IMG_1992.jpg
«За 2011 год через наш портал поступило порядка 2,5 тысяч обращений. В основном жалуются на санитарное состояние территорий в весенний и осенний периоды, а также на состояние атмосферного воздуха»

«А МЫ УДИВЛЯЕМСЯ, ПОЧЕМУ ЗАВАЛЕНЫ ВСЕ ОВРАГИ…»

- Артем Георгиевич, давайте начнем с самого актуального. Чем сегодня озабочено министерство экологии и природных ресурсов республики?

- Сегодня в самой активной фазе двухмесячник по санитарной очистке территории республики. Только что я вернулся с совещания в Советском районе Казани (интернет-конференция состоялась 12 апреля - ред.). Мы вместе с мэром города Ильсуром Раисовичем Метшиным провели первое «кустовое» совещание в рамках работы городской комиссии по санитарной очистке. Одна из «болевых точек» - нехватка контейнеров и площадок для сбора отходов, и на совещании было принято решение о том, что эта проблема на уровне города будет решаться.

- А на уровне республики есть такая проблема?

- На уровне республики эта проблема решается не только на уровне каждого муниципалитета, но и отчасти за счет природоохранных программ, которые мы ежегодно формируем, закладываем под них средства, а затем контейнеры и бункеры распределяем по районам.

- Несколько лет назад «ребром» встал вопрос сбора и вывоза мусора в сельских поселениях и городских поселках – не было контейнеров, да и жители отказывались платить за эту услугу. А как сейчас обстоят дела с этой проблемой?

- Раньше эти вопросы совсем не решались, а мы удивляемся, почему завалены все овраги… И даже сегодня, когда жителям предлагают заключить договор на вывоз мусора, они бывают в недоумении – какие еще договоры в частном секторе? И сегодня эта проблема стоит остро – только не более чем с 70% жителей поселков Казани заключены договоры на эту услугу. И еще вопрос – сколько из этих 70% платят… То же самое относится к садовым обществам и гаражным кооперативам.

- Значит, эта проблема все еще не решена?

- Сегодня мы заслушали главу поселка Кульсеитово, у которого самый большой показатель заключенных договоров – 87%. Как результат – относительный порядок на улицах поселка. Но в целом проблема вывоза мусора из частного сектора остается.

- Может быть, плохо ведется разъяснительная работа с населением? Все-таки за все надо платить…

- Перед главами районов и поселков такая задача сегодня мэром Казани была поставлена. Министерство экологии и другие надзорные органы тоже будут способствовать решению этой проблемы.

- Второй актуальный острый вопрос – паводок. Ваше министерство к этой тематике имеет отношение?

- Все наши сотрудники в районах республики входят в состав соответствующих комиссий, которые работают под руководством МЧС. Главная наша забота - чтобы промышленные химикаты и животноводческие отходы не попали в водоемы. Нарушения есть, и мы выдаем предписания, но существенной опасности экологии, связанной с паводком, нет.

«ТЕХНОГЕННАЯ НАГРУЗКА В ТАТАРСТАНЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКА»

- Один из наших читателей отреагировал на онлайн-новость о проведении интернет-конференции с вашим участием и задал вопрос: «Где можно узнать качество воздуха в Казани? Не планируется ли информирование граждан о превышениях показателей ПДК в разных районах города?».

- С информацией о состоянии атмосферного воздуха в Казани можно ознакомиться на сайте министерства экологии и природных ресурсов РТ в разделе «Атмосферный воздух» (подраздел «Качество атмосферного воздуха в г. Казани»).

В целом хочу сказать, что Республика Татарстан – развитый промышленный регион, где работают крупные предприятия химической, нефтехимической, нефтедобывающей и машиностроительной отраслей. Конечно, соответствующая техногенная нагрузка на окружающую природу достаточно высока.

Критериями этой нагрузки являются определенные показатели. Первый из них - выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: промышленными предприятиями ежегодно выбрасывается порядка 260 тысяч тонн, транспортом – 270 - 280 тысяч тонн, а в Казани выбросы от транспорта составляют 75 процентов общего загрязнения. Второй показатель – сбросы сточных вод в водоемы: 590 миллионов кубометров ежегодно. И третий показатель - объем отходов производства и потребления - 9,5 - 10,5 миллиона тонн.

