Одной из горячих точек доклада первого замминистра экономики РТ Олега Пелевина стал импорт. После начала «санкционного давления» он упал на 39% — до 227,4 млрд рублей Одной из горячих точек доклада первого замминистра экономики РТ Олега Пелевина стал импорт. После начала «санкционного давления» он упал на 39% до 227,4 млрд рублей

Импорт упал на 40% — есть риски остановки иностранного оборудования на производстве

Заседание комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию накануне стартовало с оценки общей ситуации в экономике. Одной из горячих точек доклада первого замминистра экономики РТ Олега Пелевина стал импорт. После начала «санкционного давления» он упал на 39% до 227,4 млрд рублей.

«По-прежнему сохраняются сложности с поставками комплектующих и сырья для производства продукции, риски по остановке импортного производственного оборудования из-за отсутствия необходимых запчастей», — отчитался он.

Вспомнили и о 14 тыс. санкций, с которыми столкнулась Россия в прошлом году. Спасательный вроде бы круг — центр импортозамещения на базе республиканского маркетингового центра. С помощью него предприятия могут заместить закупаемую ранее из недружественных стран продукцию, а также вынести свое предложение в рамках импортозамещения. «Для предприятий, производящих замещающую продукцию, — дополнительный рынок сбыта, а для потребителей — возможность заместить импорт», — подытожил Пелевин.

Но развитие производств требует времени. Кроме того, не хватает и научно-технических разработок. Так что больше рулит, конечно, параллельный импорт, который удачно пришел на помощь в прошлом году. Разрешили ввозить более 100 групп товаров: от iPhone до Ferrari.

Параллельный импорт и другие схемы: как в Татарстан попадет то, что нельзя продавать?

Тему импорта продолжил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Уж что-что, а дорожная техника вроде асфальтоукладчиков и катков далеко не российская. «Я провел расчет, сколько закупается импортной продукции за последние три года. Цифра осталась на той же планке — 60–70 единиц. Только акцент сместился в восточную сторону», — отметил он. Асфальтоукладчики остаются европейскими, а вот катки и самосвалы теперь едут из Китая. Что касается закупленного ранее оборудования у Европы и США, ближайших проблем с непредвиденным выходом из строя Чукин не видит, потому что на складах еще имеются необходимые запчасти для обновления в зимний период.

Валовый региональный продукт РТ за прошлый год составил 3,8 трлн рублей, что составляет 106% к 2021-му. Ввели 3 млн. кв. м жилья — строители «провернули» 573 млрд рублей. «Сбалансированное развитие нельзя рассматривать без агломерационного подхода. Иначе продолжим наблюдать маятниковую миграцию, увеличение нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуры», — сказал Пелевин. И ожидаемо напомнил о мастер-планах, которые разрабатываются Институтом пространственного планирования РТ.

Кроме того, Татарстан занимает первое место по производительности труда в рейтинге минэкономики России.

В рамках своего доклада замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ильнур Нурмухаметов сообщил, что ненормативными признали 32% от общего числа сетей водоснабжения В рамках своего доклада замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ильнур Нурмухаметов сообщил, что ненормативными признали 32% от общего числа сетей водоснабжения

«Комитет в полной уверенности, что меньше 70 ненормативных сетей нигде нет»

В рамках своего доклада замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ильнур Нурмухаметов сообщил, что ненормативными признали 32% от общего числа сетей водоснабжения. Эти показатели вызвали несогласие со стороны председателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина. «Обычно на местах цифры разворачиваются в другую сторону. Сейчас смотрим на ваш слайд, и прямо радоваться хочется. Комитет в полной уверенности, что меньше 70 ненормативных сетей нигде нет», — высказался депутат.

Интересно, что цифра в 32% уже озвучивалась ранее за круглым столом в минстрое РТ. «Не скажу, что ситуация аховая и критическая — лучше, чем в среднем по России», — констатировал тогда представитель минстроя Татарстана.

