Накануне в Малом зале Татарского государственного академического театра прошло первое собрание труппы после отпуска Накануне в Малом зале Татарского государственного академического театра прошло первое собрание труппы после отпуска Фото: Ф.Гарифуллин / предоставлено пресс-службой театра им. Камала

«Ждем новую сцену, новый театр. Говорят, к 2025 году должны туда переехать»

«Хвала Аллаху, артисты всегда живут с надеждой. Пусть будет много новых премьер. Ждем новую сцену, новый театр. Говорят, к 2025 году должны туда переехать», — сказал накануне «БИЗНЕС Online» заслуженный артист РФ Ильдар Хайруллин. Он вместе с коллегами по театру им. Камала пришел во вторник на традиционный сбор труппы перед началом сезона.

Понятно, что пока официальные лица предпочитают ничего не говорить о сроках ввода в эксплуатацию ультрасовременного здания на правой стороне озера Кабан. Однако актеры не скрывают, что уже мечтают выйти на сцену на новом месте. «С нетерпением жду сдачи объекта. Сейчас уже сильно постарел, но хочу увидеть новый театр, ведь я инициировал его строительство, — говорит 85-летний народный артист РСФСР Ринат Тазетдинов. — Покидать старую сцену будет не жалко. Новое есть новое, оно всегда лучше».

Перед началом мероприятия члены труппы вели обычные светские беседы. Две известные артистки обсуждали свой отдых в Турции,  одна рассказывала другой, сколько можно сэкономить, если покупать тур напрямую, а не через турагента. Зрелая пара хвасталась перед коллегами выращенным урожаем. Вообще, было видно, что с 23 июня, когда закрылся 117-й сезон театра им. Камала, люди соскучились друг по другу и им есть о чем поговорить. Кстати, трудовые будни у служителей Мельпомены в этом году начнутся раньше обычного: уже 18 августа 118-й сезон привычно откроет «Зәңгәр шәл». Камаловцы хотят во второй половине заключительного месяца лета все же «зацепить» часть отпускников, приехавших в Казань с туристическими целями. Напомним, что по этим цифрам столица РТ в 2023-м бьет личные рекорды. 

Фанис Зиганшин  собрался 118-й сезон отметить необычным образом и будет еженедельно по понедельникам устраивать пробежки по центру Казани Фанис Зиганшин собрался 118-й сезон отметить необычным образом — будет еженедельно по понедельникам устраивать пробежки по центру Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, не все артисты были словоохотливы. Заслуженный артист РТ Ильтазар Мухаматгалиев, говоря о планах на сезон, ограничился одним словом: «Жарко». В то же время народный артист РТ Фанис Зиганшин, наоборот, был расположен к разговорам. Он собрался 118-й сезон отметить необычным образом —будет еженедельно по понедельникам устраивать пробежки по центру Казани. В свою команду бегунов он приглашает всех желающих и шутит, дескать, раньше за участие брал 500 рублей, а сейчас все будет абсолютно бесплатно. «Всех моих зрителей, всех моих коллег приглашаю на вечернюю пробежку. Дорогие мои, давайте со мной будем бегать около театра имени Камала и озера Кабан, — сообщил нашему корреспонденту Зиганшин. — По понедельникам в 6 часов вечера собираемся, будем делать упражнения, разговаривать, секретные места Камаловского театра покажу, потом я расскажу о Старо-Татарской слободе, сделаем экскурсию к новому зданию театра. От нового театрального сезона ничего не жду. Хорошо живу, поэтому ничего не жду. Благодарю Аллаха за каждый день».

