Больше половины бюджета принятой в Татарстане программы «Научно-технологическое развитие» (3,8 млрд рублей) придется на возглавляемое Рифкатом Миннихановым ГБУ «БДД». Фонд потратит их на контроль нарушений ПДД, закупку видеокамер и проведение конкурсов юных инспекторов «Безопасное колесо». Еще 6 разделов программы нацелено на рост показателей по ЕГЭ, развитие научных кадров и увеличение спроса на инновации у реального сектора. Объяснение простое: новых денег в программе нет, в нее вошли проекты других программ — с уже подтвержденным бюджетным финансированием. О том, за что молодым ученым раздадут 1 млрд и как 2 млрд потратят на повышение интереса школьников к ЕГЭ по точным наукам, — в нашем материале.
Минобрнауки РТ представило госпрограмму «Научно-технологического развития РТ» до 2030 года
Как в Татарстане будут создавать «научно-образовательную экосистему»
Минобрнауки РТ представило госпрограмму «Научно-технологического развития РТ» до 2030 года. 5 апреля на сайте правительства РТ появился документ с амбициозной целью: «формирование мощной, саморазвивающейся мультикультурной международной научно-образовательной экосистемы для инновационного развития РТ». С 2023 по 2025 год Татарстан планирует потратить на создание «научно-образовательной экосистемы» 7,6 млрд рублей, где 7 млрд пойдет из республиканского бюджета, еще 636 млн — из федерального.
В задачах программы прописано создание условий для привлечения и самореализации талантов в области науки, технологий и инноваций, мотивация молодежи приходить в науку и формирование рынка интеллектуальных продуктов и результатов инновационный деятельности.
Вот ряд показателей, к которым стремится заказчик программы — министерство образования и науки РТ:
- рост удельного веса населения с высшим образованием в 1,17 раза;
- увеличение доли иностранных студентов в 1,5 раза;
- увеличение доли магистрантов и аспирантов в общей численности студентов в 1,5 раза;
- рост доли валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности «Образование» в 1,4 раза;
- рост численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 3 раза;
- рост количества отечественных патентных заявок на изобретения в 1,5 раза;
- рост бюджетных затрат на инновационную деятельность в 3,8 раза;
- увеличение площади общежитий на одного студента очной формы в 1,9 раза;
- увеличение площади лабораторных зданий на одного студента очной формы в 1,4 раза.
14 ноября 2022 года появились рейтинг и наставления от Дмитрия Чернышенко, а 15-го президент РТ Рустам Минниханов собрал совещание, чтобы заслушать, как идет подготовка программы
Госпрограмма на 100 баллов
Программа по развитию науки и техники Татарстана не ноу-хау. Подобные документы есть и у других регионов страны, причем появились они раньше. Башкортостан выпустил подобное постановление в 2017-м, с 2018 по 2023 год республика заложила в документ 4,4 млрд рублей. Есть такая программа в Томской, Нижегородской областях.
Зачем Татарстану программа научно-технологического развития? В феврале 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству создать рейтинг научно-технологического развития регионов. Их оценят по объемам финансирования науки, наличию исследовательских центров и проектов, востребованности научных разработок, пояснял в мае вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. В правительстве он курирует науку и госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Как отмечал Чернышенко, рейтинг — это «инструмент поддержки» регионов и их стимулирования.
Первый такой рейтинг появился в ноябре 2022 года, и Татарстан занял в нем пятое место, уступив Башкортостану. Один из показателей, по которому считается рейтинг, — есть ли у региона утвержденная программа научно-технологического развития. Если есть, субъект получает 100 баллов, если нет — ноль. В первой табели о рангах по итогам 2021 года этот показатель решили не учитывать. Видимо, потому, что в 2021-м команды создавать такую программу не было. Не исключено, что в новом рейтинге на наличие документа уже посмотрят. Другими словами, если хочешь высокое место в списке, почет и госфинансирование, программа должна быть.
