«Я УЙДУ, ПРИХОДИТЕ…»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гарай Рахим - народный писатель РТ, председатель литературного фонда писателей РТ, Туфан Миннуллин был на даче, в Нагорном. «Он успел только позвонить дочери – сказал, что «я уйду, приходите…». Когда пришли за ним родственники, у него дверь была закрыта, и пришлось разбить окно – встать он уже не мог… Разбили окно, зашли, он был еще жив – вызвали скорую, но было уже поздно», - рассказал Рахим.

Панихида состоится завтра в Камаловском театре в 9.00. Участие в ней примет руководство республики, в том числе находящийся ныне в рабочей поездке президент РТ Рустам Минниханов.

Где будет похоронен Туфан Миннуллин – пока не известно. Сам он в завещании написал, чтобы его похоронили в родной деревне. Жена и дочь – за то, чтобы в Казани.

АКТЕР, СТАВШИЙ ДРАМАТУРГОМ

Туфан Миннуллин был по образованию актером – вот ведь парадокс судьбы! Родился в простой семье, и, как сам рассказывал, мечты были только о том, чтобы поесть досыта. А работу по его тогдашнему мнению надо было искать такую, чтобы дом можно было построить.

Мечтал о целине, тогда ей все бредили, но поехал учиться в Казань, где случайно от землячки узнал, что «принимают на артистов». В самодеятельности участвовал, а посему решил, что можно попробовать. Так и оказался в Москве, в Щепкинском училище. Там и написал свою первую пьесу. Гораздо позже, уже став маститым драматургом, окончил Высшие литературные курсы.

Туфан Миннуллин был из того славного поколения щепкинцев, что, вернувшись в Казань, долгое время составляли костяк театра. Правда, Туфан Миннуллин к этому времени уже стал драматургом, поработав недолго актером в мензелинском театре.

Любопытно, что его первую пьесу в свое время на камаловской сцене поставил Рафкат Бикчантаев -отец нынешнего главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева. Вот такая преемственность.

Тандем Туфана Миннуллина и многолетнего главного режиссера Камаловского театра Марселя Салимжанова был уникален – последний был постановщиком практически всех пьес этого выдающегося драматурга. Каждая постановка пьесы Миннуллина была событием для татарстанской культуры.

По сути, Туфан Миннуллин создавал новую татарскую драматургию, не боясь, а, напротив, находя острые темы. А Салимжанов строил новый татарский театр, передав в определенный момент эту почетную обязанность Фариду Бикчантаеву.

«АЛЬМАНДАР» И ДРУГИЕ

Вот неполный список пьес, которые были написаны драматургом, большая часть из них поставлена на сцене Камаловского театра. Это «Люди нашего села» (1961); «Судьбы, избранные нами» (1972); «Матери и дети» (1984); «Мы уходим, вы остаетесь» (1986); «Прощайте» (1993); историческая драма «Бахтияр Канкаев» (1974); комедии «Четыре жениха для Диляфруз», «Альмандар из деревни Альдермыш», «Ильгизар + Вера», «Душа моя», «Без луны звезда нам светит», «Матери и дети» и другие.

Впрочем, когда мы говорим о Туфане Миннуллине-драматурге, можно назвать только одну пьесу - и сразу станет ясно, писатель какого масштаба перед нами. Это «Альмандар из деревни Альдермыш» - культовый спектакль, где блистал замечательный актер Шаукат Биктимиров.

