Оборот кофейной отрасли в 2022 году составил 54,7 млрд рублей Оборот кофейной отрасли в 2022 году составил 54,7 млрд рублей Фото: ru.freepik.com

«До тысячелетия Казани никакой культуры потребления кофе не знали»

Доля кофеен в общепите Татарстана сегодня составляет 15%. Такую оценку «БИЗНЕС Online» привели в ассоциации рестораторов и отельеров РТ. С учетом оборота всей отрасли — 54,7 млрд рублей в 2022 году — на кофейни приходится 8,2 миллиарда. По запросу «кофейня» портал «2ГИС» выдает более 200 заведений только в столице республики. «Рынок кофеен в Казани и России находится в стадии роста. Выпить кофе — это уже неотъемлемый ритуал почти каждого человека», — говорит исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Галина Шарафутдинова.

Однако так было не всегда. «Слова „американо“ вообще не существовало! Но местные бариста, технологи разрабатывали интересные напитки с молоком, сливками», — вспоминает о кофейной культуре в Казани в 1980-х гендиректор холдинга «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. Тогда в ресторанах был доступен только кофе по-восточному — его готовили в джезве (турке) на горячем песке. Например, в старейшей казанской кондитерской «Лакомка» до сих пор так и делают. Ближе к концу СССР стали появляться рожковые кофе-машины из ГДР и Венгрии, продолжает Гаязов, особенно в заведениях, где часто бывали иностранцы, Доме татарской кулинарии (ДТК) и ресторане при молодежном центре.

Тогда кофе чаще всего приезжал в город уже молотым — зерновой достать было не так просто. Впервые кофе из свежемолотого зерна начали готовить в коктейльном баре в ГУМе, который входил в сетку ДТК. Также казанцы часто ходили пить кофе в кафе «Ял» в Александровском пассаже на улице Кремлевской, которая тогда называлась Ленина. Как рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online» основательница ныне несуществующей казанской сети кофеен «Шиколат» Алена Литовинская, кофе также подавали в кафе «Художник» на пересечении улиц Карла Маркса и Гоголя, где собиралась модная публика.

Ресторанные магнаты: ветераны в Казани, мощные челнинцы и штучные федералы

Бум кофеен в Москве начался в 1995–1997 годах и до Казани дошел с большим опозданием. «В 1990-х рынка общепита в Казани не было. Все стартовало в связи с тысячелетием столицы РТ. До этого никакой культуры потребления кофе не знали», — вспоминает историю Михаил Клопоух, владелец сети ресторанов «По чесноку», который в 2004-м вместе с партнерами открыл кофейный дом «Капитал» возле часов на Баумана.

Бум кофеен в Москве начался в 1995–1997 году и до Казани дошел с большим опозданием Бум кофеен в Москве начался в 1995–1997 годах и до Казани дошел с большим опозданием Фото: «БИЗНЕС Online»

Кофейни того времени чаще всего открывались сразу с легкой едой по демократичным (по сравнению с ресторанами) ценам. Еще до прихода в город федеральных игроков стали появляться местные проекты, владельцы которых вдохновлялись поездками во Францию, Италию, Австрию. Кроме «Капитала», в 2003–2004 годах открылись первые кофейни сети «Шиколат» и «Венское кафе» Литовинской, «Агафредо» Радика Сафина, Cava семьи Аделя Ягудина. Только в 2006-м появилась первая «Шоколадница» на Пушкина. Из существовавших тогда проектов собеседники «БИЗНЕС Online» припомнили также Rombouts на «Черном озере».

Большинство кофеен, которые стартовали в 2000-х, закрылись по той же причине, что и рестораны той волны, — пошли новые волны кофеен, стали появляться спешелти-кофейни.
Михаил Клопоух Владелец сети ресторанов «По чесноку»
Михаил Клопоух владелец сети ресторанов «По чесноку»

Появились кофейные гурманы, вошла в моду демократичная легкая обстановка, а старые кофейни были мрачными и загроможденными, рассказывает ресторатор. Не поспевающие за трендами проекты стали закрываться, а выжили те, кому повезло с локацией и кто успел переформатироваться.

