По данным Росстата на 23 июля средняя цена килограмма курятины в рознице выросла до 196,93 рубля, поставив исторический рекорд По данным Росстата на 23 июля, средняя цена килограмма курятины в рознице выросла до 196,93 рубля, поставив исторический рекорд Фото: «БИЗНЕС Online»

Куры пошли на взлет

В России стремительно дорожает куриное мясо. По данным Росстата на 23 июля, средняя цена килограмма курятины в рознице выросла до 196,93 рубля, поставив исторический рекорд. В Татарстане данный продукт можно купить по более доступной цене — Татарстанстат сообщил о том, что куры (кроме куриных окорочков) стоят в магазинах в среднем 186,6 рубля за 1 кг (на 24 июля 2022 года).

В пресс-службе минсельхозпрода РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» подтвердили, что по сравнению с началом 2023-го цена на охлажденное и мороженое мясо кур взметнулась вверх на 21,5%, или 33 рубля за каждый килограмм продукта. Вместе с тем добавили, что по сравнению с июлем 2022 года курятина подорожала только на 15,21%, или 24,64 рубля за килограмм.

Так, если в апреле 2022-го торговые сети продавали мясо птицы в Татарстане в среднем по 171,7 рубля за 1 кг, то в январе 2023 года оно стоило уже 152,55 рубля за 1 кг, в апреле еще подешевело — до 146,23 рубля за 1 кг (данные Татарстанстата). Но, как только стало припекать весеннее солнце, стоимость мяса кур догнала, а потом и перегнала прошлогодний уровень. С апреля по июль 2023 года курятина подорожала на 27%, или на 40,40 рубля.

Удорожание цен на куриное мясо в минсельхозпроде РТ объясняют тем, что, во-первых, увеличилось потребление населением данного продукта. Во-вторых, у производителей выросли логистические затраты на транспортировку мяса из-за проблем с грузоперевозками и недешевых горюче-смазочных материалов. В-третьих, увеличилась себестоимость производства мяса птицы — из-за удорожания компонентов кормовых добавок (например соевого шрота), оборудования и расходных материалов. «В итоге производители вынуждены поднимать цены, чтобы операционная маржа позволяла им работать дальше», — пояснили в министерстве.

В РТ работает два крупных производителя мяса кур-бройлеров: «Ак Барс Холдинг» совокупно по всем площадкам производит 65 тыс. т мяса кур в год (в живом весе) под брендом «Пестречинка». Вторым мощным производителем является «Челны-Бройлер», входящий в холдинг «Агросила», где ежегодно производят 120 тыс. т мяса в живом весе.

В «Ак Барс холдинге» «БИЗНЕС Online» сообщили, что оптовые цены на курятину в первом квартале 2023 года в стране держались очень и очень низкими — как в целом, так и в сравнении с предыдущим годом В «Ак Барс Холдинге» «БИЗНЕС Online» сообщили, что оптовые цены на курятину в I квартале 2023-го в стране держались очень и очень низкими — как в целом, так и в сравнении с предыдущим годом Фото: «БИЗНЕС Online»

Цену разогнал шашлычный сезон…

В «Ак Барс Холдинге» «БИЗНЕС Online» сообщили, что оптовые цены на курятину в I квартале 2023-го в стране держались очень и очень низкими — как в целом, так и в сравнении с предыдущим годом. Основной скачок отпускных цен у производителей (как и в рознице) пришелся на апрель – май 2023 года. По сравнению с I кварталом 2023-го в II квартале рост цен составил порядка 18% (в зависимости от каналов сбыта).

Причиной этого явления в холдинге также называют постоянный рост себестоимости птицеводства (повышение цен корма, рост курсов иностранных валют). Этому способствует и стабильный потребительский спрос на недорогое куриное мясо.

Но потом пришла ранняя теплая весна и любовь народа к жареному мясу взяла верх. «Да, шашлычный сезон! В майские праздники, даже если бы у нас было в 10 раз больше курицы, мы бы, наверное, все продали», — рассказывал генеральный директор ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“» Сергей Андреев в интервью «БИЗНЕС Online». Однако если сравнивать первое полугодие 2023 года и 2022-й, то роста отпускной цены фактически нет, добавили в «Ак Барс Холдинге».

Руководитель исполнительного комитета национальной мясной ассоциации Сергей Юшин вспоминает, что долгое время цены на курицу снижались и дошли до того, что производители продавали мясо ниже себестоимости. Так что сказался эффект низкой базы. «Три месяца назад курицу можно было купить в магазине за 130–140 рублей, потребители бросили покупать разные продукты, например очень подорожавшую рыбу, все перешли на курицу. А мы не успеваем увеличить производство так, чтобы удовлетворить этот огромный спрос», — говорит он.

