Зачем нужен был разгромный доклад Хохорина в прошлом году? Выступление как раз перед 1 сентября вызвало тогда, по словам наших собеседников, неоднозначную реакцию, со стороны учебных учреждений, которые «в душе» даже чуть-чуть обиделись на критику Зачем нужен был разгромный доклад Хохорина в прошлом году? Выступление как раз перед 1 сентября вызвало тогда, по словам наших собеседников, неоднозначную реакцию со стороны учебных учреждений, которые «в душе» даже чуть-чуть обиделись на критику Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Хохорин отучал школы от укрывательства

Год назад министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин выступил со своим резонансным докладом на августовском педсовете республики. Тогда глава МВД катком прошелся по некоторым директорам школ, обвинив их в сокрытии данных о преступлениях, совершенных подростками. «Укрывательство поставлено на поток», — сокрушался Хохорин.

Знакомые с ситуацией собеседники «БИЗНЕС Online» что в МВД, что в министерстве образования РТ утверждают, что тот разнос не прошел даром. Одним из результатов стало появление (или ускорение появления) нового положения об учете отдельных категорий несовершеннолетних в организациях общего и профессионального образования (от 19.12.2022 №1/3177/17325/22). Согласно ему, в татарстанских школах существенно расширился список несовершеннолетних, стоящих на так называемом внутреннем контроле (ВК). Цифру взятых на карандаш подростков на минувшем педсовете озвучил глава минобрнауки Ильсур Хадиуллин — более 49 тыс. детей на ВК на конец 2022-го – начало 2023-го, что в сравнении с предыдущими годами больше в 8–10 раз (например, в 2018–2019 годах на внутреннем учете состояли 6 557 школьников). Если учитывать, что в РТ всего 486 тыс. школьников, то получается, что сегодня каждый 10-й из них находится на внутреннем контроле.

В учете появилась новая система «маркировки» подростков. Кто-то попадает в зеленую (просто неуспевающие дети из неблагополучных семей), желтую (прогульщики, безнадзорные), красную (ПДН и особо агрессивные дети) зону — это что-то вроде группы по зонам риска, к которой относится подросток.

«Это чистый „внутряк“, о нем никто не знает. То есть ученик никогда не знает, в зеленой ли он зоне, желтой или же красной. Никогда об этом не узнает, равно как и его родители, — объясняет источник. — Для чего это все нужно? Для синхронизации всего управленческого механизма — от классного руководителя до психолога, замдиректора по воспитательной работе, директора и так далее. Чтобы все понимали, какая именно нужна работа с конкретно взятым ребенком, разработали вот эту градацию и значок». 

В минобрнауки на запрос «БИЗНЕС Online» привели статистику на 23 августа 2023 года: из 44 118 обучающихся, поставленных на внутренний контроль, в зеленой зоне — 34 873 ребенка, в желтой — 7 221, в красной — 2 024. В том числе с отметкой «КДН» — 159, «ПДН» — 1 216, с отметкой «семья в ПДН» — 1 395, «семья в базе СОП (социально опасное положение)» — 1 727.

Красная зона (высокий риск):

  • несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН территориальных ОВД РТ;
  • несовершеннолетние, проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
  • несовершеннолетние, участвующие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности;
  • несовершеннолетние, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • несовершеннолетние сторонники скулшутинга, колумбайна*;
  • несовершеннолетние, занимающиеся буллингом.

Желтая зона (повышенный риск):

  • несовершеннолетние, не посещающие или систематические пропускающие занятия без уважительных причин (суммарно 15 дней);
  • несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении (безнадзорность или беспризорность, бродяжничество или попрошайничество);
  • несовершеннолетние, не имеющие гражданства, проживающие в семьях беженцев, переселенцев;
  • несовершеннолетние, проживающие в семьях безработных родителей; несовершеннолетние, систематически (неоднократно в течение 6 месяцев) допускающие неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов образовательной организации;
  • несовершеннолетние, совершившие самовольные уходы из семей, образовательных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, и иные;
  • несовершеннолетние, содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • несовершеннолетние, подвергшиеся буллингу.

