Комплект из трех FPV-дронов для нужд СВО передали в Казани бойцам СВО волонтеры. Эти дроны эффективно проявляют себя в уничтожении вражеской техники и живой силыФото: Станислав Шемелов


От выстрелов РПГ до «залета» в форточку

Комплект из трех FPV-дронов для нужд СВО передали в Казани бойцам СВО волонтеры. Эти дроны эффективно проявляют себя в уничтожении вражеской техники и живой силы. Взять к примеру запорожское направление, где враг уже третий месяц пытается провести наступление. В ответ наши подразделения бьют по технике и живой силе ВСУ FPV-дронами, снаряженными гранатометными выстрелами. Это один из факторов украинской безуспешности.

«С ними легко работать: нам дали задачу, мы запустили уже заряженные дроны со снарядом, отработали, отодвинулись. Есть мобильность, не нужно таскать РПГ, который во многих случаях неудобен. Тем более РПГ нельзя терять. А эти аппараты мы называем „аппаратами в одну точку“ — улетел, попал-порадовался, забыл, откатился. Еще один плюс — очень тяжело и практически невозможно установить точку вылета», — рассказывает боец с позывным «Чистай», в чье подразделение были переданы дроны.

Главное — такие дроны собираются в Казани. Занимается этим фирма ООО «Тонкор Аэро Групп». Сейчас они снарядили набор hava (с татарского «воздух»), состоящий из трех дронов, очков FPV, пульта управления, четырех аккумуляторов. Это очень дорогостоящее оборудование. Все три дрона привязаны к одному пульту, не надо искать его в случае нештатной ситуации, рассказывает учредитель компании Георгий Дикопольский. Он стал активно заниматься БПЛА с прошлого года. Сейчас компания расширилась, а дроны делают не только для нужд СВО, но и для спортсменов – пилотов БПЛА.

Все три дрона привязаны к одному пульту, не надо искать его в случае нештатной ситуации, рассказывает учредитель компании Георгий Дикопольский (справа). Он стал активно заниматься БПЛА с прошлого года

Также на три дрона идут одни очки. А значит, не нужно носить множество пультов. Стоимость одного комплекта из трех дронов, пульта, четырех батареек и очков составляет 315 тыс. рублей.

«Это было недостатком, когда нам привозили по 20 коробок с 20 пультами, модулями. Все постоянно терялось. Здесь же в любой кризисной ситуации можно просто переключиться на второй или третий дрон», — добавил Чистай.

«Поступали сведения от ребят, что много пультов приходится таскать. А тут, соответственно, и вес рюкзаков уменьшается. А бывает же ситуация кризисная, когда нужно срочно совершить запуск, поэтому мы и сделали такое», — добавил Дикопольский.

Выступают накатами, используют британские Storm Shadow: как проходит контрнаступление ВСУ

Наборы по запросу отряда спецназа приобрели работники «Народного фронта». Они получили запрос от бойцов, после чего отправили заявку в «Тонкор». «Запросы отправляются ребятам, которые по запросам собирают дроны, после чего те передаются бойцам», — рассказал «БИЗНЕС Online» представитель ОНФ Дамир Нургалиев. В Казани дроны перепрошивают, и на фронт они приходят в полной боевой готовности.

Уже в зоне боевых действий дроны снабжают снарядами, после чего без лишних настроек и прочего бойцы начинают работу.

«Вешаем заряды от РПГ — кумулятивы и осколочные. Мы их сами переделываем, есть свои премудрости», — говорят бойцы.

Еще в Казани собрали разведывательный FPV-дрон, который умещается на ладони. При этом он сохранил все свойства FPV: скорость, маневренность

Еще в Казани собрали разведывательный FPV-дрон, который умещается на ладони. При этом он сохранил все свойства FPV: скорость, маневренность. Его почти не видно и не слышно. Такие дроны легко залетают в форточки, блиндажи и укрепы. Если, условно, подвесить на такой дрон пару сотен граммов пластида, то удар будет существенным.