14 ноября 2022 года появились рейтинг и наставления от Чернышенко, а 15-го президент РТ Рустам Минниханов собрал совещание, чтобы заслушать, как идет подготовка программы. Упор был сделан на задел наследия и потенциал 15 опорных научных школ Татарстана, доложил тогда председатель совета ассоциации содействия цифровому развитию РТ Рифкат Минниханов. В первую очередь это школа по нефтегазовому направлению, АПК, химическим технологиям, перечислял он. Президент РТ в феврале отмечал, что программа подготовлена с участием «академического сообщества республики». Возглавлял авторский коллектив директор центра перспективных экономических исследований АН РТ, проректор КФУ по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин.
Довольно неожиданно, но более 3,8 млрд рублей достанется ГБУ «Безопасность дорожного движения», которое возглавляет Рифкат Минниханов
На что потратят 7,6 миллиарда?
Программа делится на 7 разделов. Самый большой бюджет у подпрограммы «Создание научно-технологического задела для формирования и развития отраслей новой экономики РТ». Довольно неожиданно, но более 3,8 млрд рублей достанется ГБУ «Безопасность дорожного движения», которое возглавляет Рифкат Минниханов. На что будут потрачены эти средства? В числе заявленных мероприятий «развитие системы автоматического контроля и выявления нарушений ПДД» — ГБУ «БДД» на эти цели получит 554 млн рублей. Обеспечение функционирования системы видеофиксации нарушений ПДД потребует 2 277 млн рублей. Еще 525 млн уйдет на создание и развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 235,8 млн уйдет на проведение всероссийских массовых мероприятий с детьми. Речь о конкурсах-фестивалях юных инспекторов движения «Безопасное колесо», профильных сменах активистов отрядов юных инспекторов движения и пр.
У других разделов документа бюджеты гораздо более скромные. Подпрограмма «ФизматбиохимИКТ» (затраты на реализацию — 2,1 млрд рублей) будет считаться выполненной, если к 2030 году количество сдающих ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам (математика, химия, физика, биология, информатика и ИКТ) вырастет в 1,8 раза (базовое значение — 22 тыс. человеко-экзаменов). А также если вырастет средний балл по ЕГЭ по математике — до 73 баллов (прогнозное значение на 2023 год — 60,5 балла), по физике и химии — до 70 (63,5), по биологии — до 66 (57,5), по информатике и ИКТ до 82 (70). Бо́льшую часть от 2-миллиардного бюджета подпрограммы освоят минобрнауки и Академия наук РТ.
В числе заявленных мероприятий «развитие системы автоматического контроля и выявления нарушений ПДД» — ГБУ БДД на эти цели получит 554 млн рублей
Задача подпрограммы «Наша гордость» (затраты на реализацию с 2023 по 2025 год — 1,1 млрд рублей) — развитие до 2030-го кадров научно-образовательного кластера. Она предполагает доплаты молодым кандидатам наук для защиты докторских и молодым докторам наук, запуск программы «Приглашенный ученый Республики Татарстан», по которой в регион, похоже, будут привлекать для научной работы специалистов из ведущих научно-образовательных центров России и мира. В этой подпрограмме бо́льшая часть бюджетных ассигнований достанется минмолодежи РТ.
Цель подпрограммы «Внедрение инновационных ваучеров» — создание механизмов увеличения инвестиционного спроса на инновации у реального сектора экономики. Спрос начнет расти после представления новых схем финансовой и инфраструктурной поддержки. За 426,5 млн рублей исполнители подпрограммы должны «развивать кооперацию научно-исследовательского сектора экономики с производителями наукоемкой продукции на основе инфраструктурной и финансовой поддержки». Внедрять инновационные ваучеры и осваивать бо́льшую часть бюджета будут минэкономики РТ, фонд поддержки предпринимательства РТ и центр кластерного развития республики.
