Как сообщил редакции «БИЗНЕС Online» известный казанский журналист, генеральный директор ИД «АНТ-Медиа» и близкий друг Горлика Геннадий Наумов, Олег Горлик скончался еще несколько дней назад и был похоронен в минувшую среду, 30 мая.

Геннадий Ильич сказал, что его поразило и возмутило, что новая семья Олега Михайловича сделала это втайне, не сообщив никому ни о смерти Горлика, ни о дне похорон, ни о месте, где он захоронен. Наумов напомнил, что Горлик - заслуженный работник автомобильного транспорта Республики Татарстан и Российской Федерации, что он пользовался огромным авторитетом среди транспортников РТ и попрощаться с ним пришли бы сотни людей. Кроме того, Горлик долгое время был республиканским парламентарием, и некролог наверняка подписали бы руководители и Татарстана, и его столицы…

ОДНА ИЗ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ФИГУР

Олег Михайлович был одной из самых известных фигур Татарстана в так называемые лихие 90-е годы. Еще с советских времен он возглавлял транспортное предприятие КПОГАТ-3, а после приватизации стал его владельцем и руководителем.

Депутат Верховного Совета РТ XII созыва, депутат Госсовета РТ в 1995-1999 годах, близкий друг тогдашнего мэра Казани Камиля Исхакова, Горлик оказывал сильнейшее влияние на политику городской администрации и в целом на республиканскую политику. Так, в Верховном Совете РТ он входил в депутатскую группу «Согласие», которая настаивала на том, чтобы Татарстан оставался в составе Российской Федерации.

«ОЛИГАРХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ»

Горлик родился в 1932 году. Он был евреем по матери и белорусом по отцу. Вероятно, смешение разных кровей и поспособствовало тому, что он оказался одним из самых умных - и, как результат, самых влиятельных - людей в Республике Татарстан. По специальности Горлик был экономистом, он закончил казанский финансово-экономический институт.

Трудовая биография Горлика началась в 50-е годы в таксопарке города Бугульмы, куда он устроился водителем. В годы перестройки Горлик быстро открыл свое дело и вскоре стал одним из самых мощных частных перевозчиков республики - к середине 90-х бывший таксист считался одним из наиболее заметных предпринимателей Татарстана и, как пишут федеральные СМИ, даже теневым консультантом правительства республики. А еще хорошим приятелем ряда высокопоставленных республиканских чиновников, среди которых называли первого вице-премьера РТ Равиля Муратова. Именно этим недоброжелатели объясняли успехи Горлика и, в частности, то обстоятельство, что в Казани до начала 2000-х держать сеть частных маршрутных такси разрешалось только КПОГАТ-3.

В 1997 году список обязанностей Горлика неожиданно расширился. Основатель первой в республике частной авиакомпании IDF Михаил Розенштейн после недолгого пребывания во главе госкомпании «Авиалинии Татарстана» отбыл на лечение в Израиль. Затем перебрался в США и факсом сообщил кураторам из правительства и компаньонам, что уходит с поста директора авиакомпании по собственному желанию (обнаружившуюся тут же нехватку 18 млрд. рублей в кассе госкомпании с отъездом директора связать не удалось). Гендиректором авиакомпании IDF и одноименной турфирмы стал Горлик, признанный казанской общественностью олигархом республиканского значения. Как писала в начале 2000-х газета «Коммерсантъ», это мнение укрепили показательные встречи Горлика с Владимиром Гусинским, приезжавшим в Татарстан по делам российского еврейского конгресса.

Московской публике Горлик тоже мог быть известен. Дело в том, что Горлик увлекался беговыми лошадьми. И, например, в 1997 году на московском ипподроме приз среди рысистых пород взял принадлежавший Горлику жеребец Проказник — отпрыск Пируэта и Олигархии.

ВСЯ ЖИЗНЬ - БОРЬБА

В 1999 году Горлик попытался вновь стать депутатом республиканского парламента. 19 декабря он даже разоблачил попытку неизвестных лиц подтасовать результаты первого тура выборов (на одном из участков был обнаружен «дипломат», набитый незаполненными бюллетенями). Но потом махнул на все рукой и направил в ЦИК республики письмо, где сообщил, что «не хочет участвовать в грязной игре, в которой процедура подсчета голосов проходит с грубыми нарушениями и подтасовками».

