КАК СОХРАНИТЬ БАЛАНС НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ

О желании уйти на собственную генерацию тепловой энергии заявили две крупных республиканских компании. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», из-за этого на днях собрали закрытое рабочее совещание министерства энергетики РТ – решали, как удержать крупных потребителей в общем котле и тем самым сохранить баланс на энергетическом поле республики. Проблема, по мнению специалистов, носит стратегический характер - расшатывание «большой энергетики» может привести к необратимым последствиям для экономики РТ. На совещании договорились создать при минэнерго РТ с участием ОАО «Генерирующая компания», ОАО «ТГК-16», ОАО «Таттеплосбыт», ОАО «Казанская теплосетевая компания» и промышленных потребителей тепла рабочую группу для подробной проработки данного вопроса.

«Министерство энергетики Татарстана поддерживает заинтересованность компаний «большой энергетики» в сохранении крупных промышленных потребителей в системе централизованного теплоснабжения, - сообщил газете «БИЗНЕС Online» начальник управления прогнозирования минэнерго Михаил Сухарников. – Более того, большинство наших ТЭЦ проектировались именно под промышленную нагрузку по теплу. Например, турбина Р-50-130 ст. №8 Казанской ТЭЦ-2 предназначена для обеспечения тепловых нагрузок в паре расположенных в Авиастроительном районе промышленных предприятий – КАПО и КМПО. В связи с этим уход промышленных потребителей на собственные теплоисточники приведет к снижению технико-экономических показателей по электрическим станциям, снижению выработки электрической энергии». Кроме того, уход на собственные теплоисточники, скорее всего, будет проигрышным по экономике, поскольку котельные установки значительно проигрывают по эффективности комбинированной выработке, уверен Сухарников. При этом он подчеркнул, что и «сами промышленные потребители также готовы обсуждать условия сохранения в системе централизованного теплоснабжения».

«Альтернатива - вынужденная мера потребителей, но она ведет к разрушению некогда мощной электроэнергетики Татарстана, - поделился с газетой «БИЗНЕС Online» своим мнением заместитель генерального директора ТГК-16 по экономике Айрат Сабирзанов. - И что мы получим в итоге? Первое. Повышение тарифа для оставшихся потребителей - населения, бюджетных учреждений, малого и среднего бизнеса. Второе. Повышение тарифов на электричество. Третье. Снижение выработки электроэнергии, а для Казани это может стать катастрофой. Более половины электрической энергии поставляется в Казань извне, и любая авария или необходимость ремонта линий электропередач может привести к блэкауту, который мы наблюдали летом прошлого года, когда более половины города осталось без электричества». Более того, уверен заместитель генерального директора, собственная генерация потребителей значительно дороже, чем себестоимость большой генерации, требует отвлечения серьезных средств на создание непрофильного актива. В результате под удар попадут не только население, но и сами предприятия, которые намереваются уйти на собственную выработку тепла. «Радует, что «Таттеплосбыт» меняет свое отношение к потребителям и пытается учитывать их интересы. А это значит, что решение будет найдено», - заключил Сабирзянов.

slavutin.jpg
Адель Славутин: «Множество примеров, когда компании, ушедшие по электричеству на оптовый рынок, по теплу – на собственные котельные, вынуждены были возвращаться к сбытовым компаниям, поскольку цена вопроса и стоимость выработки многим больше цены централизованных источников и гарантирующего поставщика»

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ НЕЗАВИСИМОСТИ

Словом, независимость - дорогостоящее дело с весьма туманными сроками окупаемости (как правило, в рекламных проспектах генерирующих установок срок окупаемости не указывается). Насколько выгодна своя генерация? Как будет управляться непрофильный актив? Какие затраты на него предстоят? Если сразу не задаться этими вопросами, может повториться история энергоцентра «Майский». Он был запущен в эксплуатацию в прошлом году, но уже в нынешнем комбинат «Майский» снова стал приобретать тепло у ТГК-16 с принадлежащей ей ТЭЦ-3. Эту информацию газете «БИЗНЕС Online» подтвердил Сабирзанов. По всей видимости, собственная выработка тепла и электроэнергии оказалась невыгодной.