Подпрограмма Smart Market Space подразумевает формирование цифрового интеллектуального пространства региона, объединяющего образовательные организации высшего образования, научные организации, лаборатории, отдельных ученых и исследователей в единую цифровую среду. Интересы исполнителей и потребителей научно-технической продукции должны быть сведены на созданной в Татарстане цифровой платформе, аналоге маркетплейса научно-технических решений. На этом Smart Market Space к 2030 году должно быть размещено не менее 350 проектов.
Подпрограмма «ФизматбиохимИКТ» (затраты на реализацию — 2,1 млрд рублей) будет считаться выполненной, если к 2030 году количество сдающих ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам (математика, химия, физика, биология, информатика и ИКТ) вырастет в 1,8 раза
Как программа будет финансироваться после 2025 года?
Публикации программы предшествовал проект Стратегии научно-технологического развития Татарстана на 2022–2030 годы стоимостью 780 млрд рублей. В прошлом году его представили на одном из круглых столов KazanSummit 2022. В числе одного из отцов-основателей проекта называли как раз Рифката Минниханова.
Программа научно-технологического развития Татарстана органично интегрирована с планом мероприятий Десятилетия науки и технологий РФ на 2022–2031 годы, рассказал Минниханов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Разработчики двигались в тренде федеральной научно-технологической повестки. «Наша программа — составная часть общефедеральной Стратегии научно-технологического развития, поэтому при согласовании проекта стратегии научно-технологического развития Татарстана было решено интегрировать основные положения программы и стратегии в единый документ», — пояснил Минниханов.
Почему финансирование программы прописано только с 2023 по 2025 год? Это лишь первый этап, заметил собеседник издания. В нем интегрированы все республиканские программы, содержащие научно-инновационный характер, с подтвержденными бюджетными обязательствами. Поэтому почти все заложенные в документ средства имеют республиканскую, а не федеральную прописку. «В дальнейшем мы планируем расширить перечень направлений господдержки, исходя из имеющихся бюджетных возможностей Татарстана и федеральной поддержки», — заметил Минниханов.
Публикации программы предшествовал проект Стратегии научно-технологического развития Татарстана на 2022–2030 годы стоимостью 780 млрд рублей. В прошлом году его представили на одном из круглых столов KazanSummit 2022. В числе одного из отцов-основателей проекта называли как раз Рифката Минниханова
Интеграцией всевозможных бюджетных программ РТ в одну научно-технологическую объясняется и весомый портфель заказов, которые получит ГБУ «БДД». «Задачи инновационного и научно-технологического развития реализуются в том числе мероприятиями подпрограммы „Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014–2025 годы„ государственной программы „Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014–2025 годы„», — подчеркнул Минниханов.
Разработчики программы делают ставку на федеральный бюджет 2024–2025 годов, который пока находится на стадии планирования. «Бюджет 2024-го частично будет пересматриваться, мы надеемся успеть подать заявки на финансирование, но в большей степени будем просить дополнительные средства на бюджет 2025 года, — сказал председатель ассоциации содействия цифровому развитию РТ. — Например, на передовую инженерную школу средства выделены, но через бюджет они не прошли».
Собеседник издания не исключил, что в будущем финансирование программы может значительно увеличиться за счет федеральной поддержки и участия внебюджетных источников.
По словам вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко, один из посылов программы звучит так: «Можно ли считать импортозамещение научной задачей?» «Можно, если импортозамещение идет на более высоком технологическом уровне», — ответил вице-президент АН РТ
«Это область, в которой у нас произошел некоторый, я не хочу говорить: «Провал», — но все-таки…»
Программу разрабатывали в минпромторге РТ, АНО «Ассоциация содействия цифровому развитию РТ» и Академии наук РТ. По словам вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко, один из посылов программы звучит так: «Можно ли считать импортозамещение научной задачей?» «Можно, если импортозамещение идет на более высоком технологическом уровне, — ответил вице-президент АН РТ. — Но достичь этого можно только не за один год. Мы видим огромные изъяны в обеспечении производства не просто разработками, но и в поддержании многих мощностей. Комплектующие, детали просто изъяты во многих отраслях, и вопрос встал о поддержании на том уровне, который есть, тех мощностей, которые у нас в наличии. А в перспективе иметь планку выхода на более высокий технологический уровень. Поэтому КАМАЗ не пошел вперед, но поддержать производство КАМАЗа удалось».
