Марку Lada в Татарстане в отчетном периоде выбрало в 1,6 раз больше автолюбителей, чем годом ранее Марку LADA в Татарстане в отчетном периоде выбрало в 1,6 раз больше автолюбителей, чем годом ранее Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / www.globallookpress.com

Как LADA забрала половину рынка

Бюджетный сегмент автомобильного рынка в Татарстане, в отличие от премиального, вошел в фазу восстановления — это коснулось как спроса, так и предложения. По итогам I квартала 2023 года объемы продаж автомобилей экономсегмента снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 11%. Так, за первые три месяца на учет поставлено 8 310 автомобилей, тогда как в I квартале 2022-го — 9 373 единицы. 

Впрочем, I квартал 2023-го для автомобильного массмаркета Татарстана все равно стал наихудшим за последние 7 лет. С 2017 по 2021 год за аналогичный период объем реализации бюджетных авто составил в среднем 13,5 тыс. единиц. Результаты в I квартале 2022-го не показательны, т. к. тогда на низкий объем продаж влияли такие факторы, как нехватка комплектующих, а затем — задранные дилерами ценники. 8,3 тыс. проданных авто — неплохой результат для находящегося в тяжелейшем за всю свою историю кризисе отечественного авторынка. Некоторые модели показали кратный рост. Это касается китайских автомобилей, которые заместили ушедшие с российского рынка европейские, американские, японские и корейские марки.

Несмотря на китайское нашествие, лидером рейтинга по-прежнему является отечественный автопроизводитель — АвтоВАЗ. Марку LADA в Татарстане в отчетном периоде выбрали в 1,6 раза больше автолюбителей, чем годом ранее. Если в 2023-м за январь – март реализован 2 621 автомобиль марки LADA, то в этом — свыше 4,2 тысячи. На общероссийском рынке в I квартале 2023 года продано 64 240 машин бренда, что на 21,9% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Кстати, в Татарстане продано 15% всех автомобилей LADA.

Таким образом, производитель из Тольятти на падающем рынке смог захватить часть потерянного рынка — доля продукции АвтоВАЗа в Татарстане увеличилась с 28 до 50%. Если брать в количественном выражении, то в I квартале 2023-го было поставлено на учет больше, чем в аналогичном периоде 2017 и 2018 годов. Не хватило еще 60–70 автомобилей, чтобы сравнять продажи с уровнем 2019-го и 2020-го.

Для отечественного производителя, конечно, это шанс занять бо́льшую часть рынка, чем он и занимается. АвтоВАЗ летом запустит на бывшем заводе Nissan производство нового кроссовера X-Cross 5, который будет представлять собой перелицованную версию китайской модели FAW Bestune T77. Также в этом году автопроизводитель выпустит LADA Vesta Sport Line в кузове универсал, Granta Sport и Granta Drive Active в кузове лифтбэк. В конце 2024 года ожидается появление нового семейства B-класса на локализованной французской платформе CMF-B. В конце 2025 года дебютирует кроссовер на платформе LADA B, на которой базируется Vesta.

Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек. Суммарная продажа авто данной модели составила 3 086 единиц, увеличившись по сравнению с 2022 годом в 3,7 раза Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Суммарный объем продажи авто данной модели составил 3 086 единиц, увеличившись по сравнению с 2022 годом в 3,7 раза Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Пока же АвтоВАЗ начал производство автомобилей LADA Granta с 16-клапанными двигателями мощностью 106 л. с., до этого все семейство Granta комплектовалось исключительно 8-клапанными двигателями мощностью 90 л. с.

Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Суммарная продажа авто данной модели составила 3 086 единиц, увеличившись по сравнению с 2022 годом в 3,7 раза. Доля продаж Granta в Татарстане внутри модельного ряда АвтоВАЗа увеличилась с 31 до 73%, а доля среди общих продаж автомобилей — с 8,8 до 37%. Основную часть продаж обеспечила Granta в кузове седан, на нее пришлось 1 627 регистраций новых авто, еще треть продаж — на автомобиль в кузове хетчбэк. Если в начале 2022 года стоимость седана в дилерских центрах составляла 500 тыс. рублей, то сейчас Granta обойдется в 678 тыс., а в комплектации #Club — 891 тыс. рублей. С господдержкой любую модель АвтоВАЗа можно приобрести с дисконтом в 20% от полной стоимости.