В связи с этим перед министерством стоят обширные задачи. Вместе с тем, по итогам 2011 года нам удалось добиться определенного снижения уровня техногенной нагрузки.

- Сколько это в процентах?

- По воздуху – около 5%, а в цифрах это порядка 14 тысяч тонн; по воде – 3,2% (17 тысяч тонн).

- За счет чего удалось снизить негативные показатели?

- Впервые за последнее время в текущем году со 186 крупнейшими предприятиями республики мы скорректировали или вновь разработали природоохранные программы, наполнив их конкретными мероприятиями. Хотя по закону предприятия и не обязаны с нами их согласовывать. И есть хорошие примеры активной природоохранной работы целого ряда предприятий – «Татнефть», «Казаньоргсинтез», «СК имени Кирова», «Нэфис Косметикс» и другие. В принципе, со всеми компаниями ведется достаточно предметная работа.

Что касается самого министерства экологии и природных ресурсов РТ, то в республике есть восемь территориальных подразделений в крупнейших городах – Казани, Набережных Челнах, Азнакаево, Альметьевске, Нижнекамске, Чистополе, Буинске и Арске. Все они организованы по принципу обслуживания близлежащих районов - у каждого подразделения по три-четыре района, и таким образом государственным экологическим надзором покрывается вся территория республики.

«ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ВОЗДУХА ПОСТУПАЮТ КАЖДЫЕ 20 МИНУТ»

- А что касается мониторинга?

- Сеть мониторинга развивается, и сейчас мы ставим этот вопрос во главу угла своей деятельности. Официальный экологический мониторинг осуществляет управление Росгидромета, а мы, как региональный орган, принимаем самое активное участие в этой работе – проводим мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов и почвы.

На сегодняшний день мы имеем 13 стационарных автоматизированных постов контроля атмосферного воздуха - в Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах, Елабуге и Азнакаево. Пока так, потому что это очень дорогостоящее оборудование. Посты работают через систему сотовой связи, и мы в режиме онлайн каждые 20 минут получаем с них данные. Правда, зачастую система не срабатывает, особенно в зимний период, и нуждается в постоянном обслуживании – делаем ежедневные обходы. Вопросы к прочности и надежности техники у нас, конечно, есть.

- Это отечественная техника?

- Сейчас стоит отечественная. Но мы изучаем мировой опыт и рассматриваем различные предложения. Наши коллеги в Башкирии очень продвинулись в этом вопросе – они работают с японской и голландской техникой. Мы этот опыт тоже изучали.

Помимо всего этого мы изучали и опыт наших крупных предприятий, которые сами ведут мониторинг атмосферного воздуха. Кстати, это одно из новых направлений природоохранной деятельности предприятий, в частности, нижнекамского промышленного узла. И есть договоренности, что все крупные предприятия этого региона установят собственные посты мониторинга, которые будут заведены в общую систему контроля министерства.

Помимо стационарных постов мы имеем передвижные автоматизированные станции: две на базе «Форд-транзит» и две лаборатории экспресс-анализа на базе «ГАЗели». Систему мониторинга мы будем развивать, есть соответствующий план – стационарных постов, например, должно быть не 13, а 30 по всей территории республики.

IMG_1907.jpg
«В текущем году мы должны сформировать электронную карту состояния окружающей среды Татарстана, которая будет состоять из нескольких «слоев»: первый – статистические данные, второй - данные текущего мониторинга, третий – выявленные нарушения»

КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ «ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРОМ»

- А население будет знать о показателях состояния окружающей среды?

- Мы обязательно будем информировать население о состоянии воздуха в той или иной конкретной точке республики за конкретный промежуток времени. И такая задача перед нами поставлена премьер-министром Татарстана Ильдаром Шафкатовичем Халиковым на итоговом заседании коллегии нашего министерства в феврале этого года.

