Рустам Минниханов  посетил площадку строительства Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах. Это важнейший проект долгосрочного развития экспериментальной базы отечественной атомной отрасли, который позволит обеспечить лидерство России в развитии инновационных реакторных технологий на следующие полвека Рустам Минниханов посетил площадку строительства многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах Фото: rais.tatarstan.ru

«Ядерная» часть поездки

Президент Татарстана Рустам Минниханов приехал в Ульяновскую область сегодня утром. О визите татарстанской делегации Минниханов и губернатор Ульяновской области Алексей Русских договорились в июле на полях форума «Иннопром-2023» в Екатеринбурге. На встрече Минниханов отметил «хорошие перспективы» для наращивания торгово-экономических связей. Русских уточнял, что прямо сейчас область прорабатывает 50 потенциальных кооперационных цепочек с РТ по линии КАМАЗа, «ЗФ-КАМА», Haier, КВЗ и других предприятий. Также губернаторы обсуждали запуск речных маршрутов, передавал казанский Кремль, но деталей не уточнял. Судя по всему, сегодняшний первый рейс нового татарстанского «Метеора» в Ульяновск приурочили к визиту.

Для начала Минниханов посетил Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) в Димитровграде. Это крупнейший в Европе научный центр исследовательских работ в области ядерной технологии и различных вопросов атомной энергетики, построенный в 1956 году. Один из главных проектов научного центра прямо сейчас строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР). Готовый реактор, пуск которого намечен на 2027 год, должен обеспечить лидерство России в развитии инновационных реакторных технологий на следующие полвека. Во время визита Минниханов пообщался со студентами, которые участвуют в стройке. «Вы участвуете в реализации проекта мирового масштаба. Это уникальный объект, нигде в мире такого нет», — сказал президент РТ.

Минниханову показали научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии ФМБА России и Центр ядерной медицины в Димитровграде Минниханову показали научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии ФМБА России и Центр ядерной медицины в Димитровграде Фото: rais.tatarstan.ru

Посещение ульяновского города атомщиков интересно и в другой плоскости. Дело в том, что «Росатом» рассматривает Татарстан как площадку для строительства атомной энерготехнологической станции (АЭТС) для производства водорода и «конкуренты» здесь — Димитровград, Подмосковье и северные регионы. Инвестиции в проект, который заинтересовал Минниханова, оцениваются в сотни миллиардов рублей, объект должен быть запущен к 2035 году. Не исключено, что и этот вопрос стоит в повестке визита.

Следом Минниханову показали научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии ФМБА России и Центр ядерной медицины (ЦЯМ) в Димитровграде.

В ДИП «Мастер» делегации из Татарстана представили новый проект по производству навесного сельхозоборудования компании ООО «Полесье Машстрой» В ДИП «Мастер» делегации из Татарстана представили новый проект по производству навесного сельхозоборудования Фото: rais.tatarstan.ru

Татарстан курирует в Ульяновской области индустриальный парк

Программа визита не опубликована, но, как выяснил «БИЗНЕС Online», предусмотрена серьезная деловая часть. В поездке, в частности, участвует вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко и представители как минимум 60 предприятий. Среди них судостроительная корпорация «Ак Барс», Зеленодольский завод им. Горького, «Аммоний», «Нэфис», КИП «Мастер», нижнекамская электротехническая производственная компания «Питон Кама», «Татлифт», группа «ЭНЭЛТ», торговый дом «ЕлАЗ», производитель бетонных заводов «Кулонэнергомаш», АО КНПП «Вертолеты-МИ», ООО «НИТЕОС», ООО «НПО СтартПласт», ООО «Обувная компания БАРС», НОЦ «Центр композитных технологий КНИТУ-КАИ» и др. В рамках визита, который рассчитан на один день, делегация посетит портовую особую экономическую зону «Ульяновск», АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск», ПАО «ИЛ-Авиастар», «АэроКомпозит».

Один из источников напомнил, что у челнинской площадки КИП «Мастер» есть «свои площади» в Ульяновске, а в рамках нынешнего визита планируется представить резидентов. Судя по всему, речь о димитровградском индустриальном парке «Мастер», который на 75% принадлежит челнинскому промпарку, а остальные 25% — у АО «Корпорация развития Ульяновской области». В 2022 году Русских и гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали дорожную карту по реализации проектов развития ДИП «Мастер», планировались инвестиции в размере свыше 200 млн рублей в модернизацию и расширение.