Зеленая зона (умеренный риск):

  • несовершеннолетние, неуспевающие по учебным предметам;
  • несовершеннолетние, воспитывающиеся в полных семьях, но проживающих у близких родственников без оформления временной опеки;
  • несовершеннолетние, проживающие с мачехой или отчимом;
  • несовершеннолетние из малообеспеченных семей;
  • дети-сироты, находящиеся под опекой;
  • дети-сироты, воспитывающиеся в замещающих семьях;
  • несовершеннолетние, воспитывающиеся в государственных учреждениях;
  • несовершеннолетние, проживающие в приемных семьях.

В прошлогоднем докладе Хохорин упоминал и об «антирейтинге» школ, практикующих укрывательство преступлений. Целиком этот черный список не раскрывался, но глава МВД отмечал, что в нем всего 61 учебное учреждение, из них 50 «исправились», а в 11 «ничего и не планировали предпринимать». Всего в Татарстане чуть более 1,4 тыс. школ.

Одним из ключевых показателей криминогенной обстановки в школе выступает число учащихся, находящихся на учете в ПДН Одним из ключевых показателей криминогенной обстановки в школе выступает число учащихся, находящихся на учете в ПДН Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Как пояснили в минобрнауки РТ, на начало прошлого года действительно был отдельный список учреждений, «требовавших отдельного внимания». При этом 8 образовательных организаций из «списка Хохорина» входили в так называемый антирейтинг. Что это такое? Это комплексный список, составляемый МВД совместно с минобрнауки (отдельного своего рейтинга, как нас заверили в министерстве, не ведут). В него попадают образовательные организации с высоким уровнем преступности, низким показателем внутреннего контроля, а также наличием фактов укрытия преступлений и правонарушений в образовательной организации, учитываются данные муниципальных районов. Раскрывать этот антирейтинг в минобрнауки не стали, сославшись на то, что он еще только готовится на 2023/2024 учебный год и пока не утвержден. Собеседник из образовательной отрасли отметил, что вряд ли этот сугубо внутренний черный список будут в принципе когда-то оглашать не из-за общественности, а из-за самих школ: начав оценивать по рейтингу, госучреждения склонны «подстраиваться» под запрашиваемые сверху ключевые показатели, а это не идет на пользу ни обучению, ни воспитанию. 

Так или иначе, одним из ключевых показателей криминогенной обстановки в школе выступает число учащихся, находящихся на учете в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних в структуре МВД). Главным образом в него попадают несовершеннолетние, совершившие преступление или административное правонарушение. Это число в последние годы держится на одном уровне. По словам замначальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РТ Ларисы Осиповой, в настоящее время на учете в ПДН состоят 2 тыс. 486 несовершеннолетних, из них 1 926 — это школьники.

По запросу «БИЗНЕС Online» в министерстве выделили 10 учреждений с наибольшим числом пэдээнщиков. Как уточнили в ведомстве, больше всего школ с соответствующим контингентом расположено в Набережных Челнах (55), Советском районе Казани (33) и Альметьевском районе (29 школ).

Данные интересные, но насколько они показательны? Больше всего школьников, стоящих на учете в ПДН, числится в школе №156. Она была открыта в Советском районе в 1994 году. Расположена на улице Чишмяле, в окружении азинских «панелек» прямиком из 90-х. Ее соседями стали лицей №149 и республиканский детский психоневрологический диспансер. Несколько лет назад учреждение  одним из первых в городе открыло ресурсные классы для обучения особенных детей вместе с обычными. По опыту инклюзивного образования школа №156 — это, возможно, один из лидеров города, а то и республики.

Больше всего школьников, стоящих на учете в ПДН, числится в школе № 156. Она была открыта в Советском районе в 1994 году Больше всего школьников, стоящих на учете в ПДН, числится в школе №156. Она была открыта в Советском районе в 1994 году Фото: Максим Кирилов

В целом можно сказать, что 156-я — самая обычная (во многом даже скромная) из множества других городских школ, в чем воочию убедился и наш корреспондент в День знаний. По словам «местных» родителей, никаких нареканий в плане воспитательной работы или режима учебное учреждение у них не вызывает. То же самое говорят и дети. А если вдаваться в детали, то в соотношении к общему числу учащихся (929), доля контингента с отметкой «ПДН» там составит менее 2%.

