Андрей Белоусов: «Что касается Иннополиса — я мог с самого начала наблюдать за ним и даже участвовать в создании этого центра активности — действительность превзошла все ожидания. Это реально сегодня один из центров развития высоких технологий в нашей стране, наряду со „Сколково“ и рядом других центров» Андрей Белоусов: «Что касается Иннополиса, я мог с самого начала наблюдать за ним и даже участвовать в создании этого центра активности — действительность превзошла все ожидания. Это реально сегодня один из центров развития высоких технологий в нашей стране наряду со «Сколково» и рядом других центров»

Иннополис взялся за летающие беспилотники

«Что касается Иннополиса, я мог с самого начала наблюдать за ним и даже участвовать в создании этого центра активности — действительность превзошла все ожидания. Это реально сегодня один из центров развития высоких технологий в нашей стране наряду со „Сколково“ и рядом других центров», — заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на международном экономическом форуме «Россия — исламский мир: KazanForum 2023», отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о роли Татарстана и Иннополиса в достижении технологического суверенитета.

Первый зампред правительства РФ был в «Казань Экспо» ровно день, принял участие в пленарной сессии, провел несколько встреч и переговоров и заглянул на стенд Иннополиса. Там вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов рассказал ему, что Иннополис сконцентрировал усилия на беспилотной авиации гражданского назначения, и провел экскурсию по стенду. Посмотреть было на что: на площади в 400 «квадратов» (второй по размерам стенд после татарстанского) разместили макеты всех ключевых объектов города: университета, ОЭЗ и даже квартиры, сидя на диване которой, можно было полетать над Иннополисом в очках виртуальной реальности.

А над всем этим висел на тросах довольно-таки большой беспилотник, спроектированный и собранный в Университете Иннополис. Это был летательный аппарат самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой InnoVTOL (конвертоплан), который, как уверяют разработчики, является наиболее оптимальным с точки зрения летного часа.

Первый зампред правительства РФ был на KazanExpo ровно день и заглянул на стенд Иннополиса. Там вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов рассказал ему, что Иннополис сконцентрировал усилия на беспилотной авиации гражданского назначения, и провел экскурсию по стенду Первый зампред правительства РФ был в «Казань Экспо» ровно день и заглянул на стенд Иннополиса. Там вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов рассказал ему, что Иннополис сконцентрировал усилия на беспилотной авиации гражданского назначения, и провел экскурсию по стенду

Он может перемещаться на автопилоте, обходить препятствия, автоматически выбирать место посадки. И самое главное, что речь идет не об опытном образце, а о серийном производстве. Белоусова интересовали вес, мощность и прочие характеристики. Ему рассказали, что уровень локализации компонентов — выше 70% (в России этим не может похвастаться почти никто), вес около 29 кг, полезная нагрузка — 6–7 кг, мощность достаточная, чтобы пролететь несколько сотен километров. Стоимость такого конвертоплана — от 2,5 млн до 4,7 млн рублей, зависит от функционала, дальности и т. д.

«Мы выпускаем 10 конвертопланов в месяц, но все зависит от заказов. При необходимости готовы нарастить выпуск до 30–40 штук в месяц: с электроникой проблем нет, поставщики композитов готовы делать такой объем. Главное, чтобы был гарантированный спрос, утроить выпуск мы можем за два месяца», — объяснил «БИЗНЕС Online» первый проректор вуза Искандер Бариев.

Беспилотник можно использовать для транспортировки небольших грузов, аэроразведки, мониторинга строительства, природных объектов. Технологии университета создают облако точек и позволяют делать 3D-модель местности, пролетев над ней всего один раз. Всего таким образом оцифровали уже более 200 млн гектаров.

«Я даже не ожидал, что ребята так далеко смогли продвинуться. Мне особенно приятно, что корни этой работы в „Аэронете“. Это одно из первых направлений национальной технологической инициативы, которая была запущена по поручению президента несколько лет назад. Она сейчас дает свои плоды, причем вполне съедобные и даже сочные», — позже прокомментирует увиденное Белоусов в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Белоусов также поддержал создание в Иннополисе научно-производственного центра по развитию отечественных БАС (беспилотных авиационных систем Белоусов также поддержал создание в Иннополисе научно-производственного центра по развитию отечественных БАС (беспилотных авиационных систем)

Новый научно-производственный центр и участие в нацпроекте по дронам

Конвертоплан InnoVTOL над стендами KazanForum символизировал начало нового позиционирования Иннополиса — как одного из российских центров беспилотной авиации, причем как по производству, так и по компетенциям. Белоусов также поддержал создание в Иннополисе научно-производственного центра по развитию отечественных БАС (беспилотных авиационных систем). «Речь идет о создании научно-производственного центра на территории города Иннополиса в границах особой экономической зоны, где ряд компаний, разрабатывающих беспилотные летательные технологии, сегодня арендует площади», — объяснил Шайхутдинов.