В 2,4 раза увеличила объемы продаж «новая» Niva. Вернувшихся под крыло АвтоВАЗа Chevy Niva, которая освежилась и теперь зовется LADA Niva Travel, за I квартал было продано 539 штук против 221 в 2022-м. Все комплектации начинены 1,7-литровыми 80-сильными моторами, а цена варьируется от 1 млн до 1,13 млн рублей. За специальные версии Niva Travel KHL и [Black] нужно выложить минимум 1,29 млн и 1,2 млн рублей соответственно.

Старший брат Niva Travel — LADA 4×4 — в 2023 году также прибавила обороты. Продажи трехдверной LADA Niva Legend увеличились в 3,6 раза — 491 авто против 134 в 2022-м Старший брат Niva Travel — LADA 4×4 — в 2023 году также прибавил обороты. Объем продаж трехдверной LADA Niva Legend увеличился в 3,6 раза — 491 авто против 134 в 2022-м Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

Старший брат Niva Travel — LADA 4×4 — в 2023 году также прибавил обороты. Объем продаж трехдверной LADA Niva Legend увеличился в 3,6 раза — 491 авто против 134 в 2022-м. Подпортила статистику пятидверная Niva, продажи которой показали худший результат в модельном ряде LADA. Всего один такой автомобиль продан в Татарстане, что на 90% меньше, чем в 2022-м. Но стоит отметить, что и в предыдущие годы это была самая непопулярная модель среди местных автолюбителей.

АвтоВАЗ с 1 мая повысил цены на все модели в среднем на 2%, а также ввел новую политику по взаимодействию с дилерскими центрами. Если ранее дилеры сами устанавливали цены в зависимости от региона и конкретной модели, то теперь заводом будет обозначена максимальная ценовая планка перепродажи. Всего в 2023 году компания планирует выпустить более 400 тыс. автомобилей.

Еще один российский автопроизводитель — УАЗ — порадовал своей продукцией в 2 раза больше поклонников. Если по итогам января – марта 2022 года в РТ было реализовано 29 машин, то в 2023-м — 63. Благодарить за это надо модель 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана приобретено 42 таких авто. Еще 19 продаж пришлось на пикап на базе Patriot.

На первое место среде моделей Hyundai вышел кроссовер Tucson, который обогнал Solaris и Creta по показателям  продаж На первое место среди моделей Hyundai вышел кроссовер Tucson, который обогнал Solaris и Creta по показателям продаж Фото: Ganesh Chandra / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Корейцы официально ушли, но Hyundai еще завозят по параллельному импорту

Если последние 10 лет второе и третье место на массовом авторынке Татарстана делили между собой корейские марки Hyundai и KIA, то сейчас эти бренды опустились на четвертое и пятое места соответственно. Автопроизводитель Hyundai Motor официально объявил об уходе с российского рынка и продаже своих заводов в РФ казахстанской компании. Последняя, в свою очередь, ждет решения властей России. В условия сделки включили положение о том, что Hyundai Motor может выкупить активы обратно. 

Продажи Hyundai в январе – марте текущего года провалились в 2,4 раза, или на 59%. Итогом стало снижение доли Hyundai с 12,8 до 6%. Лишь пятая часть проданных автомобилей была произведена в 2023-м. При этом 78 машин собрано в Казахстане, 39 — в Южной Корее, а три автомобиля 2022 года выпуска приехало из Чехии. Между тем минпромторг РФ в середине марта включил автомобили и комплектующие Hyundai в список для параллельного импорта. Теперь автомобили корейской марки можно ввозить из дружественных стран в Россию без разрешения правообладателя.