В текущем году мы должны сформировать электронную карту состояния окружающей среды Республики Татарстан. Отчасти мы уже начали ее реализовывать. Мы ежегодно формируем государственный доклад о состоянии окружающей среды в республике (он опубликован на сайте министерства). Доклад должен лечь в основу карты, которая будет состоять из нескольких «слоев»: первый «слой» – это статистические данные, второй - это данные текущего мониторинга, третий – результаты госконтроля, то есть все выявленные нарушения. Люди должны знать, где какая обстановка. Думаю, интерес будет большой.

- Когда и на каком ресурсе появится эта электронная карта?

- Карту мы планируем завершить 2012 годом, и, скорее всего, это будет отдельный сайт.

- Есть много активных неравнодушных людей, которые готовы помогать выявлять нарушения природоохранного законодательства. Вы как-то планируете вовлекать их в работу?

- 30 марта мы провели специально посвященное двухмесячнику по санитарной очистке территории заседание межведомственной комиссии по экологической безопасности, председателем которой являюсь я. В состав комиссии входят представители природоохранных органов, всех министерств и ведомств на уровне заместителей руководителей. На заседании была озвучена информация, что в 20-х числах апреля мы совместно с министерством информатизации и связи РТ презентуем продукт «Общественный инспектор». Сейчас работа программы тестируется, проходит процесс регистрации в соответствующих структурах.

Каждый житель республики, имеющий сотовый телефон с выходом в интернет, сможет бесплатно скачать приложение этого продукта, который мы делаем. Увидев любое нарушение и сфотографировав его, человек будет иметь возможность выложить фото на сайт. Каждый такой факт сразу будет регистрироваться и распределяться между соответствующими службами для наведения порядка. Мы ожидаем большой вал информации от наших «общественных инспекторов».

«90% ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЙ ДАЮТ 1 - 2% ПРЕДПРИЯТИЙ»

- А чем вы будете отвечать этому «валу»? Нынешнее законодательство позволяет адекватно наказывать?

- Есть ряд факторов, которые сегодня сдерживают нашу работу. И в первую очередь я назвал бы несовершенство федерального природоохранного законодательства. Во-первых, это искусственное разделение объектов, подлежащих экологическому контролю, на федеральные и региональные. Мы считаем, что это неправильно. Это не упрек нашим коллегам из Росприроднадзора - мы продуктивно с ними взаимодействуем, насколько это позволяет законодательство. Но мы все-таки считаем, что должен быть единый орган. Пусть он будет либо федеральный, либо региональный, но единый и наделенный всеми необходимыми полномочиями.

- Каков принцип деления предприятий?

- По уровню негативного воздействия предприятий на окружающую среду. Наши коллеги из федеральных служб контролируют сегодня 1707 предприятий и организаций республики – это 1 - 2% от общего количества хозяйствующих субъектов, но именно они дают порядка 90% от общего объема негативного воздействия на окружающую среду.

А все остальные предприятия и организации поднадзорны министерству экологии РТ. Общаясь со своими коллегами из других субъектов Российской Федерации, понимаешь, что это общая проблема для всех регионов.

- Может быть, это и хорошо, что ими занимаются федеральные органы?

- Это абсолютно неправильно! Мы ведь ответственности не боимся. Тем более, законодательно закреплено, что ответственность за состояние окружающей среды лежит на субъекте федерации, то есть на нашем министерстве, как уполномоченном органе. Свое предложение о создании единого органа мы подали в федеральный центр и рассчитываем, что ситуация изменится.

- А ваше министерство в состоянии будет работать?

- Безусловно. Самое главное - у нас есть весомый авторитет на местах, большой штат инспекторов, есть территориальные подразделения, которые в своем составе имеют лаборатории с необходимым аналитическим оборудованием.

- Сотрудников в министерстве больше, но ведь законодательство одно и то же! Чаще одного раза в три года вы все равно проверить не сможете. Понятно, что таким образом защищается бизнес, а что делать простому обывателю? Кто его защитит?

- Согласен, вопрос это тонкий… Федеральный закон о защите юридических лиц предписывает проверять предприятия не чаще раза в три года. Хотя у нас есть и внеплановые проверки по обращению граждан, и мы по разрешению прокуратуры такие проверки осуществляем. Но, повторюсь, только на объектах, подлежащих региональному контролю.

