Сергей Собянин и Сергей Когогин запустили на Московском автомобильном заводе (бывший Renault) серийное производство нового автомобиля, седана «Москвич 6» Сергей Собянин и Сергей Когогин запустили на Московском автомобильном заводе (бывший Renault) серийное производство нового автомобиля — седана «Москвич-6» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Как Собянин и Когогин поднимают «Москвич» «на ноги»

«Москвич» побеждает, можно уверенно сказать, что завод «встал на ноги» — на сегодняшней церемонии мэр Москвы Сергей Собянин не жалел хвалебных эпитетов. В понедельник градоначальник и гендиректор КАМАЗа Сергей Собянин запустили на Московском автомобильном заводе (бывший Renault) серийное производство нового автомобиля — седана «Москвич-6». Релиз правительства Москвы об этом событии напоминает скорее не информационное сообщение, а рекламу. Машину здесь расписали как «вместительный и практичный автомобиль для комфортных ежедневных поездок». Рядом — табличка с техническими характеристиками автомобиля, перечислением комплектаций и указанием даты старта продаж — октябрь 2023 года. Пожалуй, не хватает только данных о дилерских центрах.

При этом самой главной информации ни завод, ни власти Москвы предпочли не раскрывать. Во-первых, неясно, сколько будет стоить автомобиль. Напомним, «Москвич-3», который уже производится, в начале августа подорожал сразу на 11%. Сейчас кроссовер стоит от 2,2 млн рублей за версию с бензиновым двигателем и от 3,95 млн рублей за электрическую модель («Москвич-3е»). Можно предположить, что «Москвич-6», как «старшая» модель, обойдется дороже.

Во-вторых, ни слова не сказано о том, что «Москвич-6» — это, по сути, копия китайского автомобиля JAC Sehol Yao, или в дорестайлинговом варианте Sehol A5 Plus. Впервые «обрусевшего» китайца представили общественности еще 4 августа на московском форуме «Такси» в характерной желтой ливрее, а сегодня — спустя месяц — с помпой объявили о старте серийного производства. Сейчас JAC Sehol A5 Plus можно найти на одном из порталов с объявлениями по цене 2,3 млн рублей. Внешне машины отличаются «только логотипами», отмечает Autonews.

«Год борьбы за выживание показал, что „Москвич“ побеждает. Год назад здесь были пустые цеха, сегодня уже произведено 26 тысяч машин. Мы прошли период изменения всей логистики, новой комплектации, технологии, машины; преодолели санкционное давление, конкуренцию со стороны других производителей и сегодня можем с уверенностью сказать, что „Москвич“ встал на ноги», — заявил Собянин.

Энтузиазм, которым пышет мэр Москвы, понятен. Церемония — это не только реклама продукции завода, принадлежащего городу, но и в каком-то смысле часть предвыборной кампании градоначальника. Выборы главы города пройдут уже в конце недели, 8–10 сентября.

«Москвич 3», который уже производится, в начале августа подорожал сразу на 11%. Сейчас кроссовер стоит от 2,2 млн рублей за версию с бензиновым двигателем и от 3,95 млн рублей за электрическую модель («Москвич 3е») «Москвич-3», который уже производится, в начале августа подорожал сразу на 11%. Сейчас кроссовер стоит от 2,2 млн рублей за версию с бензиновым двигателем и от 3,95 млн рублей за электрическую модель («Москвич-3е») Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Пока китайская копия, а к 2025 году обещали локализацию

Отдельно мэр поблагодарил коллектив завода, его управленцев и КАМАЗ, который «вложился в этот проект и поддерживает его на должном уровне». Напомним, челнинский автозавод является технологическим партнером «Москвича». Официально об этом не говорится, но очень вероятно, что именно КАМАЗ вел переговоры о производстве «Москвичей» со «знакомым» заводу китайским партнером JAC. «Это был первый этап. На втором нам необходимо будет увеличить комплектующие, производимые в России, локализацию. На третьем этапе — создать собственную платформу уже полностью российской машины. Надеюсь, мы эти этапы пройдем», — подчеркнул Собянин на церемонии. Совместно с ПАО «КАМАЗ» идет разработка собственной платформы российского электромобиля.

При перезапуске завода «Москвич» в рамках специального инвестконтракта с минпромторгом РФ взял на себя обязательства по локализации компонентов. Речь идет как об автомобилях с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), так и об электрической версии. Не секрет, что сейчас машины собирают из поставляемых из Китая автомобильных компонентов. По похожей схеме в ноябре 2022 года перезапустился завод «Соллерс» в Елабуге (бывший Ford). Предприятие тоже стремится к локализации, в июле запустило производство двигателей.

