СЮРПРИЗ ФУРСЕНКО К ПЕРВОМАЮ

Перед майскими праздниками стало известно, что министр образования РФ Андрей Фурсенко подписал приказ о присоединении Камской инженерно-экономической академии к Казанскому федеральному университету (КФУ). Приказ за номером 350 минобраза РФ предписывал в течение года завершить весь комплекс вопросов по присоединению челнинского вуза к КФУ. В нем есть интересная ремарка: с помесячными докладами (!) о выполнении приказа лично министру ректорами обоих вузов.

Преподавательский состав вуза был явно не готов к такому стремительному развитию событий. Нельзя сказать, что эта тема не муссировалась в городе и в самой академии, однако известие, как всегда и бывает, пришло неожиданно, накануне Первомая. А вчера делегация КФУ во главе с его ректором Ильшатом Гафуровым приехала Набережные Челны «гасить пожар». Здесь ректор встретился с работниками вуза, чтобы ответить на, так сказать, многочисленные вопросы, которые появились у преподавательского состава, и таким образом, расставить все точки над i.

В ИНЭКА, где до последнего надеялись остаться самостоятельными (плохо или хорошо, но в вузе обучается 14 тыс. студентов!), уже начали сбор подписей против присоединения.

До того момента, как в актовый зал административного корпуса ИНЭКа, в котором собрался в основном преподавательский состав вуза, вошли Гафуров с действующим ректором вуза Владимиром Шибаковым, зал тоже гудел. Преподаватели обсуждали дальнейшую судьбу вуза и какие преобразования последуют за присоединением к КФУ.

Уточним, что ИНЭКА – крупнейший челнинский вуз, бывший местный политех, исторически ориентированный, понятно, на местное производство и прежде всего КАМАЗ. Но с руководством КАМАЗа у руководства вуза взаимоотношения непростые. Топ-менеджмент автогиганта утверждает, что уровень подготовки выпускников академии не соответствует современным требованиям, которые предъявляет к ним градообразующее предприятие Челнов. А руководство академии обвиняет КАМАЗ в том, что выпускникам не предлагается достойный уровень заработной платы и те ищут применение своим навыкам и знаниям за пределами города, а на КАМАЗ работать идут «троечники». Это, собственно, суть проблемы, из-за которой, похоже, именно гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин инициировал, используя для этого свои мощные лоббистские возможности, реформирование челнинского вуза. Правда, удалось ему это не с первого раза. Достаточно вспомнить, что пару лет назад была предпринята попытка присоединения ИНЭКА к КГТУ-КАИ (сегодня КНИТУ-КАИ). Правда, тогда, чтобы принять решение о присоединении к казанскому вузу, требовалось получить согласие ученого совета ИНЭКА, который, по понятным причинам, высказался резко против потери своей самостоятельности. Не получив согласия, Когогин и компания предприняли другую тактику. Как видим, теперь для принятия решения о присоединении никакого согласия совета вуза уже не потребовалось, так как решение принято учредителем.

DSCN1154.jpg
Ильшат Гафуров не стал скрывать, что ИНЭКА в будущем будет «заточен» под КАМАЗ и станет готовить специалистов, исходя из требований автогиганта

БЮДЖЕТ КФУ – 7 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. ЭТО И МНОГО, И МАЛО

Гафуров, представив членов своей делегации (а это были юристы и практически весь проректорский состав казанского вуза), начал речь с того, что попытался объяснить мотивы присоединения. Оно обусловлено тем, что в стране принята политика укрупнения университетов и ликвидации вузов, которые считаются неперспективными. По словам Гафурова, зарубежные университеты – аналоги КФУ при 30 тыс. студентов имеют бюджет порядка $1,3 - 1,6 миллиарда. У КФУ цифры, конечно, значительно скромнее – порядка 7 млрд. рублей, хотя и эта сумма для университетов в России огромна.