- Как пишутся пьесы? Яркое событие может спровоцировать мысли, которые хочется всем высказать. Или человек - интересный, яркий. Хороший или плохой - это уже другое дело, главное - яркий, о котором хочется рассказать другим. Такого человека впускаешь в свою жизнь, начинаешь придумывать, как бы он повел себя в той или иной ситуации. Это похоже на то, как дети в куклы играют. У меня на родине в Камско-Устьинском районе был такой интересный старик. Он охранником на току работал. И когда мы ребятами ходили туда воровать горох, он кричал нам: «Убью, убью!», а сам тихонько приговаривал: «Быстрее, ребята, быстрее!» И мы набивали карманы горохом и убегали. Вот такой старик был балагур. Никто на него не обижался. Говорили ему: «Уйди, дурак!», но был он далеко не дурак. Однажды мы встретились, ему тогда было лет под девяносто. Он меня не узнал и спросил, чей я сын. А потом показал на гору, куда шел, и сказал: «Я в гору медленно иду, Азраил за подол держится, а когда спускаться буду, сниму галоши, в носках быстро побегу, а он на горе останется». Такой вот человек был. Жизнь и смерть - тема не новая, но вот появился мой Альмандар, который своим юмором как будто примиряет людей с неизбежностью ухода. Многие мне не советовали в театр пьесу относить, что, говорили, за старик, был бы герой труда, а так... Но я пьесу переделывать не стал. Мой Альмандар раздает людям радость, разве этого мало? - рассказывал Туфан Миннуллин о своем Альмандаре.

Можно сказать, что Туфан Миннуллин – самый репертуарный татарский драматург, его пьесы идут на многих сценических площадках страны, и сейчас в репертуаре Камаловского театра можно видеть его «Зятья Григория», «Одержимого» и недавно обновленную историю про Диляфруз и ее женихов.

ПОДДЕРЖИВАЛ КУРС ТАТАРСТАНСКОЙ ВЛАСТИ

Туфан Миннуллин был известен не только как драматург, но и как политик. Он был одним из самых ярких представителей «писательской» фракции в татарстанском парламенте. В разное время в Госсовете РТ работали представители татарской творческой интеллигенции - действующие ныне депутаты Разиль Валеев, Роберт Миннуллин, а также Фоат Галимуллин (возглавлял долгое время союз писателей РТ), поэты Ренат Харис, Гарай Рахим (долгое время референт постоянной комиссии по вопросам культуры и национальностей Госсовета РТ)…

Туфан Миннуллин - один из символов суверенитета и ярких его защитников. С 1990 года до своего последнего дня работал в парламенте. С одной стороны, он запомнился яркими эмоциональными выступлениями в защиту национальной культуры, татарского языка, а с другой - по ключевым вопросам всегда поддерживал курс татарстанской власти.

Так получилось, что с последним выступлением Миннуллин выступил менее недели назад, 26 апреля, именно в Госсовете. Его выступление было посвящено верховенству неписаных законов над писаными. Говорил о том, что если бы люди почитали мораль, имели духовный стержень, читали хорошие книги, любили родной язык, так, может быть, и не пришлось бы им заседать в парламенте и писать законопроекты, и было бы больше времени для того, что он любил больше всего – творить.

НЕГЛАСНЫЙ СУДЬЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СОВЕСТИ

Римзиль Валеев – журналист, общественный деятель:

- Сейчас начинается новая страница в истории культуры Татарстана, когда про Туфана будут говорить в прошедшем времени… У всех будут воспоминания, это будут мысли об истории, о жизни Татарстана конца двадцатого – начала двадцать первого века, потому что в его пьесах, спектаклях был такой огромный пласт жизни народа этого времени! И этим он близок всем.

Туфан Миннуллин - самородок, народный талант, писавший и говоривший как сам народ. Он прошел путь от счетовода в Казахстане до актера и писателя, политика, но он остался близок народу. Будут говорить, что он глыба мысли, велик… Но он сам народ, он умел говорить как народ в быту и в жизни, и главное, наверное, в этом.

Это огромная фигура, и она еще будет постигаться.

С другой стороны, он был частью элиты, к нему прислушивались, его уважали… Он же был депутатом съезда СССР, насколько мне помнится. Оттуда он вошел в большую политику – писатель, драматург, сельский житель, не оторвавшийся от своей деревни, он тогда вошел в политику – и не ушел. К сожалению, может быть, потому что он до последних дней отдавал свои эмоции, чувства, сердце этой политической, общественной деятельности. Сильно беспокоился, конечно…

Вот он так стал частью элиты – его знали наверху и знали в народе. Поэтому это популярнейший человек и поэтому его будут помнить. Он очень волновался, и я все время думал, как выдерживает его сердце – он не отходил от активной деятельности депутатской, беспокоился… И этот его уход, безусловно, говорит, что он вот так сердцем своим переживал. Я помню, как лет 7 - 8 назад ему стало плохо на конгрессе татар, не знаю, что сказали врачи, но уже тогда я видел, что сердце у него хрупкое.