IMG_1970.jpg
«В 2011 году мы буквально были завалены жалобами граждан на асфальтобетонные заводы. Мы провели серьезную работу: из восьми заводов в Казани действие трех мы приостановили»

«В ОСНОВНОМ ЖАЛУЮТСЯ НА САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИЙ»

- От населения много жалоб бывает?

- За 2011 год через наш портал поступило порядка 2,5 тысяч обращений. В основном жалуются на санитарное состояние территорий в весенний и осенний периоды, а также на состояние атмосферного воздуха. В 2011 году мы буквально были завалены жалобами граждан на асфальтобетонные заводы. Мы провели серьезную работу: из восьми заводов в Казани действие трех мы приостановили. Причем сначала приостановили в административном порядке на 90 суток, а потом повторно с условием, что работать они начнут, только после устранения всех выявленных нарушений воздухоохранного законодательства.

- Вас потом не обвиняют, что министерство экологии мешает строить дороги?

- Сегодня более чем достаточно предприятий, выпускающих асфальт. И с экологической точки зрения их деятельность за границами городских территорий гораздо более предпочтительна.

- «Цивилизованные» предприятия все-таки есть?

- Конечно! Есть положительные примеры – современное оборудование с мощнейшей газоочисткой. И на их фоне эти «самовары»… Они себя уже тысячу раз окупили, но продолжают чадить. Но понимание у предприятий есть. Например, у компании «Дорстройказань» одна площадка есть на улице Лебедева в Казани, другая - в Новониколаевке. Помимо того, что мы приостановили их деятельность, заключили с ними соглашение о том, что в течение текущего года они две старые установки ликвидируют, а третью, новую, перенесут за город.

Мы, конечно, к ответственности привлекаем, но, самое главное, у предприятий есть понимание и желание устранить имеющиеся нарушения и привести свое оборудование в порядок. В этом случае мы готовы и будем идти навстречу. Думаю, что за практикой заключения соглашений – будущее.

Сейчас этот вопрос мы отрабатываем с «Нэфис Косметикс». Хоть предприятие и подлежит федеральному контролю, но, тем не менее, никто с нас ответственности не снимал в целом за экологическую обстановку. Поэтому сейчас мы работаем в тесном контакте с предприятием.

«НЭФИС КОСМЕТИКС» К КОНЦУ 2012 ГОДА ОБЕЩАЕТ НЕ ПАХНУТЬ

- Когда будет перенесен завод «Нэфис Косметикс» из центра города в более отдаленное место? Из-за запаха в этих районах неприятно находиться, а тем, кто там живет, вообще не позавидуешь (Ренат).

- Я родился и жил в центре Казани, и прекрасно помню ситуацию, когда, приходя к своим родственникам, проживающим в том районе, видел, как они мыли окна простой водой, не применяя никаких моющих средств – не требовалось… Но всем нам надо честно признаться: вместе с тем, что запахи еще имеют место, ситуация все равно улучшилась. Это надо признать.

- Улучшилась по сравнению с советскими временами?

- Да. Я бы даже взял последние пять лет и 2011 год – ситуация изменилась к лучшему, мы это отслеживаем. Вообще «Нэфис Косметикс» среди общего перечня крупных предприятий Казани по объему выбросов занимает далеко не первое место, а в конце десятки. Предприятие взяло на себя обязательства к концу 2012 года прекратить выброс дурно пахнущих веществ.

Дело в том, что эти вещества хорошо обоняет наш нос, но трудно улавливает аналитическое оборудование. И по ним практически нет нормативов, за нарушение которых можно было бы предприятие привлекать к ответственности. Конечно, это нисколько не оправдывает ни само предприятие, ни надзорные органы, потому что люди-то испытывают дискомфорт. Но это понимает и предприятие – сейчас идет поиск партнеров, которые смогли бы поставить соответствующее оборудование – специализированные так называемые озонаторы. Но таких изготовителей не так-то много. Думаю, когда мы эту проблему решим, нареканий станет меньше.

