На что готов актер ради мечты? Об этом в своем моноспектакле «Нина-Чайка!» рассуждает Славяна Кощеева, восемь сезонов проработавшая в в казанском театре им. Качалова, а ныне обосновавшаяся в Санкт-Петербурге На что готов актер ради мечты? Об этом в своем моноспектакле «Нина-Чайка!» рассуждает Славяна Кощеева, 8 сезонов проработавшая в казанском театре им. Качалова, а ныне обосновавшаяся в Санкт-Петербурге

«Сегодня у меня были открытия»

Премьера моноспектакля казанской актрисы в Санкт-Петербурге — такая афиша мероприятия особенно интригует именно в августе. Традиционное время театрального межсезонья в России вроде бы не слишком располагает к презентации новых работ, зато позволяет обратить более пристальное внимание к камерным проектам, в иные месяцы находящимся в тени больших форм от главных театральных институций.

Сама Славяна Кощеева уже рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online», что спектакль «Нина-Чайка!» вырос из студенческого проекта Российского государственного института сценических искусств, где сейчас оттачивает актерское мастерство еще недавно ведущая артистка театра им. Качалова. В 2021 году она покинула труппу Александра Славутского ради учебы в магистратуре РГИСИ у легендарного педагога Вениамина Фильштинского, тогда же режиссер Анна-Катарина Середа в статусе выпускницы вуза ставила фрагмент чеховской «Чайки» в мастерской и искала артистку на роль Нины. Кощеева прошла кастинг, сыграла в учебном спектакле, а после успеха продолжила работу уже над моноспектаклем, который стал первым по-настоящему знаковым проектом актрисы в Петербурге.

«Страшнее было не уезжать из театра имени Качалова, а остаться»: Славяна Кощеева учится «жить по-живому»

«Для меня это огромное событие, — призналась нашей газете Кощеева после премьеры. — В целом для актера сыграть моноспектакль непросто, а я к тому же сейчас учусь и не так часто выхожу на сцену. Но все же обнародовала нашу „Нину-Чайку!“, довела работу до конца и очень этому рада. Многих людей в зале видела впервые и не знала, как они воспримут этот монолог без кокетства, ужимок, красивых костюмов и прочего. У нас с Катариной не было конкретного сценария: мы тщательно изучили первоисточник, но многое было построено на импровизации. Объять всю пьесу Чехова очень сложно, но я старалась не просто говорить текст, а прожить жизнь своей героини, за два часа как-то измениться и заговорить честно. Что-то получилось, что-то пошло иначе, чем на репетициях: так что сегодня у меня были открытия».

Заново открыть для себя чеховский шедевр смогли и петербургские театралы. За полчаса до спектакля камерное фойе многофункциональной театральной площадки «Скороход» едва вмещало всех желающих, а после третьего звонка в формате крика чайки в зале не осталось свободных мест. Некоторые пришли с букетами роз, чтобы поздравить бенефициантку с премьерой, кто-то с любопытством разглядывал старое пианино, соломенную шляпу и прочий театральный реквизит.

Кощеева преподнесла публике не театр, а саму жизнь, которую, впрочем, без театра не мыслит Кощеева преподнесла публике не театр, а саму жизнь, которую, впрочем, без театра не мыслит

Не театр, а сама жизнь

Однако Кощеева преподнесла публике не театр, а саму жизнь, которую, впрочем, без театра не мыслит. История Заречной для нее во многом автобиографична (судьбы Нины и Славяны в спектакле сплетаются): мечты о большой сцене тоже побудили ее отправиться за мечтой (в данном случае из Казани в Питер), но не в 18, а в 29 лет. Поэтому наивная чеховская девочка уступает место сильной женщине, породистой даме — так называет себя героиня. Она знает, как добиться цели, а если и ошибается, то делает это с удовольствием.

Чего стоит ее первый выход в треплевской «Чайке», где артистка броско экспериментирует с подачей: к гостям она выползает из-под фортепиано подстреленной птицей, а слова монолога «Люди, львы, орлы и куропатки» выплевывает как горошины, чередуя ударные слоги и звенящую тишину. Или сцена любовных утех с Тригориным, иллюстрированная соблазнительным стрип-дансом. Или бенефис в баре, где актриса, исповедуясь под хит Ирины Аллегровой «Угонщица», предлагает зрителю выпить горячительного.

Кроме эпатажа, Нина-Чайка подкупает находчивостью и здравой логикой. Она знает, что для успеха нужно поступить в театральный вуз к Фильштинскому — нынешнему мастеру Кощеевой (пусть для этого даже придется станцевать степ или «часами» репетировать басню Крылова «Ворона и лисица»), а чтобы закрепиться на большой сцене — надо уметь импровизировать. На потеху публике актриса разыгрывает шуточную интермедию на «Дон Жуана», отсылающую к ее казанскому театральному прошлому. Героиня в образе Доньи Эльвиры забывает текст, но до конца отыгрывает роль с помощью жестов и фантазийных диалогов с партнером. Эта сцена ярко отражает авторский месседж: «главное в жизни — что-то делать».

В будущем Кощеева планирует продолжать играть «Нину-Чайку!» на российских сценах В будущем Кощеева планирует продолжать играть «Нину-Чайку!» на российских сценах

«Может, и привезем спектакль на гастроли в Казань»

Есть в моноспектакле и истовый драматизм (леденящий душу стон Нины у дверей равнодушного Тригорина), и детская игра (забавы с надувной рыбкой, пойманной писателем), и трогательная лирика (исповедальная встреча с Треплевым перед роковым выстрелом). Однако ставку Кощеева делает на мастерство перевоплощения. Заполняя всю сцену, она проживает драму стареющей Аркадиной, трагедию отвергнутого Треплева, скуку иронично-ленивого Тригорина. Последние двое фигурируют не только в актерских образах Кощеевой, но и в масштабных фотографиях Антона Шагина и Владимира Машкова. «БИЗНЕС Online» актриса призналась, что Машков — «человек с бешеной энергетикой», поэтому в ее «Чайке» и стал героем-любовником.

Обольстительную атмосферу спектакля создают модные эстрадные композиции, под которые героиня осознает себя актрисой и женщиной. Музыка венчает и финал спектакля: обещавшая стать звездой Нина выходит в блестящем вечернем платье в пол и поет. По словам Кощеевой, она стремилась к открытой концовке, прославилась ее героиня или нет — это должен решить зритель.

В будущем Кощеева планирует продолжать играть «Нину-Чайку!» на российских сценах. «Будем заявляться на театральные фестивали, а может, и привезем спектакль на гастроли в Казань. Мне кажется, Татарстан будет в шоке от этой игры (смеется), я жду предложений. Искать площадку, закупать аксессуары и в целом „собирать“ действие вдвоем с режиссером непросто, но оно того стоит, и я очень хочу, чтобы наш спектакль жил», — резюмирует артистка.