«Приходит человек из университета — и, как в старые добрые времена, снова садится у нас за парту  — учиться тем профессиональным навыкам, которые нужны», — рассказывал директор Института пространственного планирования Олег Григорьев в ходе круглого стола ахритектурных «Диалогов» «Приходит человек из университета — и, как в старые добрые времена, снова садится у нас за парту  — учиться тем профессиональным навыкам, которые нужны», — рассказывал директор Института пространственного планирования Олег Григорьев в ходе круглого стола архитектурных «Диалогов» Фото: Валерия Купцова

«Мне кажется, что транспортных планировщиков у нас не особо-то готовят»

«Приходит человек из университета — и, как в старые добрые времена, снова садится у нас за парту — учиться тем профессиональным навыкам, которые нужны», — рассказывал директор Института пространственного планирования Олег Григорьев в ходе круглого стола архитектурных «Диалогов». Главной темой дискуссии стала подготовка так называемых «транспортных архитекторов» — специалистов, планирующих передвижения по городу. В Присутственных местах собрались и представители университетов, и работодатели. 

«Мне кажется, что транспортных планировщиков у нас не особо-то готовят», — заявил руководитель образовательной программы двух дипломов НИУ «Высшая школа экономики» и РУТ «Экономика и инженерия транспортных систем» Андрей Борисов, добавив, что такое резкое высказывание может вызвать споры со стороны коллег.

«Я не могу промолчать. У нас есть стандарты, по которым готовим студентов. Все бо́льшую популярность приобретает подготовка градостроителей-планировщиков. Транспортное планирование — часть этого курса», — кажется, с обидой сказала завкафедрой градостроительства Московского государственного строительного университета Нина Данилина. По ее словам, предназначение вуза — дать широкую базу знаний. А обучение практическим навыкам придет в ходе работы. «Каждая организация может готовить специалистов под себя. Так осуществляется интеграция между теорией и практикой», — считает Данилина. 

Григорьев возразил: по его мнению, кроме широкой базы нужны и знания по узким специальностям. «Чтобы мы не учили потом человека год, а он пришел готовым специалистом, который включается в работу», — обратил внимание шеф Института пространственного планирования РТ. 

Татарстанские вузы похвастались качественно налаженным взаимодействием с республиканскими предприятиями. Заведующий кафедрой «Цифровые дорожные технологии» КГАСУ Ленар Мавлиев привел в пример общение с «Татавтодором». «Мы узнавали, какие специалисты им нужны, корректировали рабочую дисциплину. Наш ректор говорит, что вузы боятся бизнеса — обращение к предприятиям покажет, будто университет не знает, что делать», — рассуждал участник круглого стола. По его словам, нужно отталкиваться от запросов не конкретной организации, а рынка в целом.

Причем, несмотря на вопрос о качестве подготовки специалистов, кажется, проектировщиков разбирают с руками и ногами. Немногие школьники делают выбор в пользу технических специальностей. «С какими бы знаниями человек ни вышел — рынок его проглотит. Сейчас бариста намного привлекательнее, чем инженер», — высказалась доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, кандидат географических наук Светлана Хуснутдинова. Она высказала мысль и о том, что заниматься планированием городских сценариев — например расстановкой производственных точек — должен человек не просто с хорошим образованием, но еще и с большим жизненным опытом, насмотренностью и «наезженностью». Так что вряд ли это будет вчерашний студент — такому специалисту так или иначе придется учиться на практике. 

«Мы не можем найти специалистов даже среди студентов, потому что, как только узнают заработную плату — сразу отказываются» «Мы не можем найти специалистов даже среди студентов, потому что, как только узнают заработную плату, сразу отказываются» Фото: «БИЗНЕС Online»

В госучреждениях не хватает проектировщиков из-за низких зарплат:  «Такой работник мечтает уйти в декрет, а больше ничего не хочет»

Подняли тему и недостатка специалистов в государственных структурах. Главная беда — деньги: чиновникам платят буквально копейки, а требуют на миллион. 