Есть и другой показатель — численность учащихся на том самом внутреннем контроле. По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» в минобрнауки выделили 10 школ-антилидеров по числу и таких учащихся. Цифры неоднозначные. Больше всего школ по числу учащихся, стоящих на внутреннем контроле, — в Набережных Челнах (80), Альметьевском (63) и Нижнекамском районах (60).

Если смотреть по соотношению «учетных» к общему числу школьников, то, например, в мендеелевской школе им. героя СССР Фомина (самой крупной и одной из старейших в районе) почти каждый второй учащийся стоит на внутреннем контроле, в лицее им. Карпова, расширившемся два года назад и обслуживающем сегодня почти 2 тыс. учащихся из Осиново, Новой Туры, Иваново, — почти каждый пятый, а в казанском лицее №185 — почти каждый 10-й.

В День знаний наш корреспондент побывал и там. Это школа на улице Фикрята Табеева одна из наиболее «свежих» (объективно на фоне той же 156-й), ее открыли в 2019 году. Расположена она в самом сердце ЖК «Весна» и задумывалась для обслуживания данного района. Но, кажется, все пошло не по плану. Заложенная проектная мощность школы — 1 501 школьник. Когда ее с помпой открывали четыре года назад, школа уже считалась самой большой в Татарстане. По предоставленным минобрнауки данным, сегодня в ней обучаются свыше 2,6 тыс. детей. В этом году, как и в прошлом, в нее набрали 15 первых классов. Каких-либо глобальных проблем, связанных с криминогенной обстановкой в школе, родители в беседе с нашим корреспондентом не выделили, не считая пары обстоятельств. Во-первых, очень трудно бывает устроить ребенка в какую-нибудь местную секцию или кружок. Во-вторых, по словам родителей, в 185-й школе учатся не только дети жителей благоустроенного и свеженького ЖК «Весна», но и дети с «окраин» — из Самосырово, Клыков, Константиновки, даже из «Царево Village». В итоге получается большая солянка из детей из разных «районов».

По словам родителей, в 185-й школе учатся не только дети жителей благоустроенного и свеженького ЖК «Весна», но и дети с «окраин», в итоге получается большая солянка из детей с разных «районов» По словам родителей, в 185-й школе учатся не только дети жителей благоустроенного и свеженького ЖК «Весна», но и дети с «окраин», в итоге получается большая солянка из детей из разных «районов» Фото: Максим Кирилов

«Просто цифрами тут оперировать нельзя. Могут быть две абсолютно одинаковые школы, но расположенные в разных микрорайонах. Стоимость жилья порой влияет больше на криминогенную обстановку, чем какие-то другие факторы, — отмечает один из наших экспертов в отрасли. — Есть же еще „нетипичные“ школы, которые специально отбирают детей: Лобачевка, IT-лицей, 131-я, школы-интернаты и так далее. Туда уже сразу мотивированные дети поступают, и там, скорее всего, не будет вовсе правонарушений. Нельзя сравнивать школы только по ВК или ПДН. У некоторых из них даже задачи разные: одни сконцентрированы на обучении, другие заточены на воспитание. Судить надо не по этому, а по тому, какая там в принципе работа ведется. Сама по себе школа может быть в самом конце рейтинга по образовательным показателям, но у них колоссальный упор делается на воспитательном процессе. Все индивидуально».

Из этой же логики: почему в 156-й школе больше всех пэдээнщиков? Либо в школе действительно все плохо, либо, наоборот, «перерабатывают», плотно взаимодействуя с МВД. Почему в 185-м лицее много школьников с пометкой «ВК»? Либо все плохо, либо просто внимательнее относятся к своим подопечным.

