В последние месяцы в обществе обострилась дискуссия о правильности перехода на систему единого государственного экзамена и о возможности его отмены «В последние месяцы в обществе обострилась дискуссия о правильности перехода на систему единого государственного экзамена и возможности его отмены» Фото: © Евгений Епанчинцев, РИА «Новости»

Взять и отменить ЕГЭ?

В последние месяцы в обществе обострилась дискуссия о правильности перехода на систему единого государственного экзамена (ЕГЭ) и возможности его отмены. История не терпит сослагательного наклонения, поэтому бессмысленно говорить о правильности или ошибочности реформ, которые были проведены почти 20 лет назад. Обсуждать такие вещи можно с позиции анализа результатов и возможности использования положительного опыта при принятии решения в будущем. А вот последствиям возможной отмены ЕГЭ я бы хотел уделить серьезное внимание. Эта статья посвящается всем тем «специалистам от образования», кто бездумно (по незнанию, недопониманию или намеренно) пытается под шумок очередных реформ системы высшего образования поднять «старую песню о главном» — об отмене ЕГЭ.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию полной отмены ЕГЭ и возврата к системе выпускных школьных и вступительных университетских экзаменов, которая существовала до 2009 года. Напомним, что до 2008-го включительно еще существовала «лазейка», которая давала возможность, например, поступить в университет на огромный перечень специальностей — по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике, а в качестве третьего экзамена — пройти внутриуниверситетское тестирование в вузе. «Последним из могикан» в 2008 году оставался именно экзамен по информатике. Введение с 2009-го обязательного ЕГЭ по информатике стало точкой окончательного перехода нашей страны к новой системе единых вступительных испытаний.

До мельчайших подробностей помню все нюансы этого революционного перехода. Дело тут не только в хорошей памяти. С 2008 по 2011 год я был ответственным секретарем приемной комиссии КАИ и по долгу службы знал и понимал все нюансы проводимых реформ. Поначалу казалось, что введение ЕГЭ затронет лишь организационные аспекты и несильно изменит нашу образовательную систему. Спустя 14 лет можно с уверенностью сказать, что единый госэкзамен практически до неузнаваемости изменил не только «бюрократические» процедуры приемной кампании в вузах, но и оказал значительное воздействие на характер образовательной системы нашей страны. Ясно, что для однозначной положительной или отрицательной оценки ЕГЭ прошло слишком мало времени. Уверен, что федеральное министерство науки и высшего образования РФ проведет такой многофакторный анализ, откинув внешние субъективные оценки.

Академическая мобильность внутри страны резко снизится

Итак, допустим, ЕГЭ отменили. Что нас и наших детей ждет во время поступления в университет? Тут же необходимо просто забыть о поступлении сразу в несколько вузов. «Почему?» — спросите вы. Все очень просто. Именно ЕГЭ позволил любому молодому человеку, независимо от места жительства, попытать счастье в приемной комиссии университета в региональном или даже федеральном центре. А если бы ЕГЭ вдруг отменили, у него не стало бы такой прекрасной возможности.

Без ЕГЭ попытаться поступить в несколько университетов сразу просто нереально, т. к. вступительные испытания в вузах проходят примерно в одни и те же сроки. Возможно, в первый год после отмены ЕГЭ вузы еще попытаются каким-либо образом дать возможность ребятам поколесить по стране с целью поступления. Но эта практика, вероятно, примерно в течение одного приемного цикла и завершится. Нужно понимать, что каждый университет станет проводить свои вступительные испытания, которые будут отличаться по структуре, уровню сложности и содержанию. Каждый вуз по своей природе уникален и, несомненно, захочет продемонстрировать это при первом же приеме.

Будущим абитуриентам придется не просто загодя выбирать направление или специальность, но и конкретный университет. Решать вопрос о способе подготовки к вступительным экзаменам: либо нанимать репетитора, либо ходить на подготовительные курсы, проводимые университетом. При этом второй вариант сразу можно исключить, если речь идет об университете, расположенном в другом городе. Как результат, академическая мобильность внутри страны в течение одного-двух лет не просто снизится, а упадет до значений статистической погрешности. Ни один нормальный родитель в ситуации максимальной неопределенности не отпустит ребенка в чужой город без гарантированного места в университете.

