Полигоны, которые в Казани строились с расчетом на годы вперед, уже заполнены в том числе благодаря «импорту» мусора из соседних районов РТ Полигоны, которые в Казани строились с расчетом на годы вперед, уже заполнены, в том числе благодаря «импорту» мусора из соседних районов РТ Фото: kzn.ru

О чем это интервью

«Мусорная» реформа, идущая в России с 2019 года, имеет под собой зыбкую почву. Пробелы законодательства, разногласия в определении ряда понятий ярко проявляются и в Казани.

Сферу сбора и захоронения твердых коммунальных отходов трясет и лихорадит, место на полигонах в западной зоне Татарстана заканчивается. Полигоны, которые в Казани строились с расчетом на годы вперед, уже заполнены, в том числе благодаря «импорту» мусора из соседних районов РТ. А управляющий ими региональный оператор в вынужденном стремлении сократить объем блокирует сторонним компаниям захоронение ТКО. Новые полигоны в районах республики никак не начнут строить. Казанцы за первые четыре месяца года отправили в мэрию втрое больше «мусорных» жалоб, чем год назад. Текущее положение дел не устраивает городские власти.

Ильсур Метшин о «мусорной» реформе: «Текущее положение дел нас не устраивает»

Все это не только следствие пробелов в законах, но и стремление регионального оператора по обращению с ТКО следовать этим законам здесь и сейчас, хотя решение копившихся проблем требует времени и сотен миллионов бюджетных рублей. В результате взаимоотношения между УК «ПЖКХ» и властями республики переживают не лучшие времена. Хотя в последнее время, похоже, наметился тренд на сближение позиций. Это отражается в том числе в начавшихся консультациях по смене руководства УК «ПЖКХ» — если в июле прошлого года назначение гендиректора Дмитрия Петрова явно оказалось сюрпризом, то теперь идет диалог.

Власти Казани поднимают вопрос о необходимости «реформирования реформы». Именно этой теме «БИЗНЕС Online» посвятил разговор с заместителем руководителя исполкома столицы РТ Искандером Гиниятуллиным, курирующим сферу ЖКХ. В свое время Гиниятуллин наряду с другими специалистами стоял у истоков создания ныне действующей схемы вывоза и утилизации отходов в Казани, благодаря чему в столицу Татарстана приезжали за опытом из других регионов. Этот разговор состоялся после того, как «БИЗНЕС Online» представил точку зрения Петрова, но еще до того, как стало известно о вероятной смене руководства в УК «ПЖКХ».

Итак, какова ситуация в данный момент? Почему с началом «мусорной» реформы ситуация для Казани ухудшается? Каковы были обязательства регионального оператора — УК «ПЖКХ», что сделано и что предстоит сделать? В чем проблема строительных отходов? А главное, что необходимо сделать в сфере законодательства и обращения, чтобы сократить объемы закапывания отходов, сделать всю систему прозрачной и четко работающей? Слово нашему собеседнику. 

Искандер Гиниятуллин: «Последние полгода только и обсуждаем, как разгребать мусорные площадки от мусора» Искандер Гиниятуллин: «Последние полгода только и обсуждаем, как разгребать мусорные площадки от мусора» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сателлиты везут мусор в ядро агломерации. Это нонсенс!»: из Казани фактически сделали свалку для столицы и западных районов РТ

— Искандер Анварович, какова сейчас ситуация с «мусорной» реформой в Казани? Что нового привнес регоператор УК «ПЖКХ» в работу с мусором после начала реформы в 2019 году?

— Прошло пять лет, а ничего нового не появилось. По территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами у регионального оператора из 7 обязательств по строительству объектов обращения с ТКО в западной зоне выполнено только одно — построена вторая карта полигона на улице Химической. На стадии выполнения еще два пункта — строится вторая очередь полигона «Восточный» и мусоросжигательный завод от «РТ-Инвеста».

— Получится ли открыть вторую очередь полигона «Восточный» в этом году?

— Вопрос с подлетной зоной Казанского авиазавода решен. Вышло постановление правительства РФ, где сказано, что при положительном заключении орнитологической экспертизы специального раздела проекта объект можно строить ближе 15 километров от аэродрома. Вторая карта «Восточного» находится в 13,5 километра. Осталось получить это заключение, рассчитываем на положительный результат.

— Какие еще обязательства не выполнены в западной зоне республики?