К Эмилю Талипову же у нас был вполне серьезный вопрос. Именно заслуженный артист РТ в этом году в День родного языка исполнил роль Габдуллы Тукая в постановке на сцене театра им. Джалиля в присутствии всего республиканского бомонда. Причем после этого ряд депутатов Госсовета Татарстана ополчились на режиссера Айдара Заббарова, вместе с Талиповым придумавшего столь неканоничный образ поэта. «Тукай может быть разным. Мы его хотели показать настоящим человеком, мы же все дети Адамовы, — пояснил актер. — Возможно, в советские годы привыкли к плакатному образу поэта. Я нисколько не обиделся на критиков, остался доволен образом, многим понравилось. И мы же не от себя это придумали, а изучали источники, его жизнь. Я понимаю, что кто-то хочет видеть Тукая в форме памятника, но он может быть разным. Тукай безграничен, его ни я, ни они не можем понять до конца. Если бы понимали, то он не был бы Тукаем. Это гений, посланный нам Всевышним Аллахом».

Перед началом также удалось поговорить с главным режиссером театра им. Камала Фаридом Бикчантаевым: «Во-первых, я всегда за то, чтобы наши артисты участвовали в лабораториях, которые „Угол“ проводит и так далее. В малом зале у нас будут приглашенные режиссеры, просто мы пока еще не всех объявили. У нас всегда есть приглашенные режиссеры» Перед началом также удалось поговорить с главным режиссером театра им. Камала Фаридом Бикчантаевым: «Во-первых, я всегда за то, чтобы наши артисты участвовали в лабораториях, которые «Угол» проводит, и так далее. В малом зале у нас будут приглашенные режиссеры, просто мы пока еще не всех объявили. У нас всегда есть приглашенные режиссеры» Фото: Ф.Гарифуллин / предоставлено пресс-службой театра им. Камала

«У нас всегда есть приглашенные режиссеры»

Перед началом также удалось поговорить с главным режиссером театра им. Камала Фаридом Бикчантаевым. Театр в последние годы отказался приглашать режиссеров со стороны и при этом не проводит лаборатории, но все это дает какой-то новый опыт, новый импульс тем же актерам. О скептическом отношении к лабораториям, когда за неделю делаются эскизы спектаклей, которые в перспективе могут стать полноценными репертуарными постановками, Бикчантаев говорил еще в интервью 2018 года. Что же касается приглашенных извне постановщиков, то последние такие работы на большой сцене — «Меня зовут красный» Максима Кальсина и «Без ветрил» Георгия Цхвиравы — давно исчезли из репертуара.

«Во-первых, я всегда за то, чтобы наши артисты участвовали в лабораториях, которые „Угол“ проводит и так далее, — сообщил Бикчантаев. — В малом зале у нас будут приглашенные режиссеры, просто мы пока еще не всех объявили. У нас всегда есть приглашенные режиссеры». Фарид Рафкатович назвал имя колумбийца Алехандро Гонсалеса Пуче — своего старого знакомого, в конце нулевых ставившего здесь спектакль «Жизнь есть сон». Возможно, на этот раз Пуче замахнется на «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Еще более многообещающе выглядит потенциальное сотрудничество с главрежем Башдрамтеатра им. Гафури Айратом Абушахмановым, постановщиком теперь уже легендарного спектакля «Зулейха открывает глаза». Правда, по Абушахманову нет ясности ни по срокам, ни по названию, а Пуче в Казани ждут зимой.

Также мы спросили Бикчантаева, почему он решил сам не ставить спектакль по пьесе депутата Госсовета РТ Ркаила Зайдуллы «Хан һәм шәгыйрь» («Хан и поэт»), доверив это Рамилю Гараеву. Примечательно, что они начинали эту работу вместе с нынешним председателем союза писателей РТ еще несколько лет назад. Может, дело в острой, тем более по нынешним временам, теме отношений власти и художника и главный человек сегодня в татарском театре опасается лишних кривотолков?