Но борьбу за бизнес Горлик не прекратил - он был одним из тех, кто сопротивлялся в середине 2000-х реформам рынка перевозок в Казани и даже подавал в суд, считая, что постановление администрации Казани о конкурсе на коммерческие автобусные маршруты нарушает российское законодательство.

В последние годы, однако, Горлик сильно болел и отошел от дел. Тем не менее, совсем недавно, 14 мая нынешнего года, его пригласили в казанский транспортный техникум, где отмечалось 80-летие татавтотранса. На юбилей Горлик прибыл в инвалидной коляске, однако с интересом принял участие в торжествах, где ему подробно рассказали о нынешнем состоянии транспортного рынка. Получилось, что это мероприятие стало для Горлика последним, и он словно попрощался с делом всей своей жизни.

«В ТРАНСПОРТЕ ОН БЫЛ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК. С НИМ СЧИТАЛИСЬ»

Воспоминаниями об известном предпринимателе с БИЗНЕС Online поделились люди, хорошо знавшие Горлика.

Аннета Горлик - дочь:

- Папа был строгий, и мне как старшей дочери всегда попадало. Когда у меня что-то не получалось, он говорил: «Попробуй сама сделать», не решал какие-то проблемы за меня. И сейчас я ему за это очень благодарна. Папа научил меня держать удар судьбы. Поэтому, наверное, у меня такой мужской характер сформировался. Когда я пришла на работу в МВД (где сейчас руковожу ветеринарной службой), он сказал: «Ты помнишь, чью фамилию носишь, чтобы мне не краснеть». Он никогда не говорил: «Делай так – не делай эдак». Он мог сказать: «Я бы так не поступил». Папа привил мне любовь к собакам, думаю, во многом из-за этого я и решила стать ветеринарным врачом. Кстати, вначале у нас с ним из-за этого были разногласия. Он считал, что я и «получше» профессию могла выбрать. Но когда понял, что я занимаюсь своим делом, сказал: «Я ошибался, рад, что ты стала самой собой, ничье место не занимаешь». В детстве он со мной очень много времени проводил. Я буквально выросла в таксомоторном парке: оставалась в гараже, когда в садик не хотелось идти. И моему сыну первому внуку - многое дал. Он очень часто помогал людям. Даже если просто кого-то обрызгал машиной на дороге, выходил – просил прощения, мог денег на химчистку дать. Если встречалась на дороге авария, обязательно останавливался, вызывал скорую, помогал вытащить машину. До последнего дня он не подавал вида, что у него что-то болит, даже утром перед смертью продолжал шутить.

Лариса Горлик - дочь:

- Я благодарна отцу, что он научил меня работать. Он научил меня позитивному отношению к жизни, уважать всех людей, независимо от их положения. Он ко всем относился очень ровно, не делал градацию между людей. Если уж помогал, помогал всем, если любил, то любил всех. Он был очень любящим отцом и дедом. Он был мало того, что папой и дедушкой, у него же трое правнуков растет! Он очень любил детей, гордился ребятами, любил внуков и правнуков. Он залюбливал нас, ни в чем не мог нам отказать, меня лично он никогда не ругал, всегда принимал как взрослого человека. Он и чужим детям много помогал – детдому лаишевскому. Он вообще был очень сентиментальным человеком, особенно в последнее время. Для меня это большая потеря. Хотя мы и не жили вместе в последние годы, но я всегда знала, что он есть, он был главой семьи, на нем все держалось. Трудно потерять такого человека, мне его очень не хватает, такая пустота в душе образовалась.

Александр Вельдер - вице-президент татарстанской еврейской автономии:

- Он был одним из первых, кто в начале девяностых возрождал еврейскую общину в Казани. В 1995 году нам вернули синагогу на улице Профсоюзная, единственную сегодня в Казани, и одним из инициаторов этого был именно Горлик. Он руководил попечительским советом и благодаря его усилиям, работоспособности и настойчивости синагога была отремонтирована и восстановлена. Он стоял у истоков возрождения еврейской жизни в Казани.

