Алексей Лопатин: «90% абитуриентов и их родителей хотят поступить на бюджет» Алексей Лопатин: «90 процентов абитуриентов и их родителей хотят поступить на бюджет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как поступить на бюджет?

Во второй половине июня стартует прием в вузы. Несмотря на всеобщую унификацию правил приема, с каждым годом технология поступления становится все сложнее. Когда я в 2008 году стал ответственным секретарем приемной комиссии КАИ, ЕГЭ еще не был тем «нашим всем», который впоследствии заменил вступительные испытания. Университеты еще самостоятельно проводили экзамен по информатике. В эту «эпоху разнообразия» правила приема излагались на документе из пяти страниц. К 2011 году ЕГЭ уже был всеобщим и единым, а правила приема расширились до брошюры в 17 страниц.

Шло время, мы боролись с бюрократией. Наши успехи достигли того, что документ, регламентирующий специфику приема, разросся до 100 страниц. У разных вузов он был свой, и абитуриенту с родителями, поступающему в пять университетов, приходилось штудировать по 500 страниц. Для кого же создаются такие объемные документы? Неужели для облегчения жизни абитуриентам и их родителям? Навряд ли. Для регуляторов важно снять с себя ответственность за возможные претензии, написав документ сухим юридическим языком, непонятным обычному человеку. Благодаря такому подходу расцветают в нашей стране консультационные услуги по дешифровке сакрального знания.

90% абитуриентов и их родителей хотят поступить на бюджет. У меня есть хорошая новость — проблемы поступить на бюджет в нашей стране нет. Но есть нюанс. Речь идет об инженерно-технических и технологических специальностях. Это результат политики министерства науки и высшего образования, которое последние пару лет занималось увеличением количества бюджетных мест в соответствующей области. При этом инженерное образование по-прежнему остается сегментированным. Как и прежде, много выпускников из регионов стремятся в Москву и Петербург, и зачастую это стремление не связано с качеством образования, а объясняется возможностями, которые дают столичные регионы. Наша республика с каждым годом приближается к обеим столицам. С одной стороны, этот процесс увеличивает полезную для естественного отбора конкуренцию среди сильных абитуриентов, а с другой — порождает необходимость многим местным ребятам, не блещущим знаниями, искать место для получения высшего образования исходя не из своих желаний, а ориентируясь на возможности.

«В этом году, несмотря на значительное количество бюджетных мест, сохранится высокий конкурс на IT-направления подготовки. Так что эти специальности на бюджетном отделении в университетах города Казани будут по-прежнему доступны не всем, а только ребятам с баллами ЕГЭ в среднем выше 230» Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие шансы на гуманитарном направлении?

В части социогуманитарных и экономических направлений подготовки все так же непросто: мест мало, а сдающих обществознание в качестве третьего ЕГЭ по-прежнему больше 60%, что говорит о серьезной конкуренции на бюджете. Чтобы быть более или менее уверенным в своих шансах на бесплатное обучение, например по направлению «экономика», нужно обладать не менее чем 280 баллами (русский язык, профильная математика, обществознание).

Вопреки распространенным мнениям, IT-специальности напрямую не относятся к инженерным. Конкурс на них следует тренду, т. е. постоянно растет. Это связано с тем, что уже несколько лет из каждого утюга звучат заклинания о страшной нехватке миллионов IT-специалистов. Те, кто это постоянно говорит, видимо, не понимают, что питаться, одеваться или ездить с помощью одних IT-технологий не получится. Никто не спорит, что сейчас в IT-отрасли подъем и этот нисходящий тренд продлится еще некоторое время. Но нужно понимать, что айтишник — это только часть производственной цепочки, если речь идет о реальном секторе экономики. Как правило, для поступления на эти специальности требуются русский язык, профильная математика и информатика. В качестве альтернативного экзамена, в зависимости от профиля университета, может быть физика, реже — химия или, например, иностранный язык. В этом году, несмотря на значительное количество бюджетных мест, сохранится высокий конкурс на IT-направления подготовки. Так что эти специальности на бюджетном отделении в университетах города Казани будут по-прежнему доступны не всем, а только ребятам с баллами ЕГЭ в среднем выше 230.

«Самая распространенная пара экзаменов на инженерные направления подготовки и специальности — физика и информатика» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как айтишники вытесняют физиков

Вернемся к инженерным специальностям. Если платное обучение семья не потянет, значит, необходимо сосредоточиться на поступлении на бюджет. Для этого должен быть подходящий набор вступительных испытаний. В зависимости от профиля университета, к двум основным — русскому языку и профильной математике — могут быть добавлены пары, состоящие из физики, информатики, химии или даже биологией с географией.

Самая распространенная пара экзаменов на инженерные направления подготовки и специальности — физика и информатика. Последняя в России сдается со средними баллами, превышающими физику, в среднем на 10 баллов. Это печальный результат для инженерно-технических специальностей. Информатика как ЕГЭ более популярна среди молодежи, поскольку в свободное время ребята чаще занимаются чем-то связанным с программированием, чем решают задачки по физике. Абитуриенты, набравшие неплохие баллы ЕГЭ, но не прошедшие на бюджет айтишных специальностей, переносят свои оригиналы аттестатов на инженерные направления, вытесняя ребят с физикой, собиравшихся изначально идти в инженерию. В результате на первом курсе самых востребованных и престижных технических специальностях оказываются сильные ребята с отличными баллами ЕГЭ, но не владеющие физикой. Формально мы имеем высокобалльников, справедливо занявших свои места на самых востребованных инженерно-технических специальностях в ведущих университетах страны, а по факту получаем массовые отчисления после первого курса или в лучшем случае инженеров-троечников, не способных решить тривиальные задачи.

