С последними сводками из зоны СВО, с момента, как «ВСУ объявили о наступлении», пришли сегодня на оперативное совещание к президенту России Владимиру Путину министр обороны РФ Сергей Шойгу и секретарь совбеза Николай Патрушев. Второй доложил, что с 4 по 21 июня противник потерял 13 тыс. человек. В свою очередь, Шойгу сообщил, что из новых контрактников, прибывающих в армию, каждые сутки можно формировать новый полк, а добровольцы, которые «рвутся в бой», могут пока спокойно повышать свое боевое мастерство на полигонах. Означает ли это, что новой волны мобилизации в планах у российских властей нет? На этот вопрос отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин: «Технику, конечно, можно поставить и дополнительно. А вот мобилизационный резерв безграничным не является. И, похоже, западные союзники Украины действительно решили воевать с Россией до последнего украинца»
«Каждые сутки — полк»
Министр обороны Сергей Шойгу не видит «крайней необходимости» в появлении на линии соприкосновения новых добровольцев, об этом он сообщил сегодня на оперативном совещании, которое провел Владимир Путин. Здесь Шойгу, в частности, отчитался о формировании российских армейских резервов.
«У нас, если говорить о формировании резерва, на сегодняшнее утро набраны 114 тысяч человек — это по прямому контракту, — доложил министр обороны РФ. — И плюс к этому 52 тысячи — добровольцы. По добровольцам: я знаю, что вы обращали наше внимание на то, чтобы эти люди готовились. Во-первых, хочу отметить их высочайшую мотивацию. Они, как добровольцы, естественно, рвутся в бой, но мы не можем этого делать». По словам Шойгу, сегодня нет такой необходимости, к тому же добровольцы «должны пройти серьезную подготовку», чем они и занимаются на 8 полигонах под руководством 645 инструкторов — «все с боевым опытом». Также он сообщил, что до конца июня в минобороны будет сформирована резервная армия и в ближайшее время — армейский корпус. И в целом пополнение ВС РФ идет самым активным образом, в среднем за сутки на контракт поступают 1 336 человек: «Каждые сутки — полк».
Что касается общей ситуации на фронте, то Шойгу сообщил: «После 16 суток активных боевых действий, понеся существенные потери, противник снизил активность». И сейчас занимается в том числе перегруппировкой и перекомплектованием.
Секретарь совбеза Николай Патрушев сообщил Путину, что с 4 по 21 июня (с момента, как «ВСУ объявили о наступлении») военные ВС РФ уничтожили, в частности, 246 украинских танков, в том числе 13 западного образца. Но главу государства, крутившего ручку на своем рабочем столе, больше интересовали потери противника в живой силе.
— А по личному составу? — поинтересовался Путин у Патрушева.
— По личному составу, ну я думаю, здесь поступает более разрозненная информация. Но могу сказать, что это свыше 13 тысяч.
— Это обобщенные данные?
— Да, — подтвердил секретарь совбеза.
Далее Путин спросил у Шойгу: подтверждает ли его ведомство эти цифры? «Мы подтверждаем, тем более что эти данные в основном взяты по перехватам докладов командиров украинских частей», — сообщил министр обороны России.
«Технику, конечно, можно поставить и дополнительно, — резюмировал Путин. — А вот мобилизационный резерв безграничным не является. И, похоже, западные союзники Украины действительно решили воевать с Россией до последнего украинца». При этом он добавил, что ни в коем случае нельзя расслабляться: «Наступательный потенциал противника не исчерпан, ряд стратегических резервов пока не задействован».
«Осенью 2022 года были мобилизованы 300 тысяч человек. Вполне вероятно, что эти люди не могут находиться вечно в Вооруженных силах, их надо будет возвращать домой, к мирной жизни. Их возврат домой приведет к тому, что ВС лишатся какой-то части солдат. Если эту нехватку не удастся компенсировать контрактниками и добровольцами, тогда теоретически возможна домобилизация»
«Наличие резервной армии позволит обороне чувствовать себя более устойчиво»
Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют заявления Шойгу о том, что в зоне СВО сегодня не нужны новые добровольцы.
«Сейчас идет украинское контрнаступление, оно пока не имеет огромного успеха, но подвижки есть. Соответственно, вопрос стабилизации обстановки на фронте сложный, — констатирует редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. — Но, вероятно, наши оборонительные порядки на данный момент достаточно насыщены воинскими частями и личным составом. То есть для обеспечения оборонительной операции российских Вооруженных сил увеличения личного состава не требуется».
Также, по словам Корнева, сегодняшние заявления министра обороны говорят о том, что новая волна мобилизации России не нужна. «Если не требуется увеличения добровольцев, то и мобилизовывать кого-то тоже, видимо, не будут, — считает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Осенью 2022 года были мобилизованы 300 тысяч человек. Вполне вероятно, что эти люди не могут находиться вечно в Вооруженных силах, их надо будет возвращать домой, к мирной жизни. Их возврат домой приведет к тому, что ВС лишатся какой-то части солдат. Если эту нехватку не удастся компенсировать контрактниками и добровольцами, тогда теоретически возможна домобилизация».
«На сегодняшний день Российская армия в обороне. Как известно, в обороне требуется гораздо меньше живой силы, чем при наступлении, — констатирует военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов. — Ресурсов у нас достаточно, военнослужащие со своей задачей справляются. Минобороны ведет комплексное взаимодействие разных родов войск, поэтому можно говорить о том, что идет стабилизация ситуации на фронте. Планировалось увеличение армии до 1,5 миллиона человек. Оно происходит в основном за счет контрактников. Поэтому новой волны мобилизации в этих условиях не требуется».
При этом резервы должны быть созданы, продолжает Кнутов. «Сейчас обсуждается вопрос создания корпуса на северо-восточном театре военных действий в ответ на вступление в НАТО Финляндии и Швеции, — указывает собеседник газеты. — Численность армии увеличивается в связи с тем, что НАТО расширяет свои границы. Мы должны быть к этому готовы, есть уже ряд решений правительства и президента о создании структур, которые должны взять на себя функцию регулярных войск и решать вопросы поддержания порядка и безопасности в ряде населенных пунктов. Это позволит освободить военную полицию и Росгвардию для работы на освобожденных территориях».
«Подготовка резерва для проведения наступательной операции, возможно, делается для того, чтобы занимать освобожденные территории, проводить ротацию частей, которые во время контрнаступления ВСУ несут потери. Кроме того, наличие резервной армии позволит обороне чувствовать себя более устойчиво», — добавляет Корнев.
Того количества военнослужащих, которые есть на сегодняшний момент, достаточно для выполнения нынешних задач, считает и военкор Александр Коц. «Если задачи будут расширяться, наверное, изменится подход к набору новых добровольцев в армию. Пока имеющимися силами мы можем сдерживать наступление противника, — сказал Коц корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — При этом надо готовить резервные армии и корпус, которые могут быть использованы уже в наших наступательных операциях. Начнутся они, вероятно, после того как Украина в своем контрнаступлении выдохнется, понесет большие потери и фактически будет обескровлена. Мы в это время, скорее всего, тоже будем измотаны, потому что в ходе оборонительной операции также несем потери в живой силе и технике. Если в момент, когда Украина потеряет наступательный потенциал, у нас будут свежие резервы, которые окажутся готовы идти вперед, конечно, мы будем готовы переломить ситуацию и перейти в наступление».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.