За время существования культовой куклы Барби ее обвиняли практически во всех грехах — от искаженного восприятия женского тела до распространения стереотипов «За время существования культовую куклу Барби обвиняли практически во всех грехах — от искаженного восприятия женского тела до распространения стереотипов» Фото: © Mark Blinch/Keystone Press Agency/globallookpress.com

Прежде чем стать матерью, девочка хочет стать взрослой и самостоятельной

Почему такой большой интерес общественность по всему миру проявила к фильму «Барби» и вообще к самой, казалось, давно забытой кукле, которую за время существования обвиняли практически во всех грехах — от искаженного восприятия женского тела до распространения стереотипов? Правда ли, что очередная волна увлечения Барби, так называемый barbiecore (стиль, основанный на образах куклы), — это способ морально провалиться в безопасное и привычное и не думать о происходящем?   

Начнем с истории. Знали ли вы, что первая подобная кукла, Bild-Lilli (Бильд Лилли), появилась в 1950-е в Германии как сувенир и продавалась в табачных лавках? Это была красивая фигурка женщины с красными губами, и она вовсе не предназначалась для детских игр. Увидев ее, будущая создательница куклы Барби и компании Mattel, производившей ее, американка Рут Хэндлер, уговорила супруга создать нечто подобное для их дочери и других девочек. Философия Хэндлер, которую она закладывала в игрушку, перевернула устоявшееся восприятие о том, что все девочки мечтают стать мамами и подражать взрослым женщинам. Предпринимательница считала: прежде чем стать матерью, девочка захочет стать взрослой и самостоятельной. Так появился лозунг «Ты можешь быть тем, кем захочешь». И ведь действительно, за время существования Барби смогла реализоваться во множестве профессий — от повара до космонавта. К этому она призывала и своих юных хозяек.

Маркетинговая кампания для продажи куклы была нестандартной. На всемирной выставке игрушек кукла с формами вызвала шквал критики у взрослых закупщиков, тогда Хэндлер решила провести пиар-кампанию по завоеванию сердец подрастающих девочек не через родителей и байеров по закупкам игрушек, а напрямую обращаясь к детям. Так реклама с куклой появилась по телевидению во время трансляции клуба «Микки Мауса» (американский детский телесериал, выходивший с 1955 по 1996 год).

Ни один другой цвет не вызывал такое количество споров и не пережил столько взлетов и падений в обществе как розовый «Ни один другой цвет не вызывал такого количества споров и не пережил стольких взлетов и падений в обществе, как розовый» Фото: © Ik Aldama/globallookpress.com

Розовый — это не роскошь, а вульгарность

История розового цвета не менее увлекательна для феминистической повестки, сопровождающей Барби с момента появления на свет. Ибо ни один другой цвет не вызывал такого количества споров и не пережил стольких взлетов и падений в обществе. Оттенок был горячо любимым представителями высшего сословия в середине XVIII века и был далеко не девичьим. Считалось, что розовые тона — это светлые оттенки мужественного красного — цвета военного мундира. В этих цветах шилась одежда для юных джентльменов. Лишь в XIX веке мужчины перешли на более темные и простые цвета, оставив дамам все, что связано с цветом румян. Розовый стал цветом будуара и символом всего женского.

«Розовый стал символом всего женского»Фото: © Elena Sikorskaya/ Global Look Press/ globallookpress.com

В результате массового производства на рубеже веков, потребовавшего много дешевого красителя, такого как пурпурный, розовый превратился в цвет, который мы знаем сегодня как фуксиновый — искусственный и дешевый. Отсюда в обществе возникло убеждение, что розовый — это не роскошь, а вульгарность.

В 20-е годы прошлого века великий французский модельер Поль Пуаре реабилитировал ярко розовый, создав вечернее платье, имевшее успех в обществе, а Джеки Кеннеди в 1950-х популяризовала его как цвет идеальных домохозяек. В 1980-е розовый стал символом ЛГБТ-активистов, т. к. нацисты использовали именно его для обозначения гомосексуалов. Возможно, поэтому розовый так адаптивен.

