«22 марта 2022 года к нам приехали представители военкомата, сообщили, что воинская часть Петра участвовала в тяжелых боях, на всякий случай взяли у нас образцы ДНК. Через некоторое время пришел ответ, что совпадений нет, что все нормально, все хорошо», — рассказывают родители пропавшего без вести командира танка Петра Смирнова. Более года назад он последний раз выходил на связь из зоны СВО, после чего пропал. Ни военные, ни прокуроры год не могут найти танкиста, ставя ему статус «без вести отсутствующий». Ни компенсаций как за погибшего, ни денежного довольствия как за живого семья не получает. О том, как родственники Смирнова, не опуская рук, ищут сына, — в материале «БИЗНЕС Online».
Как жил и как пропал
Петр Смирнов родился в селе Ташкирмень Лаишевского района в 1999 году. У него есть младший брат. Жил Петр вместе с родителями в частном домике на берегу камского залива. Завел собаку породы хаски с разным цветом глаз, дал ей кличку Вулкан. Хотя отец Петра из-за цвета глаз собаки называет его Разным. После окончания школы поступил в автотранспортный техникум в Казани. «Еще во время учебы он говорил, что бросит техникум и уйдет в армию. А я всегда отвечал ему, мол, сначала отучись, потом служи», — рассказывает отец Петра Иван.
Мама Петра работает младшей медсестрой в Республиканской клинической больнице, отец служит в охране.
Петр доучился, но сразу же призвался в ряды Российской армии в 2019 году, куда рвался так давно. Попал в Таманскую танковую дивизию, прошел в Чите сержантскую школу, после чего был переброшен в Подмосковье на постоянное место дислокации воинской части.
Жил Петр вместе с родителями в частном домике на берегу камского залива. Завел собаку породы хаски с разным цветом глаз, дал ей кличку Вулкан. Хотя отец Петра из-за цвета глаз собаки называет его Разным
В 2020 году Петр подписал контракт с армией — на два года. К этому времени он стал командиром танка, участвовал в «Танковом биатлоне», где был награжден знаком «За отличие». Перед началом специальной военной операции Петр участвовал в масштабных учениях в Курской области и с 24 февраля, с первых дней, принимал участие в освобождении Донбасса.
«Они выходили на связь, Петя писал сообщения, просил не переживать, говорил, что все нормально. Потом он сказал, что у них забирают телефоны, говорил, что не сможет выйти на связь. С 22 на 23 февраля 2022 года он звонил ночью, сказал, что ждут приказа, что они заезжают на Украину», — вспоминает мама бойца Надежда Смирнова.
Из зоны СВО Петр позвонил своей девушке с чужого телефона, а 7 марта 2022 года последний раз связался с родителями. «Он сказал, что у них закончились боеприпасы и им приказали выйти на место постоянной дислокации. Он еще сказал, что все его документы сгорели в танке. 22 марта 2022 года к нам приехали представители военкомата, сообщили, что воинская часть Петра участвовала в тяжелых боях, на всякий случай взяли у нас образцы ДНК. Через некоторое время пришел ответ, что совпадений нет, что все нормально, все хорошо», — рассказывают родители Петра.
Из зоны СВО Петр позвонил своей девушке с чужого телефона, а 7 марта 2022 года последний раз связался с родителями. «Он сказал, что у них закончились боеприпасы и им приказали выйти на место постоянной дислокации. Он еще сказал, что все его документы сгорели в танке»
С тех пор, с 7 марта 2022-го, о Петре не было никаких известий. В войсковой части Смирнова родителям сообщали, что не обладают никакой информацией об их сыне. А 1 июня 2022 года командование войсковой части издало приказ (документ есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). В нем указано, что 15 марта по каналам закрытой связи было установлено, что 15 военнослужащих данной части пропали без вести. При проверке личного состава выяснилось, что в итоге в части «отсутствуют» 8 бойцов, среди которых был Смирнов Петр Иванович.
«На момент установления их местонахождения стало ясно, что данных военнослужащих с территории Украины как раненых не эвакуировали, на территории пункта постоянной дислокации данный военнослужащий отсутствует. Поиски вышеуказанного военнослужащего на близлежащих территориях проведения специальной операции на территории Украины, где находилась батальонная тактическая группа, результатов не дали», — сказано в документе.
В итоге командование приказало признать Смирнова «без вести отсутствующим» и сохранить за ним денежное довольствие, которое должны были начать выплачивать семье бойца. Спустя несколько месяцев родители Смирнова нашли родственников еще двоих бойцов из вышеуказанного списка. «Но они своих уже похоронили. А нашего так и не нашли…» — говорит мама танкиста.
В войсковой части Смирнова родителям сообщали, что не обладают никакой информацией об их сыне. А 1 июня 2022 года командование войсковой части издало приказ о том, что 15 военнослужащих данной части пропали без вести
«Ты поговоришь с ним, если упадет 300 тысяч. Если нет, я пристрелю его как пса!»