9 главных опасностей в школе

Но что стоит за всей этой статистикой? Что реально больше всего угрожает детям в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, мы пообщались с представителями директорского корпуса, общественниками, занимающимися трудными подростками и не понаслышке знающими о криминогенной обстановке в школах, а также самими детьми, трудными и не только — разумеется, на условиях анонимности и с разрешения их родителей. Часть рисков осязаемы, часть до поры скрыты, но оттого не менее опасны. 

За два прошедших года было многое сделано для повышения уровня безопасности республиканских школ. Как рассказали в минобре РТ, только за 2022 год на эти цели потратили свыше 1,1 млрд рублей За два прошедших года было многое сделано для повышения уровня безопасности республиканских школ. Как рассказали в минобрнауки РТ, только за 2022-й на соответствующие цели потратили свыше 1,1 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Шутинг. «Это самая главная опасность на сегодня, по крайней мере самое опасное, что может произойти. Неважно, стоит ученик на учете или нет. Сегодня может быть паинькой, а завтра прийти в школу. Очень важно, чтобы родители контролировали то, в каких соцсетях сидит подросток и с кем он общается, так как именно окружение ребенка влияет на его поведение», — отмечает руководитель «Форпоста» Тимур Камалетдинов, профильно работающий с трудными подростками.

Стоит ли кому-то сегодня напоминать о событиях в 175-й гимназии? Как рассказали в минобрнауки РТ, только за 2022-й на повышение безопасности школ потратили свыше 1,1 млрд рублей. С начала нового учебного года с педсоставом будут проводить учения и тренировки на случай теракта. А для детей, склонных к девиантному поведению, разработали новый порядок работы.

Школьные расстрелы: почему они происходят и как это остановить

Вербовка в курьеры и закладчики. По словам представителя МВД Осиповой, дети часто попадаются на удочку рекламы легкого заработка в «Телеграме». 

Вот реальный пример. В Альметьевском районе телефонные мошенники предложили школьникам подработку курьерами: надо было приезжать к уже обманутым жертвам, забирать у них деньги и передавать их потом заказчику. За такие несложные действия подросткам обещали 10% суммы. Разумеется, детей задержали.

«Мне говорили, что медаль дадут»: о том, как телефонные террористы с Украины разводят россиян, рассказывают жертвы

Еще более распространенный случай —  «подработка» в качестве закладчиков наркотиков.  Наши собеседники отмечают, что заработать там практически невозможно, какими бы обещаниями ни кормили, — наниматели сами же сдадут курьера в полицию. Но, как правило, дети редко задумываются над последствиями, когда им за «несложные» действия предлагают заработок около нескольких сотен тысяч рублей. «Для ребенка это, конечно, вау. И бывает, что первое время платят. Но все рано или поздно будут пойманы, — отмечает наш собеседник из силовых структур. — Главное, не доводить до того, чтобы ребенок пристрастился к легкому заработку, потому что чем дальше, тем хуже. Сначала они за деньги работают, а потом их могут и самих на наркотики подсадить. К сожалению, есть и такие истории».

Как правило, дети редко задумываются над последствиями, когда им за «несложные» действия предлагают заработок в районе нескольких сотен тысяч рублей Как правило, дети редко задумываются над последствиями, когда им за «несложные» действия предлагают заработок около нескольких сотен тысяч рублей Фото: © Валентин Егоршин, РИА «Новости»

Упомянем и завербованных украинской разведкой детей-«диверсантов», которые подожгли релейные шкафы на железной дороге в Дербышках. Аналогичный случай произошел и в Тукаевском районе.

Деструктивные сообщества. Речь, например, об АУЕ (запрещенная в России идеология) или подростковой оргпреступности, громогласно о которых заявлялось еще два года назад. Особенно проблема касалась Закамья, где выявили несколько подростковых группировок, занимавшихся вымогательствами, активно участвующих в драках и прочих злодеяниях. В начале августа СУ СКР по РТ приводили свежий пример: в Нижнекамске недавно накрыли целую конспиративную ячейку юных «ауешников»**, называвших себя «бригадой „Мировских“». Другой пример — 38-летний мужчина прямо из мест не столь отдаленных создал орггруппу из несовершеннолетних, которых подрядил на кражу рельсов, отбойников на территории сразу трех регионов. «Сказать, что этого нет совсем, было бы неправильно. Есть определенный круг, кому это интересно. Но это не в таких катастрофичных масштабах. Слава богу, это наших детей массово не затронуло», — утешает наш собеседник из силовых структур.