Роберт Миннуллин - депутат Госсовета РТ:

- На последней сессии Госсовета, после отчета премьер-министра Ильдара Халикова, Туфан яростно, эмоционально выступил, он говорил о положении культуры. В тот же день был праздник родного языка, день поэзии. Надо сказать, что он не был доволен результатами тукаевского конкурса, говорил, что ни одну премию не дали поэтам, писателям, и это его, конечно, очень задевало. На следующий день он был на родине Тукая, тоже выступал несколько раз. Туфан всегда вел активную деятельность, и он никогда не был наблюдателем со стороны. Без сомнения, он выдающийся драматург современности, его ставили не только в Татарстане, не только в театре имени Камала, но и в других регионах России, он был очень популярен, например, в Башкирии. Как драматург, поэт, писатель Туфан Миннуллин, безусловно, неповторим.

Фоат Ганиев - член-корреспондент академии наук РТ, заслуженный деятель науки РФ и РТ, доктор филологических наук, профессор.

- С большим огорчением я сегодня узнал о кончине крупнейшего драматурга, общественного деятеля Туфана Миннуллина. Его титаническая деятельность всегда поражала и до сих пор поражает меня. Произведения Миннуллина пронизаны глубокой философской мыслью. В каждом из них отражается полнокровная жизнь татарского народа, его драматические произведения не будут иметь срока давности. Безусловно, он стал всенародно любимым писателем. Он пользовался безграничным авторитетом у всего татарского народа.

Нужно сказать и о его политической деятельности, не только как депутата, но и как писателя. Он радовался успехам татарского народа и горевал вместе с народом. Он все принимал близко к сердцу. Возможно, это и сыграло роль в его кончине. Он всегда будет в наших сердцах.

Ахат Мушинский – писатель, исполнительный директор татарского ПЕН-центра:

- Буквально через несколько дней мы должны были с ним ехать в Крым на международную конференцию. Недавно его книга «Неоконченный монолог» получила звание «Книга года». Это был совершенно многосторонний человек - разбирался в музыке, литературе, писал чудесные книги. Миннуллин был негласным судьей для человеческой совести. Был авторитетом для многих. Здоровый, сильный, крепкий. Несколько лет назад мы были с ним в Австрии, он так ходил, что я не поспевал за ним. Он был терпим ко всем нациям, выступал за равноправие. Не терпел, когда унижали какой-то народ, называли его «маленьким». Это была грандиозная личность. Он был совестью нашей литературы и нашего народа.

Гарай Рахим – народный писатель РТ, председатель литературного фонда писателей РТ:

- Мы знакомы, дружим давно, с шестидесятых годов – я тогда пришел в поэзию, и с тех пор мы всегда рядом творили, писали, выпускали книги… Туфан Миннуллин творил свои произведения, пьесы, которые ставились на разных языках, ждали его произведения не только в Татарстане или в Башкирии, но и тюркоязычные народы Кавказа, Средней Азии… Туфан Миннуллин был очень активным общественным деятелем, долгие годы, будучи депутатом Госсовета РТ, постоянно выступал на сессиях – и все его выступления были посвящены истории, культуре татарского народа, его будущему. Он постоянно высказывал свою озабоченность этими вопросами… Имя Туфана Миннулина можно поставить в ряд с именами многих великих личностей – Гаяза Исхаки, Амирхана Еники, даже Габдуллы Тукая, наверное, потому, что его творчество, его государственная и общественная деятельность поистине неоценимы.