На первое место среди моделей Hyundai вышел кроссовер Tucson, который обогнал Solaris и Creta по показателям продаж. Tucson, несмотря на общее падение по марке, благодаря своему динамичному и прогрессивному дизайну сумел нарастить число поклонников почти в 2,2 раза — 185 проданных в РТ авто против 85 в 2022-м. Автомобиль, который еще в начале 2022 года стоил от 2 млн рублей, сейчас предлагается дилерами по цене от 3,4 млн рублей.

Рестайлинг, который принес кроссоверу Hyundai Santa Fe технические обновления, принес двухкратную прибавку. В январе – марте таких среднеразмерных кроссоверов было реализовано 89 единиц, тогда как в прошлом году продано всего 45.

Позиционирующийся как самый шикарный и крупный автомобиль в модельной линейке Hyundai, Palisade хоть и не занял лидирующих позиций, но, как и другие кроссоверы, показал положительную динамику — впрочем, только за счет эффекта низкой базы. Объем продаж вырос с 4 до 17 поставленных на учет кроссоверов, и это несмотря на его цену примерно в 5,8 млн рублей.

Основная машина республиканских таксопарков, Solaris, также ушла в глубокий минус по продажам. Снижение составило 403 авто, или 86%.

Кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом Creta, который по итогам 2022 года занимал первое место по популярности среди моделей Hyundai, скатился на четвертую позицию, растеряв по дороге 479 единиц в абсолютном выражении до 63 регистраций, что в 8,6 раза меньше аналогичных показателей предыдущего года. Связано это с отсутствием автомобилей у дилеров по причине того, что на заводе «Автотор» теперь собирают китайские автомобили под брендом Kaiyi, который принадлежит концерну Chery Automobile.

На российском, в том числе татарстанском, рынке появился новый кроссовер Hyundai Bayon, который дилеры называют заменой некогда популярной Creta. На самом же деле Bayon — самый компактный кроссовер марки и по габаритам он уступает Creta. Несмотря на то что Bayon и Creta построены на платформе хэтчбэка i20, предназначены они для разных стран: Bayon — для европейского рынка, а Creta — для Индии и России. Сложившаяся ситуация на рынке помогла Bayon попасть на российский рынок. В РФ кроссовер привозится из Казахстана. Сборку наладили на заводе Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате летом этого года. Кроссоверы с 1,4-литровым двигателем мощностью 100 л. с. в среднем за 2,3 млн рублей приобрели 16 наших земляков.

В Татарстане появилось пять новых седанов Hyundai Accent 2022 и 2023 года выпуска, которые собираются в Казахстане. Но по факту это тот же Solaris. Кузов для нового Accent штамповался в прошлом году в Санкт-Петербурге, а сборка автомобиля уже осуществлялась в Казахстане. Стоимость такого авто начинается от 1,8 млн и достигает 2 млн рублей.

Еще одна новая модель Hyundai — Avante. Так в самой Южной Корее называется автомобиль, известный в России как Elantra. Машина 2022 года выпуска без пробега, оснащенная двигателем объемом 1,6 л мощностью 123 л. с. и вариатором, предлагается за 2,7 млн рублей. Одна машина такой же комплектации, но 2021 года выпуска, поставлена на учет в Татарстане в I квартале текущего года.

Самый популярный в нашей стране после Lada южнокорейский бренд KIA, расположившись на пятой позиции нашего рейтинга, сумел реализовать в Татарстане в I квартале всего 447 автомобилей, что в 2,8 раз или на 819 единиц меньше, чем в прошлом году Самый популярный в нашей стране после LADA корейский бренд KIA, расположившись на пятой позиции нашего рейтинга, сумел реализовать в Татарстане в I квартале всего 447 автомобилей, что в 2,8 раза, или на 819 единиц, меньше, чем в прошлом году Фото: Lev Radin / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

KIA теряет рынок

Ранее самый популярный в нашей стране после LADA южнокорейский бренд KIA, расположившись на пятой позиции нашего рейтинга, сумел реализовать в Татарстане в I квартале всего 447 автомобилей, что в 2,8 раза, или на 819 единиц, меньше, чем в прошлом году. Доля KIA на автомобильном рынке РТ снизилась в 2,5 раза с 13,5 до 5,4%. Из общего объема проданных авто только 15%, или 66 машин, выпущено в 2023-м, 79%, или 354, — в 2022-м, а 27 единиц вышло с завода в 2021-м. 72 автомобиля раскупили компании, остальные забрали «физики».