Катя (имя изменено — прим. ред.) живет в одном из прилегающих к Казани районов. Девочка из самой простой рабочей семьи, разве что несильно повезло с отцом — он все время пьет, сколько его помнит сама наша героиня, а мама часто не прочь составить тому компанию. Неоднократно шумные застолья заканчивались побоями и, как следствие, визитами полиции. Семья при этом официально не стоит на учете как неблагополучная — по словам Кати, отцу всегда удавалось как-то «договариваться» с блюстителями порядка.

Несмотря на депрессивную обстановку дома, в школе 13-летняя Катя преуспела и шла на красный аттестат с золотой медалью, пока в один момент все не перечеркнул случай. Это был январь 2021 года, по всей стране волнами прокатывались митинги за Алексея Навального (внесен Росфинмониторингом в реестр организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму). Катя никогда особо не интересовалась политикой, но 13-летней девочке стало интересно посмотреть на происходящее вживую. Для этого она специально села в автобус и приехала в Казань из района, а дальше все произошло по известному сценарию. Девочку скрутили, засунули в автозак и отвезли в ближайшее отделении полиции. Там, вспоминает Катя, полицейские на повышенных тонах проводили с ней воспитательную беседу, пока та безуспешно пыталась дозвониться до пьяного отца и матери на работе. «Было очень страшно. Говорили, что теперь поставлен крест на моей жизни, что я никуда не смогу поступить. Общались как с какой-то преступницей», — вспоминает сегодня Катя.

Дозвониться до матери удалось только под глубокий вечер. Она приехала в отделение полиции, на нее выписали штраф, за что Кате пришлось снова выслушивать нотации. Девочку привезли домой, а там все тот же пьяный отец. До воспитательных бесед с ребенком дело так и не дошло, мама уехала на работу, а Катя осталась одна в закрытой комнате. Девочка была в подавленном состоянии, в голове крутились только «наставления» полицейских, подкрепленные матерью, о том, что на ней клеймо, что теперь она никуда не сможет поступить и прочее. Катя совершила суицид.

Врачи вовремя откачали. Но жизнь после этого не стала лучше. Город и школа маленькие, все друг друга знают. Как только Катю стали регулярно таскать на заседания комиссии по делам несовершеннолетних (к тому моменту девочку уже поставили на всевозможные учеты), в школе резко изменилось отношение как сверстников, так и учителей, старавшихся отныне от проблемной девочки держаться подальше. Скоро Катя нашла себе новых друзей, из местных «неформалов», которые часто зависали во дворе с алкоголем и сигаретами. С ними девочка пристрастилась к вредным привычкам, резко поправилась.

Потом девочка оказалась в одном из республиканских лагерей для трудных подростков, где  поняла, что не одинока в своих проблемах, что жизнь на этом не заканчивается. Катя, несмотря на все трудности, сконцентрировалась на учебе, прошлая компания друзей отсеялась. 9-й класс девочка закончила с красным аттестатом. Сейчас ей 16, и она готовится к поступлению в университет. С родителями Катя старается проводить как можно меньше времени, живет у друзей.

Митингующих и сбегающих из дома – в спеццентры: как Госсовет хочет наказать неугомонных подростков

Как правило, вовлечение подростков в деструктивные течения происходит в интернете. В памяти у наших собеседников до сих пор живы пресловутые адепты «ЧВК Рёдан», которые поставили на уши силовое сообщество, но, к счастью, так и остались полувымышленным явлением.

