«СТУДЕНЧЕСКИЙ» ВЕРТОЛЕТ

18 мая гости празднования 80-летия КНИТУ-КАИ с любопытством рассматривали выставленный перед спорткомплексом «Олимп» вертолетик. Даже «неотлакированным» он выглядел необычно-эффектно. Говорят, что внешнему виду соответствует и суть проекта.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов, Lark («Жаворонок») начинался с дипломного проекта. Затем при поддержке фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере разработали проектную документацию. В изготовлении здорово помогла дружба с казанским филиалом КБ ОАО «Туполев». «А вообще необходимое достаем всеми правдами-неправдами, используем все связи, - обрисовал ситуацию Гайнутдинов. - Да еще и исследованиями занимаемся».

Дело в том, что на кафедре создан R@D центр обучения студентов, магистров и аспирантов путем непосредственного участия в реальных проектах, причем процесс построен как наставничество старших над младшими. «Работаем все вместе, как единая команда - от студента до руководителя, - рассказывает завкафедрой. – Постоянно собираем информацию о перспективных разработках у нас и за рубежом, будь то высотные беспилотные самолеты или гиперзвуковые летательные аппараты или даже дирижабли. Затем мы пытаемся привнести что-то новое в эти разработки в практическом или теоретическом плане. Таким образом формируются творческие группы или новые направления исследований. И что выгодно отличает нас от всех казанских авиастроительных групп и даже КБ - каждый проект сопровождается научными разработками. Например, при создании «Жаворонка» разработали методики проектирования винтов с оптимальной геометрией лопастей, а также слоистых конструкций - торсионов. Результат - две защищенные в 2012 году кандидатские диссертации молодых ученых кафедры - непосредственных участников проекта Lark».

ВЕРТОЛЕТИК НЕ ПРОДАДИТЕ?

В чем новизна «Жаворонка»? Для начала, это первый вертолет, создаваемый в КНИТУ-КАИ за 80 лет его существования. Во-вторых, это первый летательный аппарат казанского авиауниверситета, созданный полностью из композитов. В-третьих, это вертолет, построенный по соосной схеме с собственной изюминкой (на нее получен патент). «По нашим подозрениям, эта схема должна быть проще камовской (ОАО «Камов» - главный в мире специалист по вертолетам соосной схемы – авт.), - объясняет Гайнутдинов. – Чтобы не утомлять вас техническими подробностями, скажу только, что у нас валы несущих винтов, в отличие от камовских аппаратов, получаются более «чистыми».

Завкафедрой говорит, что редкую (из-за сложности) для мирового вертолетостроения соосную схему для «Жаворонка» выбрали по двум причинам. Во-первых, интересно исследовать вопросы повышения эффективности соосных винтов. А во-вторых, таким вертолетом управлять проще, чем машиной, созданной по классической схеме (с несущим и хвостовым винтами). Не исключено, что удобство пилотирования поможет и продвижению Lark, так скажем, в массы.

3D-рисунки «Жаворонка» уже появлялись в интернете, и сразу пошли звонки интересующихся - не продается ли. «Более того, приходили местные деловые ребята, - рассказывает Гайнутдинов. – Хотим купить, готовы как-нибудь поучаствовать, говорят. Я ответил: ребята, мы всегда сами все доводим до летного экземпляра. Когда сделаем, тогда можно будет и речь о чем-то вести. Говоря о перспективах Lark, можно сказать, и что перспективы у него замечательные, и что перспектив никаких. Интерес к проекту есть, и то, что доведенный до ума и запущенный в серийное производство «Жаворонок» и его модификации (с возможностью посадки на воду, например) при определенной цене будут пользоваться спросом, нет никаких сомнений. То, что у нас ограниченные возможности (финансовые, прежде всего) все это реализовывать, сильно снижает шансы такого развития событий».

Гайнутдинов напомнил, что желающих купить самолет КАИ-81 «Беркут» было хоть отбавляй, и до сих пор звонки идут: «А можно купить? А почему не делаете серийно? Вы нам только продайте, доведем сами». Причем машина летает. Но как организовать серийное производство?

ПОРА ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ

- Это гиблое дело - доводить до коммерческого, конкурентоспособного проекта, - считает Гайнутдинов. - Сегодня в России это в принципе невозможно - нет условий. Но посмотрим, как отреагируют наши китайские партнеры из сианьского технопарка, которые пока выжидают – смотрят, до какого уровня мы можем довести Lark. Если довести его до ума, он будет очень привлекательным.

- А не проще ли взять абсолютно готовую, проверенную машину – тот же «Робинсон», например?

- Да, «Робинсон» – доведенная машина. Никаких проблем. С точки зрения коммерческого результата, конечно, мы ему не конкуренты. Но что же теперь – ничего не делать? Но тогда никогда у нас не будет авиастроения. А как долго мы на «Робинсонах» сможем летать? Пока деньги будут. А когда они кончатся? Ну нефть, лес продадим. Еще пару «Робинсонов» купим… Посмотрите, Запад занимается ветроэнергетикой, хотя сегодня это дороже, чем сжигать газ, мазут. А мы просто не занимаемся, потому что так дешевле. Но на Западе знают, что со временем усилия окупятся, тем более что ресурсы исчезают. Вот и ответ.

- Какой видите выход?

- Речь идет о том, что надо задействовать наших талантливых ребят. Плохо ли они пока делают, хорошо ли, но ведь с этим же народом советский авиапром подняли! Надо возрождать проектирование в Казани. У нас кафедра хоть и называется «конструкции и проектирования летательных аппаратов», но в основном читаем только о конструкции. А проектирование - это уже настоящая наука.

Добавим, что на «Жаворонок», несмотря на трудности, будет установлена современная авионика – по принципу «стеклянной кабины», не с аналоговыми приборами, а с дисплеями. К осени две машины надеются подготовить к летным испытаниям.