В разбивке по моделям первое место занимает Sportage пятого поколения ориентировочной стоимостью 3,5 млн рублей. В январе – марте 2023 года продано 82 кроссовера последнего поколения (27 текущего года выпуска и 55 — 2022-го), которые сыграли в плюс за счет недавнего выхода этой модели — в аналогичном периоде прошлого года данная модель не продавалась в РТ. Но если брать продажи всей линейки Sportage, включающую в себя четвертое и пятое поколения, то суммарные продажи снизились на 19% со 137 до 111 единиц.

Крупногабаритный кроссовер Sorento, показав положительную динамику, разместился на втором месте по продажам. Добрав 56%, или 22 позиции, модель разошлась в количестве 61 реализованного авто. Четыре автомобиля «приехали» из Казахстана, два — из Южной Кореи, остальные автомобили изготовлены ООО «Эллада Интертрейд», подконтрольным «Автотору».

Провальны показатели продаж показала Rio. Если в 2022 году таких было поставлено на регистрацию 632 машины, то в I квартале 2023-го — всего 42.

Самыми динамичными на этом печальном для KIA фоне выглядят цифры у агрессивно настроенной K5, которая пришла на смену Optima. На российском рынке она стоит минимум 2 млн 735 тыс. рублей за версию Classic с двухлитровым мотором (150 л. с.) и 6-ступенчатым «автоматом». Превзошедший по габаритам не только Optima, но и своих ближайших конкурентов, включая Hyunda Sonata, K5 увеличила продажи на 167% с 15 до 40 зарегистрированных авто. При этом 37 автомобилей выпущено в 2022-м, 6 из них собрано в Казахстане, а три резвых седана выпущено в этом году.

Среди наших земляков нашелся один, который выбрал корейский седан на электротяге Cerato. Данный автомобиль продается в Китае под названием K3, причем в КНР он выпускается с более агрессивной внешностью, переделанным интерьером и собственной гаммой силовых агрегатов. Изготовленный Dongfeng Motor Corporation в 2021 году автомобиль был поставлен на учет в Татарстане в феврале.

Современный среднеразмерный седан бизнес-класса K8 приехал в республику из Южной Кореи (видимо, через третью страну). Единственное авто 2022 года выпуска с мотором в 3,5 л и мощностью в 300 л. с. в марте 2023 года встал на баланс коммерческой фирмы.

Демократичный французский бренд Renault показал самую большую в абсолютных показателях просадку на рынке Татарстана Демократичный французский бренд Renault показал самую большую в абсолютных показателях просадку на рынке Татарстана Фото: Panoramic / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Renault ушел, но автолюбители его помнят… Пока

Демократичный французский бренд Renault показал самую большую в абсолютных показателях просадку на рынке Татарстана. По итогам I квартала количество проданных в республике французских машин составило 207 штук, что в 6,5 раза, или на 1 132 единицы, меньше, чем годом ранее. Доля бренда на рынке в Татарстане снизилась до 2,5% против 14,3% годом ранее.

В Татарстане 199 реализованных Renault вышло с завода в 2022 году, остальное — это складские остатки 2021 года. Только один автомобиль иностранного производства, остальные собраны ЗАО «Рено Россия».

На первом месте по продажам — демократичный седан Logan (от 1,47 млн рублей), 81 автомобиль был продан в прошедшем квартале (падение в сравнении с 2022 годом почти в 3 раза — 63%). На втором находится хэтчбек Sandero (от 1,53 млн), он был продан в количестве 64 единицы — на 70% меньше, чем год тому назад. Кроссовер Kaptur (от 2,2 млн) с показателем в 26 проданных машин (падение более чем в 8 раз). 22 татарстанца купили кроссовер Duster в 2023 году. Модель, таким образом, разместилась на четвертом месте по популярности. Новый рестайлинговый Duster, премьера которого состоялась в феврале, а продажи начались в I квартале 2021 года, в начале 2022-го был доступен еще по цене от 1,15 млн рублей. Сейчас же у дилеров новинку от Renault можно приобрести, имея в наличии как минимум 2,6 млн рублей. На пятом месте находится купе-кроссовер Arkana (от 2,2 млн) — его удалось продать в количестве 13 штук (минус 94%).