«Но так как поднять весь массив имеющихся вузов на новый уровень достаточно тяжело, было решено создать восемь федеральных университетов и тридцать национальных исследовательских», - напомнил ректор. На их основе и будет в дальнейшем формироваться весь научно-образовательный потенциал страны. Практика по укрупнению вузов – тенденция не только общероссийская, но и общемировая. В нашей действительности это усугубляется еще и тем, что количество выпускников школ, родившихся в девяностых годах, катастрофически мало – настоящая демографическая яма. Соответственно, государство сокращает в вузах количество бюджетных мест, и, хочешь - не хочешь, приходится объединяться. И таких примеров хватает - так, менее года назад челнинский институт управления влился в Институт экономики управления и права.

«РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО, А Я НИКОГДА НЕ ОБСУЖДАЮ РЕШЕНИЕ СВОЕГО РУКОВОДСТВА»

Ректор КФУ сказал, что приказ о присоединении ИНЭКА к КФУ был инициирован руководством республики и КАМАЗа и он обсуждался в стенах КФУ. Тем не менее обсуждать или комментировать это решение здесь он не намерен. «Решение принято, а я никогда не обсуждаю решение своего руководства, так как это не входит в сферу моей компетенции», – отрезал Гафуров. Вместо этого он предложил сконцентрироваться на том, «чтобы не довести процедурные моменты присоединения до такой степени, чтобы они могли в дальнейшем сказаться на межличностных отношениях будущих коллег. Главное - сесть за стол и ответить на вопрос: кого мы готовим и для кого мы готовим? - сказал Гафуров.

«Когда мне говорят, что вуз после присоединения потеряет свой суверенитет, я отвечаю: а он зачем вам нужен? Студентам он точно не нужен, они от присоединения только выиграют, получив дополнительные возможности выезда за рубеж на стажировки, работы на современном учебном и научном оборудовании. В конце концов, большую возможность выбора места работы, имея диплом КФУ», - сказал ректор.

Кстати, выпускники ИНЭКА этого года, по словам Гафурова, получат диплом ИНЭКА, а начиная со следующего года им будут вручать диплом КФУ. А преподаватели при сохранении всех гарантий, которые были, получат увеличение зарплаты и возможность больше общаться и обмениваться опытом со своими коллегами по федеральному университету, так как средств в федеральном вузе значительно больше – приводил свои доводы гость. Другое дело, все ли это получат или же преподаватели тех направлений, которые сейчас необходимы? Таким образом, похоже, ректор дал всем понять, что изменения в структуре, руководстве и преподавательском составе академии будут. Но не резкие и не кардинальные.

DSCN1172.jpg

Гафуров дал понять, что изменения в структуре, руководстве и преподавательском составе ИНЭКА будут. Но не резкие и не кардинальные. Поживем - увидим...

Гафуров не стал также скрывать, что ИНЭКА, точнее, челнинский филиал КФУ в будущем будет «заточен» под КАМАЗ и станет готовить специалистов исходя из требований автогиганта: «Специализация и компетенции КФУ сегодня – это нефтехимия, фармацевтика, а теперь станет и автомобиле- и машиностроение».

Обращаясь к Шибакову, ректор сказал, что сейчас главное для автомеханического факультета - подготовить программу развития, которая позволит уже в этом году закупить новое учебное оборудование, так как сам процесс закупки, если оно уникальное, занимает от трех месяцев до года.

Впрочем, в Челнах уже существует филиал КФУ, который возглавляет Анатолий Макаров, так кто будет возглавлять новую структуру? Гафуров сказал, что не готов сейчас дать ответ на этот вопрос. Но отметил, что решаться это будет коллегиально.