А вопрос о переносе предприятия сегодня не стоит – ведь это целый комплекс вопросов, и не только огромные деньги, но и рабочие места. К тому же там идет существенная модернизация оборудования.

«КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ» ЛИДИРУЕТ ПО ОБЪЕМУ ВЫБРОСОВ»

- Какие предприятия входят в первую десятку «загрязнителей»? Наверное, на первом месте - «Казаньоргсинтез»?

- Да, по объему выбросов лидирует «Казаньоргсинтез». Также в первую десятку входят: казанская ТЭЦ-1, МУП ПО «Казэнерго», казанская ТЭЦ-2, казанская ТЭЦ-3, казанский завод силикатных стеновых материалов, МУП «Водоканал», Константиновское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Казань», казанская кустовая база сжиженных газов ООО «Сжиженный газ», казанский вертолетный завод.

Но хочу обратить внимание: речь идет не о нарушителях! Предприятия видят свои объемы. И именно «Казаньоргсинтез» за последние два года провел очень серьезные природоохранные мероприятия. В 2010 году на данном предприятии имелась большая проблема с факелами. А сегодня они используют факельные газы в качестве сырья в производстве жидкого диоксида углерода, то есть запустили в свое же производство поликарбоната. Только за счет этого предприятие снизило выброс в атмосферу 20 тысяч тонн в год.

- А сколько всего «Казаньоргсинтез» выбрасывает?

- После сокращения выбросов – 12,2 тысяч тонн или порядка 30% от общего объема выбросов от всех предприятий столицы. Еще одна проблема «Казаньоргсинтеза» - это забор воды, и они буквально в конце 2011 года эту проблему решили, внедрив на своих биологических очистных сооружениях систему микрофильтрации немецкой фирмы Pall. Ливневые сточные воды, образующиеся на территории предприятия, которые ранее сбрасывали в Волгу, теперь очищают и используют в своем технологическом процессе. То есть получился замкнутый цикл водоснабжения, а это порядка 15 тысяч тонн воды в сутки, которые теперь не забирают из Волги. Более того, в технологическом процессе они еще ушли от хлорирования.

Среди предприятий Казани я называю «Казаньоргсинтез», как производство с большими выбросами, но и называю его серьезным лидером природоохранной деятельности.

Вся информация есть на нашем сайте – в государственном докладе. Мне часто задают вопрос о предприятиях-загрязнителях, но он не совсем корректный. Правильнее говорить о лидерах природоохранной деятельности, потому что любое предприятие является загрязнителем. Мы ежегодно проводим конкурс «Эко-лидер», подведение итогов которого приурочиваем к профессиональному празднику Дню эколога 5 июня.

IMG_1986.jpg
«Нормативы у нас не исполняются, предприятия оплачивают незначительные штрафы. У них нет никаких стимулов для модернизации производства и очистных сооружений»

«ТАТНЕФТЬ» - БЕЗУСЛОВНЫЙ ЭКО-ЛИДЕР»

- Кто такой «эко-лидер»?

- Это предприятия, чья природоохранная деятельность выстроена и является одним из важнейших направлений политики развития производства. Безусловный наш лидер – «Татнефть»: объемы финансовых средств и конкретных мероприятий, которые она направляет на природоохранные цели, несоизмеримы с подобными предприятиями в целом по России. Думаю, здесь ярко выражена политическая воля руководства компании. Приведу несколько примеров: 99% системы коммуникаций поддержания пластовых давлений обустроены антикоррозийными трубами. Это очень дорогостоящее мероприятие, но они на это пошли.

Второй пример – благодаря применению современной технологии улавливания углеводородных легких фракций (УЛФ), в четыре раза сокращены их выбросы – на 60 тысяч тонн ежегодно. У «Татнефти» - 43 установки УЛФ, а по всей стране их наберется всего около 100. Эти примеры наглядно демонстрируют масштабность природоохранной работы компании.

Кроме всего, у «Татнефти» очень серьезная программа по родникам - расчищено и благоустроено около 500 родников. У предприятия 600 стационарных нефтеловушек на малых реках и ручьях. «Татнефть» очень серьезно ведет водный мониторинг – действует порядка 1300 - 1400 собственных точек наблюдения на реках, скважинах и колодцах.