Классика, которая готовится на основе эспрессо, остается неизменной, но стало появляться все больше альтернативных способов заварки: воронка, Hario, аэро-пресс, колд-брю, нитро Классика, которая готовится на основе эспрессо, остается неизменной, но стало появляться все больше альтернативных способов заварки: воронка, Hario, аэропресс, колд-брю, нитро Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

Как Италию потеснили Кения и Вьетнам

В 2013–2014 годах в сфере общепита в Казани начали происходить тектонические сдвиги, как их называет Клопоух. Кофейни, которые открывались в городе с тех пор, принято причислять к заведениям третьей волны.

Кофейные волны — периоды развития кофейной индустрии, которые показывают, как кофе меняет свои позиции в повседневной жизни. Четкой хронологии в их делении нет.

Первая волна зародилась в начале XIX века, когда кофе вошел в активный товарооборот на мировых рынках. Тогда кофе был просто горькой бодрящей жидкостью, вкус которой улучшали молоком и сахаром. Качество напитка не имело значения — важнее было понять, как популяризовать кофе и доставить его в каждый дом. Тренды в технологии обжарки и приготовления кофе задавали французы и итальянцы, зерно чаще всего поступало из Латинской Америки. В начале XX века появился растворимый кофе, а в 1938 году Nestle основал бренд Nescafe.

Вторая волна характеризуется бумом кофемашин и появлением кофеен в формате to go («с собой») во второй половине XX века. Когда растворимый кофе можно было найти на каждой полке, люди захотели чего-то нового. Недовольство потребителей низкокачественным продуктом заставило предпринимателей искать новые решения. Люди заинтересовались процессом приготовления этого напитка, ингредиентами и происхождением. Появились кофейные дома, профессия бариста, сформировались классические кофейные напитки: американо, капучино, латте. Эталонным по-прежнему оставался кофе итальянской обжарки.

Первой кофейней второй волны считается Starbucks, появившийся в 1960-х: там догадались добавлять в кофе сиропы, увеличили долю молока, открыв бесконечную палитру экспериментов со вкусом. Кофе уже необязательно было пить из чашки за столом — его стали брать в бумажных стаканчиках куда угодно.

Она пришла из США в конце 1990-х. Индустрия сфокусировалась на происхождении зерна, экспериментах с его обработкой, на чистом вкусе без добавления молока и сахара. Классика, которая готовится на основе эспрессо, остается неизменной, но стало появляться все больше альтернативных способов заварки: воронка, Hario, аэропресс, колд-брю, нитро. Варьируя степень обжарки, помол, соотношение объема воды и зерна, температуру, время заваривания, энтузиасты добиваются экстракции самых разных оттенков вкуса.

«Спешелти — это кофе, качество которого начинают контролировать чуть ли не на этапе посадки деревьев», — комментирует титулованный бариста и совладелец казанской сети кофеен MIN Миша Хонг «Спешелти — это кофе, качество которого начинают контролировать чуть ли не на этапе посадки деревьев», — комментирует титулованный бариста и совладелец казанской сети кофеен MIN Миша Хонг Фото: «БИЗНЕС Online»

Если раньше можно было слышать только об итальянском кофе (что, кстати, означает стиль обжарки, а не страну происхождения), теперь напитки различаются по странам произрастания: Бразилия, Колумбия, Эфиопия, Кения, Вьетнам — крупнейшие экспортеры формируют так называемый кофейный пояс Земли. Для такого кофе появилось специальное название — спешелти (specialty), что можно перевести с английского как «особый», «специально подготовленный».

«Спешелти — это кофе, качество которого начинают контролировать чуть ли не на этапе посадки деревьев, — комментирует титулованный бариста и совладелец казанской сети кофеен MIN Миша Хонг. — То же самое на этапе сбора, ферментации, обжарки — она более светлая». Кофейни вышли на прямой контакт с фермерами, выращивающими кофе.

Многое зависит и от качества воды: кофеманы устанавливают у себя дорогостоящие системы фильтрации и насыщения кислородом, стоимость которых может доходить до нескольких миллионов рублей. Для третьей волны также характерно использование альтернативных видов молока — соевого, миндального, кокосового и т. д.