Спешу разочаровать тех, кто подумает, что сможет просто найти для своего ребенка подходящего педагога для подготовки к университетским вступительным испытаниям. Сегодняшние репетиторы сами воспитаны на ЕГЭ, большинство из них ничего иного просто не знает. Для того чтобы подготовить ребенка ко всему многообразию университетских «физик», нужно обладать недюжинными способностями. Вступительные экзамены по физике в классический и технологический университеты будут иметь существенные различия — как по сложности, так и по содержанию (и это лишь один из трех экзаменов!). А если абитуриент захочет попробовать себя в двух сферах, значит, ему придется готовиться и сдавать как минимум четыре экзамена. В этот момент многие (если не большинство) родителей и выпускников добрым словом и с ностальгией вспомнят об удобстве критикуемых ныне единых госэкзаменов.

В ситуации, когда эта полноводная река абитуриентов в одночасье (после отмены ЕГЭ) пересохнет, нашим университетам просто неоткуда будет брать поступающих, чтобы закрыть прием на бюджетные местаФото: «БИЗНЕС Online»

Отмена ЕГЭ грозит региональным вузам недобором студентов

Особенно большие отличия в экзаменационных билетах будут наблюдаться при приеме в столичные и региональные университеты. Дело в том, что у столичных и региональных вузов в условиях перманентного демографического кризиса и подушевого финансирования абсолютно разные цели. Ведущие московские и питерские университеты будут стараться усложнить задания, т. к. с отменой ЕГЭ их основная цель сильно не трансформируется — им необходимо отобрать лучших из регионального потока. А что будет с теми, кто не пройдет «горнило» отбора, их просто не беспокоит. При этом основная масса региональных вузов в страхе от потенциального недобора будет, наоборот, максимально упрощать вступительные испытания, стараясь приоткрыть дверь своих учебных заведений.

Отмена ЕГЭ грозит серьезным недобором студентов в значительной части отечественных региональных университетов. Из чего можно сделать такой вывод? В нашей республике профильную математику сдавали чуть более 7 тыс. выпускников школ, а бюджетных мест в вузах с этой самой профильной математикой значительно больше 11 тысяч! Образующейся дефицит мы, что называется, покрываем за счет положительного миграционного образовательного потока из соседних регионов. В ситуации, когда эта полноводная река абитуриентов в одночасье (после отмены ЕГЭ) пересохнет, нашим университетам просто неоткуда будет брать поступающих, чтобы закрыть прием на бюджетные места. И это без учета того количества ребят, которые независимо от системы вступительных испытаний все равно подадутся в Москву и Санкт-Петербург.

За годы реформы совершенствовался не только ЕГЭ, который с годами встраивался в систему школа – вуз, но и сам единый госэкзамен оказал очень существенное воздействие на общее образование. Если в одночасье убрать «раздражитель» в виде ЕГЭ, то, вероятно, в системе образования произойдет деструкция и она, что называется, «пойдет вразнос». Уровень интеграции ЕГЭ в повседневную жизнь старшеклассника не нужно недооценивать. Дальновидные родители уже с 8–9-го классов начинают пристально приглядываться к потенциальным будущим специальностям для своего ребенка и университетам, выбирают оптимальные траектории. Очень часто эти траектории лежат через участие в олимпиадах, проводимых под эгидой совета ректоров РФ, т. к. победа или призовое место дают возможность стать студентом, минуя сложную и нервную процедуру летней приемной кампании. Кстати, олимпиады — это тоже многообразие, объединенное сейчас единой системной унификацией. Если эту систему разрушить, то никакого универсального способа одновременно поступить в вуз вне конкурса в несколько университетов просто не будет.

В случае отмены ЕГЭ интерес к ссузам может резко сократиться

Сценарий возможного апокалипсиса в случае отмены ЕГЭ на этом, увы, не ограничится.

Будут и другие не очень радужные эффекты. В последние годы мы наблюдаем бурный рост интереса молодежи к обучению на специальностях среднего профессионального образования. Казалось бы, что в этом плохого? Дело в том, что среди аргументов в пользу перехода подростка из школы в колледж многие родители называют нежелание сдавать ЕГЭ. Точнее, речь идет о возможности в будущем после получения среднего профессионального образования поступить в университет, минуя единый госэкзамен. (Выпускники колледжей имеют возможность поступать в вузы по профилю на основе внутренних вступительных испытаний.)

Второй причиной является осознанное желание родителей дать детям реальную профессию, с помощью которой они смогут быстро начать работать. Многие ребята и их родители из этой категории еще во время обучения в школе получают недвусмысленные сигналы от педагогов о том, что им будет непросто закончить полное среднее образование. Часто и сами родители понимают, что дальше грызть гранит науки не для их ребенка. Если переход из школы в колледж не носит вынужденный характер, то в этом нет ничего плохого. Ведь высшее образование нужно далеко не всем.