 Не выполнено еще четыре обязательства с 29 объектами инфраструктуры. Речь идет о:

  • 19 мусороперегрузочных станциях;
  • 4 мусоросортировочных станциях;
  • 3 межмуниципальных полигонах;
  • 3 экологических технопарках для переработки вторсырья, один из которых рядом с МСЗ.

Невыполнение регоператором мероприятий терсхемы привело к сверхнормативному перенакоплению отходов на действующем полигоне на улице Химической — единственном в республике полигоне, соответствующем экологическим требованиям.

В районах новые полигоны не появились, а старые закрылись. Так, мусор с высоким содержанием органических отходов в 2020 году повезли из Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского, Зеленодольского районов в Казань. Тогда это вызвало волну недовольства жителей поселков Самосырово, Вознесение, ЖК «Весна».

Отрасль отдана на откуп инвестора. Бюджетное финансирование этой сферы не заложено.
Искандер Гиниятуллин Замруководителя исполкома Казани
Искандер Гиниятуллин замруководителя исполкома Казани

— Откуда сегодня завозят мусор в Казань?

— Из Пестрецов и Зеленодольска. Объемы завозимых отходов сократились, но захоронение отходов районов в Казани — это нонсенс! Москва извергает отходы из себя, как любой другой столичный город. Регионы берегут столицы от привозного мусора. В Казани сложилась обратная ситуация.

«На стадии выполнения два обязательства — строительство второй очереди полигона «Восточный» и мусоросжигательного завода от «РТ-Инвест» «На стадии выполнения два обязательства — строительство второй очереди полигона «Восточный» и мусоросжигательного завода от «РТ-Инвеста» Фото: kzn.ru

— Премьер-министр РТ Алексей Песошин говорил о китайском импортозамещении на МСЗ под Казанью. Известно ли, как идет работа? Успеют ли к 2025 году?

— Как идет работа — знаем. Корпуса возводятся. С оборудованием сложнее. Каждая замена оборудования требует корректировки проекта. Например, элементарное крепление лап оборудования к фундаменту может быть разным, подвод коммуникаций может быть в разных местах — это все потребует корректировок.

— Как быть с мусором до появления МСЗ и в условиях отсутствия глубокой сортировки?

— С учетом санитарных зон мусорные полигоны Казани уже занимают площадь, равную половине территории Ново-Савиновского района! Есть опыт Москвы и Подмосковья. Там неперерабатываемый мусор упаковывают в полиэтилен и кладут в бетонированные чаши до появления МСЗ или других технологий переработки. Почему бы не применить этот опыт и в Татарстане?

 Удивительно, но еще 10 лет назад Казань ставили в пример по обращению с отходами…

— Да, и теперь заложенные тогда решения позволяют нам оставаться на плаву. Но, кроме Казани, есть еще 21 район в нашей зоне обслуживания, где уровень и качество инфраструктуры застряли в 2006 году. Инфраструктура обращения с бытовыми отходами в столице РТ была создана еще в 2008-м. А мы последние полгода только и обсуждаем, как разгребать мусорные площадки от мусора.

— Вопрос в инвестициях?

— Да, нужны длинные и желательно дешевые деньги. А регоператор — это частное предприятие, потому ведет финансовую политику, исходя из интересов акционеров.

Отрасль отдана на откуп инвестора. Бюджетное финансирование этой сферы не заложено.

«С учетом санитарных зон мусорные полигоны Казани уже занимают 900 гектар ценной городской территории» «С учетом санитарных зон мусорные полигоны Казани уже занимают 900 гектаров ценной городской территории» Фото: kzn.ru

Жители поселков недовольны завалами мусора, в городе чаще жалуются на стройотходы. Как быть?

— Количество жалоб жителей Казани на мусор с начала года выросло втрое до 1,5 тысячи. Где больше всего жалуются?

— Примерно поровну — МКД и поселки.

— В чем причина проблемы?

— Первая проблема в поселках — это нехватка контейнерных площадок. Будь больше площадок, мусор распределялся бы равномерно. Думаем, как из этого выходить.

Вторая проблема в поселках — это навалы веток и порубочных остатков, строительных отходов. В городе проблема чаще заключается в невывозе крупногабаритных отходов.

— Что не так со стройотходами и ветками?

— С этими отходами нет ясности на законодательном уровне. Например, минприроды России не относит ветки и порубочные остатки к ТКО, а комитет Госдумы утверждает, что это все-таки ТКО. Такая же ситуация со строительными отходами. Регоператор относит к этой категории только то, что образовалось во время ремонта: обои, остатки отвалившейся штукатурки. Но не сломанные гипсовые стены, демонтированные деревянные полы, окна и двери. В таких случаях надо заключать договор на отдельные емкости, а в тарифе это не предусмотрено.