Можно ли силами республиканских ученых обеспечить импортозамещение наиболее острых направлений в промышленности? Авторы программы сконцентрировали усилия на поддержке новаций от молодежи на основе широкой системы развития стартапов. «Чтобы попытаться связать работу стартапов и вновь формируемых инженерных школ для поддержки предприятий. Так что двигателем программы стало создание большого количества стартапов на тех участках, где образовались эти технологические ниши», — пояснил собеседник издания.
Усилить программу мог бы более глубокий взгляд на создание крупных организаций по разработке промышленных образцов в форме инжиниринговых центров, полагает Хоменко. Кроме того, необходимо формирование рынка объектов интеллектуальной собственности. «Но за недостатком времени и форсирования программы эта позиция отошла на второй план, — посетовал он. — Предполагалось, что в разрез науки должен войти и гуманитарный блок. Академия наук его предоставила, но потом фактически он был изъят, потому что программа получила чисто технологическое развитие, без гуманитариев».
Директор лицея «Иннополис» Надежда Сулимова считает, что программа своевременна: развитие научно-технического творчества сейчас просто необходимо. «Это область, в которой у нас произошел некоторый, я не хочу говорить слово „провал“, но все-таки у нас есть определенное отставание, — признала Сулимова в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Может быть, данная область в последние годы была не столь интересна для развития. И интереса это не вызывало ни у детей, ни у молодежи».
Алексей Лопатин: «ЕГЭ — менее значимый показатель, чем, например, остепененность (в программе этот целевой показатель соответствует 80 процентам), чем количество молодых исследователей до 39 лет. Надеюсь, что весовые показатели будут введены и декомпозированы»
Наличие программы говорит о том, что в республике осознали проблему, ее разбирали, подробно рассматривали, полагает завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. Ценность программы он видит в инвентаризации ресурсов республики, в честной оценке уровня Татарстана на фоне других регионов в каждой области знаний, в анализе слабых и сильных мест.
«В программе четко расписано, как у нас в республике обстоит дело в части научно-технического развития региона», — заметил Лопатин. Он надеется, что в дальнейшем в госпрограмме будут расписаны конкретные мероприятия и механизмы их реализации. «Мы проводили исследование: результаты ЕГЭ не определяют успешность студента при обучении в университете, а также после его окончания. Баллы за единый экзамен — это билет в университет, но останется ли потом молодой специалист в регионе — вопрос. Поэтому ЕГЭ — менее значимый показатель, чем, например, остепененность (в программе этот целевой показатель соответствует 80 процентам), чем количество молодых исследователей до 39 лет. Надеюсь, что весовые показатели будут введены и декомпозированы», — резюмировал Лопатин.
Один из представителей сферы образования на условиях анонимности объяснил, что такая госпрограмма, как и печально известная Стратегия-2030, создается не для ее достижения. И даже не для «распила» бюджетных средств. «7 миллиардов на два года — это очень маленькая сумма. Годовой бюджет того же КФУ в разы больше. Ничего на них не сделаешь». По мнению источника издания, у программы две цели. Первая — промониторить обстановку в отрасли, чтобы люди, принимающие решения, не могли сказать, что не знали о существующих проблемах. Вторая — создание плацдарма для привлечения инвестиций из федерального бюджета. «Что до расписанных показателей, которых нужно достичь, — это комфортные цифры, они не для того, чтобы их выполнили. В нашей стране ни одна стратегия никогда не выполнялась и эта не будет. И никто никогда за невыполнение не спрашивал с исполнителей», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.