Кофейные эксперты Казани считают, что третья волна все еще продолжается. По мнению Хонга, условно четвертой волной кофе можно назвать зарождающийся интерес к спешелти-кофе со стороны традиционных ресторанов, которые по качеству кофе догоняют кофейни. Эту работу, например, с самого начала ведут в кондитерской Smorodina Cakes Яны Гареевой и Натальи Ухановой. Однако, по мнению владельца кофейни «Ботаника» Игоря Зяблова, ориентироваться на кофейные волны уже неактуально. «Сейчас больше решает сервис», — говорит он.

Почти с самого начала открытие новых парков в Казани сопровождается открытием кофейни «Ураган-Сарай» на их территории — всего создано 7 таких точек Почти с самого начала открытие новых парков в Казани сопровождается открытием очередной кофейни «Ураган-Сарай» на их территории — всего создано 7 таких точек Фото: «БИЗНЕС Online»

Запуск кофейни от 2 млн, а самое дорогое в чашке — зерно

Кроме развития индустрии изнутри, не последнюю роль в ее становлении в Казани сыграло создание множества общественных пространств. Почти с самого начала открытие новых парков в столице РТ сопровождается открытием очередной кофейни «Ураган-Сарай» на их территории — всего создано 7 таких точек, в том числе в Присутственных местах в Казанском кремле. Сеть MIN, впервые появившаяся в перезапущенной в 2020 году Национальной библиотеке РТ, также взяла курс на общественные пространства, открыв точки в парке «Черное озеро» и новом IT-парке им. Рамеева. Ну и стоит ли говорить о новых локациях стрит-ретейла от застройщиков — первые этажи заполонили кондитерские и кофейни.

Рыбный лоукостер, русификация «Милано» и ресторан на воде в Аракчино: топ-10 вкусных открытий Казани

Последние два года кофейням приходится бороться с влиянием санкций. «Логистика удлинилась, цены на зерно сильно выросли, — перечисляет проблемы бренд-шеф сети „Нефть“ Эмиль Такиуллин. — Некоторые поставщики отказываются возить, кто-то не может, у кого-то были истории о застрявшем на пару месяцев кофе». По оценкам участников рынка, на фоне санкций цены на продукт выросли на 30–50%, а где-то и вдвое. Это сказалось и на стоимости напитков: если два года назад капучино в спешелти-кофейне можно было приобрести за 190 рублей, то теперь он стоит 230, т. к. зерно составляет почти половину себестоимости чашки.

Сеть MIN, впервые появившаяся в перезапущенной в 2020 году Национальной библиотеке РТ, также взяла курс на общественные пространства Сеть MIN, впервые появившаяся в перезапущенной в 2020 году Национальной библиотеке РТ, также взяла курс на общественные пространства Фото: Андрей Титов

«Мы раньше покупали кофе и говорили, что наш потолок, за сколько мы готовы приобретать хороший кофе, — это до 20 долларов за килограмм, — рассказывает Зяблов. — А сейчас мы говорим, что и за 40 готовы покупать. Обжаренный кофе будет стоить уже 4–5 тысяч». Причем на цену влияют не только санкции и курс валюты: из-за изменений климата выращивать кофе становится все сложнее, отмечают наши собеседники. Поэтому в перспективе цены будут расти даже независимо от курса валюты.

Размер инвестиций в открытие кофейни за последние три года тоже вырос на 20–25%, говорит основатель сети спешелти-кофеен «Диван» Ильдар Габидуллин. «Запуск полноценной кофейни с кухней в 2023-м стоит от 2 миллионов рублей без учета аренды и ремонта помещения. По сравнению с 2015 годом, когда открывались все кофейни, сумма выросла в 2 раза», — привел цифры наш собеседник. Причем 40% от этих инвестиций уйдет только на кофемашину — цены на них начинаются от 800 тыс. рублей. Зато срок окупаемости у кофеен всего 10–12 месяцев против 3–5 лет у ресторанов. «У ресторанов инвестиции побольше», — объясняет Габидуллин. 