В качестве подобных примеров можно назвать целый ряд крупнейших предприятий республики. Но опять-таки есть сдерживающий фактор в развитии природоохранных технологий на предприятиях – действующее законодательство.

«НОРМАТИВЫ У НАС ЖЕСТКИЕ, НО ОНИ НЕ ИСПОЛНЯЮТСЯ»

- А чего не хватает в экологическом законодательстве?

- Не хватает стимулирующих факторов для внедрения современных природоохранных технологий. Министерство природных ресурсов России в 2011 году внесло в Госдуму РФ пакет из пяти законопроектов, в разработке которых мы принимали самое активное участие. Рассчитываю, уже в весеннюю сессию законопроекты будут рассматриваться депутатами.

Самым важным из них я бы назвал законопроект «О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды». Здесь речь идет о нормативах, о тех же платежах за негативное воздействие на природу, которые сегодня платят все предприятия. У нас сегодня, с одной стороны, избыточно жесткие нормативы воздействия на окружающую среду, и они, кстати, гораздо жестче, чем в европейских странах, а с другой стороны, эти нормативы у нас не исполняются, и предприятия оплачивают незначительные штрафы. У них нет никаких стимулов для модернизации производства и очистных сооружений.

- У Татарстана в Госдуме РФ есть лоббисты природоохранных законопроектов?

- В комитете по экологии уже не первый созыв работает наш депутат Фатих Саубанович Сибагатуллин, и при его непосредственном участии разрабатывался ряд упомянутых мною законопроектов.

- Что предлагается в законопроектах?

- Во-первых, новый законопроект предполагает разделить предприятия на группы в зависимости от степени их негативного воздействия. Например, в нашей республике работает более 100 тысяч предприятий, из них 1200 являются основными загрязнителями – ими совершается 99% всех выбросов, сбросов сточных вод и образования отходов. Ко всем остальным предприятиям предлагается не ужесточать меры, а, наоборот, задача природоохранных органов – снижать административные барьеры, мешающие их развитию.

Речь идет о том, что те предприятия, которые являются серьезными загрязнителями, будут относиться к категории опасных экологических объектов, и к ним будет применяться целый комплекс мер, стимулирующих к внедрению природоохранных технологий.

IMG_2000.jpg
«В республике работает более 100 тысяч предприятий, из них 1200 являются основными загрязнителями окружающей среды – ими совершается 99% всех выбросов, сбросов сточных вод и образования отходов»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - В ЗАЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

- А в чем стимул?

- Стимул в том, чтобы средства, потраченные ими на природоохранные мероприятия, шли в зачет экологических платежей. Этого никогда не было, но предприятия об этом всегда говорили. Этот принцип положен в основу законопроекта. У тех предприятий, которые пойдут на замену своего оборудования, в итоге платежи сведутся к минимуму. И, наоборот, у тех, кто не воспользуется этой возможностью, уже к 2014 году платежи за негативное воздействие на окружающую среду увеличатся в два раза, а к 2020 году – еще в два раза.

Кроме того, в процессе перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) будут задействованы все имеющиеся инструменты экономического стимулирования, такие как возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, отнесение платы в пределах норматива к себестоимости, введение возможности применения ускоренной амортизации для оборудования, работающего на принципах НДТ.

Законопроектом предусмотрены несколько этапов его реализации. С 2012 до 2014 года планируется разделить предприятия на категории по степени воздействия на окружающую среду. Предприятия за этот период должны подготовить планы мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года предлагается полностью запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам НДТ. С 2016 года планируется введение запрета на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, с 2020 года административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом если эти предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им будет предоставляться пятилетний переходный период для ее завершения.

- На какую перспективу вы надеетесь относительно этого законопроекта - не боитесь, что кто-нибудь окажет «сопротивление» этим предложениям?

- Думаю, что будет очень жаркое обсуждение. Но весь цивилизованный мир работает именно по этому принципу. Другого не дано!

Продолжение следует.