Был Renault – стал «Москвич»: французский концерн ушел из России, а завод оставил государству

О том, как идет локализация «Москвичей», Собянин сегодня говорить не стал. Но ранее правительство Москвы обещало, что к ноябрю 2023 года завод выйдет на тот же уровень локализации, что был у закрывшегося Renault. Полную локализацию производства обещали к 2025-му. В апреле «Москвич» без особых деталей отчитывался, что «активно» работает над повышением уровня локализации. Открытый вопрос, насколько готовы к полной локализации своих автомобилей китайские партнеры. И не для стимулирования ли их понадобилось с 1 августа повышать утильсбор?

На втором этапе, в конце 2023-го – начале 2024 года, параллельно с DKD (крупноузловая сборка) будет начата мелкоузловая сборка (CKD), а уровень локализации вырастет за счет привлечения более широкого пула российских поставщиков автокомпонентов (кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы и т. д.). Подготовка к этому этапу началась осенью прошлого года, написал сегодня главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Отдельно мэр поблагодарил коллектив завода, его управленцев и КАМАЗ, который «вложился в этот проект и поддерживает его на должном уровне» Отдельно мэр поблагодарил коллектив завода, его управленцев и КАМАЗ, который «вложился в этот проект и поддерживает его на должном уровне» Фото: t.me/mos_sobyanin

Что предлагают россиянам? 4,5-метровая копия JAC A5 Plus/Sehol Yao, который выйдет на рынок с 1,5-литровым мотором в 136-сильном и 174-сильном вариантах. В первом случае в паре с мотором работает вариатор, во втором — роботизированная коробка передач. Максимальная скорость составляет 170 километров в час, объем бака равен 55 литрам.

Автомобиль планируют выпускать в трех комплектациях — «Стандарт», «Комфорт» и «Престиж». Базовая включает приборную панель с экраном диагональю 3,5 дюйма, аудиосистему и мультимедиаэкран диагональю 10,4 дюйма. В нем есть возможность подключения к смартфонам по протоколам Apple CarPlay и Android Auto. Есть круиз-контроль, система бесключевого доступа, дистанционный запуск двигателя, камера заднего вида и датчики парковки. Помимо того, у этой модели светодиодная оптика, кожаная обивка салона, кондиционер, а также есть функция подогрева передних сидений и многие другие элементы.

В более дорогих комплектациях появятся люк с электроприводом, цифровая приборная панель с цветным экраном диагональю 7 дюймов, климат-контроль, система кругового обзора, атмосферная подсветка салона и подушки безопасности занавесочного типа (шторки безопасности). Кроме того, будут системы предупреждения о поперечном движении сзади (CTA), столкновении сзади (RCW), опасности при открытии дверей (DOW) и система контроля слепых зон (BSW). «Москвич-6» будет доступен в черном, белом, сером, красном, синем цветах. «Он подойдет как для частных покупателей, так и для использования в качестве машины такси, каршеринга или служебного автомобиля», — рекламирует машину сайт правительства Москвы.

Автомобиль планируют выпускать в трех комплектациях — «Стандарт», «Комфорт» и «Престиж» Автомобиль планируют выпускать в трех комплектациях — «Стандарт», «Комфорт» и «Престиж» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

«Понятно, что нам как потребителям цена не подходит и брать мы его не будем…»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты оценили старт серийного производства нового «Москвича» и порассуждали, будет ли машина пользоваться спросом.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Я скорее спокойно-оптимистично отношусь к новости. Завод работает — это хорошо. По данным Сергея Семеновича [Собянина, мэра Москвы], произведено 26 тысяч машин. Но я, к сожалению, не знаю, насколько они соответствуют действительности. Если так и есть, то, наверное, это неплохо, но до полной загрузки предприятия еще очень далеко.

Потом, эти машины («Москвичи» — прим. ред.) ведь нужно не только выпускать, но и продавать. Торговая сеть развивается, автосалонов становится все больше. Однако пока автомобилей продано не так много. Для любого производителя количество произведенных машин всегда больше, чем число проданных. И на коротком плече, на котором мы смотрим на «Москвич», очень трудно оценивать эту динамику. Потому что машины нужно произвести, развезти по автосалонам. Сейчас идет процесс наполнения сетей, и сделать однозначный вывод, насколько они удачно продаются, трудно. Нужно подождать и посмотреть на дальнейшую динамику.

