По словам председателя Комитета по транспорту исполкома Казани Амира Сафина, сейчас разрабатывается проект по введению абонементов на парковки По словам председателя комитета по транспорту исполкома Казани Амира Сафина, сейчас разрабатывается проект по введению абонементов на парковки Фото: Оксана Король

«В ближайшее время о них узнают все жители и гости города»

После годового моратория на расширение платных парковок в Казани городские власти, кажется, затевают масштабную реформу. Об изменениях, которые в скором времени могут ожидать жителей и гостей татарстанской столицы, сегодня на весенних «Диалогах» рассказал председатель комитета по транспорту исполкома Казани Амир Сафин.

По его словам, сейчас разрабатывается проект по введению парковочных абонементов. «Предложения подготовлены, они сейчас на обсуждении. В ближайшее время о них узнают все жители и гости города», — отметил он, отвечая на вопрос модератора дискуссии — технического директора аналитической компании «Дорнадзор» (Санкт-Петербург) Ирины Рыковой.

Стоимость такого абонемента Сафин озвучивать не стал. Лишь отметил, что она будет зависеть от района Казани. «Мы поделили город на три зоны — центральная часть, близлежащие и отдаленные [районы]», — пояснил спикер.

Велосипедисты и пешеходы вытеснят автомобили: о чем мечтали на весенних «Диалогах» в Казани

Комитет работает и над введением динамических тарифов, которые будут зависеть от загрузки в городе. С конкретными предложениями планируют выйти к концу II квартала этого года. «Она (цена — прим. ред.) же должна быть обоснована, мы эту статистическую информацию сначала должны собрать… Мы ее, в принципе, уже собираем с начала года, я уже дал поручения», — также без подробностей пояснил чиновник. Кроме того, «со временем» может измениться и стоимость оплаты парковки. Тут не трудно догадаться, в какую сторону. Хотя в зависимости от оборачиваемости парковочных мест цену могут и снизить, как это уже однажды было.

«Мы год находились в некоем подвешенном состоянии, потому что был мораторий. Но это не говорит о том, что мы сидели сложа руки. Мы готовили свои предложения. По итогам II квартала все эти предложения к общему знаменателю подведем и озвучим», — подвел он итог.

В этом году количество платных парковочных мест в Казани увеличится до 8,8 тыс., рассказал Сафин, зачитывая свой доклад В этом году количество платных парковочных мест в Казани увеличится до 8,8 тыс., рассказал Сафин, зачитывая свой доклад Фото: «БИЗНЕС Online»

2,5 тыс. новых машино-мест и 25 стационарных камер

В этом году количество платных парковочных мест в Казани увеличится до 8,8 тыс., рассказал Сафин. Он напомнил, что создавать единое пространство в городе начали в 2015-м. Пилотный проект реализовали на 27 участках в центре на 1 250 машино-мест. На это республика выделила городу бюджетный кредит — почти 36,5 млн рублей.

«Следует отметить, что доходы от оплаты парковок и поступления в бюджет от оплаты штрафов уже через 1,5 года после работы превысили первоначальные вложения. Текущие затраты связаны с деятельностью оператора парковок», — рассказал спикер.

Сегодня в Казани уже 6 410 парковочных мест на 149 участках. Из них 329 мест организовано за счет инвестиций 11 компаний. «В текущем году за счет инвестиционных источников планируется создание 727 машино-мест, из них 680 на сегодня уже на стадии завершения», — добавил он. В перспективе до 2030 года — создать 30 тыс. машино-мест, говорилось на слайде.

Слайд из презентации

Для оплаты парковок используется 81 паркомат, продолжал глава комитета. Однако ими пользуется всего 1% автомобилистов против 23% в начале реализации проекта. Популярными способами оплаты стали СМС-сообщения и мобильное приложение, сейчас их доля составляет 52 и 47% соответственно.