«Там есть определенное несовпадение по графику репетиций, — банальными производственными причинами объяснил это Бикчантаев. — Но я все равно остаюсь художественным руководителем постановки, поэтому, естественно, подключусь к этой работе. Кстати, у „Хан һәм шәгыйрь“ мы поменяли название, спектакль будет называться „Игезәк“ („Двойник“). Плюс очень важная деталь, это не об отношениях художника и власти, а покруче, страшнее. Я сам предложил Рамилю, чтобы он начал ее репетировать, тогда мы успеваем выпустить премьеру к 7 ноября, ко дню рождения Салимжанова».

Кстати, об этой пьесе еще в 2019 году на «БИЗНЕС Online» рассказывал театральный критик Нияз Игламов. «В основе пьесы — бродячий сюжет о том, как правитель и бедняк ненадолго меняются местами. У Зайдуллы уточняется: бедный поэт и злой хан. Оказавшись на престоле, обуреваемый жаждой справедливости, вчерашний поэт превосходит в жестокости своего предшественника, — писал Игламов. — Несмотря на сказочный сюжет, текст богат современными политическими аллюзиями, но не в них суть. Главный вопрос, который ставит автор, — о месте человека в жизни, о предопределении и преодолении начертанного свыше. Банальный пересказ сюжета не даст и десятой части смыслов, заложенных в этой пьесе, написанной одним из лучших современных татарских литераторов, который с недавних пор стал депутатом и отчасти разделил судьбу своего героя, Поэта».

В целом, по словам Бикчантаева, в его театре «будут неожиданные вещи». Айдар Заббаров хочет взяться за третью часть «Хуш, авылым» В целом, по словам Бикчантаева, в его театре «будут неожиданные вещи». Айдар Заббаров хочет взяться за третью часть «Хуш, авылым» Фото: «БИЗНЕС Online»

В целом, по словам Бикчантаева, в его театре «будут неожиданные вещи». Заббаров хочет взяться за третью часть «Хуш, авылым». Сам он хочет поставить одну из частей трилогии Туфана Миннуллина — «Миләүшәнең туган көне». «„Дуслар җыелган җирдә“, „Хушыгыз“ я уже ставил, — продолжает собеседник нашей газеты. — Есть еще такое предложение. У Альфии Авзаловой ведь круглая дата — сейчас пишут пьесу, посвященную ее жизни. Не знаю, что из этого получится».

Поинтересовались мы и об отношении Бикчантаева, члена секретариата союза театральных деятелей РФ, к реформе «Золотой маски». В прессу попал документ с теми изменениями, которые должна претерпеть национальная театральная премия по инициативе СТД РФ. Главреж театра им. Камала был предельно дипломатичен: «Я не думаю, что с „Маской“ что-то произойдет… Там сидят очень-очень умные люди, поэтому, я думаю, все сохранится. Паника в театральных кругах? Ну понятно, паника. Но я не считаю, что будут какие-то кардинальные изменения».

Между тем в этом году камаловцы, у которых в последние годы с «Маской» не очень складывалось, вполне имеют шансы «пошуметь» в Москве. Во всяком случае, по тем рецензиям и личным оценкам авторитетных критиков, которые приходилось слышать, вполне логично будет увидеть в основных номинациях и «Болганчык еллар. Мөһаҗирләр» («Муть. Мухаджиры») самого Бикчантаева, и «Көл» («Пепел») Заббарова.

В Малом зале театра, где и собралась труппа, сегодня был аншлаг. Бикчантаев тепло поприветствовал коллег пройдясь глазами по зрительному залу В Малом зале театра, где и собралась труппа, сегодня был аншлаг. Бикчантаев тепло поприветствовал коллег, пройдясь глазами по зрительному залу Фото: Ф.Гарифуллин / предоставлено пресс-службой театра им. Камала

«Мы там горели во время гастролей 1980–1981 годов»