Никто не ожидал, что так внезапно придет к нему смерть – буквально недавно он выступал в Госсовете с очень содержательным и острым выступлением, и Фарид Хайруллович (Мухаметшинред.) сегодня только сказал, что это его выступление обязательно надо опубликовать в газетах и на татарском, и на русском языках. Буквально три дня назад мы были на родине Тукая – в деревне Кушлауч, в Кырлае. Мы были на могиле отца Тукая в Кушлауче, в музее Тукая в Кырлае – Туфан выступал там, был очень энергичен…

Фарид Бикчантаев - главный режиссер Камаловского театра:

- На пьесах Туфана Абдулловича воспиталось не одно и не два поколения камаловских актеров, наверное, их четыре или пять. И столько же поколений зрителей на них выросло. Он был для нас как Мольер для "Комеди Франсез", как Островский для Малого театра. Сначала шутя, а потом всерьез мы звали его живым классиком, впрочем, Миннуллин таковым и был. Он всем был интересен. Моя студентка, например, недавно поставила его пьесу «День рождения Миляуши», она была написана в семидесятые годы прошлого века, но оказалась интересной и сейчас. Миннуллин современен, и, думаю, к его пьесам мы еще долго будем обращаться.

Искандер Гилязов - татарский общественный деятель и ученый, экс-декан факультета татарской филологии КГУ:

- Туфан Миннуллин - человек, который сделал очень много для татарской нации и как писатель, и как общественный деятель. Это невосполнимая потеря. Миннуллин до конца своей жизни сохранял работоспособность, ясность ума, энергию. Как депутат он очень способствовал сохранению татарской культуры. Этот вклад трудно переоценить.

Это один из последних представителей татарской интеллигенции. В какой-то степени его можно считать шестидесятником, но очень современным человеком, настоящим профессионалом. Постановки по его пьесам всегда были очень интересные, яркие, необычные… Это огромная потеря для татарского народа.

* * *

«МЫ ФОРМИРОВАЛИСЬ В ХРУЩЕВСКУЮ ОТТЕПЕЛЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» публикует интервью Туфана Миннуллина из книги «Сто выдающихся татар».

В одной из пьес Туфана Миннуллина есть персонаж по имени Смерть. Ее номер -1550 - отсылает к году гибели Казанского ханства (1552). Однако сам писатель, несмотря на все трудности, о будущем нации думает с оптимизмом.

- Туфан Абдуллович, вы согласны с тем, что ХХ век - это время татарского ренессанса?

- Я скажу больше. В ХХ веке высвободились все интеллектуальные и творческие ресурсы, которые татары не могли реализовать несколько столетий. Это был своеобразный прорыв плотины.

- Что, по-вашему, послужило катализатором?

- Русские революции начала века. Сейчас принято к ним относиться не очень хорошо. Но, объективно, татарам принес пробуждение 1905 год. До этого времени наш народ находился как бы в законсервированном состоянии. И не только потому, что существовало имперское давление, препятствовавшее развитию национальной общественной мысли. Татары сами инстинктивно избегали всего нового, жили замкнуто, в добровольной изоляции. Вся интеллектуальная жизнь нации происходила, по сути, в мечетях и медресе. Такая модель поведения народа помогала ему сохраниться. В этом был плюс. Но было и очень много минусов - отсутствие прогресса, рутина, устаревшие формы обучения.

И все же происходящее в России не могло обойти татар. В начале века появились молодые люди, понимавшие, что нации больше нельзя стоять на месте. Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки и другие начали творить почти одновременно. Вот тогда плотину прорвало. И все, что накопилось за столетия, выплеснулось наружу - благодаря этим реформаторам. Они были больше чем просто писатели. Тукай заявлял: я не только поэт, но и политик. Все это продолжалось где-то до 1913 года.

Потом российские реакционные силы снова начали давить, но дело зашло так далеко, что повернуть процесс вспять было уже невозможно. Тогда появились первые татарские революционеры, например Хусаин Ямашев. И татары уже не были изолированы от происходящего в стране.

- Согласно этой логике 1917 год - это тоже хорошо?

- У нас сейчас модно говорить, что это не революция, а какой-то переворот. Я с этим не согласен. Для татар это была самая настоящая революция. Они ее поддержали прежде всего потому, что большевиками было обещано самоопределение наций. Именно поэтому появился Мулланур Вахитов, именно поэтому воевали татарские полки. Но для Ленина это был всего лишь тактический ход. Он был гениальный человек и, дав народам возможность создать свои республики, сумел сохранить империю, хотя бы и в другом виде. Татарские большевики не просто хотели социального равенства, они еще больше желали национальной свободы.