Промпарк Минниханов тоже посетил. Гендиректор АО «КИП „Мастер“» Фарид Закиров сообщил, что ООО «Полесье ДГ» (крупнейший производитель детских игрушек в России, один из крупнейших резидентов) и ПАО «КАМАЗ» недавно договорились о разработке и производстве игрушечных моделей «КАМАЗ». В перспективе компания планирует производить более 30 разных моделей детских игрушек под этим товарным знаком. Более 80% сырья компания закупает у «Нижнекамскнефтехима». На видео пресс-служб видно, как Минниханов останавливается рядом с коробкой с игрушечными прицепами для грузовиков. «Мне сказали, что вы сказали, что он не очень на „КАМАЗ“ похож. [Поэтому] мы сделали гораздо лучше!» — остановил его представитель компании.

ПАО «КАМАЗ» недавно договорились с ООО «Полесье ДГ» (крупнейший производитель детских игрушек в России) о разработке и производстве игрушечных моделей КАМАЗ ПАО «КАМАЗ» недавно договорилось с ООО «Полесье ДГ» о разработке и производстве игрушечных моделей грузовиков Фото: rais.tatarstan.ru

Также в ДИП «Мастер» делегации представили новый проект по производству навесного сельхозоборудования компании ООО «Полесье Машстрой», рассказали нашему изданию в пресс-службе КИП «Мастер». 

Также в деловой программе — круглый стол и B2B-сессия по промышленной кооперации с участием более 30 предприятий.

Межрегиональный товарооборот, по последним данным, превышает 7 млрд рублей. Татарстан поставляет бензин и дизельное топливо, грузовые и легковые автомобили, продукцию химических предприятий, азотные удобрения, комбикорма, листовое стекло, прокат, медоборудование и широкий спектр различных товаров. Из Ульяновской области в республику ввозятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, цемент, кровельные материалы, продукция АПК. В минпромторге РТ заявили «БИЗНЕС Online», что перспективным направлением для сотрудничества может стать, например, развитие связей в области самолетостроения.

В марте этого года была большая бизнес-миссия ульяновских предприятий в Татарстан. Этот визит, по словам Русских, был еще одним шагом по укреплению межрегионального сотрудничества. Он напомнил, что летом 2022 года, во время последнего визита Минниханова в Ульяновскую область, главы регионов подписали соглашение до 2024-го, «которое стало новой страницей в истории наших добрососедских отношений». Тогда губернатор Ульяновской области предложил предприятиям РТ поучаствовать в совместном с Китаем логистическом проекте. В ТПП РТ обсудили промышленную кооперацию и импортозамещение, наметили перспективы выстраивания кооперационных цепочек, в частности между ООО «Димитровградский пружинный завод» и ООО «Торсион-Д» в вопросах поставок пружин.

«Где особенно нужно поднажать? Надо больше контактов по кооперации. В последнее время связи ослабли, поэтому нужно больше активности. Ульяновская сторона очень активно себя проявила» «Где особенно нужно поднажать? Надо больше контактов по кооперации. В последнее время связи ослабли, поэтому нужно больше активности. Ульяновская сторона очень активно себя проявила» Фото: rais.tatarstan.ru

«Сейчас у нас уровень сотрудничества с этим регионом, прямо скажем, слабенький»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют нынешний визит и оценивают возможности сотрудничества Татарстана и Ульяновской области.

Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Здесь, в Торгово-промышленной палате, была недавно делегация Ульяновской области. Был губернатор Русских. И договорились, что надо усилить связи. С авиационным кустом, в сельском хозяйстве. И губернатор Русских пригласил Минниханова с делегацией. Сейчас делегация подготовлена, там целая программа есть. Представители 63 татарстанских предприятий будут там участвовать. Это серьезная программа. Деловую часть Олег Коробченко возглавляет.

Сейчас у нас уровень сотрудничества с этим регионом, будем прямо говорить, слабенький. У нас раньше в авиационной сфере было сотрудничество, на базе наших предприятий они много чего делали. Теперь они восстанавливают авиацию немножко. Дальше. Были контакты между приборными заводами. Очень активно работал Ульяновский автомобильный завод. Мы оттуда много поступлений получали. В последнее время связи утратились. Поэтому тут инициатива губернатора была такая, которую поддержал Минниханов. Делегация подготовлена, программа большая есть. Многие наши, из Торгово-промышленной палаты РТ, участвуют там.

Где особенно нужно поднажать? Надо больше контактов по кооперации. В последнее время связи ослабли, поэтому нужно больше активности. Ульяновская сторона очень активно себя проявила.


