Турция приняла решение о запрете реэкспорт в Россию зарубежных товаров, подпадающих под санкции, с учетом «серьезных предупреждений» от властей западных стран. Анкаре не нужна конфронтация с Евросоюзом, куда отправляется половина турецкого экспорта в рамках единого таможенного союза Турция приняла решение о запрете реэкспорта в Россию зарубежных товаров, подпадающих под санкции, из-за «серьезных предупреждений» от властей западных стран. Анкаре не нужна конфронтация с Евросоюзом, куда отправляется половина турецкого экспорта в рамках единого таможенного союза Фото: © Diego Cupolo/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

Что произошло?

Турция с начала марта якобы запретила реэкспорт в Россию зарубежных товаров, подпадающих под санкции США, ЕС и Великобритании. Власти разослали своим компаниям список товаров, на которые распространяется запрет, сообщил накануне Reuters со ссылкой на источники. Наличие такого перечня подтвердил агентству руководитель стамбульской ассоциации экспортеров черных и цветных металлов Четина Текделиоглу. «Любые товары из этого списка заблокированы для России, независимо от того, из какой страны они поступают», — уточнил он. По словам Текделиоглу, Анкара приняла решение с учетом «серьезных предупреждений» от властей западных стран. Турции не нужна конфронтация с Евросоюзом, куда отправляется половина турецкого экспорта в рамках единого таможенного союза, объяснил спикер.

Министерство торговли Турции от комментариев отказалось. А вот необычайно разговорчивый Текделиоглу отметил, что теперь российские импортеры активно ищут альтернативные каналы поставок, в том числе в Казахстане. «Их больше не волнует стоимость. Они просто пытаются завершить поставки», — сказал глава ассоциации экспортеров. По словам официального представителя ЕС, с которым поговорил Reuters, Брюссель получил устные заверения от Анкары, что с 1 марта товары не будут направляться в Россию, если на них действуют санкции. Есть важное уточнение: запрет не распространяется на произведенные Турцией товары, даже если там есть иностранные компоненты.

Судя по всему, российские импортеры пока только осваиваются с новыми правилами. И до начала боевых действий на Украине Турция была одним из ключевых транспортных хабов как для грузов, так и для пассажиров из России. А после того как российские власти разрешили параллельный импорт, значение этого канала поставок только возросло. Российские компании в последние недели «завалили» партнеров в Казахстане просьбами помочь с нужным импортом, сообщил Reuters в конце прошлой недели. Россияне просят помочь с доставкой самых разных товаров — от смартфонов до подшипников, запчастей для самолетов, отмечало агентство. Один из казахских предпринимателей рассказал журналистам, что ему предложили $1 млн за помощь с перевозкой грузовика с редкоземельными металлами из Австралии. Некоторые компании якобы пытаются наладить долгосрочное сотрудничество, чтобы обойти санкции.

В Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок заявили, что ограничений нет В Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок заявили, что ограничений нет Фото: © Mashal/XinHua/www.globallookpress.com

При этом информация о запрете противоречивая. К примеру, сегодня в Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) заявили, что ограничений нет, а на самом деле случился сбой. Морской грузопоток из Стамбула в Новороссийск никак не изменился, подчеркнули в организации. В то же время проблемы подтвердили несколько собеседников «БИЗНЕС Online». О том, что турецкая таможня отклоняет транзитные декларации на грузы под санкциями и ссылается на решение властей, в начале марта писал «Коммерсантъ» со ссылкой на транспортную компанию Novelco.

Так или иначе, Запад, кажется, начинает выполнять свое обещание сосредоточиться на выполнении уже введенных санкций. В конце февраля госсекретарь США Энтони Блинкен в рамках турне по странам Центральной Азии уговаривал бывшие советские республики не помогать Москве с обходом ограничений. Представитель Вашингтона признал, что в таком случае у стран возникнут «побочные экономические эффекты». Проще говоря, они понесут убытки, и это главная тема для переговоров. Компенсировать потери США, видимо, пока не готовы. Но зато преподносят завязанным на Россию фирмам «лицензии», которые дают послабления в рамках санкций и время на то, чтобы «сократить свои связи». Не исключено, что вслед за Турцией аналогичное решение может принять уже Казахстан. Во время Турне Блинкена Астана благодарила Вашингтон за то, что он заранее предупреждает о новых возможных санкциях и «кейсах».

Перестраивание логистики «в любом случае» отразится на конечной цене товара Перестраивание логистики «в любом случае» отразится на конечной цене товара Фото: © Sebastian Willnow/dpa/www.globallookpress.com

Как отразился запрет?

Решение Турции повлияло на работу очень серьезно, некоторые перевозчики, приехав за грузом, «просто там застряли», рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Те компании, которые поставляли ту или иную продукцию через Турцию в Россию, не смогли забрать товары. Сейчас они выстраивают новые логистические цепочки через Азербайджан, Казахстан и, возможно, Эмираты», — рассказал спикер. По его словам, перестраивание логистики «в любом случае» отразится на конечной цене товара. «Если до санкций фильтр на грузовой транспорт стоил 6–7 тысяч рублей, то сейчас порядка 45–50 тысяч рублей. Да, этот товар нужен, он будет закупаться, но в итоге все эти расходы будут заложены в цену для конечного потребителя», — предупредил эксперт.