«КОГДА Я ПРИШЕЛ НА ДОЛЖНОСТЬ РЕКТОРА В КФУ, ТОЖЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО СЕЙЧАС, МОЛ, ПРИДЕТ И, КАК ЧАПАЕВ, ВСЕ ЗДЕСЬ ПОРУБАЕТ»

Преподавателей интересовало - сохранятся ли в новой структуре диссертационный совет, аспирантура, колледжи (их пять), а также множество других вопросов. Гафуров сказал, что все сохранится, как есть, ровно до тех пор, пока… это будет востребовано. «КФУ – правопреемник, и все договорные обязательства ИНЭКА переносятся на КФУ. Когда я пришел на должность ректора в КФУ, тоже говорили, что сейчас, мол, придет и, как Чапаев, все здесь порубает, а у нас в вузе ведь особая научная атмосфера. Ничего подобного не было, не будет и здесь», – заверил ректор КФУ.

В качестве примера он привел факты того, как в состав КФУ полтора года назад входили другие вузы республики - академия государственной и муниципальной службы при президенте РТ, гуманитарный университет, финансово-экономический институт и Елабужский государственный педагогический университет. Там тоже были напряженные моменты, сказал Гафуров, людей волновали вопросы оплаты труда, сохранения своих рабочих мест. И этот период прошел для них в целом безболезненно. «Ни один человек не остался за бортом. И это общее требование в вопросах, связанных с присоединением. Даже для преподавателей глубокого пенсионного возраста, которых можно было просто отправить на заслуженный отдых, формируется целый пул механизмов их поддержки. В частности, им, если они пишут заявление об увольнении по собственному желанию, выплачивается годовая зарплата». Так что опасения преподавательского состава челнинского вуза о своем будущем напрасны.

Болезненным процесс присоединения вузов был, скорее, для руководства университета, так как приходилось принимать решения по дублирующимся факультетам и специальностям, сказал Гафуров. Но эти решения, заметил он, принимались не кулуарно, а обсуждались достаточно долго с заведующими соответствующих кафедр, и находился компромисс. То же самое, по словам Гафурова, ждет и челнинский вуз. Сначала произойдут передача имущества и переход людей в новое структурное подразделение. А затем в течение определенного времени будет происходить ликвидация существующего учебного заведения. Практика показывает, что на реорганизацию уходит от пяти до семи месяцев. И эту работу должен завершить действующий ректор.

Гафуров дал понять, что в сложившихся условиях присоединение позволит просто сохраниться вузу и улучшить свою материально-техническую базу. Как-то между делом прозвучало и то, что ректор КФУ давно уже думает купить для преподавателей университета какой-нибудь дом отдыха.

Видимо, чтобы люди понимали, о каких перспективах идет речь, ректор КФУ перешел на цифры – средняя зарплата в КФУ по итогам прошлого года составила 30600 рублей. В КФУ действует такой статус, как особо ценный объект, который предполагает, что к тарифной составляющей зарплаты будет добавлен коэффициент 1,5. А с 1 сентября планируется еще одно повышение на 20%, которое позволяет сделать статус федерального университета. Кроме того, с 1 сентября главный вуз Поволжья и все остальные перейдут на нормативную систему оплаты труда, которая предусматривает, что все бюджетные средства вузы будут получать за конкретных студентов.

DSCN1167.jpg
По словам Гафурова, КФУ для ИНЭКА будет некой «соломинкой», которая спасет вуз вообще от закрытия, учитывая, какая демографическая яма сейчас наблюдается в Челнах среди абитуриентов

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВУЗАМИ В БОРЬБЕ ЗА «БЮДЖЕТНИКА» УСИЛИТСЯ И ВЫНУДИТ ИХ К ОБЪЕДИНЕНИЮ

В этом году, по словам Гафурова, вузы Челнов планируют выпустить порядка 2700 специалистов и рассчитывать на большее число бюджетных мест, чем эта цифра, они явно не смогут. Причем все бюджетные места в вузах будут разыгрываться через конкурс. А при его проведении будут учитываться как статусность вуза, так и его техническая оснащенность. То есть если у вуза есть адекватные условия для получения студентом достойного образования, то ему будут выделены бюджетные места, если нет, то количество бюджетных мест в вузе будет сокращено. Но еще более важным фактором, который просто выгоден для ИНЭКА, Гафуров назвал то, что теперь, согласно установке министерства образования РФ, стоимость платных мест в вузе не может быть ниже, чем платит за бюджетника государство. То есть если бюджет платит вузу за обучение студента 60 тыс. рублей в год, то платное место не может стоит меньше этой суммы. А это в конечном итоге приведет к тому, что внебюджетные ресурсы, за счет которых, собственно говоря, и жили многие вузы, в том числе и ИНЭКА, будут значительно сокращены.