Нина Дергунова — доктор политических наук, профессор кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. Ульянова:

— Отношения между двумя регионами традиционные. Если говорить о современной России, то они идут с 90-х годов, когда Минтимер Шаймиев и Александр Горячев (губернатор Ульяновской области в 1992–2001 годах — прим. ред.) создавали ассоциацию «Большая Волга» и обсуждали вопросы кооперации между двумя субъектами. Плюс у нас есть районы, где традиционно большинство населения — татары, и, соответственно, в культурном отношении это взаимодействие очень необходимо регионам. Отток кадров тоже идет [в Татарстан] с 90-х годов, когда Казань и Самара быстрее в рыночной экономике нашли себя, а Ульяновская область это помедленнее делала. И он остается. В свое время, когда мы сравнивали развитие заволжской экономической зоны с Татарстаном, то там, конечно, несопоставимые параметры, и инвесторы с большой охотой уходили в РТ и с меньшей — шли в Ульяновскую область. Это общая тенденция — то, что ваша республика более продвинутая и в экономическом, и в технологическом отношениях, мы вынуждены немного догонять, и конкуренция есть. Куда без этого?

Но чтобы на слуху были большие совместные проекты, я специально не интересовалась, поэтому что-то могу упустить. Если по итогам встречи Минниханова и Русских будут заключены или возникнут идеи больших контрактов, было бы хорошо. К сожалению, между нами очень плохое транспортное сообщение. В одно время была идея построить скоростную магистраль по берегам Волги, чтобы соединить все поволжские города. По-моему, это пока не прогнозируется. Ульяновский речной порт — частный, и очень много сложностей. По Волге нет большого грузопотока, и даже ехать на поезде от нас до вас 8–9 часов — это много. Инфраструктуры не хватает для успешного экономического взаимодействия.

Сергей Майоров — председатель правления промышленного кластера РТ:

— Промежуточные результаты следующие. Утром наша делегация была разделена на две части. Первый трек отработал с министерством строительства и ЖКХ — по ВКС были подключены 24 муниципалитета и приглашены все службы. Членам нашей делегации дали возможность презентовать свою продукцию и то, чем они могут быть полезны Ульяновской области. Например, у ООО «Татлифт» уже есть опыт взаимоотношений, и тут же выяснилось, что они имеют очень хороший референс-лист. У предприятия перспективы — 15 миллиардов рынка ремонта и замены лифтов в области. ООО «ЛайнерТек» раскопало здесь две улицы, ночью произошла авария. Компания без доставания труб ремонтирует канализацию, они на хорошем счету в РФ, работают в 30 регионах. Им дали самые сложные участки в Ульяновске, за которые никто не брался. Оценочный рынок (ближайший) — 1 миллиард рублей, который им можно отдать. Завод «ЕлАЗ» уже произвел поставки дорожной техники (на совещании получили самые лучшие отзывы) и рассматривает возможность расширения поставок. «Барс» — это вообще песня, сказка! Когда они начали рассказывать о своей обуви, министр строительства и ЖКХ остановил. «Вы, — говорит, — не рассказывайте, в кабинет каждого сотрудника можете зайти — и в шкафчиках стоят сапоги „Барс“, потому что по роду свой деятельности должны иметь в своем гардеробе». Лучше рекламы не придумать.

Вторая часть делегации ездила на Ульяновский автомобильный завод в рамках развития кооперации по поставке автокомпонентов. Потом мы все вместе встретились в центре развития промышленности. Со стороны Ульяновской области было около 50 промышленных предприятий, каждое из которых обозначило себя, нашло время для переговоров. Очень интересно, что у области компетенция по металлообработке, производству автокомпонентов. У них самих есть запросы на металлообработку, сегодня существует дефицит мощностей. Они обещали сформировать свои потребности, попробуем подобрать им поставщиков. Особо не обещаем, потому что после 24 февраля того года нам сильно заказы для промышленности тоже не нужны. По предварительному опросу, каждая компания РТ нашла от 2 до 6 полезных контактов по развитию кооперации, сбыту и закупке продукции. Приятно было отметить, что, несмотря на то что визиты не такие частые, работа идет. И благодаря этому визиту, думаю, динамика наших взаимоотношений будет только ближе, для этого есть все предпосылки. Сотрудничество идет, но резервы есть. У нас схожие отрасли промышленности — автомобилестроение, авиастроение, танки. Возможна кооперация.

Решение о визите было принято на последней встрече раиса республики с губернатором Ульяновской области. Они же были у нас с визитом, я так понимаю, это ответный.