Но и это еще не все. Иннополис примет участие в новом национальном проекте по БАС, точнее, в двух из пяти создаваемых в его рамках федеральных проектах. Первый касается стимулирования разработки, стандартизации и серийного производства БАС и комплектующих, а второй — подготовки кадров.

Первое заседание правкомиссии по вопросам развития беспилотной авиации прошло 7 апреля. В нацпроект должно войти пять федеральных проектов: 

  • «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;
  • «Стимулирование разработки, стандартизации и серийного производства БАС и комплектующих»;
  • «Развитие инфраструктуры обеспечения безопасности и формирования специализированной системы сертификации БАС»;
  • «Кадры для БАС»;
  • «Перспективные разработки».

Белоусов также на совещании поручил дополнить нацпроект блоком по налоговым льготам в сфере производства и эксплуатации БАС и обеспечить баланс спроса и производства с учетом импорта и экспорта БАС с проработкой мер по защите рынка. В пресс-службе правительства РФ обещали, что нацпроект будет утвержден к осени этого года.

«В Иннополисе сформирована вся инфраструктура, чтобы тестировать, производить, развивать и исследовать БАС. У нас реализован проект высокоскоростной беспроводной передачи данных, университет сам производит и программное обеспечение, и элементную базу. В городе создана инфраструктура для беспилотных летательных систем (в частности автономный дронопорт). Есть производственные мощности, а также компетенции мирового уровня. Например, центр компетенций НТИ в области робототехники и мехатроники уже разработал более 90 научно-технологических проектов на общую сумму 1,7 миллиарда рублей. Университет Иннополис готов обучать конструкторов, технологов, разработчиков, программистов для БАС», — заверил вице-премьер РТ, напомнив, что компетенции по летающим беспилотникам Татарстан нарабатывает еще с 1946 года, когда стартовали разработки и производство беспилотных летательных аппаратов на ОКБ им. Симонова.

«Коллеги из Иннополиса сами очень активно участвуют в формировании нацпроекта, и мы рассчитываем, что они будут одними из главных участников его реализации», — позже подтвердит «БИЗНЕС Online» Белоусов на пресс-подходе.

Иннополис станет первым местом в России, где транспортировка небольших грузов (полезная нагрузка на дрон — до 10 кг, общий вес — до 30 кг) будет возможна в условиях города Иннополис станет первым местом в России, где транспортировка небольших грузов (полезная нагрузка на дрон — до 10 кг, общий вес — до 30 кг) будет возможна в условиях города

Когда ждать экспериментального режима?

Иннополис, много лет успешно обкатывающий экспериментальный правовой режим по наземным беспилотникам (в городе ездят беспилотные такси и роботы-доставщики), теперь ждет нового документа, который позволит повторить успех в небе. Второй ЭПР — по БАС — в январе одобрили в Госсовете РТ, он сейчас согласовывается на федеральном уровне. Причем, по словам Шайхутдинова, документ уже подготовлен, осталось дождаться его подписания и публикации.

«Малый вес – малый риск»: компания Никифорова разведет 30-килограммовые дроны над головами иннополисян

После этого Иннополис станет первым местом в России, где транспортировка небольших грузов (полезная нагрузка на дрон — до 10 кг, общий вес — до 30 кг) будет возможна в условиях города. Кроме грузов, есть и другие виды авиаработ, которые можно будет поручить беспилотникам: например обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов, ведение аэрофотосъемки местности и т. д. Масштабирование сервисов должно сделать их еще и коммерчески привлекательными.

В упрощенном варианте, согласно проекту документа, выглядеть это будет так: в Иннополисе появится несколько дронопортов — специальных технических устройств, позволяющих ‎в автоматизированном режиме выполнять операции взлета и посадки, подготовки к полету и послеполетного обслуживания беспилотников. Появится реестр эксплуатантов ЭПР, а специальная цифровая платформа будет координировать полеты. Она объединит ряд сервисов от карт до метеопрогнозов, будет анализировать планируемые и совершенные вылеты. И позволит, к слову, удаленно идентифицировать беспилотники и пульт дистанционного управления и определять местоположения «в интересах уполномоченных органов». Оператором всего экспериментального режима станет ЦОД БТС — разработчик платформы. Компания находится в Иннополисе и входит в ГК «Дигинавис» бывшего министра связи России Николая Никифорова.