Пожалуй, единственное сообщение о возможной судьбе Петра семья получила с неизвестного номера. Звонивший назвал все личные данные Петра, после чего стал угрожать. «Нам говорили, что его добивают, что он сейчас умрет! Твердили, что он в плену! Но я же должна была удостовериться, что он у них! Два дня нам звонили… Хотя в минобороны данных о том, что он в плену, не было», — рассказывает женщина. После этого звонки прекратились, а в феврале 2023 года им вновь позвонили с неизвестного номера. В распоряжении «БИЗНЕС Online» запись части этого телефонного разговора.
«Ты поговоришь с ним, когда произойдет оплата, когда я увижу, что на мой счет упало 300 тысяч. Ты хочешь меня вывести? Мы сейчас поднимем цену за звонок, будет 500 тысяч! Тогда давай уже 400 скидывай для начала. Если нет, то я его пристрелю как пса!» — кричал неизвестный голос в трубку маме Смирнова.
На все просьбы женщины показать фото или услышать голос сына злобный голос отвечал отказом и постоянно повышал «ставки». Причем звонил неизвестный с разных российских номеров. Надежда обратилась в полицию, где, по ее словам, посоветовали обратиться в военную прокуратуру. После обращения «БИЗНЕС Online» в пресс-службу МВД по РТ в ведомстве заявили, что готовы принять заявление родителей Смирнова.
Еще одна проблема, с которой столкнулись родители Петра, — отсутствие денежного довольствия солдата
А зарплата продолжает приходить на карту бойца
Еще одна проблема, с которой столкнулись родители Петра, — отсутствие денежного довольствия солдата. В июньском приказе командира войсковой части при этом указано, что семья обязана получать денежное довольствие пропавшего сына. Семья Смирновых обратилась в военную прокуратуру. В январе 2023 года им пришел ответ, что нарушения выявлены, что вынесены представления (документ есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»).
«Приказ командира войсковой части о факте безвестного отсутствия Смирнова П. И. издан лишь 01.06.2022, меры к выплате причитающегося денежного довольствия его родственникам не приняты, в направляемые в вышестоящий штаб списки военнослужащих, подлежащих обмену в качестве пленных, Смирнов П. И. не включен, в связи с чем командиру войсковой части внесено представление об устранении нарушений закона», — сказано в ответе военной прокуратуры. По словам родителей Петра, с марта прошлого года их сыну ежемесячно выплачивается оклад в размере порядка 50 тыс. рублей. Однако доступа к этим деньгам нет ни у кого, а банковская карта была утеряна вместе с документами бойца. Только в этом году родители смогли направить собственные реквизиты в минобороны, после чего эти данные должны были поступить в специальный отдел минобороны, и с февраля оклад Петра должны были начать начислять его родственникам.
Однако на данный момент вопрос все еще не решен. Вернее, реквизиты родителей так и не дошли до ответственного органа, а оклад бойца продолжает начисляться на его счет, будто бы тот все еще находится в строю.
«В ПИРО „Алушта“ („программное изделие ресурсного обеспечения“, единая база данных, через программу которой происходят выплаты и компенсации военнослужащим, — прим. ред.) мои реквизиты не дошли. В самом ПИРО говорят, что его заработная плата пересылается ему, что в ПИРО нет данных о том, что он „без вести отсутствует“. Он до сих пор у них числится в строю! Они говорят, что у них ежедневно обновляются базы! Мы спрашиваем: если он в строю, то почему на связь не выходит?! Нас отправляют в войсковую часть, где говорят, что не знают ответа на этот вопрос», — говорят родители Петра. Может ли это хоть косвенно свидетельствовать, что сын жив, теряются в догадках родители.
Сейчас семья Смирновых не перестает звонить и писать обращения в различные органы. В доме у родителей Петра круглосуточно включены «новости»: родители надеются увидеть там сына
«Остается только ждать»
Сейчас семья Смирновых не перестает звонить и писать обращения в различные органы. В доме у родителей Петра круглосуточно включены «новости»: родители надеются увидеть там сына. «БИЗНЕС Online» направил запросы в пресс-службу Западного военного округа и военную прокуратуру с просьбой прояснить ситуацию о статусе Петра. В ЗВО заявили, что обращение следует переадресовать в Центральный военный округ, который призывал Смирнова на службу.
При этом, судя по открытым данным в сети, как минимум двое военнослужащих, пропавших без вести вместе с Петром, действительно нашлись. Оба оказались погибшими.
«Нам остается только ждать. Будем ждать. Везде нам закрывают двери, получаем одни и те же ответы — никто ничего не знает. Раз в неделю, два раза в неделю мы оставляем заявки в минобороны, где говорят, что никакой негативной информации у них нет. Но если человека нет… Пропал без вести, и все…» — говорят Смирновы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.