Сейчас самый дешевый «Москвич-3» продается за 2,2 миллиона рублей. Соответственно, минимальная цена на «Москвич-6», я предполагаю, будет 2,4–2,7 миллиона рублей на базовую комплектацию. Оснащена она хорошо. Правда, стрелочные приборы, но зато есть обогрев сидений, мультимедиа 10 дюймов, подушки безопасности, система стабилизации и прочее. В этом классе сейчас конкурентов как раз немного. По большому счету это, наверное, автомобили производства калининградского «Автотора» — BAIC U5 и EU5. То есть седаны, которые ближе к таким машинам, как Hyundai Elantra и KIA Cerato. Причем «Москвич-6» — это не седан, хотя его называют седаном. Это лифтбек, у него подъемная задняя дверь, поднимается вместе со стеклом, обнажая вход в салон, и там большой багажник объемом 540 литров.

Нужны программы помощи покупателям, потому что у многих людей нет денег на такую машину. Поскольку подписан специнвестконтракт с правительством и расписана программа локализации, я надеюсь, эта машина будет [продаваться] по программе льготного кредитования.

Какие ошибки нужно учесть? У «Москвича-3» не совсем оптимально была русифицирована мультимедийная система. Я думаю, сейчас это поправлено. Надо смотреть, насколько успешно эти машины будут ездить по нашим дорогам. Тогда мы сможем сказать, подходит ли автомобиль под наши условия эксплуатации.


Вячеслав Субботин — автор и ведущий программы «Минтранс»:

— То, что Сергею Собянину с группой менеджеров удалось в самые короткие сроки переориентировать производство, — они большие молодцы. Перенастроить оборудование, договориться о поставке комплектующих — огромная работа. Им удалось это чуть больше чем за полгода. Невероятно быстрые сроки даже для отверточной сборки.

Понятно, что нам как потребителям цена «Москвича» не подходит и брать мы его не будем. «Москвич-6» будет стоить в районе 4 миллионов рублей. Будем брать китайский аналог JAC, он будет дешевле. У Собянина как производственника есть ресурс по распределению этих автомобилей — его же городские предприятия. На сегодняшний день это единственный путь для того, чтобы производство стартовало и развивалось. Нельзя с этим автомобилем сейчас войти в рынок. Как только ты войдешь в свободную конкуренцию, китайские производители начнут демпинговать и ты не выживешь, даже если будешь хорошие автомобили делать.

Нужно цену понизить, [чтобы россияне начали покупать «Москвич»], но ее можно понизить, когда эффективность производства будет высока. Цена для такой машины должна быть такой же, какой была до политических событий, — примерно 1,5 миллиона рублей.

Локализация за год не под силу ни одной компании мира. Потому что нужно построить производство коробок передач, двигателей, штампов, покрасочное производство… Агрегатная часть должна быть налажена, а ее нет. Все производства так и начинаются: сначала завозится, отрабатываются технологии, продажи, сервис (инфраструктура), а потом налаживается производство комплектующих. Постепенно будем делать, и тогда цена начнет понижаться. Минимум года три на это понадобится.

«То, что Сергею Собянину с группой менеджеров удалось в самые короткие сроки переориентировать производство — они большие молодцы. Перенастроить оборудование, договориться о поставке комплектующих — это огромная работа» «То, что Сергею Собянину с группой менеджеров удалось в самые короткие сроки переориентировать производство, — они большие молодцы. Перенастроить оборудование, договориться о поставке комплектующих — это огромная работа» Фото: t.me/mos_sobyanin

Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»:

— Положительно оцениваю такое событие, потому что расширение модельного ряда — это всегда хорошо и прежде всего для потребителя. Причем такого, который стабильно будет поставляться в промышленных масштабах, поскольку поставки по параллельному импорту все-таки нестабильные. А здесь «Москвич» — бренд, за спиной которого и КАМАЗ, и правительство Москвы. Думаю, что это долгосрочная программа, которая даст результат.

Волатильность рынка после перепадов цены, который следует за курсом рубля, взлетает. Поэтому спрос на какое-то время падает, потом снова возобновляется. В долгосрочной перспективе сегодня рынок скорее слегка дефицитный по автомобилям, чем избыточный. А краткосрочный — на данный момент машины в автосалонах есть.

Среди моих знакомых есть те, кто ездит на «Москвиче». Каких-то плохих отзывов я не слышу. А чтобы серьезное мнение сформировать, нужно побольше времени. (Вопрос: вы бы купили сами? — прим. ред.) Почему нет. 

На принятие решения купить автомобиль всегда влияет несколько факторов. Безусловно, российский рынок оказался без многих марок, и это способствует продвижению всех оставшихся. Но я считаю, что достоинств «Москвича» вполне достаточно, чтобы и при более плотной конкуренции быть успешным на рынке.