Наиль Магдеев затеял новую реформу общественного транспорта в Челнах. В городе планируют возродить муниципальное транспортное предприятие, на это потребуется потребуется около 1,5−2 млрд рублей Наиль Магдеев затеял новую реформу общественного транспорта в Челнах. В городе планируют возродить муниципальное транспортное предприятие, на это потребуется потребуется около 1,5−2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна попытка: Магдеев возродит в Челнах МУП?

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев затеял новую реформу общественного транспорта в автограде. В городе планируют возродить муниципальное транспортное предприятие. Идею градоначальник озвучил на совместном заседании постоянных комиссий городского совета. «История развивается по спирали, восстанавливать транспортное обеспечение нужно нам. Эта задача трудная, но выполнимая», — отметил Магдеев. 

На создание транспортного предприятия потребуется около 1,5−2 млрд рублей, уточнил спикер. Для замены автопарка города необходимо порядка 250 автобусов. В этом году Челны планируют выделить на закупку 20 автобусов 300 млн рублей. В последующем рассматривается возможность брать автобусы также и в лизинг.

«Есть остатки, по которым было принято решение направить на приобретение новых автобусов. В 2021-м приобрели 21. В этом году рассчитываем купить порядка 20. К сессии горсовета будем готовить конкурсную документацию, чтобы в начале апреля объявить аукцион. Параметры останутся теми же: цветовая гамма, большая вместимость, использование экологичного вида топлива — газа», — сказал Магдеев.

Для замены автопарка города необходимо порядка 250 автобусов. В этом году Челны планируют выделить на закупку 20 автобусов 300 млн рублей. В последующем рассматривается возможность брать автобусы также и в лизинг Для замены автопарка города необходимо порядка 250 автобусов. В этом году Челны планируют выделить на закупку 20 автобусов 300 млн рублей. В последующем рассматривается возможность брать автобусы также и в лизинг Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» мэр города уточнил, что МУП — лишь один из возможных вариантов организации пассажирских перевозок в городе и говорить о его создании пока рано. «Полумиллионному городу необходим хороший общественный транспорт, комфортные и вместительные автобусы. Автобусы малой вместимости сегодня — это вынужденная мера. Они неудобны для городских пассажирских перевозок. Поэтому ставится задача организации городских пассажирских перевозок автобусами большой вместимости. Какими силами и средствами — мы пока решение не приняли. Пока рассматриваем различные варианты», — рассказал градоначальник.

Проблема общественного транспорта — общереспубликанская, подчеркивает мэр, и решить ее можно с помощью огромных финансовых вложений. Причем средства нужны не только для обновления подвижного состава, но и для дотации перевозок, указывает спикер. «Сегодня фактические затраты на перевозку одного пассажира — 60 рублей, мы платим перевозчику 30. Он говорит: „А еще 30 кто будет дотировать?“ Если он не получает ответ, то уходит и режет свои автобусы, как в Бугульме», — отмечает мэр.

Еще один из вариантов решения проблемы — перейти на систему брутто-контракта, как в Москве. В год это обойдется примерно в 3 млрд рублей, оценивает Магдеев. «Республика должна четко сказать, как она будет решать эту проблему. Пока от министерства транспорта мы ничего не добились», — рассказал мэр.

Городские пассажирские перевозки в принципе не могут быть окупаемыми, добавил мэр. «Во всем мире они дотируются. Фактические затраты на перевозку одного пассажира в разы больше стоимости билета на его перевозку. Пассажирские перевозки при регулируемом тарифе — это не коммерческий проект, а социальный. Экономики там нет. Если была бы прибыль, все перевозчики в очереди бы стояли на оказание такого вида услуг», — отметил Магдеев. 

Всем мерзнущим на остановках посвящается: как в Татарстане продолжают гробить общественный транспорт

По словам мэра, окончательное решение должно быть принято до конца года. Но в любом случае без поддержки республики данный вопрос решить нельзя, уверен он. «Это большие финансовые ресурсы. Все города нашей республики в таком сложном положении», — указал спикер.