«Мы не можем найти специалистов даже среди студентов, потому что, как только узнают заработную плату, сразу отказываются», — сказал начальник отдела по согласованию проектов комитета по благоустройству Екатеринбурга Николай Лупалов. В целом ситуация тут — как и на предприятиях: зачем получать копейки в чиновных кабинетах, если можно за приличные деньги пиццу доставлять? Конечно, нет будущего, но зато деньги здесь и сейчас…

«Надо, чтобы армия таксистов и разносчиков пиццы работала на наших заводах!»

Данилина, однако, упомянула и, кажется, чересчур жесткий отбор в госучреждения — у вчерашних студентов требуют резюме, чтобы отобрать из них лучшего. «Конечно, они никакое резюме не пишут, потому что другие тащат их за руки и за ноги», — считает представитель сферы образования. 

Оно и понятно — госструктуры не могут конкурировать с бизнесом из-за уровня зарплат. «С этим вопросом ничего нельзя сделать», — начал Григорьев. Он вспомнил работу в муниципалитетах, где может работать «одна затюканная девочка» с кучей обязанностей и маленькой зарплатой. «Такой работник хочет в декрет, а больше ничего не хочет», — посмеялась Хуснутдинова. Доцент КФУ напомнила, что существуют механизмы, которые могут помочь выйти из этого положения — например целевой набор. По ее словам, распределение между бюджетом и договором должно играть только на руку государственным службам. 

Бюджетное образование не бесплатное, оно существует благодаря нашим налогам. Общество платит за необходимых специалистов — врачи, учителя, чиновники… Должно быть советское распределение, где госучреждение отправляет запрос — нужны пять дорожников, пять пекарей, пять врачей и так далее. 
Светлана Хуснутдинова  Доцент Института управления, экономики и финансов КФУ
Светлана Хуснутдинова  доцент Института управления, экономики и финансов КФУ

Мавлиев, в свою очередь, предложил вводить «плюшки» от государства, которые, возможно, помогут привлечь специалистов. «Ставить нужно на квартиры или машины», — рассудил эксперт, вспомнив запрос на специалистов для строительства дороги М12, где только что выпустившимся из вузов молодым специалистам предложили кругленькие 80–100 тыс. рублей.

Конечно, от государственных структур на такие суммы можно не рассчитывать. 

Одна из проблем вузов — общеобразовательные предметы, которые берут на себя изрядную долю учебного времени Одна из проблем вузов — общеобразовательные предметы, которые берут на себя изрядную долю учебного времени Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужна ли физкультура в университетах: «Общие дисциплины сильно съедают время и кредиты»

Одна из проблем вузов — общеобразовательные предметы, которые берут на себя изрядную долю учебного времени. 

«Хочется чего-то дать больше, но не успеваешь. Есть понятие об общих дисциплинах, которые требует законодательство. Все надевали на ОБЖ противогазы — а кто помнит, как это делать? Все просто отсиживают такие предметы», — начал рассуждать на еще одну спорную тему Борисов, упомянув, что в той же Высшей школе экономики нет физкультуры. Хуснутдинова на такое заявление отозвалась просто — «безобразие». «Никому не буду рекомендовать „Вышку“», — пошутила участница. Борисов же объяснил, что он против обязаловки в вузах, когда студента заставляют вставать в 7 часов утра на лыжи. 

Мы же можем перенаправить эти часы на профессиональные предметы. Общие дисциплины сильно съедают время.
Андрей Борисов  Руководитель программы «Экономика и инженерия транспортных систем» двух дипломов НИУ «ВШЭ» и РУТ
Андрей Борисов  руководитель программы «Экономика и инженерия транспортных систем» двух дипломов НИУ «ВШЭ» и РУТ

Дискуссия пошла в сторону сложности выбора молодого человека в пользу конкретного направления. «Может, я не с теми студентами встречаюсь, но им тяжело определиться, в какую сторону двигаться на третьем или четвертом курсе», — рассуждала Хуснутдинова. 

Вузы двигаются по направлению гибкого учебного плана, где у студентов есть возможность выбрать предметы, которые им интересны, попробовать себя в нескольких узких направлениях. Рассуждали и о том, что в любой момент жизни человек может перенаправить профессиональный сценарий в другую сторону и после инженерного образования заняться, например, дизайном одежды.