С буллингом сталкивается каждый второй школьник. Причины травли, которая нередка и во взрослой среде, социальны: зависть, агрессия, месть и так далее С буллингом сталкивается каждый второй школьник. Причины травли, которая нередка и во взрослой среде, социальны: зависть, агрессия, месть и т. д. Фото: ru.freepik.com

Буллинг. По данным исследования НИУ ВШЭ, 35% школьников сталкиваются с традиционными формами травли, еще 15% становятся объектами буллинга в интернете (кибербуллинг). Данные бывшего детского омбудсмена Анны Кузнецовой еще более тревожны — с буллингом сталкивается каждый второй школьник. Причины травли, которая нередка и во взрослой среде, социальны: зависть, агрессия, месть и т. д. Как докладывал ранее Тимур Сулейманов, ныне руководитель «Движения первых» в Татарстане, за последнее время случаи буллинга в республике участились, хотя, возможно, эта тенденция объясняется расширением службы психологической помощи.

Драки. Классические разборки в стиле 90-х, «стенка на стенку», до сих пор имеют место быть, просто они редко становятся достоянием общественности. Например, весной прошлого года широко обсуждались кадры, снятые на разъезде Восстания, как с полсотни парней с арматурами и монтировками устраивали драку друг с другом. До этого Казань «прославилась» инцидентом у школы №171, где толпа подростков жестоко и демонстративно избила сверстника. Случай попал на камеры видеонаблюдения.

«Что за тварей воспитали!»: «казанский феномен» возвращается?

Как отмечает один из казанских репетиторов, несколько лет работающий с одаренными подростками, все чаще среди них можно встретить случаи употребления разных стимулирующих веществ Как отмечает один из казанских репетиторов, несколько лет работающий с одаренными подростками, все чаще можно встретить случаи употребления учащимися разных стимулирующих веществ Фото: ru.freepik.com

Антидепрессанты для отличников. Как отмечает один из казанских репетиторов, несколько лет работающий с одаренными подростками, все чаще можно встретить случаи употребления учащимися стимулирующих веществ. Нашему корреспонденту назвали несколько таких лекарств (публикация их названий по понятным причинам никому лучше не сделает), все — из разряда антидепрессантов и нормотимиков. Они рецептурные, но школьники каким-то образом умудряются их доставать в интернете. При постоянном употреблении такие вещества способны  вредить организму, что наша собеседница неоднократно наблюдала воочию.

Токсикомания. Тема не нова, но сегодня она приобрела несколько иную форму. По словам наших собеседников, нюхать клей среди подростков считается «немодным». Используют газ от зажигалок или баллонов для заправки, иногда — дезодорант. Сниффинг (разновидность токсикомании с использованием как раз газа из зажигалок) — явление сравнительно новое, ему от силы года два. В прошлом году один из подростков умер от сниффинга прямо дома, пока в соседней комнате были родители. В этом году девочка погибла на фуд-корте одного из казанских ТЦ, перед этим нанюхавшись газа в туалете.


По словам собеседников, несмотря на эти трагические примеры, сниффинг все еще пользуется популярностью у местных школьников. Вокруг явления уже сформировался даже некий культ со своими правилами и сленгом. Если вдруг вы услышите от ребенка слова типа «мультики» (так подростки называют те самые галлюцинации от вдыхания газа), «мохать» (нюхать газ, клей), «нюхач» или «сниффер», «заяц» (синоним, обозначающий того, кто находится в состоянии наркотического опьянения), то это повод для беспокойства.

Чаще всего опасные «игры» — веяния интернета и наличие свободного времени Чаще всего опасные «игры» — веяния интернета и наличие свободного времени Фото: © Сергей Ермохин, РИА «Новости»

Опасные «игры». Времена, когда прижигали спичками (или бычком от сигареты) кожу в качестве «проверки на пацана», прошли, появились более опасные увлечения. Самое распространенное из них — это «собачий кайф» и иные формы самоудушения для достижения эффекта галлюцинаций и эйфории. Игра чрезвычайно опасная: ей сопутствуют возможные потери зрения, параличи и летальные исходы от «передозировки» удушения. Подобных игр со смертью у школьников масса. Раньше были популярны, например, «Беги или умри» (суть — как можно ближе пробежаться рядом с проезжающей машиной), «Исчезни на сутки» (на слабо уходят из дома), еще раньше можно было слышать о зацепинге (когда дети цепляются за троллейбусы или электрически и катаются на них — таких, к слову, встречал и наш корреспондент на платформе станции Аметьево), руфинге (лазание по крышам), паркуре и т. д.