Перед смертью он не болел, и в какой-то мере это известие стало для меня неожиданным. Его похоронили в четверг на центральной алее Арского кладбища. Проститься с ним пришло, наверно, около ста человек.

Асфан Галявов - генеральный директор МУП «Метроэлектротранс»:

- В транспорте он был великий человек. С ним считались. Прежде чем принимать какие-то решения, с ним советовались. Сам лично я с ним не работал, ни в его подчинении не был, но знаю, что все относились к нему с уважением. В 1980-90 годы его АТП-3 занималось перевозками продуктов питания и обеспечивало продовольствием всю Казань. На этом он и сделал свою карьеру и «поднялся», потому что продукты в те времена были дефицитными, все обращались к нему за перевозками и у него всегда были продукты, даже те, которых, наверное, не было даже у некоторых влиятельных людей.

А потом, когда развалился Союз, магазины стали возить продукты самостоятельно, необходимость в специальном грузовом транспорте отпала. И примерно в 1997 году он переориентировался на пассажирские перевозки, закупил автобусы и работал очень неплохо. Он первый человек, который из коммунального предприятия создал частное транспортное предприятие. Вначале он был единственным частным перевозчиком в Казани, потом появились и другие.

Леонид Штейнберг - гендиректор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Транс»:

- Когда Олег Михайлович занимался серьезным бизнесом, грузовыми, пассажирскими перевозками, когда был здоров, он мне помог встать на ноги. Его машины выполняли наши заказы, он рассказывал, помогал. Очень жалею, что не смог приехать на его похороны. У каждого человека есть положительные и отрицательные черты – он был волевой, жесткий человек. Он делал много нового в пассажирских перевозках, был одним из первых «международников». Большие объемы перевозок выполнял, его люди работали очень достойно. Особенный был человек, в одном интервью о нем не расскажешь. Активный работник сферы транспорта. Много помогал людям, помогал синагоге, водителям своим, социальные вопросы решал. На период своей активной работы он был новатором инициативным человеком, был депутатом. О нем у меня остались только хорошие воспоминания.

Михаил Скоблионок - глава татарстанской еврейской национально-культурной автономии и гендиректор ЗАО «ТАКПО»:

- Один из самых первых автомобилистов в республике. Он начинал водителем – возил начальника второго автохозяйства Розенберга (потом им стал командовать Камалеев) и дошел до руководителя автохозяйства, был депутатом Верховного Совета. Ему должно было исполниться 80 лет. Что я могу сказать? Все мы смертны, все уходим. Человек характерный был, непростой. Мы с ним познакомились, когда мне было 14 лет. Это было 50 лет назад, представляете? Я дружил больше с Розенбергом, который меня познакомил с Горликом. В последние годы мы с ним общались по еврейским делам. Мы собирались в синагоге, он принимал активное участие в восстановлении, ремонте синагоги. Все старое поколение евреев Казани он организовывал, помогал собирать средства на ремонт, применял свои связи и возможности, чтобы нам быстрее восстановить синагогу. В последние годы он, конечно, постарел, в синагоге появлялся изредка по праздникам.

Юрий Алаев – журналист:

- Горлик начинал таксистом в Бугульме, был резан и бит, поднялся, обнаружил оргталант и ту любовь к деньгам и следующей за ними относительной независимости, которая удваивает и талант, и энергию... Много чего сделал, незаурядный был человек.

Семен Гершиков - друг Олега Горлика:

- Когда началось наше знакомство, я еще был слишком молодой, а он был водителем на служебной машине. По мере нашей дружбы с Олегом Михайловичем он знакомил меня со многими своими друзьями, которые на то время занимали высокие посты в республике, и это превратилось в мою многолетнюю дружбу с ними. А когда я стал работать замгендиректора мехового объединения и мне по роду службы необходимо было отправлять и получить в большом количестве железнодорожные контейнеры, дружба превратилась и в деловые отношения. У меня была служебная «Волга», а в то время обслуживать машину было большой проблемой, так вот при наличии такого друга у моего служебного автомобиля не было больших проблем. До последнего времени, если у меня возникали проблемы, я всегда ехал к нему посоветоваться. И он всегда не просто давал совет, а принимал участие в решении вопроса.