Напомним, что 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешло в собственность правительства Москвы, а на самом заводе сейчас собирают китайские бензиновые и электрические кроссоверы под маркой «Москвич-3».

В настоящий момент модельный ряд бренда «Москвич» состоит из кроссоверов «Москвич 3» и электрокара «Москвич 3е» В настоящий момент модельный ряд бренда «Москвич» состоит из кроссоверов «Москвич-3» и электрокара «Москвич-3е» Фото: Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

«Москвич» доехал до Татарстана

Кстати, о «Москвиче». В Татарстане в марте 2023 года реализовано 22 таких автомобиля (в первые два месяца года продажи были нулевыми). Всего же в России в I квартале продан 461 автомобиль. Таким образом, на РТ пришлось почти 5% продаж.

В настоящий момент модельный ряд бренда «Москвич» состоит из кроссоверов «Москвич-3» и электрокара «Москвич-3е». Бензиновый «Москвич-3» оснащается 150-сильным турбомотором объемом 1,5 литра. Он может комплектоваться как 6-ступенчатой «механикой», так и вариатором. Цена на модель варьируется от 1,97 млн до 2,035 млн рублей. Комплектация бензинового кроссовера «Москвич-3» с подогревом сидений обойдется покупателю в 2,25 млн рублей.

Электрический «Москвич-3е» оснащается одним электромотором мощностью 68 л. с. с запасом хода до 410 километров. Цена такой модели — 3,5 млн рублей.

На татарстанкий рынок вышел электрический седан Evolute i-Pro и кроссовер i-JOY На татарстанский рынок вышел электрический седан Evolute i-Pro и кроссовер i-Joy Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Китаец с российской пропиской

На татарстанский рынок вышел электрический седан Evolute i-Pro и кроссовер i-Joy. Запуск производства электромобилей Evolute на липецком заводе «Моторинвест» состоялся 28 сентября прошлого года. Модель i-Pro представляет собой перелицованную и слегка доработанную модель Fengshen A60 — электромобиль китайского концерна Dongfeng, а исторически корни модели уходят в Nissan Bluebird Sylphy, упрощенная версия которой выпускалась в России под именем Nissan Almera.

i-Joy представляет собой кроссовер, который начали выпускать в Чунцине на заводе совместного предприятия Dongfeng Motor и Sokon Grouр осенью 2020 года. Паркетник оснащался только 1,5-литровым бензиновым мотором и назывался Fengon 500. Позже появилась электрическая версия E3 EV, на базе которой и построен i-Joy.

Без учета субсидии в 35% стоимость таких «электричек» начинается от 2,99 млн рублей и 3,49 млн соответственно. 11 татарстанцев приобрели Evolute в кузове седан, а пять — в кузове SUV.

Наибольший спад продаж в относительном выражении показал Nissan — продажи в Татарстане снизились на 95% или более чем в 18 раз — с 291 до 16 авто Наибольший спад в относительном выражении показал Nissan — продажи в Татарстане снизились на 95%, или более чем в 18 раз, с 291 до 16 авто Фото: Stanislav Kogiku / AFLO / www.globallookpress.com

Реквием по японским автомобилям

Японские автомобильные корпорации, присоединившись к санкциям, прекратили поставки своих авто в Россию. Пока еще распродаются складские запасы и редкие авто, добравшиеся до нашей страны по параллельному импорту.

