Антон Котяков высказался по поводу ситуации, связанной с бунтом ряда сотрудников маркетплейса Wildberries: «В ситуации разбираемся» Антон Котяков высказался по поводу ситуации, связанной с бунтом ряда сотрудников маркетплейса Wildberries: «В ситуации разбираемся» Фото: «БИЗНЕС Online»

Минтруд призвал Wildberries соблюдать трудовые отношения

Сегодня министр труда РФ Антон Котяков высказался по поводу ситуации, связанной с бунтом ряда сотрудников маркетплейса Wildberries. «Сейчас к Wildberries приковано много внимания со стороны и Роструда, и депутатского корпуса, и минпромторга. В обстоятельствах разбираемся», — цитирует заявление Котякова журналистам РИА «Новости».

Министр указал на то, что согласно законодательству Wildberries не попадает под категорию платформенной занятости — там «традиционные трудовые отношения». «Поэтому они должны соответствовать традиционным нормам трудового законодательства», — добавил Котяков.

Поводом для обсуждения стала забастовка сотрудников части пунктов выдачи заказов Wildberries. Акцию спланировали бизнес-партнеры (владельцы ПВЗ) компании по всей России. Поводом для бунта партнеров маркетплейса стала новая система штрафов, принятая еще в декабре 2022 года. Она построена на алгоритме, который, проанализировав причины подмены, порчи товаров и возвратов по браку, пришел к выводу, что почти всегда в этом виноваты владельцы ПВЗ. Согласно новым правилам, с сотрудников могут удерживать полную стоимость товара, если покупатель возвращает его из-за брака или если в посылке окажется не та вещь. Вдобавок Wildberries запретил выводить средства, если у владельца пункта выдачи накопился долг.

14 марта владельцы и представители ПВЗ осадили офис маркетплейса в Москве из-за недовольства новыми условиями. Вечером того же дня появились сообщения о том, что прокуратура Московской области проверит сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries. А накануне бунт с лозунгом «против 100-процентного списания брака из зарплаты» прокатился по другим городам страны, прежде всего на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале. Соцсети заполонили сообщения с фото и видео закрытых отделений маркетплейсов.

Согласно новым правилам, с сотрудников могут удерживать полную стоимость товара, если покупатель возвращает его из-за брака, или если в посылке окажется не та вещь Согласно новым правилам, с сотрудников могут удерживать полную стоимость товара, если покупатель возвращает его из-за брака или если в посылке окажется не та вещь Фото: Petrov Sergey/news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

В Wildberries поначалу заявили, что все пункты выдачи работают в обычном режиме, но позднее уточнили, что закрыли несколько ПВЗ, поскольку не намерены сотрудничать с нецивилизованными партнерами. У крупнейшего онлайн-магазина в России 33 тыс. пунктов выдачи заказов. Почти 14 тыс. из них партнерские.

Накануне представители ПВЗ и Wildberries провели встречу с участием депутатов Госдумы, на которой были озвучены претензии партнеров маркетплейса. Как рассказал РБК глава комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг, Wildberries «проявила добрую волю». Маркетплейс готов разобрать все претензии, компания взяла паузу для изучения требований партнеров. В Wildberries готовы отменить какие-то автоматизированные решения и перевести их обратно в ручной режим. На завтра, 17 марта, по этому вопросу назначена новая встреча в Госдуме. 

После заявления Котякова в телеграм-канале Shot появились сообщения о том, что маркетплейс массово возвращает списанные деньги за штрафы. Об этом сотрудникам телеграм-канала рассказали владельцы пунктов выдачи в нескольких городах. «По их словам, после вчерашнего совещания в Госдуме компания решила утихомирить забастовку: стала возвращать все удержания за подмену до рубля. Впрочем, владельцы уверены, что „Ягодки“ могут так вести себя на первых порах, чтобы бунтовщики успокоились и продолжили работать», — сообщают авторы Shot.

У крупнейшего онлайн-магазина в России 33 тысячи пунктов выдачи заказов. Почти 14 тысяч из них партнерские У крупнейшего онлайн-магазина в России 33 тыс. пунктов выдачи заказов. Почти 14 тыс. из них партнерские Фото: Petrov Sergey/news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

«К развитию штрафы не ведут, только к накапливанию проблем»

В Татарстане взбунтовавшихся ПВЗ не было замечено. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» не обнаружили в пунктах выдачи Wildberries в Казани объявлений о закрытии точки. Внутри одного из ПВЗ работа шла в привычном режиме — на столе стояла коробка с товарами, которую сотрудник пункта выдачи разбирала и сканировала. По ее словам, ПВЗ пока не планирует закрываться. «В Казани пока не слышала об этом, но говорят, что в Москве прямо много [ПВЗ, бунтующих против новых правил]», — рассказала девушка. В пресс-службе аппарата уполномоченного при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что жалоб от партнеров Wildberries не получили. 