Трудности и с шинами. В республике работают локальные предприятия по переработке такой резины, но нужны промышленные масштабы. Упорядоченного сбора подобных отходов в республике нет. Шиномонтажные мастерские, как правило, просят клиентов забрать резину, которая в итоге оказывается в контейнерах с ТКО. А за каждую покрышку на полигоне Росприроднадзор штрафует УК «ПЖКХ».

— Как поступать с такими отходами?

— Это вновь отсылает нас к теме строительства инфраструктуры, но у муниципалитета нет полномочий финансировать подобные работы. Город может создать условия для деятельности предпринимателей. Например, до реформы утвердили 50 точек сбора вторичного сырья, из которых сегодня еще работают единицы — из-за падения цен на вторсырье заниматься этим бизнесом теперь невыгодно. В Казани работает предприниматель по переработке строительных отходов, но мощностей для растущего города не хватает.

Нужна перерабатывающая отрасль, но все пять лет об этом только говорят. Мало отсортировать отходы. Надо поддерживать, субсидировать предпринимателей, которые занимаются переработкой. Сегодня дешевле выпустить изделие из нового сырья, чем из вторичного.

«Мало отсортировать отходы. Надо поддерживать, субсидировать предпринимателей, которые занимаются переработкой. Сегодня дешевле выпустить изделие из нового сырья, чем из вторичного» «Мало отсортировать отходы. Надо поддерживать, субсидировать предпринимателей, которые занимаются переработкой. Сегодня дешевле выпустить изделие из нового сырья, чем из вторичного» Фото: Rolf Vennenbernd/dpa / www.globallookpress.com

Город ищет в поселках землю под мусорки

— Навалы мусора после Нового года и весной ликвидировали усилиями управляющих компаний, властей города. Но это был какой-то аврал. Кто должен поддерживать порядок на площадках ТКО?

— На чьей земле стоит площадка, тот и несет ответственность за содержание и внешний вид. У многоквартирных домов эти земельные участки оформлены в общедолевую собственность. А в поселках это муниципальные земли. Поэтому жители многоквартирных домов ежемесячно платят за уборку вокруг контейнеров, дератизацию, дезинсекцию, обновление контейнеров, мытье по 26 копеек с квадратного метра своих квартир. В поселках — а там живут 220 тысяч человек — платят только за вывоз мусора, поскольку собственником земли выступает муниципалитет.

Регоператор действует по закону и подбирает только тот мусор, который выронил при погрузке. За это платят. В обязанности регоператора не входит погрузка мусора, наваленного мимо контейнера.

— В Саранске ООО «Ремондис» сформировало «бригады зачистки» и берет это на себя. Как оцениваете такой опыт?

— Так работают не только в Саранске. Например, в Московской области создали муниципальное предприятие, которое занимается только зачисткой мусорных площадок. Сегодня и мы вынуждены заниматься ликвидацией навалов. Принято решение о выделении средств из городского бюджета на эти цели.

«Первая проблема в поселках — это нехватка контейнерных площадок. Будь больше площадок, то мусор распределялся бы равномерно. Думаем, как из этого выходить» «Первая проблема в поселках — это нехватка контейнерных площадок. Будь больше площадок, мусор распределялся бы равномерно. Думаем, как из этого выходить» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему бы не включить обслуживание площадки в тариф и для жителей поселков? Раз жители многоквартирных домов за это платят, чем хуже частный сектор?

— Законом это не предусмотрено. Площадка на муниципальной земле — мы обязаны обеспечить ее содержание.

— Вернемся к проблеме нехватки площадок ТКО. В городских поселках 414 площадок, но не хватает еще 298 точек. Каждая стоит 1,1 миллиона рублей, а всего требуется 340 миллионов рублей. Это задача не регоператора, а муниципальных властей. Как город будет решать проблему?

— В прошлом году построили 47 площадок в поселках, в этом году будет еще столько же. Работаем с застройщиками, возводящими индивидуальное жилье.

— Миллион стоит одна площадка. Из чего складывается цена?

— По нормативу требуется твердое покрытие из бетона, навес, металлическое ограждение со всех сторон.

«Опыт мешочного сбора отходов показал, что мусор начинают растаскивать животные» «Опыт мешочного сбора отходов показал, что мусор начинают растаскивать животные» Фото: Svetlana Vozmilova/Global Look Press / www.globallookpress.com

В Казани завершают работу над реестром площадок

— В чем причина нехватки площадок для сбора ТКО в поселках Казани?