Наибольший спад в относительном выражении показал Nissan — продажи в Татарстане снизились на 95%, или более чем в 18 раз, с 291 до 16 авто. 13 автомобилей выпущено в 2022 году, а оставшиеся три — в 2021-м. Nissan, как и Renault, полностью свернул деятельность в России и передал свои активы российским структурам. В ноябре 2022 года завершилась сделка по продаже производственных активов и завод перешел в собственность ФГУП «НАМИ», а все обязательства по послепродажному обслуживанию перешли к АвтоВАЗу, который ранее входил в один альянс с Nissan и Renault.

Что касается реализованных моделей, то 11 продаж пришлось на Nissan Qashqai, две — на полноразмерный кроссовер Pathfinder, в единичном экземпляре проданы X-Trail, Murano и Terrano.

Автомобили еще одной японской марки, Toyota, считавшиеся в прошлом одними из самых распространенных в России, съехали по итогам квартала на 10-е место в Татарстане. Toyota в годовом исчислении сократила продажи на 79% с 600 до 126 автомобилей.

Бо́льшая часть автомобилей собрана в 2022 году. 70 экземпляров ранее завезено в Татарстан из Японии, 28 было собрано в России, 11 — в Таиланде, 9 — в Китае. Среди стран – производителей автомобилей японского бренда затесались такие, как Индонезия, Бельгия, Турция, Тайвань, Канада и США.

Автомобили еще одной японской марки Toyota, считавшиеся в прошлом одними из самых распространенных в России, съехали по итогам квартала на 10 место в Татарстане Автомобили еще одной японской марки, Toyota, считавшиеся в прошлом одними из самых распространенных в России, съехали по итогам квартала на 10-е место в Татарстане Фото: Hitoshi Yamada / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Ровно 1/6 часть из всех проданных Toyota взяли на себя японские RAV4. Бестселлер марки растерял 94% своих поклонников в РТ, снизив количество регистраций с 343 до 21 единицы.

Новый Toyota Land Cruiser 300, который выступил заменой 200-му для российских толстосумов, разъехался в количестве 20 штук по любителям внедорожников такого уровня (в I квартале 2022 года продано 27 машин). За рамный внедорожник с бензиновым битурбомотором объемом 3,5 л (415 л. с.), 10-диапазонным автоматом и системой полного привода нужно будет выложить минимум 12,5 млн рублей. За отчетный период продан всего одни 200-й «крузак».

Его младший брат, еще один легендарный представитель семейства, внедорожник Land Cruiser Prado, показал всего 35 продаж, что в 2,6 раза меньше, чем в прошлом году. Camry XV70 8-го поколения разошелся в количестве 16 новых автомобиля, что на 93 автомобиля меньше, чем годом ранее.

Из Китая по параллельному импорту поступило в республику две Avalon — флагманский седан, который изначально был построен на одной платформе с Camry. Выпускают их в Китае с 2018 года на заводе FAW. В 2022-м проведен рестайлинг, и теперь эти машины колесят и у нас по Татарстану. Стоимость «ласточки» — примерно 3,5 млн рублей.

В рамках параллельного импорта в Россию в конце прошлого года завезен и рамный минивэн-кроссовер Toyota Rush. Цены на него начинаются от 2,35 млн рублей. Ввезенные в Россию Rush производятся в Индонезии и изначально предназначались для рынка Юго-Восточной Азии. Это 7-местная рамная модель с задним приводом, атмосферным двигателем объемом 1,5 л и мощностью 104 л. с. и четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Два таких автомобиля поставлены на учет в Татарстане.

Чуть лучше на фоне Nissan и Toyota идут дела у еще одного представителя Страны восходящего солнца — Mitsubishi. За первые три месяца текущего года в Татарстане было реализовано 114 автомобилей данной марки, что всего на 37% меньше, чем в прошлом году Чуть лучше на фоне Nissan и Toyota идут дела у еще одного представителя Страны восходящего солнца — Mitsubishi. За первые три месяца текущего года в Татарстане реализовано 114 автомобилей данной марки, что всего на 37% меньше, чем в 2022-м Фото: Yoshio Tsunoda / AFLO / www.globallookpress.com

Чуть лучше на фоне Nissan и Toyota идут дела у еще одного представителя Страны восходящего солнца — Mitsubishi. За первые три месяца текущего года в Татарстане реализовано 114 автомобилей данной марки, что всего на 37% меньше, чем в 2022-м Из них 33 автомобиля произведено в Японии, 32 — в Таиланде, 26 — в России, 12 — в Индонезии, 10 — в Китае, а один автомобиль приехал из ОАЭ.

