash.

Сейчас телеграм-каналы заполнены видео с благодарностями членам экипажа, в том числе стюардессам, за слаженную работу и сохранение спокойствия. Правда, один из пассажиров успел написать прощальное сообщение своей девушке: «Мы падаем! Я тебя люблю! Прощай, зай».

Невольно вспоминается похожий случай с другим пассажирским лайнером «Уральских авиалиний» в 2019 году, тогда у самолета отказал один из двигателей. Пилотов (Дамира Юсупова и Георгия Мурзина) позже наградили званиями Героев России Невольно вспоминается похожий случай с другим пассажирским лайнером «Уральских авиалиний» в 2019 году, тогда у самолета отказал один из двигателей. Пилотов (Дамира Юсупова и Георгия Мурзина) позже наградили званиями Героев России Фото: http://www.kremlin.ru/events/p...

Невольно вспоминается похожий случай с другим пассажирским лайнером «Уральских авиалиний». В середине августа 2019 года лайнер Airbus A321 выполнял рейс Москва – Симферополь. В первые минуты полета у самолета отказал один из двигателей, позже начал терять обороты и второй. Пилоты решили посадить воздушное судно в кукурузном поле недалеко от взлетно-посадочной полосы столичного аэропорта. На борту самолета было 226 пассажиров, все остались живы. Пилотов Дамира Юсупова и Георгия Мурзина наградили званиями Героев России, членам экипажа вручили госнаграды. Авиакомпания тогда объяснила инцидент птицами, которые попали в оба двигателя. А в этом году в кинотеатрах вышел фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

«У меня папа и мама – татары, это честь!»: подвиг Дамира Юсупова теперь и в кино

«Санкции? Гидрожидкость могла и до санкций вытечь»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают сегодняшнее авиапроисшествие.

Петр Трубаев — генеральный директор АО «ЮВТ Аэро»:

— Можно ли считать отсутствие жертв в этой ситуации счастливым стечением обстоятельств? Если коротко, то да — абсолютно. Потому что если полностью гидросистема отказала, то это очень серьезная аварийная ситуация, при которой мастерство пилота позволило сохранить жизнь всех находящихся на борту.

Можно ли сравнить эту историю с посадкой самолета пилотом Дамиром Юсуповым в кукурузном поле? В какой-то степени — да. Потому что и здесь, и в том случае посадка производилась на неподготовленную площадку в условиях сжатого времени и необходимости быстрого принятия решения. Так что в какой-то степени ситуации идентичны. Хотя сами по себе отказы совершенно разные, естественно.

Можно ли считать сегодняшнее авиапроисшествие частной историей или оно характеризует нынешнюю ситуацию с нашей гражданской авиацией, работающей в условиях санкций? Я бы это не комментировал. Это настолько серьезный вопрос, что… У меня есть свое мнение, но я не хотел бы его озвучивать.


Андрей Литвинов — пилот «Аэрофлота», блогер:

— Отсутствие жертв — всегда счастливое стечение обстоятельств. Это факт. Борт не садится, не плюхается в поле при отказавшей гидросистеме. Самолет садится в поле только в двух случаях: либо у него произошел отказ двух двигателей, либо закончилось топливо. Что, в свою очередь, также приводит к отказу двигателей. Других вариантов нет. Или пожар на самолете. Тогда командир принимает решение садиться. А при отказе гидросистемы не садятся самолеты в поле, это однозначно. Гидросистема послужила толчком к следующим косякам.

Посадка вне аэродрома теоретически предусматривается и документами, и тренировками. Но как можно потренировать летчика садиться в поле? Это уже все чисто индивидуально…

Санкции? Гидрожидкость могла и до санкций вытечь. Это возможный сценарий в самолете. Потому мы изучаем это, проходим тренировки на тренажере. А санкции, не санкции — здесь этого нельзя сказать. Потому что мы изучали, у нас программа при отказе двух гидросистем, есть тренировка на тренажере при таком отказе. Наблюдались и раньше подобные случаи, но с санкциями я бы не стал проводить параллели. Пока подождем немного. Я думаю, что скоро будет расшифровка. Буквально 2–3 дня, там нечего расшифровывать.


Олег Пантелеев — глава аналитической службы «АвиаПорт»:

— Вы знаете, есть поговорка: один раз — случайность, два раза — совпадение, три раза — система. За прошедший 2022 год в гражданской авиации России на магистральных рейсах не было тяжелых авиапроисшествий. Сейчас случился инцидент, не повлекший человеческих жертв. Утверждать, что это не частный случай, а элемент какой-то системы, преждевременно. Будем следить за развитием ситуации.