— Это последствие хаотичной застройки, когда территорию расчерчивали до последнего миллиметра, не оставляя места для инфраструктуры, дорог. Готовы и хотим размещать там мусорные площадки, но некуда! Каждая площадка должна строиться в соответствии с нормативами по расстоянию от жилых домов, но зачастую выдержать его невозможно.

— Как насчет идеи мешочного, бестарного сбора отходов в поселках?

— Опыт мешочного сбора отходов показал, что мусор начинают растаскивать животные. Рассматриваем бестарный вариант — это сбор отходов в контейнеры на колесиках объемом 0,3 кубических метра. Принцип такой: пакеты с мусором складируются в контейнер, который житель выкатывает к приезду мусоровоза.

Но в обоих случаях главные трудности связаны с частичным отсутствием внутрипоселковых дорог и уборкой снега зимой и весной.

Дмитрий Петров: «Регоператор не может бегать с тряпкой от площадки к площадке – нужен системный подход»

— В УК «ПЖКХ» говорят, что большой вопрос с реестром контейнерных площадок. Мол, надо все по реестру вывозить, и будет порядок. Как обстоят дела с казанским реестром?

— Эту работу Казань начала осенью 2022 года. Сейчас проводим итоговую выверку — в городе функционируют 90 тысяч юридических лиц. Надо каждого найти, понять, чем занимается, куда и в каком количестве выносит мусор. Собранная информация позволит подсчитать, где число контейнеров нужно увеличить, а где можно оставить или даже сократить. У регоператора появится информация об образователях отходов, с которыми ему надо будет заключить договор.

— Какие еще шаги предпринимает город для улучшения ситуации с отходами?

— Помимо сверки реестра и строительства контейнерных площадок в поселках, исполком ведет плотную законодательную работу с депутатами Госдумы от Татарстана. К этой работе подключился и Госсовет РТ.

«На каждом этапе должна применяться оплата по факту. Заполнил пустыми коробками контейнер — плати за полный контейнер» «На каждом этапе должна применяться оплата по факту. Заполнил пустыми коробками контейнер — плати за полный контейнер» Фото: «БИЗНЕС Online»

Переход на факт, жесткая ответственность за нелегальный сброс, лишить главной роли инвестора. Казань переломит ход реформы?

 — Что нужно в первую очередь сделать на законодательном уровне?

— Необходимо прописать условия перехода на начисление по факту накопления отходов, например введение раздельного накопления отходов. Начисление и оплата по факту — краеугольный камень успеха всей реформы.

Нужно ввести работающие меры ответственности за несанкционированный сброс отходов в необорудованных местах, а также за сброс отходов на контейнерных площадках сверх вместимости установленных на них емкостях. То есть ты подрядился вывезти отходы — будь добр, вези на полигон, иначе штраф, арест автомобиля, лишение транспортной лицензии и так далее, но чтобы неотвратимо и как минимум соразмерно выгоде от невыполнения требований.

— Какие мысли по источникам финансирования реформы?

Время показало, что рассчитывать в развитии инфраструктуры на частного инвестора, работающего на основании срочного договора, не самый надежный вариант.
Искандер Гиниятуллин Заместитель руководителя исполкома Казани
Искандер Гиниятуллин заместитель руководителя исполкома Казани

Во-первых, источник финансирования и окупаемости этих объектов — плата потребителей за услугу в виде инвестнадбавки к тарифу. А это означает рост финансовой нагрузки на потребителя и население.

Во-вторых, кто даст гарантию, что коммерческая организация, которая справедливо считает себя вправе распоряжаться своим имуществом как заблагорассудится, не повесит амбарный замок на ворота полигона или сортировочной станции?

И в-третьих, что произойдет по окончании срока действия контракта? Не останутся ли муниципалитеты с переполненными полигонами, требующими рекультивации, и вопросом: куда теперь везти мусор?

Районные власти о «мусорщиках»: «Они саботажем занимаются»

— И как не допустить описанный стресс-сценарий?

— Отсюда вывод — надо четко разделить функции обращения с отходами, и здесь видится ответственность для всех участников процесса.

  • Накопление и сбор отходов, содержание контейнерной площадки — это ответственность и задача владельца контейнерной площадки вплоть до момента погрузки отходов в мусоровоз.
  • Погрузка и транспортировка отходов до места их утилизации — задача перевозчика.
  • Вопросы утилизации, захоронение — третий уровень, это функция органа местного самоуправления.