- Но это их в конце концов и погубило.

- По большому счету - да. Создание пусть и автономной, но своей, национальной республики дало татарам, особенно интеллигенции, второе дыхание. Сталин посчитал, что они начинают представлять опасность, и в 1932 году стал бороться с так называемой султангалиевщиной. Я думаю, что для Москвы на самом деле это была лишь предполагаемая опасность развала империи. Но несмотря на репрессии рождались новые поколения, люди говорили о Тукае, размышляли об истории татар. Хотя она еще не была написана. Существовала лишь официальная версия, где нам было выделено место дикарей и кочевников. Многие даже верили в то, что до революции у татар отсутствовала своя письменность.

- А где в этой истории место вашего поколения? Если разобраться, вы - татарские "шестидесятники".

- Да, мы формировались в хрущевскую оттепель. Это было странное время для татар. С одной стороны, Хрущев дал возможность свободнее дышать, но в то же время он же был и душителем всего национального. При нем закрывали татарские школы и газеты. Он заявлял, что при коммунизме все будут говорить только на русском языке. Мы успели получить хорошее образование на родном языке.

Я думаю, что страсть к учебе у татар вообще в крови. Наше поколение мыслило уже по-новому. Многие из нас учились в Москве и попали там в среду "шестидесятников". Мне, например, довелось участвовать в полуподпольных литературных чтениях Твардовского в театральном училище, - читали поэму "Василий Теркин на том свете". Мы стали думать и писать свободнее, хотя и не выходили за пределы дозволенного. Но в любом случае оттепель породила новую, более свободную татарскую интеллигенцию. И поэтому в 50 - 70-е годы у нас появилось столько замечательных писателей, поэтов и артистов.

Я тоже понимал: во время оттепели надо что-то делать, как-то участвовать в происходящем. Тогда и начал писать. Для меня это была моя личная политическая акция. Мне было 20 лет.

- Кто из татар ХХ века больше всего повлиял на ваше мировоззрение?

- Достаточно сложно ответить. По большому счету, моим главным учителем всегда была жизнь.

Но есть великие имена, которые много значат для любого татарского писателя. В какой-то момент я стал осмысленнее читать Тукая - но это были уже не те безобидные его стихи, которые проходят в школе, а более глубокие произведения. В свое время буквально переворотом для моего сознания стало произведение Гаяза Исхаки, в котором он предсказывал гибель татарской нации через 200 лет. Я прочитал его еще в советское время, когда имя этого писателя было под запретом. Помню, книгу удалось купить на рынке, напечатана она была арабской графикой. Я ее читал, и мне было страшно. Эту книгу я потом передал в музей Гаяза Исхаки. Мне были очень интересны Хасан Туфан, Шариф Хусаинов, тогда еще молодой Аяз Гилязов.

- Татарские писатели пытались как-то выступать в защиту национальных интересов при Брежневе?

- Выступать против происходящего нам было не по силам. Выражать свой протест было невозможно. Хотя где-то мы и старались. Я написал пьесу "Мужчины" и в ней устами одного из героев сказал: "Я хотел дворцы людям строить, а мне говорят, что нужны бараки. А я не хочу". Трудно представить, но тогда это была смелая мысль. В то время я написал "Альмандар из Альдермеша". В этой пьесе есть персонаж Смерть. Ее номер - 1550. Назвать цифру "1552" - год гибели Казанского ханства, я не рискнул, но именно это имел в виду.

- А вы были готовы к тому, что произошло в начале 90-х?

- Для меня это не было неожиданностью. Многие, и не только я, были внутренне готовы. Было ясно, что не может так больше продолжаться. Что бы там ни говорили, горбачевская демократия, пусть и ограниченная, тоже дала импульс татарам. В процесс впервые была вовлечена не только национальная интеллигенция, но и весь народ. Суверенитет Татарстана - это его заслуга. А у наших руководителей просто хватило мудрости не сопротивляться ходу событий.

Среди татар какое-то время царила эйфория, и вдруг в самом конце ХХ века Москва испугалась, что дала нам слишком много свободы. Но сохранить Россию мы можем только сообща.