На фоне удорожания напитков в заведениях выросла популярность автоматов по продаже кофе, которые теперь называют кофейнями самообслуживания. Согласно объявлениям в сети, запуск такой стоит около 300 тыс. рублей. Предложения по продаже франшизы кофе-точки составляют основную массу по запросу «готовый бизнес — кофейня» в Казани. Случаи продажи полноценных кофеен с посадкой и кухней единичны и расставаться с детищем хозяева не спешат. Например, кофейня Prosto в БЦ «Наутилус» на бульваре «Белые цветы» продается за 5,5 млн рублей, а за кафе Shongut coffee and burgers с кофе и фастфудом на улице Шигабутдина Марджани просят всего 1,5 млн рублей.

По оценкам участников рынка, на фоне санкций цены на продукт выросли на 30-50%, а где-то и вдвое. Это сказалось и на стоимости напитков: если два года назад капучино в спешелти-кофейне стоил 190 рублей, то теперь он стоит 230 рублей, так как зерно составляет почти половину от себестоимости чашки По оценкам участников рынка, на фоне санкций цены на продукт выросли на 30–50%, а где-то и вдвое. Это сказалось и на стоимости напитков: если два года назад капучино в спешелти-кофейне можно было приобрести за 190 рублей, то теперь он стоит 230, т. к. зерно составляет почти половину себестоимости чашки Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

Американцы ушли, а омичи приросли

Громких закрытий кофеен на фоне санкций не произошло. Все это время на рынке Казани остаются федеральные и международные сети — московские «Шоколадница» и Coffee Bean, австрийская Coffeeshop Company. В прошлом году покинула столицу РТ только международная сеть Traveler’s Coffee. Сейчас особенно популярны Skuratov Coffee родом из Омска и Surf Coffee из Калужской области — их собеседники «БИЗНЕС Online» назвали в числе брендов, оказавших самое большое влияние на популяризацию кофейной культуры в Казани. На сегодня у омичей, которые сами обжаривают зерно, 8 точек в столице РТ, а у «серферов» — 7. Популярность ижевской франшизы Coffee Like уже схлынула, но в городе по-прежнему работает 24 точки с таким названием. В то же время появление и уход американского Starbucks кофейная индустрия Казани практически не заметила, говорит Хонг. В «Нефти» отмечают, что благодаря соседству с американской сетью у них в какой-то момент даже выросла выручка, а не наоборот.

Управляющая сети «Шоколадница» в Татарстане Альбина Сафина: «Важно сказать, что скорость осваивания кофейной культуры, вхождения в тренды в Казани значительно возросла за последние годы» Управляющая сетью «Шоколадница» в Татарстане Альбина Сафина: «Важно сказать, что скорость осваивания кофейной культуры, вхождения в тренды в Казани значительно возросла за последние годы» Фото: «БИЗНЕС Online»

В плане развития кофейной индустрии Казань пока отстает от Новосибирска, Екатеринбурга или Нижнего Новгорода, считает управляющая сетью «Шоколадница» в Татарстане Альбина Сафина. «Но важно сказать, что скорость осваивания кофейной культуры, вхождения в тренды в Казани значительно возросла за последние годы», — продолжает наша собеседница. По ее мнению, выйти на федеральный уровень, как это сделал омский Skuratov Coffee, татарстанским проектам мешает неуверенность.

Татарстанские сети молодые, пока неуверенные в силу аккуратного становления рынка кофе.
Альбина Сафина управляющая сети «Шоколадница» в Татарстане
Альбина Сафина управляющая сетью «Шоколадница» в Татарстане

В ближайшие пять лет рынок кофеен в РТ будет устойчиво расти, уверена Шарафутдинова. «Только кажется, что рынок перенасыщен, — добавляет Габидуллин. — Пять лет назад уже говорили, что больше нет смысла открывать кофейни, — с тех пор появился еще десяток хороших заведений». По его мнению, тенденция роста в Казани сохранится благодаря постоянному потоку людей, переезжающих из других регионов, стройке новых ЖК, где тоже нужны кофейни. В других городах Татарстана ситуация иная, отмечает Габидуллин: даже в Набережных Челнах очень редко появляются новые кофейни. 

Кем же представлен рынок Казани? О видных татарстанских проектах кофеен расскажем далее.