Основную кассу компании, как и в прошлые годы, сделал кроссовер Outlander, объем продаж составил 34 машины (минус 73%). Пикап в гамме «трех бриллиантов» L200 пятого поколения приобрели 15 любителей перевозить не только себя, но и материал для стройки. Объем реализации компактного кроссовера Mitsubishi ASX увеличился с 19 до 21 авто.

Созданный для стран Азии компактный 7-местный минивэн Mitsubishi Xpander дилеры стали завозить еще в конце прошлого года по параллельному импорту. 15 таких автомобилей «осело» в Татарстане. Если осенью прошлого года за минивэн просили 2,24 млн рублей, то сейчас — 2,1 миллиона. Правда, комплектаций и версий стало куда больше, поэтому верхняя планка цены выглядит внушительнее — 3,95 млн рублей.

Также водители стали покупать Montero Sport, полный аналог Pajero Sport, правда, ввезенный также по параллельному импорту. Ориентировочная вилка цен на него составляет 3,2–4,5 млн рублей. 14 таких авто встало на учет в республике. Что касается Pajero, то обычных было продано 7 штук, а версия Sport разошлась в количестве 6 штук.

Если в прошлом году за I квартал было разливанно 640 автомобилей китайских брендов, то в этом году — уже 2324. В итоге на втором месте рейтинга впервые разместилась марка Chery, автомобили которой приобрел 761 татарстанец Если в прошлом году за I квартал было реализовано 640 автомобилей китайских брендов, то в этом — уже 2 324. В итоге на втором месте рейтинга впервые разместилась марка Chery, автомобили которой приобрел 761 татарстанец Фото: Петров Сергей / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Китайцы «сделали» все иномарки и наступают на пятки АвтоВАЗу

Благодаря тому, что практически все иностранные автопроизводители ушли из России, отечественный авторынок, по сути, оказался отдан на откуп Китаю. Китайские автоконцерны по итогам I квартала увеличили долю своего присутствия на рынке Татарстана в 4 раза с 6,8 до 28%. Такими темпами еще через год китайцы могут «сделать» по объемам продаж в республике и отечественный АвтоВАЗ.

Если в прошлом году за I квартал было реализовано 640 автомобилей китайских брендов, то в этом — уже 2 324. В итоге на втором месте рейтинга впервые разместилась марка Chery, автомобили которой приобрел 761 татарстанец. Это в 3,3 раза больше, чем в прошлом году. На первом месте линейки закрепился Chery Tiggo 7 Pro — конкурент Hyundai Tucson, KIA Sportage и Volkswagen Tiguan. 194 таких кроссовера выехало из дилерских центров. Стоимость минимальной комплектации составляет 2,31 млн рублей. Уступив одну продажу, с показателем 193 реализованных авто на втором месте оказался рестайлинговый Tiggo 4 Pro стоимостью от 1,8 млн рублей. Chery Tiggo 8 Pro Max является не только обладателем неудобного названия модели, но и единственным представителем модельного ряда Chery, у кого есть полный привод. Таких авто с минимальной стоимостью в 3,26 млн рублей разошлось среди наших земляков в количестве 126 штук. Стоит отметить, что практически все продажи пришлись на рестайлинговые версии. Автомобили предыдущих версий снизили продажи в 2 раза.

На третьем месте рейтинга разместился Haval. Продажи бренда увеличились за год в 2,6 раза с 257 до 659 единиц. 18% продаж обеспечил собираемый в Туле китайский кроссовер Haval F7 — 119 регистраций. Еще 23%, или 151 авто, пришлось на «слизанный» с BMW X6 Haval F7x, а вышедший в мае 2021 года в тираж Haval Jolion приобрели 300 татарстанцев. Помимо классических моделей, на дороги Татарстана выехало 71 абсолютно новых Haval Dargo, у которого фары похожи на оптику Mercedes-Benz Gelandewagen, с ценой от 2,97 млн рублей. В Китае данный автомобиль называется DaGou, что означает «большая собака». Для экспортных рынков придумали имя Dargo — от английского словосочетания dare to go — «смело отправляется в путь».