Причиной этого явления также называют постоянный рост себестоимости птицеводства (повышение цен корма, рост курсов иностранных валют) Причиной этого явления также называют постоянный рост себестоимости птицеводства (повышение цен корма, рост курсов иностранных валют) Фото: «БИЗНЕС Online»

…а также курс рубля и ограничение туризма

Усилило спрос и то, что многие россияне в этом году не поехали за границу. «Активный туризм означает, что люди много едят в кафе, столовых, ресторанах. А самый дешевый белок — это курица. Средняя цена курицы у нас заметно дешевле, чем на мировом рынке. И эта дешевизна приводит к тому, что потребители выбирают курицу», — говорит Юшин.

«Если раньше выезжали из страны 5, 7, 8 миллионов, иногда даже до 10 миллионов человек в течение лета, то сейчас все эти люди остались в России. Какая-то часть из них поехала на южные курорты, какая-то — в другие регионы РФ. Бо́льшая часть людей остались дома, на дачах, но они также выходят на шашлыки, пикники», — разделяет мнение президент консалтингового агентства «Агрифуд Стретеджис» Альберт Давлеев. Как результат растет спрос на разделанное мясо птицы, которое очень удобно готовить на барбекю.

Юшин отмечает и другую причину роста цен — производители не успевают производить больше курятины, «потому что не хватает людей на птицефабриках». «Люди уходят работать на стройку, в дорожное, жилищное строительство, кто-то заключает контракт на службу в армии». Юшин отмечает «колоссальный недостаток кадров во всех отраслях» — нужны люди, чтобы производить зерно, корма, чтобы ухаживать за курицей и потом ее разделывать, но их нет. Чтобы люди не убегали, птицефабрики повышают зарплаты своим работникам, это также сказывается на росте себестоимости продукции.

На все это накладывается и обычный производственный цикл предприятий: птицеводы в жаркие месяцы вынуждены сокращать поголовье, поскольку птица не любит большую жару, летом она хуже растет, теряет аппетит, начинается обострение болезней. «Предложение мяса на эти месяцы традиционно меньше, чем в другое время года», — объясняет Давлеев.

Добавьте сюда удорожание себестоимости курятины — из-за резкого обесценивания рубля по отношению к основным валютам. «До сих пор российский птицеводческий сектор очень сильно зависит от импортных компонентов. В первую очередь от цены на соевый шрот, который закупается исключительно в валюте и в больших количествах», — говорит Давлеев. Растут в цене расходные материалы, упаковочное оборудование, пошли в рост и цены на зерновые культуры.

Юшин отмечает и другую причину роста цен — производители не успевают производить больше курятины, «потому что не хватает людей на птицефабриках» Юшин отмечает и другую причину роста цен — производители не успевают производить больше курятины, «потому что не хватает людей на птицефабриках» Фото: «БИЗНЕС Online»

Цену диктует спрос и федеральные сети

Однако не нужно думать, что производители сами повышают цены. Их диктует повышенный спрос потребителей и растущие заказы на курятину от торговых сетей. «Предложение не успевает за спросом. Некоторые магазины хотели увеличить в разы свои заказы, потому что птица очень востребована. Но производство мяса птицы с начала года выросло на 1,5 процента», — отмечает Юшин.

Андреев пояснял в интервью, как формируется оптовая цена на мясо кур-бройлеров на рынке. Федеральные торговые сети раз в три недели проводят закупочные сессии у производителей курятины, побеждает та птицефабрика, которая предложит наилучшую цену.

«При прочих равных торговая сеть выбирает регионального производителя. Но если у соседей цена ниже нашей — что ж, тогда мы ищем другие каналы продаж. Как тушку, так и разделку торговые сети сегодня покупают только по тендерам. Таким образом мы реализуем 80 процентов нашей продукции», — говорил Андреев. Остальное мясо птицы птицефабрики холдинга продают обычным магазинам и рынкам.

Птица сегодня — это один из продуктов, который образует покупательский трафик Птица сегодня — это один из продуктов, который образует покупательский трафик Фото: Егор Алеев/ТАСС

Аномальное сочетание оптовых и розничных цен

Интересно, что цены в рознице сегодня хоть и растут, но все же медленнее, чем на оптовом рынке. «На данный момент в розницу можно приобрести тушку первого сорта дешевле, чем купить оптом. На прилавках торговых сетей цены очень сильно разнятся ввиду постоянных акций и конкуренции между собой», — удивляются в «Ак Барс Холдинге».

Юшин сообщил, что тушка кур-бройлеров на оптовом рынке сегодня продается по цене от 180 до 200 рублей за 1 кг, при этом в магазине вы можете купить дешевле. «Вчера в сетевом магазине я видел цену в 160 рублей», — поделился он личным наблюдением. Средняя цена в магазине в Татарстане, напомним, 186,6 рубля за 1 килограмм. Выходит, торговые сети работают себе в убыток?