В ответ на запрос корреспондента нашего издания пресс-служба Wildberries сообщила, что пункты выдачи заказов маркетплейса продолжают работать в обычном режиме. «Информация о „забастовке“ не соответствует действительности. Заказы можно получать без ограничений», — отметили в компании. 

Сегодня в Казани открылся международный форум-выставка Kazan Big Ecom Forum 2023, в кулуарах которого только и разговоров было, что о бунте партнеров Wildberries. При этом мнения участники форума высказывали полярные. «Конечно, штрафы справедливы! А кого еще штрафовать? Я три года торгую и, как владелица магазинов, хочу, чтобы все нормально работали. Я, что ли, должна за браки отвечать? Это не моя вина», — эмоционально заявила в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» предпринимательница, стоя в очереди на регистрацию участников форума. Собеседница издания убеждена, что бизнесмены, инвесторы и маркетологи собрались здесь ради одной цели — обсудить проблемы взаимодействия с Wildberries на фоне забастовок. 

Региональный форум для селлеров маркетплейсов KAZAN BIG ECOM FORUM 2023 Региональный форум для селлеров маркетплейсов Kazan Big Ecom Forum 2023 Фото: Нурия Фатхуллина

Форум был разделен на две площадки, на которых эксперты делились опытом, рассказывали о трендах, обсуждали минимизацию рисков, окупаемость своих магазинов и прочее. Бо́льшая часть участников заинтересовались лекциями, а остальные пришли потусить с единомышленниками за чашкой кофе. Селлеров, которые пострадали из-за нововведений Wildberries, корреспондент нашего издания вычисляла по обеспокоенному взгляду. Чаще всего они не были вовлечены в общение со спикерами, держась в стороне. К примеру, производитель спортивной одежды Сергей (имя изменено — прим. ред.) остался недоволен бунтом. По словам селлера, забастовки ударили по его бизнесу: из-за закрытия точек клиенты не могут получить оплаченный товар и обвиняют в этом продавца, что сказывается на лояльности.       

«Клиенты думают, что если был брак, то это тоже наша вина. Мы честные предприниматели и отправляем свой товар на склад Wildberries, откуда логистику проводит сама компания. Не могу сказать точно, почему до людей доходит бракованный товар. Но перекладывать весь ущерб на ПВЗ несправедливо — пункт только принимает товар со склада и выдает», — отмечает он.

Другой собеседник издания Евгений продает на маркетплейсе товары прямиком из Китая. С его слов, цепочка поставки слишком большая и отследить, кто именно повредил товар, невозможно. «У меня перевозка отдана на аутсорсинг. По пути товар может помяться, а на складе приемщики, может, наступили или сели на него. Пока это дойдет до получателя, 100 раз может испортиться. И я это не контролирую», — объясняет предприниматель. 

«У меня перевозка товара отдана на аутсорсинг. По пути товар может помяться, а на складе приемщики, может, наступили на товар или сели на него. Пока это дойдет до получателя, 100 раз может испортиться. И я это не контролирую» «У меня перевозка товара отдана на аутсорсинг. По пути товар может помяться, а на складе приемщики, может, наступили на товар или сели на него. Пока это дойдет до получателя, 100 раз может испортиться. И я это не контролирую» Фото: «БИЗНЕС Online»

Забастовка — логичное стечение обстоятельств, считают некоторые собеседники издания. Как отмечает менеджер трех крупных магазинов Роман, негативные тенденции в развитии маркетплейса он заметил в августе прошлого года, когда политика компании стала более жесткой. В частности, в отношении новых поставщиков ввели штрафы и пошлину за регистрацию. По его мнению, Wildberries не заинтересован в развитии площадки за счет притока новых продавцов. «Налицо монополизация крупных сфер, в том числе маркетплейс сам заходит как продавец. Такие тенденции проявляются и в других направлениях. Это касается большого количества штрафов, очень много теневых механизмов, которые не указаны в оферте. Wildberries ни с кем не считается и если какое-то решение принимает, то всегда в свою пользу. Сейчас мы видим, что пострадали руководители ПВЗ. Очень жестко поступили с теми, кто вышел на забастовку, — известны случаи расторжения договоров. У Wildberries есть пункт в оферте, который запрещает негативно отзываться о маркетплейсе в общественном пространстве. К развитию это не ведет, только к накапливанию проблем», — комментирует управленец.