Тот факт, что мы сегодня ассоциируем Барби с розовым цветом, объясняется не столько ее одеждой, сколько логотипом, который с самого начала был ярко розовым. У куклы даже есть свой индивидуальный оттенок, защищенный авторским правом, под названием «Розовый Барби» (219 С).

Вышедший фильм ведет агрессивную рекламную кампанию по продвижению нового кинопродукта «Вышедший фильм «Барби» ведет агрессивную рекламную кампанию по продвижению нового кинопродукта» (на фото: Райан Гослинг и Марго Робби, исполнившие роли Барби и Кена) Фото: © Fred Duval/Keystone Press Agency/globallookpress.com

«Пластиковый» стиль будет процветать

Вышедший фильм ведет агрессивную рекламную кампанию по продвижению нового кинопродукта. Причем, как пишут СМИ, ссылаясь на оценки экспертов, бюджет ее приравнялся к бюджету, потраченному на производство, — $145 миллионов. Социальные сети и медиапространство просто накрыла розовая «пластиковая» волна.

Но странно, что люди поверили и поддались этому ажиотажу только сейчас. По первой же ссылке запроса в поисковой системе мы получим массу коллекций дизайнеров в соответствующей эстетике. Например, из свеженького — прошлогодняя коллекция бренда Валентино, где креативный директор модного дома Пьер Паоло Пиччоли вывел на подиум целую армию в своем фирменном РP Pink. А в 2015-м модельер Джереми Скотт создал коллекцию для Moschino, в которой Барби и ее иконография стали центральным высказыванием. На показе модели шли по подиуму в светлых париках, розовых вечерних платьях с рюшами и в розовой спортивной одежде, украшенной логотипом Moschino шрифтом Barbie, а манекенщица Шарлотта Фри даже мчалась по подиуму на роликовых коньках в знак уважения к знаменитой кукле из серии «Барби на роликах».

«Barbiecore в том виде, в каком мы его знаем, начался в нулевых»Фото: © Brian Dowling, Southcreek EMI/ © Sonia Moskowitz, ZUMAPRESS.com / globallookpress.com

Да и сам barbiecore в том виде, в каком мы его знаем, начался с появления в нулевых молодых икон Пэрис Хилтон, Николь Ричи и Бритни Спирс, чьи наряды недвусмысленно транслировали кукольную эстетику, красивую «пластиковую» жизнь, не обремененную глубокими думами. Проследить эту очевидную тенденцию можно и в кино, которое, как искусство, мгновенно реагирует на запрос социума, маркер поколения.

«Бестолковые», «Блондинка в законе», «Дрянные девчонки» с ярко-розовыми женскими персонажами, созданными по образу и подобию известной куклы, сыграли огромную роль в популярности этой тенденции. Да и нынешние поп-звезды раскручивали ее — от гиперженственного стиля певицы Арианы Гранде до рэп-исполнительницы Ники Минаж с ее альтер-эго «Харадзюку Барби», розовым париком и текстами, наполненными отсылками к Барби.

Однако сегодня оголтелая популяризация стиля Барби не только в одежде, но и в образе жизни вызывает лишь желание понять, в чем фокус. Тенденция на «феминную феминость», которая прослеживается во всей этой истории с отстройкой тренда на яркие акриловые ногти и рюши с воланами, — это скучно. Нагромождение розовых коллекций за пластиковой спиной ничего не подозревающей Барби выглядит как болливудская бутафория, когда есть некий сказочный мир, в который нужно всех погрузить, чтобы забыться.

Почему насаждается такая эстетика, почему именно сейчас? Потому что есть социальное неблагополучие, от которого хотят отвлечь, погрузив людей в красивую историю. Так что «пластиковый стиль» будет процветать. Не потому хочется обществу, что ему его навязывают. Инфлюенсеры, те, кто задает тон модной повестке, будут его транслировать.

Светлана Сафина