Сегодня на Зеленодольском судостроительном заводе состоялась церемония закладки головного пограничного сторожевого корабля проекта «Океан» |
…И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦНАЗА ФСБ
«Океан» - первый в истории корабль первого ранга строящийся для пограничной службы ФСБ России, он должен заменить пограничные сторожевые корабли проектов 11351 и 97П.
В основные задачи, решаемые экипажем корабля, входят охрана государственной границы и экономических интересов России на море, охрана за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб. Также предполагается участие в операциях по поиску и спасению с поверхности воды экипажей и пассажиров, терпящих бедствие летательных судов, кораблей, катеров и иных плавсредств; оказание помощи по тушению пожаров на судах, буксировке и сопровождению аварийных судов в места укрытия; обеспечение действий спецназа ФСБ и так далее.
Задача для особого периода времени - охрана пунктов базирования пограничных сторожевых кораблей. Район плавания «Океана» – неограниченный. Предполагаемые районы применения: северо-западная часть Тихого океана, арктические и неарктические замерзающие моря РФ.
«Запомните этот день, потому что сегодня мы начинаем новый проект – 22100, - обратился к собравшимся генеральный директор зеленодольского завода им. Горького (напомним, предприятие входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов. - Этот проект мы ждали. Он будет инновационным. Это корабль водоизмещением 2700 тонн – мы с вами такие не строили. Но технологические мощности сегодня у завода есть. Идет техперевооружение завода, строим дом, гостиницы, собираем специалистов. Под это нужны объемы, и эти объемы нам сегодня дает государство, в том числе, в лице ФСБ».
"Запомните этот день", - порекомендовал заводчанам гендиректор Ренат Мистахов |
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБНОСТЬ КРУШИТЬ ЛЕД
Чуть подробнее о корабле газета «БИЗНЕС Online» попросила рассказать создателя «Океана» - главного конструктора ОАО «ЦМКБ «Алмаз» Бориса Лейкиса.
- Борис Аврамович, информации о вашем детище найти невозможно. Приоткройте тайну…
- Впервые российская береговая охрана получила возможность заказать корабль, который ей нужен, а не корабль, который переделывали из кораблей ВМФ – снимали или добавляли вооружение, устройства для обеспечения безопасности границ. Корабль для ВМФ и для пограничников – абсолютно разные корабли, разные модели использования. Когда корабли переделывались из флотских, у пограничников не было возможности надежно – и комфортно! - защищать рубежи в том регионе, для которого наш корабль предназначен. Словом, «Океан» изначально проектируется для береговой охраны.
Чем он отличается от кораблей, существующих сегодня в мире? По совокупности технических характеристик он не имеет аналогов. Есть корабли со скоростью 20 узлов, есть – ледового класса, есть – с дальностью до 12 тысяч миль, с автономностью 60 суток. Но кораблей, обладающих всеми этими характеристиками сразу, в мире нет. А бытовые условия на «Океане» будут исключительными.
- Корабль – ледового класса?
- Да. Видите – у него и набор, и толщина листов необычна, обеспечивает ему прохождение ледовых полей до 0,8 метра.
- Означает ли это, что корабль предназначен только для северных широт?
- В соответствии с техническим заданием – для Севера и Дальнего Востока. Там эти корабли нужны, там наши интересы не были защищены.
- Он океанского класса?
- У него нет каких-либо ограничений по мореходности.
- Будет серия?
- Конечно. Пограничники ТЗ писали достаточно долго и много сил положили на то, чтобы создать требования для этого корабля, а проектанты – чтобы создать проект. И кончено, строить по таким затратам один корабль невыгодно.
- Сколько прослужит корабль?
- В соответствии с ТЗ – 40 лет. Это значит, что корабль в течение этого времени должен оставаться современным, то есть иметь характеристики, которые и через 40 лет позволят ему выполнять задачи, на которые он рассчитан. И для этого все сделано.
Борис Лейкис (в центре): "Завод имени Горького обошел в конкурсе пятерых конкурентов" |
- На корабле установлено только российское оборудование?
- Нет, это оборудование ведущих фирм мира. То есть заказчик нас не ограничивал в выборе. Раньше такого не было, были жесткие лимиты: двигатели, например, только российского производства. Сейчас имеем возможность устанавливать оборудование любых западных фирм – лишь бы было надежным.
- Например?
- Двигатели – немецкие. Видите, в средней части расположены шлюпки, которые спускаются на волне до пяти баллов и на скорости до 7 узлов. Это шлюпки немецкого производства. Система внешнего пожаротушения – норвежская. И так далее.
- Электроника?
- Наша – фирмы «Транзас». Она сделала не просто электронику, но навигационно-тактический комплекс.
- Как главного конструктора вас не нервирует, что так много импортного оборудования?
- Наоборот. В мире это нормальная практика. На американских кораблях тоже применяется много неамериканского производства. Не бывает страны, лучшей во всех отраслях. Канадцы и американцы тоже применяют немецкие двигатели.
- Сколько стоит корабль?
- Военная тайна.
Как выглядит "Океан" - большой секрет, остается довольствоваться этим полурекламным плакатом |
- Почему выбрали зеленодольский завод им. Горького?
- Проводился честный конкурс по выбору завода. Участвовали пять предприятий, и завод имени Горького победил по баллам. Конкурентами, например, были «Северная верфь», «Звездочка», «Невский завод».
- Когда спуск на воду?
- В начале навигации 2014 года. Серийные корабли будут строиться быстрее… Хочу пояснить: параллельно со строительством корабля разрабатывается конструкторская документация. Это позволяет сократить сроки создания «Океана».
- Когда стартовал проект?
- Созданию проекта предшествовал анализ всего существующего мирового корабельного состава. Мы начали этим заниматься три года назад. А первые штрихи проекта появились год назад.
Пограничники нацелены на долговременное сотрудничество с Зеленодольским заводом им. Горького" |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.