Николай Тятюшкин не стал комментировать идею Магдеева ограничившись лишь одной фразой: «Всё, что не делается городом — это хорошо», — и добавил, что понятия не имеет о планах руководства города Николай Тятюшкин не стал комментировать идею Магдеева, ограничившись лишь одной фразой: «Все, что ни делается городом, — это хорошо», — и добавил, что понятия не имеет о планах руководства города Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас в городе каждые пять минут подъезжает маленький автобус и ворует пассажира»

Большому городу нужны большие автобусы, согласился с Магдеевым гендиректор «Электротранспорта» Рашид Шамсудинов. Именно это предприятие в прошлом и выполняло роль МУП. По его словам, либо необходимы дотации, которые покрывали бы обслуживание крупногабаритных автобусов, либо заполняемость маршрутов должна быть настолько большой, чтобы предприятие было доходным. Что касается последнего, то для этого надо обеспечить грамотную регулярность перевозок, считает Шамсудинов. 

«Есть понятие регулярности перевозок. Все под ним понимают частоту движения, а это неправильный подход. Регулярность — это качество исполнения заявленного расписания. То, что у нас в городе каждые пять минут подъезжает маленький автобус, „ворует“ пассажира и увозит, — это не совсем правильный подход. Конечно, в таком случае очень сложно конкурировать. Потому что затраты по большому автобусу выше. Если мы наладим правильную систему расписаний, если человек будет уверен, что, когда он придет на остановку, туда подъедет автобус с отклонением в 1–2 минуты, довезет в нужный район и в нужное время, — вот это и будет регулярность движения», — уверен он. 

Трудно найти примеры, когда бы доходы от муниципальных перевозок покрывали расходы на них, отмечает Рашид Шамсудинов. Максимум они покрывают 60-70% затрат Трудно найти примеры, когда бы доходы от муниципальных перевозок покрывали расходы на них, отмечает Рашид Шамсудинов. Максимум они покрывают 60–70% затрат Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, есть вопросы и по стоимости проезда, считает Шамсудинов. «Себестоимость перевозок сегодня, что на трамвае, что на автобусе, выше, чем заявлена в тарифе на перевозку. Вот тариф в Челнах — 30 рублей, а в Казани он выше. А у нас что, разная стоимость топлива, разная заработная плата, может быть, есть маленькая разница в зарплате, но в любом случае она близка, разная стоимость электроэнергии, запчасти дешевле? Мы же понимаем, что себестоимость примерно одинаковая, что у нас, что в других городах. Даже если взять Москву, там себестоимость растет, потому что зарплата у водителей чуть побольше», — отмечает он. 

Однако в мире трудно найти примеры, когда бы доходы от муниципальных перевозок покрывали расходы на них, отмечает гендиректор «Электротранспорта». Максимум они покрывают 60–70% затрат. 

Главный перевозчик Челнов — гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин — не стал комментировать идею Магдеева о создании МУП, ограничившись лишь одной фразой. «Все, что ни делается городом, — это хорошо», — и добавил, что понятия не имеет о планах мэра. 

Владислав Абрамов считает, что у частника должна быть возможность устанавливать свободные цены на проезд: «Это должен регулировать рынок, никак нельзя сверху диктовать» Владислав Абрамов считает, что у частника должна быть возможность устанавливать свободные цены на проезд: «Это должен регулировать рынок, никак нельзя сверху диктовать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Скептически к возрождению МУП в Челнах относится и председатель правления перевозчиков Казани Владислав Абрамов. «Это будет нерыночная организация. Станут брать автобусы в лизинг и ничего платить не будут. И, скорее всего, потерпят такое же фиаско, что и остальные МУП, — отметил он. — Я считаю, что частников в этот бизнес нужно запустить. Они сделают это гораздо лучше и эффективнее. Но частные АТП сталкиваются с тем, что их заставляют возить льготников, а потом свои обещания не выполняют по компенсации». Кроме того, спикер уверен, что у частника должна быть возможность устанавливать свободные цены на проезд. «Это должно регулировать рынок, никак нельзя сверху диктовать», — отметил он. 