В вопросе перехода на собственную генерацию много подводных камней, уверен директор ОАО «Таттеплосбыт» Адель Славутин, в том числе и из-за вступлении России в ВТО. «Одно из приоритетных условий членства в этой организации – приведение внутренних цен на газ в соответствие с мировыми, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Славутин. - Цена на газ, что была в модели, которую предприятие планировало себе на самостоятельную выработку тепловой и электрической энергии, рассчитывалась по ныне имеющимся стандартам. Но если рассчитывать по мировым ценам, то выгоды вообще нет. В России множество примеров, когда компании, ушедшие по электричеству на оптовый рынок, по теплу – на собственные котельные, в конечном счете вынуждены были консервировать свои генерации, возвращаться к сбытовым компаниям, поскольку цена вопроса и стоимость выработки многим больше цены централизованных источников и гарантирующего поставщика».

Но ВТО - только один из моментов. «Если брать тепловую энергию, то представьте: есть один большой котел, где много предприятий с разными уровнями потребления и большая ТЭЦ, которая, благодаря тому, что потребителей много и объем выработки большой, поддерживает необходимое давление, мощности и самое главное – требуемый уровень качества тепловой энергии, - рассказывает Славутин. - Теперь рассмотрим вариант с собственной генерацией. У предприятия упали заказы, возник кризис, а газ по лимитам надо выбирать (лимиты к тому же еще необходимо получить), а газотурбинная установка рассчитана на производство тепла и энергии постоянно – это же не бытовой прибор, который можно в любой момент выключить. Предприятие будет вынуждено попросту жечь газ, налицо - непредусмотренные расходы».

ЛЕГКО ЛИ ПРОДАТЬ ИЗЛИШКИ

Аналогичная ситуация возможна и для тех потребителей, что стремятся к созданию собственной установки, генерирующей электрическую энергию, либо, если позволяет объем потребления, самостоятельно уходят на оптовый рынок.

«Потребитель, приобретающий собственную установку, надеется в первую очередь сэкономить на покупке электроэнергии, - делится начальник отдела закупок электроэнергии и мощности на оптовом рынке ОАО «Татэнергосбыт» Эльдар Майнакский, - на сбытовой надбавке, на сетевом тарифе. Но однозначно ему придется компенсировать затраты на газ, это еще при условии, что ему дадут газовые лимиты. Во-вторых, сбытовая надбавка столь незначительная, что она никак не компенсирует образующиеся люфты. Вот сегодня завод встал, а выработка энергии идет, значит, ее надо продать, впустить в общую энергосистему. Вопрос: по каким тарифам? Если цена будет велика, то кто этот излишек купит?»

Майнакский отметил еще один немаловажный момент: чтобы пустить в сети электроэнергию, необходимо работать параллельно с энергосистемой, а значит - пройти множество согласований с системным оператором, сетевой компанией. Просто так к общей системе нельзя подключиться еще и потому, что обеспечение параллельности – это еще и обеспечение надежности.

По мнению начальника отдела техприсоединения ОАО «Сетевая компания» Олега Табакина, компании, принявшие решение уйти на собственную генерацию, должны сделать три важных вещи. Первая. Понять, по какому из двух вариантов они предполагают работать: в замкнутом цикле или параллельно с энергосистемой. Вторая. Просчитать режимы работы, чтобы определять пики нагрузок. Третья. Вычислить тарифы, которые их ожидают.

«Если речь идет о параллельной работе, то есть компания предполагает пойти по пути производителей энергии и в последующем продавать ее излишки, важно понимать, что любой вопрос выдачи мощности подразумевает предварительную разработку схемы выдачи мощности, – говорит Табакин. – Эта норма прописана в постановлении правительства России №316. Иными словами, компания понесет затраты, связанные с созданием схемы выдачи мощности, которые ложатся в основу стоимости технологического присоединения. Отмечу, что стоимость присоединения определяется не сетевой компанией, а проектным решением».

«Не могу сказать, что будущее - за независимыми генерирующими источниками, – подытожил Табакин. - Но, считаю, эти проекты оправданны на отдаленных от большой энергетики территориях, в том числе и там, где есть возможность получения попутного газа».

ЭНЕРГОАУДИТ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИИ

Что касается реальной экономии, то, по мнению Славутина, ее можно достичь за счет энергоаудита и связанных с ним мероприятий по повышению энергоэффективности: «Конечно, мы не можем предоставлять скидки потребителям, ведь мы регулируемая организация, но готовы минимизировать затраты за счет энергоаудита – это выход. Сейчас разработали и внедрили пилотный проект – факторинг, который позволяет не напрягаться потребителям, если у них возникли проблемы с платежами – за них платит банк. Кроме того, мы готовы привлекать банки под финансирование энергосервисных проектов для того, чтобы наши потребители смогли сэкономить».

«Наша задача – не обобрать потребителя, а способствовать росту его производства», - заключил Славутин.