Мятягин допускает, что примеру Турции последуют другие «дружественные» страны, на которые можно надавить. «На Китай [только] невозможно надавить. Надеюсь, КНР останется нашим надежным партнером», — добавил президент ассоциации. 

Запрет коснулся в том числе Толга Акынджи — одного из первых турецких промышленников в РТ, гендиректора компаний «Тис» (Елабуга), а также «Мекра Рус» «Экспедишин» (Мамадыш). «У нас был товар, запрещенный к реэкспорту. На данный момент пока еще этот товар еще находится в таможенной зоне в Турции. И на днях станет понятна судьба», — сообщил он.

«Ввели санкции, люди нашли какие-то обходные пути и начали их афишировать. И сейчас Турция вынуждена была перекрыть эту лазейку», — комментирует запрет директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. Предприниматель в разговоре с «БИЗНЕС Online» задался вопросом, надо ли засвечивать такие обходные пути: «С одной стороны, мы молодцы, санкции обошли, но там ведь тоже ищут, анализируют эти варианты».

По словам Сотникова, импорт продолжится, но в конечном счете все сводится к деньгам. «Возьмем Иран, страна много лет под санкциями, но необходимые товары они завозят. То есть всегда можно найти [выход]. Через какую-то страну можно закупить товар. Может быть, он дольше будет ехать, возможно, сам товар будет дороже. Тогда имеет смысл начать его здесь производить. Думаю, что вступаем в такой период, когда стабильного ничего не будет: что-то станем привозить через определенную страну, через какое-то время это может поменяться», — подчеркнул собеседник.

«ТрансТехСервис» еще не столкнулся со сложностями, это «пока заявления в прессе», отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании Вячеслав Зубарев. «Надо смотреть, что попадает, а что нет под запрет реэкспорта. Но мы вообще всегда в свободном поиске. Ищем разные каналы, где можно купить. Привычные поставки запрещены уже год. Товаров, которые мы уже купили и собирались ввезти через Турцию… Я думаю, у нас таких товаров не должно быть. Я надеюсь», — отметил спикер. По словам Зубарева, прогнозировать, как изменится цена товара и будет ли корректировка. «Но я знаю одно — чем больше преград, тем дольше и дороже поставка товаров. В каждом конкретном случае бывает по-разному, а в целом это так», — добавил он. 

Морской грузопоток из Стамбула в Новороссийск пока никак не изменился Морской грузопоток из Стамбула в Новороссийск пока никак не изменился Фото: © Diego Cupolo/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

И что теперь делать?

По словам Акынджи, чтобы «вызволить» застрявший товар, вероятно, придется по бумагам импортировать его в Турцию, платить там таможенные пошлины («хотя они там минимальные»), но самое главное — уплачивать НДС, который не возвращается. Но основное — придется платить в Турции НДС, который не возвращается. И только после товар будут экспортировать в Россию под видом турецкого. Т. е. у зарубежного товара будет турецкий сертификат происхождения, и санкции против него уже не действуют. Роста цен из-за нынешних сложностей с логистикой не избежать. «Ну конечно! Рост цен в этом случае будет в районе 20, 25, 30 процентов. В зависимости от того, из какой страны импортируется этот товар», — рассказал спикер. По его мнению, Москве и Анкаре надо было заранее включить «нужные механизмы», чтобы Запад не смог отследить параллельный импорт, в том числе убрать иностранную валюту из расчетов — только рубли или турецкие лиры.

По словам Сотникова, некоторые поставщики импорта, с которыми он сотрудничает, за год наладили производство в России. Например, делают оборудование. Да, все еще приходится завозить какие-то комплектующие, но по качеству продукция «не хуже», отметил предприниматель. «Поэтому если бы мы пошли эти путем, то было бы гораздо лучше. А то дорожает логистика — подняли цены, добавилась новая перевалочная страна — опять подняли цены, и так до бесконечности. Всегда наступит момент, когда проще здесь произвести. Думаю, у нас вся проблема в людях. Нужны готовые нестандартно мыслить и принимать нестандартные решения на всех уровнях», — добавил спикер.

Проблемы с импортом у России были и без турецкого запрета, подчеркнул в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Он уверен, что рано или поздно Анкара все равно перекрыла бы канал. Альтернативы есть (например Армения и ОАЭ), но они «тоненькие и постепенно истощаются», а настоящая проблема в другом. «Потребительская экономика довольно зависима от импорта. Я думаю, что все существующие каналы, включая Китай, слабые. Мы могли бы сделать определенные шаги по укреплению импортной компоненты в виде бондовых складов, но у нас правительство не разобралось, что такое бондовые склады. Учимся на своих ошибках, пожинаем плоды своей нечувствительности к экономическим азам», — указал спикер. «Понятно, что потоки будут перестраиваться. Понятно, что вода дырочку найдет. Но одно дело искать дырочку, другое — потоки. С потоками ожидаемо хуже стало, и ситуация будет ухудшаться», — подчеркнул Иванов.

Спикер заметил, что через Турцию шло, например, довольно много текстильного товара. «Посмотрим, что в этом отношении изменится. Что-то смогут отшить и в условном Геленджике. Они и сейчас предлагают, но это не поток, который пойдет взамен. Для чего нужно много и разное? Это нужно для того, чтобы была конкуренция. Если она есть, мы получаем качественный товар по низкой цене. В Советском Союзе был один сорт колбасы, назвалась „колбаса“. Современная экономика так не работает», — добавил специалист.