На каждом этапе должна применяться оплата по факту. Заполнил пустыми коробками контейнер — плати за полный контейнер. А разобрал эти коробки на листы, уменьшил объем в 10 раз — заплати в 10 раз меньше, а если коробки картонные — извлеки их из мусора и сдай в переработку. И не только не заплатишь за них, но еще и за картон деньги получишь.

Именно такая схема полноценно работает на главную задачу, поставленную президентом страны Владимиром Путиным, — обеспечить переработку отходов и кардинально сократить вывоз мусора на полигоны.

— В чем плюсы описанной схемы?

— Посудите сами — на каждом этапе возникает заинтересованность собрать побольше, а отдать поменьше. Хозяин площадки будет стремиться накопить больше мусора, так как ему за это заплатит образователь отходов. Он начнет создавать условия — удобные подъезды, места разгрузки, предложит свою доставку мусора на площадку, наведет чистоту и порядок. Он также будет стремиться уменьшить число отходов, передаваемых перевозчику, так как за вывоз станет платить уже сам хозяин площадки. Уже на этом этапе начнет развиваться первичная сортировка отходов, извлечение вторсырья, первичное прессование и плотная загрузка контейнеров.

Перевозчик также будет заинтересован, чтобы как можно больше вывезти мусора и как можно меньше сдать на захоронение. Каким образом собрать больше — вводить удобный график вывоза, своевременно подавать мусоровозы, обеспечить тишину и комфорт при погрузке — что называется, стать конкурентопривлекательным. Дальше он будет заинтересован в сокращении количества отходов на захоронение, что приведет его на мусоросортировочную станцию, извлеченное вторсырье он продаст или переработает сам. Как вариант — появится МСЗ с выработкой энергоресурсов.

И третий уровень — захоронение. Муниципальные полигоны. Тоже максимум на вход и минимум в землю. То есть финишная сортировка, приемка и переработка строительных отходов, экологически безопасные объекты и технологии. Ну и в качестве страховки — полигоны должны быть готовы принять мусор в случае выхода из строя каких-либо звеньев цепи. Думаю, понятно, что эти объекты должны находиться в собственности органов местного самоуправления, чтобы на их воротах точно ни по чьей прихоти не оказался замок.

«У регоператора 70% себестоимости услуги — это транспортные расходы, и отсюда прямой интерес исключить все манипуляции с собранным мусором и максимально коротким и прямым путем отвезти его на свой же полигон, где закопать в землю» «У регоператора 70 процентов себестоимости услуги — это транспортные расходы, и отсюда прямой интерес исключить все манипуляции с собранным мусором и максимально коротким и прямым путем отвезти его на свой же полигон, где закопать в землю» Фото: kzn.ru

— Чем перечисленные инициативы отличаются от сегодняшней схемы?

— Сегодня регоператор сам собирает деньги с кого сможет, сам и грузит, и возит, и захоранивает. У регоператора 70 процентов себестоимости услуги — это транспортные расходы. И отсюда прямой интерес исключить все манипуляции с собранным мусором и максимально коротким и прямым путем отвезти его на свой же полигон, где закопать в землю. Язык не поворачивается их в чем-то обвинить, учитывая географию и условия их работы в сельских населенных пунктах, куда хочешь не хочешь, а надо доехать.

Сегодня нет оплаты по факту, а всех обложили нормативом. Да, проще считать. Но сразу пропал интерес у крупных торговых сетей сортировать отходы, прессовать их, тратить рабочее время сотрудников, ресурсы, сокращая вывоз.
Искандер Гиниятуллин Заместитель руководителя исполкома Казани
Искандер Гиниятуллин заместитель руководителя исполкома Казани

Или раньше УК и ТСЖ сами разбирали мусор в контейнерах, извлекая из них ПЭТ, алюминий, картон и бумагу, измельчая ветки и спил, сокращая тем самым объем мусора вдвое и больше. Дворники еще и зарабатывали на сдаче вторсырья. А теперь весь мусор — это собственность регоператора, и оплата идет по нормативу.

Итог всей этой работы — полигоны, которые заполняются вдвое быстрее, чем раньше, от 7 до 12 процентов отбора вторсырья вместо 60 процентов, заявленных президентом страны, переполненные контейнерные площадки, навалы мусора в пригородных лесах и оврагах, и над всем этим — нарастающее недовольство жителей.

Поэтому мы поднимаем вопрос о необходимости реформирования реформы, пока она не стала совсем «мусорной» и не погребла муниципалитеты под собой.