Однако, судя по общению с родителями, таких ребят в ссузах все же меньше тех, кто просто хочет избежать ЕГЭ. Руководителям от образования, на мой взгляд, необходимо проанализировать реальную востребованность среднего профессионального образования. Мысли о том, что может произойти с ссузами в случае отмены ЕГЭ, возникают совершенно крамольные. При одинаковых условиях поступления в университет для вчерашних школьников и колледжистов среднее профессиональное образование может оказаться уже не таким привлекательным. В этом случае в приемных кампаниях в ссузы могут случиться совершенно неожиданные (и неприятные) метаморфозы.

Немного статистики

Эти предположения отчасти подтверждаются статистическими данными. В аналитическом исследовании, представленном сотрудниками НИУ ВШЭ. Если обратить внимание на количественные данные молодежи, оканчивающей обучение на уровне основного общего (9 классов) и среднего общего образования (11 классов), то будет заметна серьезная разница. Например, В 2019/2020 учебном году школу окончили 1 млн 411 тыс. 9-классников и 659 тыс. 11-классников. Схожая тенденция проявлялась и далее, в 2020/2021 учебном году 9-летнее обучение завершили 1 млн 474 тыс. ребят, а 11-классное образование получили 687,8 тыс. человек.

В 2021/2022 учебном году школу, соответственно, окончили 1 млн 399 тыс. 9-классников, а 11-классников было только 680,9 тысячи. Цифры наглядно свидетельствуют, что примерно 700–750 тыс. 9-классников в нашей стране продолжают свое обучение в учреждениях СПО. Фактически это больше половины всей молодежи соответствующего возраста!

Теперь проанализируем количество поступивших в университеты в 2021/2022 учебном году. На программы высшего образования, включающие бакалавриат, специалитет и магистратуру, поступили 1 млн 129 тыс. человек. Исключим из этого числа абитуриентов, пришедших на обучение в магистратуру. В результате получим 986 тыс. человек, это именно то количество ребят, которое поступило в университеты в 2021/2022 учебном году.

Напомним, что в 2021/2022 учебном году из стен школ вышли 680,9 тыс. выпускников 11-х классов. Однако далеко не все из них пошли обучаться в вузы. По данным исследователей, доля таких выпускников год от года снижается и за пять лет (с 2017 по 2021 год) она не превышала 50% как по России в целом, так и по всем федеральным округам в частности. Таким образом, мы приходим к выводу, что значительная часть выпускников колледжей продолжают свое обучение на программах высшего образования, а не выходят сразу же на рынок труда. Я специально не стал приводить окончательные точные расчеты, т. к. необходимо учесть еще и тех абитуриентов, которые поступают в университеты не сразу же после окончания школы, а спустя несколько лет. Но по своему практическому опыту могу сказать, что таких ребят в общей доле приема на первый курс не так много.

Даже примерные расчеты свидетельствуют о том, что ЕГЭ как некий социальный фактор оказывает значительное влияние на образовательное поведение и предпочтения нашей молодежи. Можно представить себе масштаб проблем, в том числе и на рынке труда, которые, несомненно, возникнут в случае неподготовленного и революционного отказа от единого госэкзамена. Такие решения ни в коем случае нельзя принимать, опираясь только на мнения популистски настроенных «экспертов». Тут нужен глубокий многофакторный анализ действительно экспертного сообщества. Ведь образование является становым хребтом общества, и, расшатывая эту ось, можно получить совершенно непредсказуемые результаты.

***

В завершение статьи хотелось бы провести некоторые параллели. Наша страна в 90-е годы активно включилась в движение по сохранению памятников истории и культуры, проводимое под эгидой ЮНЕСКО. И мы в этом сильно преуспели. В нашей стране возрождены сотни памятников культуры и искусства. Думаю, что уже пришло время защищать наше образование как памятник, который может быть утрачен. Уверен, что и к реформам в системе образования нужно подходить с врачебной позиции — «не навреди». Я не являюсь оголтелым сторонником советской образовательной системы, вижу и положительные, и отрицательные ее стороны. По моему мнению, советскую образовательную систему можно ценить хотя бы только за то, что, несмотря на перманентные и зачастую просто бездумные реформы последних 30 лет, мы все еще имеем общее, среднее профессиональное и высшее образование.