Контролируют оплату 19 автомобилей с системой «Дозор-М» и 5 ручных комплексов. «Система стационарных камер на сегодняшний день внедряется, но еще не работает. Но на 25 точках у нас  устанавливаются стационарные камеры контроля. Я думаю, в ближайшие месяцы они заработают, мы их сейчас „подвязываем“ в общую систему», — поделился Сафин.

Все эти меры, по его словам, позволили увеличить пропускную способность основных магистралей города на 18%, средняя скорость там выросла на 5 км/ч, а время проезда сократилось минимум на 7–9 минут.

Для оплаты парковок используется 81 паркомат, продолжал глава Комитета. Однако ими пользуются всего 1% автомобилистов Для оплаты парковок используется 81 паркомат, продолжал глава комитета. Однако ими пользуется всего 1% автомобилистов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Основная цель [расширения количества муниципальных парковок] — разгрузить улично-дорожную сеть, чтобы было комфортно передвигаться не только на своем личном автотранспорте. Являясь председателем комитета, я преследую цель, чтобы комфортно было передвигаться и на общественном транспорте. Может быть, даже отчасти хочу, чтобы большинство пользователей личного автомобиля пересели на общественный транспорт. Конечно, для этого еще много нужно сделать, мы к этому стремимся», — объяснил Сафин.

«Последнее китайское предупреждение»: мэрия Казани расставляет «капканы» для «паркохамов»

Также он рассказал и о способе борьбы со «злостными неплательщиками», которые снимают или прикрывают номера своего авто, чтобы не платить за паркинг.

Напомним, с декабря 2021 года в Казани на такие машины начали устанавливать специальные блокираторы колес. Всего за это время их установили 343 раза, возбуждено 276 административных дел. В результате количество свободных мест возросло в среднем на 30%, число парковочных сессий — на 70%, а сумма оплат — на 44%.

«К сожалению, не обходится без порчи и кражи этих блокираторов. 31 случай зафиксирован на сегодняшний день. Этих товарищей мы тоже привлекаем к административной ответственности благодаря совместной работе с сотрудниками МВД, — рассказал он и позже добавил: — Бывает, что приходится судиться. Последний случай, когда человек оставил у нас принципиально машину с установленным блокиратором. Суд он проиграл», — рассказал председатель комитета по транспорту.

Слайд из презентации

Казань оказалась на 11-м месте в рейтинге городов с платными парковками

«Платные парковки — это все-таки не средство взимания платы у населения, не дополнительный какой-то налог. Это в первую очередь мера по регулированию трафика в городах», — убеждала участников сессии Рыкова во время своего выступления.

Возглавляемый ею «Дорнадзор» занимается транспортным моделированием и аудитом безопасности дорожного движения. В прошлом году компания изучила ситуацию в 97 городах России, где платные парковки уже внедрили или еще планируют. Оказалось, что среди городов с населением свыше 200 тыс. человек платный паркинг есть только в 20 и еще примерно столько же в ближайшие пять лет хотят его запускать.

В итоге получился рейтинг городов по развитию платных парковок. Казань оказалась на 11-м месте, в первую тройку вошли Москва, Белгород и Краснодар.

Слайд из презентации

Столица РТ проиграла по физической и финансовой доступности парковочных мест. Здесь авторы исследования среди прочего учитывали, какая часть улично-дорожной сети занята платными парковками и как стоимость двухчасовой парковки соотносится со среднемесячными доходами населения. Однако есть нюанс: цель платного паркинга не комфорт автовладельца. Важно, чтобы парковочное место имело быструю оборачиваемость, т. е. это место временной стоянки. Иначе люди бросают машины на целый день, не давая другим припарковаться, чтобы решить вопросы в загруженном центре города. Видимо, поэтому Казань оказалась на втором месте по критерию эффективности парковочного пространства, где учитывается минимальное бесплатное время парковки и число платных мест к уровню автомобилизации.