Алкоголь и курение. Курить сигареты среди подростков уже немодно, в тренде вейпы и электронные парогенераторы. Необязательно при этом, чтобы они были никотиносодержащими. Иногда родители сами покупают их для детей, успокаивая себя тем, что «уж лучше такой, чем с никотином или сигареты». Не теряют актуальности в подростковой среде нюхательный табак и снюсы: «Если покопаться в мусорках около школы, можно найти все эти шайбы». Что касается алкоголя, то тут сложнее в плане его приобретения. Все чаще у школ можно встретить подростков с другими напитками, в основном с энергетиками.

Основной корень всех бед сокрыт в хрупкой детской душе, в которую без соответствующих навыков лучше не лезть Основной корень всех бед сокрыт в хрупкой детской душе, в которую без соответствующих навыков лучше не лезть Фото: ru.freepik.com

Что делать родителям

Если ребенок стал жертвой или, не дай бог, участником какого-то преступления, то ни в коем случае нельзя об этом молчать, говорят наши собеседники. Они советуют обратиться либо в администрацию школы, либо в компетентные органы. Если же речь идет о столкновении с опасностями личностного характера, надо идти к психологу.

Каждая ситуация требует отдельного разбора. Например, по словам Осиповой, превалирование преступлений имущественного характера над остальными объясняется просто — желанием школьников начать зарабатывать. Пропагандируемый в Tik-Tok и YouTube разными блогерами культ денег к этому подталкивает, а легальных возможностей объективно мало — даже в курьеры «Яндекс.Еды» берут только по достижении 18 лет.

Другая причина — избыток свободного времени. Как следствие — «собрания» на фуд-кортах ТЦ, мотания по улицам в поисках сомнительных развлечений. Например, директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков рассказывает, как однажды один их подопечный, который всегда хорошо учился, украл шоколадку в магазине рядом. Стали разбираться в причинах, и выяснилось, что вынесли шоколадку-то от скуки, для развлечения: подростки просто поспорили, кто сможет это сделать, не попав под камеры. Сама шоколадка им не особо была и нужна.

Кроме того, по мнению Шмакова, одна из причин всех бед — низкий престиж профессии учителя. Вводится предмет «Уроки о важном», переосмысляют ОБЖ, в каждой школе по психологу, создают и ставки советников директора по воспитательной работе, а о учителе забывают. Хотя, по мнению эксперта, это база. «Холодный» к проблемам подростка учитель не сможет оградить ребенка от опасностей, а даже, наоборот, способен их усилить. Директор школы «СОлНЦе» уверен, что, если ситуацию не изменить, так и будут процветать частные школы и форматы семейного образования.

«Среди основных причин девиантного поведения можно выделить следующие: наличие проблем в семье, психическая неуравновешенность, социально-педагогическая запущенность, психические переживания, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность», — так ответили в минобрнауки на наш вопрос о причинах девиантного поведения подростков.

Основной корень всех бед сокрыт в хрупкой детской душе, в которую без соответствующих навыков лучше не лезть. По мнению доцента кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ Галины Александровой, неплохо было бы вообще каждому ребенку, начиная еще с детского сада, прививать психологическую грамотность. То же касается и родителей, для которых знание хотя бы базовых законов развития собственных детей — золото.

«Массово наблюдаем пренебрежение родительскими обязанностями, отсутствие интереса к воспитанию детей, нежелание разбираться, вдаваться в тонкости. Все взрослые забыли, что есть такое понятие, как „подростковый возраст“. Собственно, они и сами иногда не совсем повзрослевшие, судя по реакциям. Нужно массовое воспитание родителей, вооружение их теми знаниями, которых не хватает, — отмечает психолог Леонид Армер. — Если мы берем депрессивно-суицидальные чаты, где определенный контингент подростков тусит, то каждый второй рано или поздно произносит фразу: „Я никому не нужен, я не знаю, что у меня будет в будущем“. Когда начинаешь выяснять, что у него дома творится, получается так: „Им на меня наплевать, они заняты своим делом, разводом, работой“. А потом все удивляются: „Ой, вроде бы нормальная семья…“ Да, материально-то нормальная, благополучная, но, когда ребенок просто существует в ней на заднем плане, не удивляйтесь, что его потом из реанимации достают».

