ПОКУПАТЕЛЕМ ОКАЗАЛСЯ ПРОДЮСЕР

Светлана Колина - вдова выдающегося казанского художника Геннадия Архиреева, приняла решение продать почти 40 картин мужа в частную коллекцию. Прямо скажем, работы оценены минимум миниморе: по информации знакомого с ситуацией источника «БИЗНЕС Online», речь идет не более чем о 70 тыс. рублей за каждую. Таким образом, стоимость всей коллекции 2,5 - 2,8 миллиона рублей.

Коллекцию намерен купить Кирилл Якубовский - совладелец «М2М Прайвет банка» и популярной среди состоятельных москвичей сети гастрономов «Азбука вкуса». Якубовский вместе с партнерами в 1996 году основал Экспобанк, который в 2008 году был продан британскому Barclays за $750 млн. В марте 2008 года Андрей Вдовин, Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро потратили часть средств, вырученных от продажи Экспобанка, на покупку 25% + 1 акции сети супермаркетов премиум-класса «Азбука вкуса». Оборот сети, состоящей из 50 магазинов в Москве и Московской области, в 2010 году составил свыше 17 млрд. рублей.

Интересно, что Якубовский был одним сопродюсеров фильма «Голубка», в основу сюжета которого была положена история Архиреева. Видимо, тогда он и положил глаз на работы казанского художника. По информации источника «БИЗНЕС Online», он действует через посредника, который и ведет переговоры с Колиной. Тем временем, очевидно, что реальная стоимость коллекции Архиреева – намного больше…

ГРУЗОВИК ПРИЕХАЛ

Архиреев, хотя и родился на Свияжске, все-таки считал себя коренным казанцем. Поэтому на его полотнах казанские дома и улицы часты и узнаваемы. По сути, его можно назвать летописцем непарадной, исчезнувшей Казани.

Жизнь его не баловала – он родился в 1949 году в сталинском лагере, мать, которой было тогда двадцать лет, была репрессирована. До ее освобождения он находился на Свияжске в детском доме для ребятишек «врагов народа».

И хотя детские воспоминания иногда бывают непрочными, одна деталь врезалась в память – это грузовик. Эта машина-призрак появляется на многих полотнах художника и вырастает в символ эпохи репрессий. Грузовик, на котором возили арестованных. Грузовик, который загоняли в гараж и включали мотор, чтобы не было слышно криков людей, которых расстреливали. Грузовик у Архиреева – символ наступающей беды.

Ему был чужд гламур, его работы, скорее, можно назвать отчасти маргинальными. Но это отнюдь не упрек. Это – его суть, когда видишь мир так, как видишь и не стараешься его приукрасить. Как бы там ни было, художник, который начал выставлять свои работы еще в 1970 году, когда на вернисажах царили «Строители КАМАЗа» и румяные доярки, был одной из самых значимых фигур казанского андеграунда.

Одна из самых любимых улиц Архиреева была Подлужная, здесь он прожил почти двадцать лет. Это был его Монпарнас и его Монмартр. Подлужная была в свое время улица особенная, там дома просто сползали к Казанке, любовались своим отражением в реке. И, глядя на работы Архиреева, словно чувствуешь запах воды и смолы. Смолы, которую варили по весне на берегу, во дворах Подлужной, чтобы просмолить к сезону лодки.

IMG_9437.jpg
Светлана Колина не от хорошей жизни решилась продать коллекцию работ мужа

СИРЕНЕВЫЙ СУМРАК

Архиреев очень любил писать сирень. Она на его полотнах в разных вариантах появляется часто. Увидев один из «сиреневых сумраков», директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сравнил архиреевскую сирень с аналогичной картиной Михаила Врубеля.

Когда смотришь на сирень Архиреева, в этих пышных ветках хочется утопить лицо. Его сирень – мистическая и чувственная.

Еще он очень своеобразно умел писать лунный свет. Он у художника ложится не бликами, а как будто рождается из воздуха и сквозь него просматриваются предметы. Вообще же у Архиреева трудно найти откровенно мажорные работы, на всем лежит налет грусти и раздумий.