Пока в Челнах большие автобусы неконкурентоспособны в борьбе за пассажиров с юркими малогабаритными маршрутками Пока в Челнах большие автобусы неконкурентоспособны в борьбе за пассажиров с юркими малогабаритными маршрутками Фото: «БИЗНЕС Online»

Не повторит ли новое МУП судьбу прошлого?

Сейчас пассажирскими перевозками в Челнах преимущественно занимаются малогабаритные маршрутки. К ним город вернулся после прошлой провалившейся транспортной реформы. Напомним, в 2014 году по программе развития газомоторного транспорта город приобрел у КАМАЗа в лизинг 190 «НЕФАЗов» за 1,4 млрд рублей. Однако уже спустя два года Челны накопили долги перед лизинговой компанией КАМАЗа в размере 356 млн рублей, и сумма долгов продолжала расти. Терпение руководства КАМАЗа кончилось, когда задолженность перевалила за 700 млн рублей, а выплаты не шли больше года. Разобраться с долгами у Челнов в результате не получилось, и в начале 2020-го все автобусы вернули «КАМАЗ-Лизингу».

Сейчас некоторые автобусы большой вместимости «НЕФАЗ», которые ездили с 2015 года в Набережных Челнах, продают на Avito. Дилер КАМАЗа «РариТЭК Автогрупп» реализует их уже, по информации «БИЗНЕС Online», почти три года. В 2021-м допдоходы горбюджета позволили закупить 21 «НЕФАЗ». Помог и мэр Москвы Сергей Собянин, передавший городу 80 списанных «ЛИАЗов».

Это не шутки, Когогин влез в маршрутки: КАМАЗ запускает в Челнах большой транспортный эксперимент

Почему Казани удалось перевести весь общественный транспорт на большие автобусы, а Челнам — нет? Ранее источники «БИЗНЕС Online» на рынке отмечали, что большие автобусы неконкурентоспособны в борьбе с юркими минивэнами от Ford, Peugeot и ГАЗа. Да и «Челнок» пока не показал свою результативность. Недавно «Цифровая Платформа КАМАЗ» закупила для сервиса по заказу маршруток еще 15 новых минивэнов. «О результате проекта „Челнок“ говорить пока рано», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Магдеев.

Владимир Пащенко: «Если большие автобусы нового предприятия будут работать среди туч маршруток, всё закончится так же плохо как и в прошлый раз» Владимир Пащенко: «Если большие автобусы нового предприятия будут работать среди туч маршруток, все закончится так же плохо, как и в прошлый раз» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не повторит новый МУП судьбу прошлого? Как всегда в подобных ситуациях много рисков сосредоточено в планировании работы общественного транспорта как целостной системы, отмечает начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко. Его сеть следует планировать так, чтобы производительность маршрутов соответствовала спросу, отмечает эксперт. «Иными словами, если автобусы большого класса или трамваи нормально обслуживают пассажиропоток, тут не нужно дублирование микроавтобусами — для них подходит частный сектор, удаленные районы с маленьким пассажиропотоком и тому подобное. Если большие автобусы нового предприятия будут работать среди туч маршруток, все закончится так же плохо, как и в прошлый раз», — отмечает эксперт.

Транспорт должен не конкурировать и быть «юрким», а взаимно дополнять друг друга, работать с заданным уровнем качества и безопасности. «И очень важно не мешать работе челнинского трамвая, он способен перевозить куда больше пассажиров чем сейчас, его сеть очень удачная, поэтому при планировании транспортной реформы нужно вначале нагрузить транспортной работой трамвай, затем автобусы большого класса. И уже по остаточному принципу спланировать микроавтобусы», — предлагает эксперт. 

«Конкретно Набережным Челнам я бы посоветовал далеко не ходить, а взять за пример Казань или Чебоксары. Там есть свои несовершенства, но в целом то, как в этих городах налажена работа общественного транспорта, — это хороший образец для многих», — отмечает эксперт.