«Значительные увеличения бюджетных мест дают шансы поступить на бюджет даже с самыми низкими баллами» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что делать, если баллов не хватило?

Тем не менее значительные увеличения бюджетных мест дают шансы поступить на бюджет даже с самыми низкими баллами. Рассмотрим более подробно «технологию правильных решений», позволяющую выбрать успешную стратегию поступления на бюджет.

Итак, если у вас не такие большие баллы, но вы очень хотите стать инженером и можете позволить себе учиться только на бюджете, то необходимо обратить внимание на специальности, схожие с очень популярными, но недоступными вам в связи с небольшой суммой баллов. Например, некоторые айтишные специальности близки с направлениями в области телекоммуникаций, фотоники и радиоэлектроники. В первых основу составляет soft (программная часть), а во-вторых — hard (железо или оборудование). Но и в том и в другом случае студент получает серьезную подготовку в части программирования и информационной инфраструктуры. При этом стремительное развитие технологий интернета вещей делает эти два образовательных направления сторонами одной медали. Таким образом, немного умерив свои амбиции, можно получить бюджетное место и перспективную и востребованную специальность.

Если все же баллов оказалось недостаточно, можно рассмотреть возможность поступления в филиал одного из татарстанских вузов либо в вуз, расположенный в малых городах нашей республики. Вы удивитесь, но проходные баллы на схожих образовательных программах в филиалах могут быть значительно ниже (10–30 баллов), чем в Казани. При этом выпускник получит полноценный диплом именитого университета. Тем более снять квартиру в небольшом городе значительно дешевле, чем в крупном.

Еще одной траекторией в стратегии бюджетного обучения может стать переезд для обучения в один из региональных столичных центров, расположенных вокруг Республики Татарстан. Основные наши регионы-соседи менее привлекательны с точки зрения карьерного развития, чем наша республика. Движение абитуриентов направлено из этих регионов по трем основным направлениям: Москва, Санкт-Петербург и Казань. У абитуриентов из нашей республики, набравших даже очень скромные баллы на ЕГЭ, есть шансы поступить на бюджетное отделение в этих регионах. Это очень важный аргумент в пользу хотя бы временного переезда с малой родины.

«Прежде всего, нужно обратить внимание на кадровый состав педагогов, обеспечивающих реализацию образовательной программы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как отличить сильный вуз от слабого?

Поступая в университет, абитуриент выбирает конкретную образовательную программу. Ее качество определяет уровень компетенций, которыми будет обладать выпускник после завершения обучения. А вот тут абсолютно во всех университетах можно встретить неоднородную среду. Например, даже в самых престижных столичных университетах присутствуют посредственные образовательные программы, создающие массовость и формирующие признаки университета. И наоборот, во многих региональных университетах или даже филиалах встречаются очень сильные направления подготовки. Тут нужно проявить внимательность и заглянуть на сайт университета в раздел «Сведения об образовательной организации». Там содержится вся информация, позволяющая сделать осознанный и обоснованный выбор образовательной программы.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на кадровый состав педагогов, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Точнее, на их качественные характеристики, а именно — наличие остепененных сотрудников. Они дадут отличную глубокую фундаментальную подготовку. В хороших образовательных программах можно наблюдать баланс опыта и мудрости возрастных педагогов с практикоориентированностью и прогрессивностью молодежи. Иными словами, наравне с аксакалами должны быть и представители отрасли. Последние молоды и работают в университете на условиях внешнего совмещения. Хотя в соответствии с образовательными стандартами на каждой программе в обязательном порядке должны быть преподаватели-практики, зачатую университеты маскируют под них педагогов из других вузов. Но они очень важны для формирования будущих специалистов. Очень хорошо, если окажется, что и штатные преподаватели тоже имеют параллельный практический опыт или же участвуют в технологических стартапах.

Далее следует обратить внимание на материально-техническую базу выпускающей кафедры, а также на предприятия-партнеры, обеспечивающие исследовательскую составляющую, и на трудоустройство выпускников. Если вы собираетесь связать свою жизнь с технологической специальностью, выбранный вами университет должен обладать парком соответствующих приборов и станков. Также очень важно, на каких предприятиях и в каких организациях и компаниях студенты проходят практику, а выпускники трудоустраиваются после окончания обучения. Практика — важнейшая составляющая учебного процесса, она обеспечивает формирование профессиональных компетенций. Если студенты не посещают предприятия, ни о какой качественной подготовке не может идти и речи. Эту информацию никогда не напишут на сайте, но узнать ее можно, переговорив с уже действующими студентами.

Не стоит также доверять заявлениям самих университетов о «тотальном» трудоустройстве выпускников. Иногда доходит до того, что звучат заявления о более чем 100-процентом трудоустройстве по полученной специальности. Это рекламные ходы, нацеленные на продвижение своих специальностей при приеме. Реальный процент трудоустройства по специальности даже по очень востребованным направлениям редко превышает 90%. В этой части потребности предприятий-работодателей не всегда совпадают с желанием выпускников. И многие из тех, кто получил прекрасное инженерное образование, уходят работать по направлению, не связанному с полученным профилем, исходя из своих амбиций или материальных потребностей. Тем не менее на сайте университета, как правило, можно найти информацию о якорных работодателях по каждой образовательной программе. Тем более вузы заинтересованы в такого рода рекламе. Ведь чем круче пул работодателей, тем привлекательнее выглядит программа.