Даже ненавистный многими единый государственный экзамен (ЕГЭ) тоже не является требованием Болонской системы Даже ненавистный многими единый государственный экзамен (ЕГЭ) тоже не является требованием Болонской системы Фото: «БИЗНЕС Online»

Мифы о Болонской системе

Бакалавриат и магистратура как уровни образования появились в российских вузах в 1996 году. Болонская декларация была принята в 1999-м. Наша страна присоединилась к ней только в 2003-м. Следовательно, даже технически эта система не могла стать причиной появления в нашей стране двухуровневой системы высшего образования. Наверное, расстрою многих критиков Болонского процесса, но и в Европе бакалавриат и магистратура существовали примерно за тысячу лет до принятия Болонской декларации.

Даже ненавистный многими единый государственный экзамен (ЕГЭ) тоже не является требованием Болонской системы. Для нее выпускные и вступительные экзамены — два совершенно независимых процесса. Это следует из декларации, названной в честь итальянского города Болонья, где она была впервые подписана.

Поэтому вывод первый — отказ от системы ЕГЭ никак не следует из анонсированного отказа от Болонской системы.

Отказ от системы ЕГЭ никак не следует из анонсированного отказа от Болонской системы Отказ от системы ЕГЭ никак не следует из анонсированного отказа от Болонской системы Фото: «БИЗНЕС Online»

Система накопления баллов, выбор дисциплин и педагогов

Познакомимся с принципами Болонской системы поближе. Декларация предполагает несколько шагов для унификации системы европейского образования.

  • Введение системы легкосопоставимых образовательных степеней. Для этого необходимо ввести универсальное приложение к диплому, в котором бы полностью раскрывалось содержание полученного образования. Помимо возможности менять университеты как между получением степеней, так и во время обучения, это должно способствовать международной конкурентоспособности общеевропейской системы высшего образования.
  • Система образования в рамках Болонского процесса должна базироваться на двух уровнях: бакалавриате и магистратуре. При этом для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность не менее трех лет (может быть и четыре, и даже пять лет). Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определенному уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.
  • Введение такой системы кредитов, как европейская система перевода и накопления баллов (ECTS). Это общеевропейская система учета работы и активности студента в процессе освоения образовательной программы. Она позволит обеспечить мобильность студентов.
  • Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы накопить нужное количество баллов было невозможно, если студент весь семестр лоботрясничал, а потом за одну ночь перед экзаменом все вызубрил (ничего не напоминает?). В вузах, работающих по Болонской системе, оценивается работа студента в течение всего семестра: участие в семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы и формы активности. Для успешного завершения года ему нужно набрать 60 баллов. 1 балл — 25–30 часов работы. Часы означают не только время, высиженное на лекциях, — это также время работы над заданиями дома, поэтому строгой корреляции между баллами и часами нет. Один учебный год — это примерно от 1,2 тыс. часов (Великобритания) и до 1,8 тыс. часов (Германия).
  • Студент может и должен самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию, т. е. выбирать те курсы, которые он считает интересными и полезными. Это поможет ему набрать за семестр и в итоге за год необходимое количество баллов. Весь этот либеральный образовательный выбор осуществляется в рамках генеральной линии учебного плана при помощи куратора образовательной программы.

У студентов не было выбора дисциплин, а та дисциплина, которая имелась в учебном плане в альтернативе, как правило, никогда не реализовывалась. Студентам просто дают руководящее указание из деканата или с выпускающей кафедры, какую дисциплину им нужно выбрать в своем заявлении У студентов не было выбора дисциплин, а та дисциплина, которая имелась в учебном плане в альтернативе, как правило, никогда не реализовывалась. Студентам просто дают руководящее указание из деканата или с выпускающей кафедры, какую дисциплину им нужно выбрать в своем заявлении Фото: «БИЗНЕС Online»

«У студентов не было выбора дисциплин»

Болонская система позволяет сформировать основную (major) и дополнительную (minor) специализацию в бакалавриате, что делает выпускника значительно более конкурентоспособным на рынке труда и формирует в нем ответственное отношение к собственному будущему.

Стоит признать, что в подавляющем большинстве отечественных университетов эта система имитировалась. У студентов не было выбора дисциплин, а та дисциплина, которая имелась в учебном плане в альтернативе, как правило, никогда не реализовывалась. Студентам просто дают руководящее указание из деканата или с выпускающей кафедры, какую дисциплину им нужно выбрать в своем заявлении. И на этом все образовательные траектории заканчиваются. Хотя наличие реальной конкуренции среди педагогов привело бы к росту качества образовательного процесса: больше курсов — больше выбор. При этом преподавателям пришлось бы чаще обновлять содержательную составляющую курсов, следить за актуальными трендами развития современной техники, развивать педагогическое мастерство.

Реальная выборность образовательных курсов привела бы к противоречию в системе распределения академической нагрузки. Если дать студентам возможность выбирать курсы, многие «уважаемые» преподаватели остались бы без работы, т. к. по факту не отвечают современным требованиям, предъявляемым к профессорско-преподавательскому составу в странах с передовой системой высшего образования. А если у педагога нет гарантированной ежегодной нагрузки, значит, и контракт с ним нужно заключать только на один год. Это согласуется с Трудовым кодексом РФ, но противоречит «советскому» духу нашей академической среды.