6-ю строчку рейтинга занял Exeed, который по сравнению с прошлым годом увеличил продажи в 45 раз! Если в I квартале 2022-го на учет поставлено всего 7 автомобилей, то в этом — 314, все 2022 года выпуска.

Шестую строчку рейтинга занял Exeed, который по сравнению с прошлым годом увеличил продажи в 45 раз 6-ю строчку рейтинга занял Exeed, который по сравнению с прошлым годом увеличил продажи в 45 раз Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Самой продаваемой моделью в линейке стала Exeed TXL. Полноприводных авто, выпускаемых концерном Chery, в Татарстане куплено 128 единиц, из которых 32 приобрели юрлица. Стоимость китайского премиального кроссовера начинается от 3,99 млн рублей, но в настоящее время некоторые дилеры предлагают на него скидку до 1 млн рублей. При этом на рынке появился Exeed TXL 2.0, ценник на который начинается от 4,65 млн рублей.

Компактный кроссовер суббренда стоимостью от 2,99 млн рублей — Exeed LX — приобрели 114 татарстанцев. Премиальный кроссовер, который совсем недавно был презентован в России, а у китайцев считается флагманом, Exeed VX, зарегистрирован в республике 72 раза. Стоимость такого аппарата начинается от 4,9 млн рублей, но при выполнении определенных условий автодилера можно сэкономить на его покупке до 1 млн рублей.

Другие китайские бренды также показывают впечатляющую динамику. Так, Geely увеличил объемы продажи в 2,7 раза с 111 до 295 машин, Changan — в 3,5 раза, Great Wall — в 25 раз, FAW — в 3,1 раза. Еще один суббренд компании Chery, OMODA, предназначенный для молодой и активной аудитории, стоимостью от 2,19 млн до 2,78 млн рублей сумел привлечь на свою сторону 162 поклонника огромной решеткой радиатора, стремительным и заниженным силуэтом крыши и подчеркивающими динамичность элементами кузова.

Еще одной новинкой можно считать появление на наших дорогах двух новеньких «танков». Tank — это новый дочерний бренд брутальных внедорожников от китайской компании Great Wall Motor. Оба автомобиля идут с индексом 300. Tank 300 — это рамный внедорожник, концепция которого позаимствована у Haval H9. Оба внедорожника оснащены бензиновым турбомотором объемом 2 л, мощностью 220 л. с. и крутящим моментом 381 Н*м, 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF, подключаемым полным приводом с понижающим рядом, блокировками дифференциалов и неразрезным задним мостом. Если в Китае Tank продается ориентировочно за 1,9 млн рублей, то его стоимость в России начинается от 3,7 млн рублей.

Нельзя не выделить пятидверный спортивный электромобиль, выпускаемый китайской компанией Geely Automobile. Zeekr 001 — это электрокар, который имеет полный привод, два электродвигателя на каждую ось и суммарную мощность 544 л. с. Стоит отметить, что Zeekr 001 2 раза попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый лифтбэк в дрифте и слаломе, а сам автомобиль чем-то напоминает дизайн Porsche. Пять новых «электричек» стоимостью от 7,9 млн до 8,5 млн рублей каждая колесит теперь и у нас. Если сделать предзаказ, стоимость составит около 6,5 млн рублей.

***

На фоне того, что российский авторынок испытывает большой дефицит новых автомобилей, появляются все новые и новые модели из-за рубежа, которых до этого у нас не видели и о которых даже не знали. Тенденция такова, что скоро на нашем рынке останутся б/у иномарки западных, японских и корейских брендов, а из свежих — отечественная LADA и самая разнообразная автоэкзотика из Китая, часть которой «притворяется» российскими автомобилями.