Таким образом, Гафуров еще раз давал понять, что КФУ для ИНЭКА в сложившейся ситуации может служить некой «соломинкой», которая спасет вуз вообще от закрытия, учитывая, какая демографическая яма сейчас наблюдается в Челнах среди абитуриентов.

Когда собрание закончилось, Гафуров, рассказывая прессе о том, какие решения будут приняты в ближайшее время, заявил:

«Мы вдвоем с Владимиром Георгиевичем (Шибаковым – ректором ИНЭКА) должны разработать план мероприятий по слиянию наших учебных заведений. Это самая главная задача сегодня. Этот процесс необходимо провести безболезненно для наших коллективов, сохранив все социальные гарантии, которые были у присоединяемой структуры, и не допустив срывов в этом деле. Вторая задача – осуществить прием студентов в учебные заведения. Наше слияние будет иметь большой успех по той простой причине, что многие направления подготовки не будут дублироваться, а будут взаимно дополняться. Поддержка за счет федерального бюджета и средств программы развития университета в достаточном объеме будет направлена на проблемные вопросы, решение которых мы должны осуществить в ближайшее время. Данная площадка обязательно должна стать площадкой, интегрирующей усилия учебного заведения и основного работодателя – КАМАЗа».

КАМАЗ ПРИВЕТСТВУЕТ ЭТО ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Геннадий Дегтярев - президент КНИТУ (КАИ):

- Объединение ИНЭКА с КФУ, на мой взгляд, нецелесообразно. Во-первых, ИНЭКА - это очень крупный инженерный вуз, там много инженерных специальностей, грамотный преподавательский состав, множество профессоров, а по положению он становится филиалом, фактически проигрывает свой статус. К тому же в филиале могут быть только такие образовательные программы, которые есть в головном вузе. В ИНЭКЕ около восьми строительных специальностей, в КФУ, значит, тоже должны быть такие лицензированные специальности. Это же неразумно, у нас есть строительный университет, где обучают этим специальностям.

Во-вторых, ИНЭКА – это все-таки сугубо прикладной вуз, который не должен быть в фундаментальном КФУ. Казанский университет - это «колыбель» гуманитарности и фундаментальности. Было бы хорошо, конечно, иметь такие инженерные направления, но исключительно фундаментального характера. Например, науки на стыке физики и химии.

Если уж объединять ИНЭКА, то с КАИ, эти вузы наиболее близки по направленности и отлично бы дополняли друг друга. Жаль, что было принято другое решение.

Николай Абруков - и.о. ректора КНИТУ (КАИ):

- Укрупнение вузов - это процесс, обусловленный временем. Вузы объединяются, консолидируют свои научные программы, формируют мощную единую систему. Изначально, года два назад, было предложение об объединении ИНЭКА с КАИ, но ученые советы обоих вузов не поддержали это объединение. В ИНЭКА были категорически против, говорили о том, что вуз потеряет свою самостоятельность, что это единственный крупный государственный вуз в Челнах. В те времена были письма, жалобы и митинги против объединения. На тот момент ученый совет КАИ не поддержал эту идею. Нужно исходить из того, что вузы должны готовить востребованных специалистов. Я думаю, ИНЭКА ничего не потеряет. Качество подготовки специалистов ИНЭКА всегда оставляло желать лучшего.