1. «Ботаника»

В 2015 году Зяблов открыл в Казани небольшое производство по обжарке кофейных зерен под названием Cupitall — одно из первых в Татарстане. Основатель сам занимается закупкой продукта и часто посещает кофейные фермы, где проводит эксперименты с зерном. Например, сейчас налажено сотрудничество с фермой в Колумбии: Зяблов дважды побывал на плантации, чтобы попробовать две новые технологии ферментации — с участием чайного гриба (комбучи) и молочных бактерий.

«Пробуешь ферментированный и неферментированный кофе и понимаешь, что это вообще два разных напитка. Эти лактобактерии сделали свою работу, создали там много молочной и яблочной кислот, дали вкусу другой профиль. В этом направлении сейчас двигаемся», — поделился Зяблов подробностями. На зерне от «Ботаники» работают многие казанские кофейни, а купить его можно в продуктовой сети «Йола» и на маркетплейсах.

В 2018 году Зяблов открыл собственную кофейню на Жуковского. Изначально ростер (машина для обжарки) находился в самом заведении и посетители могли наблюдать за процессом. Позже от этой идеи отказались, расширив посадку, а производство перенесли. В настоящее время под брендом «Ботаника» работает одно полноформатное заведение, обжарочный цех, кондитерское производство и тренинг-центр. Кофейня очень популярна у казанцев в том числе благодаря своим завтракам. Компания не раскрывает выручку. Одно из ООО «Спешелти Кофе», оформленное на Зяблова и Роберта Шагалеева, принесло в прошлом году 13,5 млн рублей. 

2. «Нефть»

Первая кофейня «Нефть» открылась на улице Декабристов в 2016 году. По словам бренд-шефа Эмиля Такиуллина, проект запускала команда энтузиастов из разных заведений, которые хотели научиться работать с зерном, продвигать кофе и привить людям вкус к нему. Один из идеологов бренда — художник Alesha Art (Роман Колесов), благодаря ему в кофейне можно встретить авангардные полотна и забавный мерч.

«В плане обжарки первые 1–1,5 года оказались сложными: надо было научиться понимать, как работать с зерном, очень много сырья уходило. Но постепенно это выровнялось, мы поняли, как работать», — рассказывает Такиуллин о встреченных на пути испытаниях. 

Проект начинался с участия в дизайнерских ярмарках, а сейчас представляет собой две кофейни, две точки в формате to go и обжарочное производство. В своих авторских напитках «Нефть» принципиально не используют корицу и сиропы — только черный кофе и собственноручно приготовленные ингредиенты. «Вклад „Нефти“ в кофейную индустрию Казани состоит в том, что мы показали людям вкусный черный кофе и стараемся это делать дальше», — говорит бренд-шеф.

Что касается зерна, то продукт закупается напрямую с ферм — недавно команда открыла для казанцев кофе с плантаций из Китая. В основном «Нефть» берет сырье в Гватемале и Перу.

3. Проекты супругов Лефлер

Первооткрывателем спешелти-кофе для казанцев считается крошечная кофейня «Гудини» на улице Кави Наджми, появившаяся в 2015 году (не путать с кафе «Гудини» на Баумана — они не связаны между собой). «Кофейная культура в Казани развивалась очень тяжело. Гости вообще не понимали, что такое спешелти-кофе. Поначалу мы и сами не понимали, что это такое, — смеется соосновательница проекта, дизайнер Алена Лефлер. — Мы открыли кофейню, что-то там почитали, достали какую-то маленькую итальянскую кофемашину, какой-то кофе заказали…» С фильтр-кофе посетителей крошечной кофейни познакомила бариста Лена Сиделькина, проходившая обучение у пионеров спешелти-кофе в России из Екатеринбурга.

Через два года появилась кофейня «Жаворонок» на улице Профессора Нужина, где помимо кофе подавали завтраки, бейглы и выпечку. «Первое время приходится людям рассказывать о том, что классно прийти в кофейню и позавтракать, посидеть в этой атмосфере, пообщаться», — делится историей супруг Алены, совладелец кофейни и архитектор Дмитрий Лефлер. В 2019-м здание на Нужина снесли и кофейня переехала на улицу Астрономическую уже под названием «Ранняя пташка». Кстати, на старом месте в заново отстроенном здании планирует открыть свои рестораны Fine Group Адели (дочь главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина) и Тимура Зайнутдиновых.