В Малом зале театра, где и собралась труппа, сегодня был аншлаг. Бикчантаев тепло поприветствовал коллег, пройдясь глазами по зрительному залу. «Ринат-абый здесь, Азгар-абый [Шакиров] есть, Равиля-абыя [Шарафеев] нет, он отдыхать поехал. А где Наиля Гараева (мама Бикчантаеваприм. ред.)?» — спросил он под смех зала, после чего вкратце рассказал о работе в новом сезоне. Но первым делом главреж сообщил, что сам отдыхал в этом году в Железноводске на Кавказе

«18 августа открываемся с „Зәңгәр шәл“, а первая премьера 25 августа „Ситса туй“ (комедию Ильгиза Зайниева ставит Заббаров — прим. ред.), Ркаила Зайдуллу будем ставить — „Хан һәм шәгыйрь“, правда, пьеса будет называться „Игезәк“. Новая часть „Хуш, авылым“ в постановке Айдара Заббарова появится под названием „1552“», — продолжил Бикчантаев. При названии третьей части проекта «Хуш, авылым» на малой сцене по залу прокатился гул.

Заметные планы у театра и по гастролям. Зовут даже в Стамбул «по женской драматургии», куда повезут «Килемшәк» («Пришлый»). Из зала прозвучал вопрос: «А в Москву?» Главреж ответил: «Поговорили с МХАТ имени Горького. Сначала мы думали, что с МХТ имени Чехова надо договориться, но у них площадка маленькая для нас. У „Горького“ площадка большая, как наша, правда, у него слава не очень. Мы там горели во время гастролей 1980–1981 года. Этот театр же „Дантесом“ называют, потому что напротив театра имени Пушкина находится. Это здание я немного побаиваюсь, такой мистический страх». 

«Ринат-абый здесь, Азгар-абый [Шакиров] есть, Равиля-абый [Шарафеев] нет, он отдыхать поехал, а где Наиля Гараева [мама Бикчантаева на фото]» «Ринат-абый здесь, Азгар-абый Шакиров есть, Равиля-абыя Шарафеева нет, он отдыхать поехал. А где Наиля Гараева (мама Бикчантаева, на фото — прим. ред.)?» Фото: Ф.Гарифуллин / предоставлено пресс-службой театра им. Камала

А вот с Малым театром, с которым некогда камаловцы ежегодно проводили обменные гастроли, связь несколько потеряна. 88-летний худрук Юрий Соломин отошел от активной работы, а с другими руководителями договориться трудно.

Затронул Бикчантаев и тему съемок артистов в кино. «Сейчас идет процесс развития кино в Татарстане, приезжает целый десант режиссеров. Пожалуйста, перед тем как дать им согласие, сообщите, когда у вас репетиции, в каких спектаклях вы заняты, — напомнил главный режиссер. — Согласуйте с театром, чтобы мы не попали в тяжелое положение, да и сам актер не попал. Сейчас кинорежиссеров как собак нерезаных, приезжают, с нами не согласовывают, напрямую с артистом разговаривают или через министерство культуры договариваются. В Москве даже репертуар театров теперь подстраивают под участников всяких там сериалов — это страшно».

Далее Тазетдинов благодарил коллектив за то, что держат в труппе ветеранов, хотя в силу возраста «играть с каждыми днем все труднее», а также поинтересовался, сможет ли сам участвовать и дальше в спектакле «Бабайлар чуагы» («Запоздалое лето»). Главный режиссер заверил, что сможет. Такое отношение еще более ценно на фоне скандала в Набережночелнинском татарском драмтеате.

Выступление другого аксакала, Азгара Шакирова, было больше философским. «Сейчас непростая жизнь, поэтому давайте друг друга уважать. Наш театр находится очень высоко, нельзя снижать планку, — уверен 83-летний народный артист РСФСР. — Надо верить в высшее предназначение искусства. Эта вера меняет человека. У молодежи должно быть стремление изменить мир. Пусть не будет еще сложнее, пусть не будет войн, похоронок. Пусть будет светлое небо над головой». После этих слов раздались дружные аплодисменты, как в финале хорошего спектакля.