Он никогда не думал о пиаре и не занимался продвижением своих работ. Тем не менее, они есть в галереях Голландии и Шотландии, он выставлялся в Лондоне, Амстердаме, Брюсселе, Дублине. Однажды произошел курьезный случай. Один из руководителей Третьяковской галереи, увидев портрет жены Архиреева искусствоведа Колиной и его автопортрет, предложил продать эти работы Третьяковке. Художник отказался, мотивировав тем, что в Третьяковке работы, скорее всего, будут "скучать" в запасниках, а сейчас их хоть народ видит.

«ГОЛУБКА» ПРИЛЕТЕЛА

Не так давно о жизни Архиреева, об истории его любви и женитьбы на Колиной режиссер Сергей Свинцов снял фильм «Голубка». Сценарий был написан по рассказам Светланы. Она же снялась в нескольких эпизодах ленты, главные роли в которой исполнили Инга Оболдина и Александр Коршунов. Фильм вышел на экраны уже после того, как после тяжелой болезни художник ушел из жизни.

Малобюджетная (всего около $300 тыс.) «Голубка», получила специальный приз «Серебряная ладья» на фестивале «Окно в Европу» и приз гильдии кинорежиссеров России «За многообещающий дебют в режиссуре» на XIV международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер». За участие в создании ленты Колиной заплатили 4 тыс. рублей…

И хотя «Голубка» - фильм художественный, и в нем есть некоторая доля вымысла, в финале ленты показаны реальные работы Архиреева.

НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

Вдова художника – женщина не очень здоровая и отнюдь не купающаяся в роскоши. На лечение, на бытовые нужды нужны деньги. Не от хорошей жизни она решилась продать коллекцию работ мужа.

Что такое для Казани сумма в три миллиона рублей? Об этом даже говорить несерьезно! Но реальная угроза, что коллекция Архирева навсегда будет потеряна для его родного города, а дальше вообще может разойтись по разным странам и коллекционерам, существует.

Беда Архиреева, что он никогда не был медйиным человеком, его имя никто не раскручивал, как это случается с некоторыми его менее одаренными и самобытными коллегами. Но арт-рынок знает немало чудес. Писавший в свое время на клеенках в духанах и получавший за это всего лишь ужин Нико Пиросмани сейчас - один из самых дорогих художников. Вполне вероятно, что такая история может случиться и с работами Архиреева, только Казань уже потеряет его коллекцию…

IMG_9477.jpg
Архиреев очень любил писать сирень. Увидев один из «сиреневых сумраков», Михаил Пиотровский сравнил архиреевскую сирень с аналогичной картиной Михаила Врубеля

«АРХИРЕЕВ – ЭТО ДОСТОЯНИЕ КАЗАНИ»

Реально ли сохранить работы Архиреева в Казани? Вот что об этом думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Ольга Пиульская - руководитель центра «Эрмитаж-Казань»:

- Казанские музеи вряд ли купят коллекцию. И город вряд ли купит. Для кого? Если у вдовы плохая ситуация с деньгами, наверное, стоит продать картины. Пусть хранятся у какого-нибудь коллекционера, так сохраннее будут.

Зуфар Гимаев - председатель союза художников РТ:

- Это было бы здорово, если бы город купил коллекцию работ Геннадия Архиреева. Он был не последний художник у нас в Казани, можно сказать, что очень хороший. Удивительно, это признают художники самых разных направлений – и реалисты, и формалисты. Мы его ценили и при жизни, и еще больше стали ценить после смерти. Потому что при жизни он многие картины не показывал никому, а сейчас мы увидели много его совсем неожиданных работ. Их надо сохранить в Казани.

Яков Вайсфельд - заведующий отделом ГМИИ РТ:

- Я знаком с творчеством Геннадия Архиреева еще с семидесятых годов прошлого века. Надо сказать, что оно не всегда было в чести у официальных структур. Много его работ разбросано по казанским семьям, что касается коллекции, которой владеет вдова, она, конечно, должна храниться в одних руках и в Казани. Архиереев – это достояние Казани! Купить коллекцию должен или музей, или город. Но наш музей давно уже ничего не покупает, нет денег. Город? Не знаю… Если бы что-то зависело от меня, я бы сказал определенно: коллекция должна храниться в Казани.