Ильсур Метшин о федеральной программе ЖКХ: «Ждем как манны небесной»

Выразили беспокойство и по поводу высокого износа коммунальных объектов в целом. Исправлению ситуации мешает потолок по тарифам за коммунальные услуги. Напомним, что рост тарифов с Нового года по РТ составил 9%, в Казани — 10%, а в некоторых муниципальных образованиях — все 12%. Но инвестнадбавка в условиях роста цен на все не позволяет нормально ремонтировать ветшающие коммуникации. В ближайшие два года планируемый объем вложений в инженерные сети по Татарстану составит 8,6 млрд рублей, но это не позволит кардинально улучшить ситуацию.

Александр Тыгин: «Обычно на местах цифры разворачиваются в другую сторону. Сейчас смотрим на ваш слайд и прям радоваться хочется» Александр Тыгин: «Обычно на местах цифры разворачиваются в другую сторону. Сейчас смотрим на ваш слайд, и прямо радоваться хочется»

Обрадовала депутатов платежная дисциплина населения — в 2022-м этот показатель достиг 99,3%. Самым «просевшим» годом по платежам за последние пять лет отметился 2019-й: тогда цифра держалась на уровне 98,2%. Информация вызвала интерес со стороны депутата, экс-председателя комитета ЖКХ исполкома Казани Дмитрия Анисимова. «Какая задолженность у населения перед управляющими организациями?» — спросил он. Оказалось, что с 2007 года цифра по задолженностям держится на уровне 9 млрд рублей. Но в текущей ситуации постепенно снижается.

На Новый год – тарифный шок: Москва велела Татарстану внезапно поднять коммунальные тарифы

«Информация, которую вы нам даете, откуда появляется? Мониторинг какой-то проводите?» — хотел добраться до истины Анисимов. Нурмухаметов отстрелялся: цифры дают управляющие компании. В этом момент круглый стол, кажется, обежала волна недоверия, но набрасываться с уточняющими вопросами не стали. И Тыгин отпустил докладчика с легкой улыбкой и словами «Ладно, понятно».

Упомянули и успешное строительство дорог. Продолжаются работы по Вознесенскому тракту — приступили ко второму этапу. Расширяется Горьковское шоссе — первый этап реконструкции завершат в конце 2023 года Упомянули и успешное строительство дорог. Продолжаются работы по Вознесенскому тракту — приступили ко второму этапу. Расширяется Горьковское шоссе — первый этап реконструкции завершат в конце 2023 года

Восстановили круизные перевозки, перевезли 400 млн человек, а аэропорт потерял 30% путешественников за границу

Упомянули и успешное строительство дорог. Продолжаются работы по Вознесенскому тракту — приступили ко второму этапу. Расширяется Горьковское шоссе — первый этап реконструкции завершат в конце 2023-го.

Чукин напомнил и о планах по строительству крупных федеральных и региональных дорог, куда за три года в целом по стране пойдет 600 млрд рублей. В частности, пока реализуются следующие проекты:

  • платная трасса М12 Москва – Нижний Новгород – Казань (объем вложений — 142 млрд рублей);
  • дорога М7 «Волга» на участке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов (стоимость — 79 млрд рублей);
  • дорога Шали – Бавлы на участке Алексеевск – Альметьевск (оценивается в 83 млрд рублей).

Пассажиропоток в республике, по словам Чукина, в прошлом году превысил 400 млн человек: динамика в 2,2%. «Можно с уверенностью сказать, что восстановились круизные перевозки», — упомянул радостную новость докладчик, добавив, что количество туристов на борту теплоходов перепрыгнуло цифру 2021 года почти на 85%. Зафиксировали 2 041 судозаход на причалы Татарстана.

Количество маршрутов гражданской авиации увеличилось на 14% до 57. Казанский аэропорт обслужил 4 млн пассажиров. Причем число путешественников по внутренним рейсам увеличилось на 60%, а по международным упало почти на 30%.

Дискуссии это, впрочем, не вызвало — депутаты приняли отчетность к сведению.