Еще одна фишка FPV — его батарея, которая при ударе работает как взрывное устройство, в замкнутом помещении она может создать проблемы. «Они как поджигатели, выдают сильную струю. Сами пары тоже ядовиты. Их можно использовать в отдельных штурмах зданий», — рассказывает Чистай. На данный момент эти дроны используют в учебных целях.

Стоимость одного комплекта из трех дронов, пульта, четырех батареек и очков составляет 315 тыс. рублей

Как и почему дроны производят в Казани

FPV-дроны в Казани собирают из китайских комплектующих. Почему не проще заказать уже готовый БПЛА? Дикопольский объясняет, что, во-первых, они не пройдут «таможку», т. к. имеют два назначения, а во-вторых, китайские производители опасаются санкций, поэтому дроны на СВО не дают. Еще один плюс — комплектующие заказываются от нескольких производителей, поэтому можно собрать дрон под любой запрос от бойцов.

Компания ведет активную работу по привлечению кадров, приглашает людей и обучает их сначала основным навыкам радиолюбителя. Для этого у них есть специальные учебные платы, которые представляют из себя мини-радио. Сразу к дронам пытаются не подпускать, чтобы мастера-новички не испортили дорогую технику: «У человека должно созреть в голове осознание, как это делать, прежде чем переходить к коптерам. Сначала мы начинали объяснять сборку коптеров и нам сожгли полетные контроллеры», — объясняет Дикопольский.

Работают в мастерской по следующему принципу — заказывают в Китае корпус и комплектующие для сборки дрона, а потом уже здесь, в Казани, их собирают

Работают в мастерской по следующему принципу — заказывают в Китае корпус и комплектующие для сборки дрона, а потом уже здесь, в Казани, их собирают. На выходе получаются быстрые FPV, дальность действия которых достигает 8 километров.

Сейчас на постоянной основе здесь хранится от 20 до 25 дронов, в будущем планируется повышать количество поставок, но все упирается в деньги. По словам учредителя, если сейчас начать выпускать по 27 дронов в день, то на корпус и комплектующие ежедневно будет уходить 1 млн рублей.

Комплект дронов после тестов отправится на СВО в ближайшее время

Когда появятся свои комплектующие?

В Казани работают над собственным производством комплектующих. Для полной сборки из «всего своего», по словам Дикопольского, потребуется примерно 7 лет. На данный момент удалось начать создавать свои антенны, в будущем планируется делать свои радиоприемники. Кроме того, уже сейчас производятся корпусы для БПЛА на 3D-принтере. Таким образом в Казани надеются разработать форму, которая сможет заменить карбоновые рамы из Китая. Если цена одного импортного корпуса равняется 7 тыс. рублей, то пластиковой — всего 70 рублей, выгоднее в 100 раз. «У нас есть задача, что мы хотим сделать это больше для учебного процесса. Это уберет ценовой барьер для тех, кто хочет этим заниматься», — рассказал Дикопольский. По тому же принципу печатания делаются хвостовки для ВОГов — с их помощью можно сбрасывать взрывчатку с беспилотника.

Дикопольский объясняет причины выбора китайских комплектующих невозможностью конкурировать с их технологическим процессом: «Фишка в том, что, пока мы будем что-то свое делать, например полетный контроллер, китайцы уже что-то придумают, и мой полетный контроллер будет неактуален. Это то же самое, что сейчас изобретать Polaroid». Также он добавил, что если где-то и есть производители, которые производят беспилотники исключительно со своими комплектующими, то это производство остается серийным. По словам спикера, никто не станет покупать твое гениальное изобретение вместо проверенного Mavic, если оно будет стоить в несколько раз дороже.

Батальон «Алга» в пекле: как живут бойцы, обороняющие Бахмут

Комплект дронов после тестов отправится на СВО в ближайшее время.