Роман согласен, что большинство продавцов нередко отправляют качественный товар. «Но есть и проблема потребительского терроризма — люди на ПВЗ могут подменить товар в примерочной или получить товар, а дома заменить его более дешевым и сделать возврат, — объясняет он. — Учитывая количество посетителей, сложно уследить за этим». 

Основной конкурент Wildberries — это Оzon. Как отмечают селлеры в разговоре с «БИЗНЕС Online», у данной площадки методы взаимодействия с продавцами гораздо мягче, и на фоне скандала она может опередить по объемам компанию Татьяны Бакальчук. Но отказываться от сотрудничества с Wildberries никто не собирается. «Станем адаптироваться к новым условиям. Точно не будем уходить, потому что это хорошая площадка с неплохим клиентским трафиком», — говорят селлеры.     

Представитель профессионального сервиса аналитики маркетплейсов Market Guru предположил, что Wildberries мог ввести штрафы из-за отмывания денег, которым занимаются обычные покупатели. В СМИ эта схема уже описывалась — товар приобретается за счет кредитной карты, покупатель оформляет возврат с выведением средств на другую карту. Данную схему, объяснил собеседник издания, мошенники применяют, чтобы не получать проценты за использование кредитной карты. 

Основной конкурент Wildberries — это Оzon. И как отмечают селлеры в разговоре с «БИЗНЕС Online», у данной площадки методы взаимодействия с продавцами гораздо мягче и на фоне скандала она может опередить по объемам компанию Бакальчук Основной конкурент Wildberries — это Оzon. Как отмечают селлеры в разговоре с «БИЗНЕС Online», у данной площадки методы взаимодействия с продавцами гораздо мягче, и на фоне скандала она может опередить по объемам компанию Бакальчук Фото: «БИЗНЕС Online»

«6 марта нам перевели деньги, а 7 марта Wildberries расторг договор в одностороннем порядке»

Вопросы к «Диким ягодам» у татарстанского селлера Винера Шарифьянова возникли в августе 2022 года. На Wildberries он торгует в категории товаров для дома и детских товаров, продает пластиковые ванночки, горшки, детские слюнявчики. «Wildberries нас оштрафовал на 5,5 миллиона рублей. Штрафы касались якобы неверно указанных габаритов в карточке товаров. Хотя мы через систему аналитики все провели, все габариты были указаны верно. Погрешность может быть незначительная — в 0,5–1 сантиметр. Мы доказывали, что у нас изменений в карточках товаров не было, все было корректно», — рассказывает Шарифьянов.

Предпринимателю удалось урегулировать спор, Wildberries вернул 5,35 млн рублей. «Оставшийся „штраф“ в 150 тысяч решили не возвращать, мол, штраф „корректный и обоснованный“, но никаких доказательств со своей стороны не предоставили», — добавил Шарифьянов. ИП с этим не согласился и отправился в суд. Процесс Шарифьянов выиграл, деньги ему вернули. Но штрафы продолжали сыпаться, в неделю маркетплейс удерживал с селлера по 100–300 тыс. рублей. К осени 2022 года сумма штрафов подобралась к 1,5 миллиона.

Осенью в Казань с визитом приехала Бакальчук. Несколько селлеров, улучив момент, передали ей открытое письмо с просьбой обратить внимание на те или иные проблемы. Одним из таких селлеров был Шарифьянов. «Она это претензионное письмо приняла. В тот же день по нам создали комиссию, и с помощью комиссии нам удалось вернуть часть штрафов. Но опять же вернули не все — мол, штрафы обоснованны. Доказательств снова не предоставили», — рассказывает Винер. Предприниматель подает второй иск против «Диких ягод» на сумму порядка 100 тыс. рублей плюс юридические расходы. Второе дело он тоже выиграл.

«Исполнительный лист по второму производству я подал в начале марта, и 6 марта банк „ВТБ“, в котором обслуживается Wildberries, одобрил взыскание, деньги перевели на наш расчетный счет. А 7 марта Wildberries расторг с нами как с селлерами договор в одностороннем порядке!» — возмутился собеседник издания.

Несмотря на непростые отношения, продавец рвется продолжать торговать через Wildberries — эта площадка выгоднее других. «Wildberries занимает лидирующее положение на рынке. Порядка 20 процентов рынка маркетплейсов ему принадлежат, и основную выручку нашего бизнеса сформировал именно Wildberries», — подытожил Шарифьянов. На расторжение договора он пожаловался в региональную ФАС, минпромторг РТ, татарстанскую прокуратуру и при необходимости готовится продолжить судиться. «Также мы отправили жалобу в ассоциацию компаний интернет-торговли, там есть комиссия по вопросам регулирования проблем между поставщиками и маркетплейсами. Ближайшее заседание состоится сегодня, 16 марта. Возможно, поднимут вопрос», — надеется селлер.