- Как вы считаете, могут ли сбыться предсказания Исхаки, о которых только что шла речь?

- Эта мысль есть сейчас у многих. Перспектива действительно часто кажется мрачной. Народ многое потерял, особенно в плане языка. Но в то же время я смотрю на вещи оптимистически.

Бывают возрастные явления и болезни. У наций, наверное, это происходит так же, как и у людей. А выздороветь мы должны. У нас же тысячелетняя литература, и это никуда не денешь. Такие корни не могут быстро исчезнуть. Я думаю, народ переболеет. Тем более, что есть признаки выздоровления, и в народе, несмотря ни на что, сохраняется здоровый стержень. И он не дает мне повода к мрачным прогнозам. Уверен, что Аллах нам поможет и предсказание Исхаки не сбудется. Точнее, даже не предсказание, а предупреждение. Эту форму применяли многие татарские писатели и поэты. Тукай тоже когда-то писал, что татарам нечем гордиться, кроме своей бороды. Но это не сатира, а боль.

- Последние 10 - 15 лет наших людей не интересует серьезная литература, они делают свой выбор в пользу массовой культуры, шоу-индустрии. Разве это не верный признак угасания нации?

- А что, скажите, сегодня осталось у русского народа? В музыке, в театре? Шлягерная культура сейчас доминирует во всем мире.

- Что же делать в этой ситуации?

- Разве мы чем-то хуже или лучше других? Татары - такая же нация, как и все остальные. У нас тоже есть и хулиганы, и преступники. Отход от этнической культуры не только наша проблема, это общемировая болезнь. Сейчас жесткое время: компьютеризация, бешеный ритм жизни, отчуждение человека от природы. У людей ни на что нет времени. Раньше пьесы были по пять актов, сейчас - по два. Или возьмите отношения между мужчиной и женщиной: "Ты меня любишь? Пошли!" Все кончится или катастрофой, или возвратом к корням. Вообще, на мой взгляд, высшая форма существования человечества - язычество, гармония с природой. А сейчас мы максимально от него ушли и идем к дикости, как это ни парадоксально.

Мы, татары, всем этим переболеем. Но поскольку мы не такой многочисленный народ, то и опасность смертельного исхода для нас несоизмеримо выше.

Панихида состоится завтра, 3 мая 2012 года, в Камаловском театре в 8.30

Биография

Туфан Миннуллин родился 25 августа 1935 года в деревне Большое Мереткозино (ныне Камско-Устьинского района Татарстана). В 1956 - 1961 годах учился в театральном училище имени Щепкина в Москве.

В 1961 - 1964 годах работал актером в мензелинском академическом театре, одновременно продолжал заниматься драматургией. В 1962 году в мензелинском академическом театре была принята к постановке его комедия «Люди нашего села». В том же году Татарским государственным академическим театром им. Камала была осуществлена постановка его пьесы-сказки «Азат» (Свободный).

В 1964 - 1967 годах работал редактором на казанской телестудии, одновременно выполняя обязанности литсотрудника в журнале «Чаян» (Скорпион). С 1968 года профессионально занимался литературной деятельностью. С 1975 по 1977 годы учился на высших литературных курсах в Москве. В 1984 - 1989 годах – председатель правления союза писателей ТАССР.

Пьесы, получившие наиболее широкое признание театральной общественности: «Люди нашего села» (1961), «Судьбы, избранные нами» (1972); «Матери и дети» (1984); «Мы уходим, вы остаетесь» (1986); «Прощайте» (1993); историческая драма «Бахтияр Канкаев» (1974); комедии «Четыре жениха для Диляфруз», «Альмандар из деревни Альдермеш», «Ильгизар + Вера», «Душа моя» и т. д.; драмы «Без луны звезда нам светит», «Матери и дети» и другие.

Почетный академик академии наук РТ. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Почетный гражданин Казани и Камско-Устьинского муниципального района.

Избирался депутатом Верховного Совета РТ XII созыва (1990 - 1995гг.), депутатом Госсовета РТ первого (1995 - 1999 гг.), второго (1999 - 2004 гг.) и третьего (2004 - 2009 гг.) созывов.