Эксперт объясняет это тем, что цены на все виды мяса в оптовом звене в России очень волатильны, но на продуктовой полке они не меняются так часто и быстро. «Иногда магазины даже не меняют ценники на полке, потому что у них есть долгосрочные контракты или они понимают, что если повысят цену так же, как она повысилась в оптовом звене, то резко упадет потребительский спрос», — рассуждает Юшин.

Птица сегодня — это один из продуктов, который образует покупательский трафик. «Магазины на птицу делают очень невысокую наценку, потому что люди идут за птицей. Даже когда спрос такой высокий и производители не могут полностью обеспечить заявки розничных сетей, некоторые сети проводят акции, продают товар со скидкой. И не потому, что он просрочен, а для того, чтобы поддержать покупателей, интерес к своей сети в условиях жесткой конкуренции», — объясняет Юшин.

У коммерческого директора сети «Августина» Булата Гафурова (казанская сеть продуктовых магазинов формата «у дома») своя версия происходящего. «Федеральные сети закупают мясо кур за одну цену, а ставят еще дешевле. Так они нагоняют трафик, пытаются убить локальную розницу, таких, как мы, — объясняет Гафуров. — Когда они убьют розницу, будут спокойно в три цены продавать, вообще за сколько захотят! Сейчас они покупают за 150 рублей, а продают за 140, а потом будут закупать по 150, а продавать уже за 200. Когда умрем мы, все локальные и розничные сети, федералы будут диктовать те условия, какие хотят».

Гафуров добавил, что для сети «Августина» курятину закупают на птицефабрике в Марий Эл. «Отпускная цена для нас выросла на 33–35 процентов за последние полтора месяца. Розничную наценку на курицу мы вообще не ставим, она у нас нулевая практически — почем отдает нам производитель, по той цене и продаем», — добавляет Гафуров.

Исполнительный директор компании «Бахетле» Гузель Ананьева сообщила «БИЗНЕС Online», что на сегодняшний день закупочные цены на мясо кур превысили 200 рублей за килограмм и идет дальнейшая тенденция роста. При этом в торговой сети «Бахетле» не возникло такой ситуации, когда розничная цена на курицу ниже закупочной. «Куриное мясо — самое доступное, его быстро раскупают. Поставка куриной продукции в „Бахетле“ осуществляется 3 раза в неделю — не меньше. И, как только поставщик привозит товар по новой цене, на прилавках сразу меняется ценник», — пояснила Ананьева. 

Она не исключает, что в ближайшее время в торговых сетях страны могут вырасти цены на мясо кур, т. к. поставщики курятины сейчас рассылают им письма о том, что «продукция вынужденно подорожала». «Из-за курса рубля увеличились цены на корма, расходные материалы, топливо, из-за птичьего гриппа в Белгородской области — одного из крупнейших регионов – поставщиков куриной продукции — появился дефицит товара», — говорит Ананьева. Она сообщила также, что «уже со следующей недели цены на куриную продукцию вырастут от 5 до 28 процентов», т. к. торговая сеть зависит от ситуации на рынке.

«У нас сегодня сезон, а помидоры и огурцы в магазине по 200 рублей — также как и курица! Но она дает гораздо больше аминокислот, витаминов, калорий, белка, и при этом стоит столько же» «У нас сегодня сезон, а помидоры и огурцы в магазине по 200 рублей — так же, как и курица! Но она дает гораздо больше аминокислот, витаминов, калорий, белка и при этом стоит столько же» Фото: «БИЗНЕС Online»

Курица по цене огурцов, но сколько в ней белка!

Юшин подчеркивает, что курица остается самым дешевым с точки зрения питательности продуктом. «У нас сегодня сезон, а помидоры и огурцы в магазине по 200 рублей — так же, как и курица! Но она дает гораздо больше аминокислот, витаминов, калорий, белка и при этом стоит столько же».

Он не исключает, что с подорожанием курятины люди могут частично переключиться на свинину, спрос на которую сегодня тоже велик, а цена вполне доступна. В РФ цена на свинину «очень сильно отстает от продовольственной инфляции». За 7 лет инфляция составила 57%, а свинина подорожала только на 15%.

В целом за 10 лет потребление мяса в РФ  выросло на 10%, даже несмотря на то, что падали номинальные располагаемые доходы. Юшин объясняет это тем, что мясо наиболее доступный продукт по сравнению с той же рыбой, например, потребление которой за 10 лет сократилось на 16%.

Давлеев уверен, что у нашей страны есть все возможности для дальнейшего роста птицеводческого сектора. «Во многих странах потребление мяса птицы на душу человека превышает 50–60 килограммов, у нас пока 30–40 килограммов в зависимости от региона».