«Ранняя пташка» известна выпечкой из собственной пекарни, однако кофе продолжает иметь большое значение для основателей. В ноябре 2022-го на Островского открылся «Ясный» — первый в Казани батч-бар, где можно заплатить одну сумму и безлимитно пить фильтр-кофе. А этим летом на старом месте, на Кави Наджми, заработала кофейня «Любитель» — совместный с книжным магазином «Смена» проект.

4. MIN

Основатель сети MIN («Я» с татарского) Хонг родом из Зеленодольска. После переезда в Казань в 2012 году, побывав в популярном тогда антикафе «Циферблат», где можно было безлимитно пить хороший зерновой кофе, он сразу влюбился в профессию бариста. В 2014-м начал работать в Costa Coffee в аэропорту, а уже в 2017-м был признан лучшим бариста на чемпионате Поволжья. Также в кармане Хонга звание чемпиона России по чайной миксологии 2020 года.

Каждый бариста мечтает о собственной кофейне, рассказывает Хонг. С предложением открыть кофейню в Национальной библиотеке РТ к нему пришел партнер Ренат Шарафиев. В настоящее время функционирует еще две точки — в IT-парке им. Рамеева и парке «Черное озеро». Персонал набирался исходя из философии заведения — искали проактивных людей, которые также горели идеей, как и сам Миша, поэтому многие из бариста являются финалистами чемпионатов Поволжья и России. Кофе здесь готовят в основном на зерне от Tasty Coffее — его обжаривают в Ижевске. По словам Хонга, в планах команды открыть также и полноформатное заведение, где можно будет присесть и перекусить.

5. «Агафредо»

«Агафредо» — самая долгоживущая сеть, начавшая работу как кофейня. Первая точка заработала в 2003-м на улице Чернышевского под вывеской бренда Segafredo. Через год из-за сложностей с франчайзингом название сменили на «Агафредо».Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из основателей сети Радик Сафин, идею открыть кофейню с партнером привез из Италии, где часто бывали по работе.

Первым серьезным испытанием стал кризис 2008 года. «Резко спал поток гостей! — вспоминает Сафин. — Были даже такие, которые приходили и просили обслужить в кредит, так как не могли без нас, а возникли финансовые трудности. Конечно, мы никому не отказывали».

В 2014-м сеть столкнулась с санкциями на импортные продукты, а «ковидные» 2020–2021 годы пережила за счет сбережений, на которые планировалось развивать бренд. «Планы были расширяться, но коронавирус все изменил. Была только одна задача — сохранить коллектив. И мы справились», — комментирует Сафин. Текущая ситуация слишком нестабильна, чтобы расширять сеть, продолжает он. Поэтому команда работает на развитие в глубину, на обновление кухни и интерьера. Например, недавно завершился ремонт в кофейне на Галактионова. 

На старте концепция «Агафредо» включала в себя только кофейные напитки и десерты, но со временем в меню появились пицца, паста, вино. Сейчас это три кафе с полноценной кухней и широким выбором кофейных напитков на зерне итальянского бренда Pascucci. «Мы считаем, что Италия продолжает быть лидером в кофейной индустрии, сохраняя гарантированное и стабильное качество обжарки кофейного зерна», — объяснил ресторатор.

6. «Бинхартс»

Челнинская сеть кофеен «Бинхартс» основана предпринимателем Артемом Лебедевым и его партнерами в 2009 году. Основной бизнес владельцев — производство расходных материалов для нефтяной индустрии «Татпром-Холдинг» (выручка составила 2,2 млрд рублей в 2022-м). Концепцию кофейни с большими порциями еды Лебедев подсмотрел в США во время учебы. Согласно данным «Контур.Фокуса», в прошлом году компании, пользующиеся брендом «Бинхартс», заработали 833 млн рублей.

С июля 2021-го сетью из 19 кофеен управляет москвич Александр Леусенко. Под его руководством «Бинхартс» первым среди татарстанских кофеен начал экспансию в соседние регионы. С начала лета запустили два ресторана в Уфе, до конца года запланировано открытие еще двух. Для обеспечения их деятельности «Бинхартс» открыл в столице Башкортостана собственную фабрику-кухню. Еще две точки начнут работу в ближайшие полгода в Самаре. По словам директора, в следующем году челнинская компания выйдет на рынок Москвы — планируется открыть там до пяти ресторанов.