Борис Кузнецов – профессор ИНЭКА:

- Пока давать какие-то оценки этого присоединения еще рано. Полагаю, что нас ждут большие изменения в структуре, в управлении, в персоналиях. К каким результатам это приведет в конечном счете в образовательном процессе, станет ясно не раньше чем через год. Потому что определенная инерция в образовательном процессе уже набрана. Хотя сказать, что это присоединение стало для нас неожиданностью, конечно, нельзя, потому что мы знали, что какие-то письма кем-то готовятся. А то, что мнения ИНЭКА по этому поводу никто не спрашивал, конечно, печально.

Но есть уже одно совершенно очевидное – в бюджете города Набережные Челны появятся выпадающие доходы, которые дает вуз. А это немаленькая сумма. ИНЭКА входит в число шести крупнейших налогоплательщиков Челнов. Теперь эти деньги будут уходить в Казань. Это совершенно очевидно.

Что касается платы за обучение на внебюджетных местах, то ее определяет не Казань, а Москва. Это 60 тысяч рублей в год на гуманитарных и низкотехнологических специальностях и 112 тысяч - на высокотехнологичных.

Марат Ягудин – замруководителя департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

- Я не знаю, инициировал ли КАМАЗ присоединение ИНЭКА к КФУ, но топ-менеджмент завода, конечно же, приветствует это присоединение. Это, безусловно, приведет к позитивным изменениям. Потому что, во-первых, челнинский вуз сможет использовать научную базу федерального университета. Во-вторых, наверняка вслед за этим появятся и новые профессорские кадры, и ИНЭКА перестанет, наконец, «вариться в собственном мирке». Ведь ни для кого не секрет, что качество образования выпускников вуза на сегодняшний день автогигант уже не устраивает, и об этом руководство автогиганта заявляло не раз.

Николай Майзельс – директор ООО НПФ «КИМ» - резидент «КИП-Мастер»:

- Я не знаю, какие будут минусы, когда ИНЭКа присоединят к КФУ, но я знаю, какие есть плюсы у ИНЭКА сейчас. Они нам преподают и бережливое производство, и культуру производства. Я за то, чтобы этот институт остался в том виде, как он есть. А сейчас присоединят - и этот придаток уже не будет функционировать, как целый орган. Непонятно также, какие у него после присоединения к федеральному университету будут полномочия, как будет поставлен учебный процесс? А мне это не все равно. Мы так или иначе с ним сотрудничаем и будем сотрудничать в этом плане. Меня вполне все устраивало до сегодняшнего дня, а что будет после присоединения, я пока затрудняюсь сказать. ИНЭКА – это челнинский институт, и присоединять его ни к кому не нужно, а его все пытаются куда-то прилепить и пристроить. На кафедрах ИНЭКА достаточно умных, грамотных и талантливых преподавателей.

Сергей Старооскольский - управляющий ООО ПО «Начало»:

- Отношусь к присоединению ИНЭКА к КФУ очень положительно. У федерального университета больше возможностей и база намного лучше. Статус ИНЭКА от этого только поднимется. В том числе, и на федеральном уровне. Я, как бывший выпускник этого заведения, только бы выиграл, если бы это было сделано лет на 15-20 раньше. А так пришлось самому после КамПИ получать дополнительные знания.

Справка

Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) основана 1 апреля 1980 года. Является одним из самых крупных вузов Закамского региона Республики Татарстан, а также его главным учебно-научным и методическим центром.

В академии работают более тысячи сотрудников, в числе которых - 47 докторов наук, около 250 кандидатов наук, учатся более 14 тыс. студентов. Факультеты академии (автоматизации и прогрессивных технологий, автомеханический, строительный, экономический, заочный, повышения квалификации преподавателей и специалистов), институт международного бизнеса (ИМБ ИНЭКА), международный образовательный центр ведут подготовку специалистов, бакалавров и магистров по 154 образовательным программам высшего профессионального образования.

В распоряжении академии имеются пять учебных зданий, четыре общежития, комплекс спортивных залов, стадион, учебно-библиотечный комплекс с актовым залом и библиотекой, санаторий-профилакторий, база отдыха «Дубравушка».

За период своей деятельности академия выпустила более 20 тыс. молодых специалистов.