«Если ребенок в начальной школе еще все-таки ориентирован на родителей, взрослых, то с годами, к „подростничеству“, он уже больше начинает ориентироваться на среду сверстников. Эта среда начинает формировать его привычки, потребности, интересы. Происходит нарушение баланса между „ориентацией на взрослых“ и „ориентацией на сверстников“. К этому внутреннему дисбалансу добавляется еще и гормональные перенастройки», — объясняет Александрова.

Для родителей в этот период самое главное — не терять связи с ребенком и не вставать на позицию нравоучений, а стараться предоставлять подростку больше самостоятельности при принятии решений. Не сразу отпускать его в свободное плавание, а постепенно давать понять, что его мнение учитывается. Тем более следует воздержаться от прямых запретов. Такой подход, по словам психолога, позволит воспитать в ребенке адекватное восприятие реальности, постепенно поставит его на ноги (все-таки ему рано или поздно придется жить самостоятельно). Держать ребенка на привязи, когда он уже начинает стремиться к свободному плаванию, — только вредить.

Например, если застали с сигаретой в руках, не надо бить его за это по рукам. «А может быть, сходить с ребенком, например, побеседовать с каким-нибудь патологоанатомом, который, извините, вскрывал тело человека, всю жизнь курящего? Чтобы ему компетентные специалисты объяснили пагубность курения. Придумать какое-то нестандартное решение, интересное ребенку, чтобы он сам принял решение», — отмечает психолог. То же самое касается и с запретами на получение информации в интернете — не надо отбирать телефоны, лучше провести беседу об информационной гигиене.

А если ребенок не адаптировался и стал жертвой буллинга? «Главное, не закрывать глаза, как это бывает достаточно часто: педагог делает вид, будто ничего не происходит. А потом удивляемся, почему происходит демонстративная попытка суицида. Некоторые педагоги умудряются даже поучаствовать на буллящей стороне, усиливая проблему. Нужно повышать свою квалификацию, стремиться разбираться», — отмечает Армер.

«Родителям есть смысл попробовать поговорить с классным руководителем. Также в каждой школе есть психолог. Правда, я к ним отношусь очень скептически. К сожалению, они зависят от администрации школы, несамостоятельные», — отмечает Александрова. Кстати, на этот нюанс обращает внимание и Армер: «У нас качество и квалификация психологической помощи и самих специалистов оставляет желать лучшего. Если брать школьных психологов, то для большинства детей это страшный сон. Если смотреть на уровень подготовки школьных психологов, то могу сказать о Санкт-Петербурге, где проводились определенные исследования. По разным оценкам, до 40 процентов школьных психологов [работают] без базового психологического образования. Это те, кто прошел переквалификацию. До этого они были учителями ОБЖ, инженерами, бухгалтерами, — отмечает собеседник. — Умный школьный психолог отправит в районный центр на уровень выше. Тема суицида — это не тема школьного психолога. Должен работать клинический психолог с образованием и опытом, а иначе может получиться черт знает что, как это обычно происходит».

В случае сомнений в компетентности школьного психолога или в запоздалости реакции администрации, классного руководителя родителям не стоит сидеть сложа руки. Надо дать понять ребенку, что он не один, что есть рядом те, кто готов встать на его защиту. Например, объяснить, что травля — это не крах жизни, не трагедия, по крайней мере для него, а трагедия его класса, где все это допускается.

«Вопросы школьного обучения и воспитания очень тесно связаны. И, конечно, родителям нужно следить и за тем и за другим. К сожалению, сейчас, как я слышала, у нас в городе в этом году рекордное количество первоклассников. Получится, что классы большие и внимание учителя на каждого ученика будет минимальным, — отмечает Александрова. — Находясь в серой зоне без внимания учителя, всегда очень высоки шансы попасть под негативные влияния».