«Бинхартс» удалось вырасти и масштабироваться благодаря высокому уровню сервиса и качеству продуктов, уверен Леусенко. «У нас есть уникальный продукт — большие порции еды высокого качества», — подчеркивает директор. По его данным, каждый день заведения сети в Татарстане посещают 8 тыс. человек, которые в обеденное время даже выстраиваются в очередь. Кроме того, этим летом компания запустила франшизу, так что рост сети только набирает темп. Чтобы открыть свой «Бинхартс», придется выложить не менее 18 млн рублей и отчислять роялти 4% от оборота.

7. «Ураган-Сарай»

Развитие сети «Ураган-Сарай» плотно связано с трансформацией парков и скверов Казани. Первой кофейне в парке им. Горького, открывшейся в 2015 году, даже посвящена отдельная страница на сайте программы развития общественных пространств РТ. Заведение запускала команда московской сети «ДаблБи». Концепция сети в основном направлена на гуляющих в парке родителей с детьми, которые чаще всего берут напитки и еду навынос. Как рассказала «БИЗНЕС Online» управляющая концепцией сети Елена Мякинина, кроме 7 городских кофеен, в сеть также включены две корпоративные — на территории «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» (входят в ГК «СИБУР»). В 2023-м планируется открыть еще две точки в центре Казани, новый кондитерский цех, а также реконструировать заведения на Декабристов и Театральной. А на следующий год запланировано расширение кофейни в парке им. Горького. Согласно базе «Контур.Фокус», гендиректор ООО «Ураган Сарай» — Фаррух Нурханов. Его компания и ООО «Бриг» (директор — Тимерзян Мусин), которое до недавних пор пользовалось товарным знаком кофейни, в 2022 году суммарно заработали почти 100 млн рублей.

8. «Диван»

Основатель сети спешелти-кофеен «Диван» Габидуллин в 2015-м вместе с партнером открывал кофейню-коворкинг на улице Каюма Насыри. Пространство просуществовало недолго, и вскоре кофейня объединилась с вегетарианским кафе Vegan Day по соседству. Окончательно закрепиться на рынке удалось в 2016 году, когда Габидуллин открыл точку в центре современной культуры «Смена» в одном помещении с книжным и магазином виниловых пластинок. С 2018-го работает «Диван» в Горкинско-Ометьевском лесу, а в 2019-м у него появился «собрат» — кофейня и магазин винтажной одежды «Фильтр».

В основном кофейни Габидуллина работают навынос, но в точке в «Лесу» также можно поесть стритфуд — пиццу, хот-доги. Как рассказал владелец проектов в разговоре с «БИЗНЕС Online», сейчас кофейни переходят на зерно «Флоу» от петербургской обжарочной компании «Джасткофе». В последние три года, когда о развитии не приходится говорить, бизнес поддержало наличие постоянной аудитории и удачные локации, говорит Габидуллин. Тем не менее у него есть план по открытию еще одного заведения, но уже в другом формате.

9. Coffee Dream

Coffee Dream — еще один проект, который зародился не в Казани, а в Закамье. Его основали два друга Ильнар Вафин и Рамис Садретдинов. Первая кофейня открылась в 2015 году в Азнакаево, вторая — в 2016-м в Альметьевске. Концепция построена вокруг спешелти-кофе на зерне от Tasty Coffee и халяльной еды. В Казань команда пришла в 2020-м, открыв заведение на Калинина, в ЖК «Архитектор». Этим летом еще одна точка открылась в ЖК «Столичный». Как пишет Сафин на своей странице во «ВКонтакте», всего в команде работают 50 человек, а оборот компании — более 70 млн рублей в год.

10. 1.08 coffee

Плодовитые челнинские предприниматели Алексей Васильев и Артур Зарипов больше известны по сети кафе «Рокнроллы» и кальянным «Дуть». Также у них есть автокофейни 1.08 coffee. Название проекта, появившегося в 2020 году возле стадиона «Ак Барс Арена», связано со скоростью света — 1,08 млн км/час. По задумке все напитки в кофейне отдаются менее чем за три минуты.