Робкие попытки внедрения эффективных контрактов, предпринимаемые федеральным министерством на протяжении последних 10 лет, разбились о стену непонимания и даже резкого противодействия со стороны большого количества университетских преподавателей. Большинство активно протестующих — это те, кто в случае введения системы выбора дисциплин остался бы за бортом активной академической жизни. Напротив, в последнее время из университетов все громче звучат голоса за увеличение срока преподавательского контракта. Якобы это даст уверенность в будущем. Согласен, такое чувство возникнет, но приведет ли оно к развитию исследовательской работы и росту качества образовательного процесса?

Это напоминает «мораторий», введенный правительством РФ на требования публикации результатов фундаментальных и прикладных исследований в журналах, индексируемых в международных базах Scopus и Web of Science. Больше всего радовались запрету те члены профессорско-преподавательского состава, которые вообще не имели таких публикаций либо покупали их в «мусорных» или «хищнических» журналах. Теперь они могут быть спокойны, ибо их «передовые» исследования с большим удовольствием будут печатать в несчитаном количестве так называемых платных «научных» конференций, индексируемых в РИНЦ. Но приведет ли такой подход к росту конкурентоспособности отечественной науки?

Любому специалисту в области образования очевидно, что Болонская система ничего не разрушила и даже теоретически не могла ничего разрушить в отечественной системе высшего образования Любому специалисту в области образования очевидно, что Болонская система ничего не разрушила и даже теоретически не могла ничего разрушить в отечественной системе высшего образования Фото: © Алекс Аминев, РИА «Новости»

«Бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение выпускниками знаний»

Любому специалисту в области образования очевидно, что Болонская система ничего не разрушила и даже теоретически не могла ничего разрушить в отечественной системе высшего образования. Факт подписания меморандума еще ничего не означает. Для полноценного вхождения в Болонский процесс необходимо было выполнить ряд основополагающих принципов, о которых мы писали выше. Несмотря на то что наша страна присоединилась к Болонскому процессу в 2003-м, активный переход на двухуровневое образование свершился лишь в 2011-м.

Из-за отсутствия четкой нормативно-правовой базы подавляющее большинство отечественных вузов в 2003–2011 годы все еще считало, что окончательного перехода на «Болонью» не будет, поэтому тянуло с методическим освоением новых учебных планов до последней минуты. В результате все 8 лет реформа практически не проводилась, а когда пришло время и клюнул жареный петух, лучшее, что могли сделать для форсированного перехода, — просто срезали из учебного плана специалитета 1 или 1,5 года обучения. Считали, что так получится бакалавриат. Старый отечественный специалитет в части компетентностной модели приравнивался к магистратуре. В то время как в рамках Болонской системы он ближе к бакалавриату.

Компетенции, положенные в основу образовательных программ, у нас тоже отличались от европейских. В России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний, он считался общим образовательным уровнем. Именно поэтому отечественный рынок труда остался скептически настроен к бакалаврам.

Еще сложнее дело обстояло с переходом на систему кредитов (зачетных единиц). В Болонской системе это универсальный измеритель, позволяющий сравнивать образовательные программы различных университетов. В ряде наших вузов была введена балльно-рейтинговая система, по которой за семестр студент мог набрать определенное количество баллов (обычно 100), из них на экзамене — меньше половины. Но это не эквивалент системы кредитов ECTS. Насколько мне известно, единственным российским университетом, который ввел у себя Болонскую систему ECTS, является «Сколтех».

Следствием стало практически полное отсутствие признания отечественных дипломов в странах — участниках Болонского процесса. А чего было ожидать в ситуации, когда из всех пунктов декларации мы с большим трудом и имитацией выполнили только один? Более или менее за рубежом котируются российские документы об образовании по техническим и естественно-научным специальностям. Но так было и до 2003 года, будет и после выхода РФ из Болонской системы. И это не связано с участием или неучастием нашей страны в международных организациях и договорах. Просто отечественные инженерно-научные школы еще пользуются тем запасом прочности и потенциалом развития, которые были заложены в 30-е годы ХХ века.

***

Резюмирую: к сожалению, в России основные положения Болонского процесса так и не были выполнены, хотя практически во всех вузах реформы бурно имитировали. Поэтому все разговоры о том, что Болонская система нам не подходит, — выдумки. Невозможно оценить влияние того, что так и не было сделано. 

Столь непростой ситуации у нас и не наступило бы, если бы мы изначально воспользовались проверенными годами и целыми государствами рецептами и довели хотя бы одну образовательную реформу до логического конца. Но тогда уважаемые специалисты, которые когда-то ратовали за Болонский процесс, сейчас с таким же рвением не смогли бы от него отказаться и рассуждать о его гипотетическом вреде. Ведь был бы результат, который нельзя скрыть. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Все проблемы в образовании и других сферах зависят только от нас и никуда не уйдут, пока мы их не осознаем и не начнем решать. А пока мы виним в наших проблемах кого-то извне, так и будут появляться выпускники школ, которые не знают математики и физики, выпускники технических университетов, которые не могут отличить чертеж от скатерти, и в целом молодежь, которая считает Юрия Гагарина хоккеистом только потому, что его именем назван спортивный турнир и одноименный кубок.