6 июля 1993-го концерт группы «Комбинация» отгремел в Казани. А площадкой для проведения мероприятия стал Казанский цирк 6 июля 1993-го концерт группы «Комбинация» отгремел в Казани. А площадкой для проведения мероприятия стал Казанский цирк Фото: Илья Шалман

«Комбинация» — в отель, стриптизерши — в баню

1993 год. Новая Россия только-только получает очертания после развала Советского Союза. Вместе с импортными товарами на полках магазинов появились новые ТВ-программы, музыка и большое количество новых групп. Жить, как раньше, люди уже не могли, а по-новому еще не умели. Наступило время свободы и экспериментов.

Именно этот период пришелся на пик популярности женской поп-группы «Комбинация». Тогда в состав участниц входили Татьяна Иванова, Галина Лезина, Светлана Молчанова, Эльвира Белова и Светлана Кашина. А группу уже покинула Алена Апина. Продюсером в это время был отец будущего репера Децла эксцентричный Александр Толмацкий.

6 июля 1993-го концерт группы «Комбинация» отгремел в Казани. А площадкой для проведения мероприятия стал Казанский цирк. Воспоминаниями этого дня с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделился член союза фотографов Татарстана Илья Шалман, который в 1993 году работал в штате «Казанских ведомостей» и снимал концерт.

«Пытается показать, какая крутая!»: как Запашный грызет шефа Казанского цирка

По стечению обстоятельств Илья был одним из тех, кто поехал встречать музыкантов на железнодорожный вокзал. Однако выяснилось, что девушки приехали в Казань не одни, а привезли с собой эффектный элемент шоу — трех стриптизерш.

Выяснилось, что девушки приехали в Казань не одни, а привезли с собой эффектный элемент шоу — трех стриптизерш Выяснилось, что девушки приехали в Казань не одни, а привезли с собой эффектный элемент шоу — трех стриптизерш Фото: Илья Шалман

Вскоре девушки разделились. «Комбинация» поехала отдыхать в гостиницу, а танцовщицы вместе с встречающими — в баню на улице Габдуллы Тукая. Ничего пошлого не подразумевалось — впереди было выступление, а привести себя в порядок после долгой дороги танцовщицам было необходимо. Один из организаторов, пожелавший остаться анонимным, рассказывает: «Сняли большой номер. Мальчики отдельно, девочки отдельно мылись, а раздевалка общая. Они (стриптизерши — прим. ред.) еще там что-то стеснялись, а им говорит коллега: „Вы все равно раздеваться будете“».

Концерт начался в 15:00. В зале был аншлаг — желающие услышать вживую хиты «Бухгалтер» и American boy, которые трубили из каждого магнитофона, заняли все сиденья вокруг манежа. Многие пришли на концерт вместе с детьми, еще не зная, что их ждет впереди Концерт начался в 15:00. В зале был аншлаг — желающие услышать вживую хиты «Бухгалтер» и American boy, которые трубили из каждого магнитофона, заняли все сиденья вокруг манежа. Многие пришли на концерт вместе с детьми, еще не зная, что их ждет впереди Фото: Илья Шалман

Что творилось на манеже

Концерт начался в 15:00. В зале был аншлаг — желающие услышать вживую хиты «Бухгалтер» и American boy, которые трубили из каждого магнитофона, заняли все сиденья вокруг манежа. Многие пришли на концерт вместе с детьми, еще не зная, что их ждет впереди. До самого концерта, к слову, никто не знал о выходе стриптизерш, на афишах такую информацию не указывали.

И вот для чего они были нужны: в цирке есть такое понятие, как «коверный клоун». Это клоун, который развлекает зрителей в паузах между номерами. Фактически девушки-стриптизерши и играли роль коверных клоунов, под стать месту, где проходил концерт. Три стриптизерши выходили к зрителям в перерывах между песнями, когда артисткам нужно было отдохнуть или переодеться. Судя по кадрам, которые сохранились у нашего собеседника, выступление артисток специфического жанра было максимально откровенным.

«Чего, это прикол какой-то?»: как модная молодежь Казани провела ночь в цирке

На тех же сохранившихся фотографиях видно, как из зала удивленно смотрят на происходящее дети, некоторые смущенно закрывают лицо руками. «Публика-то была почти в темноте, но никто ничего не кричал, никаких реплик не подавал. Я не заметил, чтобы кто-то уходил с представления», — рассказывает Илья.

Три стриптизерши выходили к зрителям в перерывах между песнями, когда артисткам нужно было отдохнуть или переодеться Три стриптизерши выходили к зрителям в перерывах между песнями, когда артисткам нужно было отдохнуть или переодеться Фото: Илья Шалман

Выступление «Комбинации» закончилось громкими овациями, добавляет наш собеседник. И все же самым сильным впечатлением от мероприятия был именно профессионализм артистов: «Никакой лажи, ничего. В цирке невозможно под фанеру выступать, они играли живьем. Это было бы заметно, там такая акустика, что фанеру и живой звук отличить без проблем».

Концерт, к слову, не вызвал вопросов ни у общества, ни у руководства цирка, который тогда возглавлял заслуженный работник культуры РТ Михаил Боголюбов, ни у руководства Казани или республики. «Это было время, когда все делали что хотели, полная свобода. Тогда это считалось в порядке вещей», — добавляет фотограф.

На тех же сохранившихся фотографиях видно, как из зала удивленно смотрят на происходящее дети, некоторые смущенно закрывают лицо руками На тех же сохранившихся фотографиях видно, как из зала удивленно смотрят на происходящее дети, некоторые смущенно закрывают лицо руками Фото: Илья Шалман

И правда, вскоре с обнаженными женщинами стали выступать и другие артисты — Александр Буйнов, Валерий Леонтьев и даже треш-метал-группа «Коррозия металла». Правда, уже на других площадках.

Выбор площадки в виде цирка для такого мероприятия объяснялся просто. В 1993 году в Казани не было такого разнообразия мест, как сейчас. Тогда организаторы могли выбирать всего из четырех площадок: «УНИКС», молодежный центр, цирк и Дворец спорта. 

К слову, на манеже Казанского цирка в свое время проводили иностранное эротическое шоу с раскрашенными телами. Выступала и группа «Ария» с Валерием Кипеловым. А еще (но более скромно) хедлайнеры этой весны — «Король и Шут».