1.08 coffee рассчитаны на автомобилистов. Там нет зала, только окна приема и выдачи заказов. Поэтому 6 точек сети находятся в не самых подходящих для обычного общепита местах — на парковках и выездах из города. В самом начале предприниматели пытались запустить и кофейню с посадкой в Доме печати на Баумана, однако локация просуществовала недолго.

«Мы город предпринимателей, а туристов нет»: как суровые рестораторы Челнов захватывают Казань

Конечно, этой десяткой список местных проектов не ограничивается. Стоит упомянуть «Кофе с толком» Михаила Коренева. Это третий казанский проект, где сами обжаривают зерно. Кофейня на Лобачевского переродилась из антикафе New York Coffee на Большой Красной после его закрытия в 2020 году. В пространстве можно не только выпить спешелти-кофе, но и поиграть в настольные игры, посмотреть кино, поучаствовать в обсуждении книг. Говорят, сюда любят захаживать силовики, офисы которых сконцентрированы по соседству. Недавно проект расширился, открыв филиал в клубе «Маяковский» — там Коренев организует концерты исполнителей авторской песни.

Кофе на песке можно попить в кофейне Pesky дизайнера Альберта Эйналиева и журналистки Юлии Рывкиной. Круглый год работают основной зал на 14 мест и крытая терраса на 16. В теплое время года гости могут отдыхать на открытых террасах на 22 посадочных места. Здесь царит атмосфера старого Тбилиси — родного города Эйналиева. Также работает вторая точка в Свияжске. Сейчас пара развивает новый кофейный проект еще и за границей.

«Очень долго тянется тренд про ферментированный кофе, — рассказывает Такиуллин. — Например, берется бочка из-под Jack Daniels, в нее закатывается кофеек (зерна) и ферментируется некоторое время. Соответственно, он приобретает вкусо-ароматические свойства бочки с виски» «Очень долго тянется тренд на ферментированный кофе, — рассказывает Такиуллин. — Например, берется бочка из-под Jack Daniels, в нее закатывается кофеек (зерна) и ферментируется некоторое время. Соответственно, он приобретает вкусоароматические свойства бочки с виски» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кофе на виски и бум какао в Казани

Что ждет кофейную индустрию? Третья кофейная волна — это про эксперименты и интерес к продукту, поэтому бариста стараются удивлять с каждым разом все больше. «Очень долго тянется тренд на ферментированный кофе, — рассказывает Такиуллин. — Например, берется бочка из-под Jack Daniels, в нее закатывается кофеек (зерна) и ферментируется некоторое время. Соответственно, он приобретает вкусоароматические свойства бочки с виски». Такими экспериментами известен Зяблов из «Ботаники».

Сегодня область интересов бариста не ограничивается кофе, они активно ищут альтернативу. Первой попыткой был японский зеленый чай матча, но ярко-зеленый напиток не впечатлил казанцев — сейчас матча-бар есть только в Smorodina Cakes. Зато на подходе спешелти-какао, или bean-to-bar (букв. «от боба к столу»). «С какао сейчас такая же ситуация, как и у кофе пять лет назад. Его не знают, с ним знакомятся», — говорит Такиуллин. Так же как и у кофейных зерен, у какао-бобов отличаются вкусоароматические свойства в зависимости от места произрастания и обработки. В России основными поставщиками и специалистами в сфере какао и шоколада являются Cacava из Екатеринбурга и Amazing Cacao из Санкт-Петербурга.

«Благодаря тому что мы многое уже знаем в индустрии кофе, развитие какао идет намного быстрее. Очень интересный отдельный мир», — рассказывает о новом направлении Хонг. По словам Такиуллина, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге кофейни этим летом ввели какао-тоники — аналоги классического холодного напитка эспрессо-тоник, где вместо порции эспрессо используется аналогичное количество какао. В Казани попробовать спешелти-какао можно в MIN, «Нефти», «Ранней пташке» и «Ясном».

Но и это не предел. Например, модным становится слово «тизаны», которое на деле означает травяные, фруктовые и ягодные напитки без использования чайных листьев. А в Дубае пошли еще дальше: там этим летом открылся бар, где подают 30 видов… воды.