«Проснетесь через пять лет, а уже никого не останется. Велика Россия, а работать некому», — сгущали краски фермеры на ежегодном съезде во Дворце земледельцев. Зерна произвели так много, что теперь его проще выкинуть в море, чем продать, жаловались аграрии. Грантов же минсельхоза хватает только на одного из четырех фермеров, заявившихся на поддержку. В ответ они услышали критику от министра Марата Зяббарова — качество заявок оставляет желать лучшего, а 17% фермеров, получивших гранты, испаряются через пять лет после освоения денег. Подробнее — в нашем материале.
Президент ассоциации фермеров Камияр Байтемиров (слева) начал съезд с признания. Сегодняшние фермерские хозяйства и кооперативы уже не те, что просто производили и фасовали, многие ведут глубокую переработку сельхозпродукции
«Министерство само по себе, Камияр Мижагитович сам протаптывал себе дорогу»
На съезде ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана впервые представили нового замминистра Рустема Гайнуллова. С 1 марта он курирует вопросы поддержки малых форм хозяйствования вместе неожиданно ушедшего в конце прошлого года Ришата Хабипова.
Президент ассоциации фермеров, крестьянских подворий и СПоК РТ Камияр Байтемиров начал съезд с признания. Сегодняшние фермерские хозяйства и кооперативы уже не те, что просто производили и фасовали, многие ведут глубокую переработку сельхозпродукции. С посылом согласился и министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров: «Это уже не фермеры, у нас есть сельхозпредприятия, которые не достигают такого уровня, как наши фермеры, — по надоям, поголовью, масштабам строительства».
Малыми формами в 2022-м было произведено валовой сельхозпродукции на 142,9 млрд рублей, в том числе КФХ на 35,6 млрд рублей. За фермерами числится 25% от всех посевных площади (740 тыс. га).
В 2022 году в КФХ получили 1,3 млн т зерновых, или 25% от всего урожая зерна в республике, а также 10% урожая сахарной свеклы. Фермерами произведено 26,7 тыс. т картофеля (3%), а вместе с личными подсобными хозяйствами — 822 тыс. т (89%). КФХ выращено 25,1 тыс. т овощей (9%), а с ЛПХ — 205 тыс. т (или 73% от общереспубликанских объемов). Фермеры наращивают производство животноводческой продукции, рост по производству молока составил 5%, по мясу — 1,5%.
Прямая поддержка малых форм (КФХ, ЛПХ) составила в 2022 году 1,4 млрд рублей, еще 1,4 млрд рублей КФХ получили, пользуясь другими видами поддержки на равных условиях с крупными сельхозтоваропроизводителями.
Отметив очевидные успехи фермеров, министр упрекнул их в том, что по поголовью скота КФХ впервые допустили снижение. Сейчас у фермеров содержатся 107 тыс. голов КРС, что на 1,3 тыс. голов меньше, чем год назад. Во многом это произошло из-за фермеров-грантополучателей, которые закрывают свои КФХ по истечении пятилетних обязательств. Фермерами за 2012–2022 годы получено 1 556 грантов на сумму 4,4 млрд рублей, из них прекратили деятельность 264 (или 17%).
«Мы всегда открыты к диалогу и готовы оказать необходимую помощь, чтобы фермер работал и успешно вел свой бизнес, передавая его детям и внукам, а не только осваивал грант», — критиковал глава министерства.
Зяббаров призвал ассоциацию фермеров работать вместе «как единая команда единомышленников». «Признаю, за последнее время министерство само по себе, Камияр Мижагитович сам протаптывал себе дорогу, такого быть не должно», — сказал министр.
Зяббаров призвал ассоциацию фермеров работать вместе «как единая команда единомышленников». «Признаю, за последнее время министерство само по себе, Камияр Мижагитович сам протаптывал себе дорогу, такого быть не должно», — сказал министр
«Икру надо видеть!»
Байтемиров поблагодарил глав КФХ за высокие темпы развития — сельские предприниматели производят около 50% валовой сельхозпродукции. Общая площадь сельскохозяйственных угодий выросла примерно на 30% по сравнению с 2016 годом (до 735,8 тыс. га). На 30% увеличилась численность крупного рогатого скота до 108 тыс. голов, из них 37,4 тыс. — коровы.
На манер Рустама Минниханова, который во время послания Госсовету РТ поднимает с мест передовиков производств, Камияр Мижагитович попросил под овации встать присутствующих в зале глав КФХ и их супругов, называя их поименно. А некоторых даже мирил — заметив, что один из фермеров сел вдалеке от своей жены, озабоченно уточнил: «Вы не в разводе?»
Критику Зяббарова о сокращении поголовья КРС у фермеров Байтемиров не прокомментировал. В своем докладе он взял более далекую перспективу. И у него получилось, что в течение 20 лет у фермеров идет увеличение поголовья коров и надоев молока. За 2022 год общие надои составили более 700 тыс. т, или 38% от всего татарстанского молока. «Как оно?» — не без гордости за коллег спросил докладчик у зала.
В последние годы фермерские хозяйства активно взялись за возрождение садов и ягодных плантаций, выращивание рыб и даже производство черной икры. «Встаньте, пожалуйста, спасибо вам!» — обратился Байтемиров к фермеру. «Икру надо видеть!» — живо отреагировали фермеры и зааплодировали. «Ну если пригласят, тогда да», — согласился докладчик.
Байтемиров говорил о том, что у фермеров на складах скопилось зерна на 6 млрд рублей, это примерно половина собранного в прошлом году урожая
«Мы должны ждать, когда все крестьяне выйдут в районные центры и города?»
Глава фермеров воззвал к министру: нужно увеличить средства на грантовую поддержку, желающих получить гранты в 4 раза больше, чем денег. «Если вы со мной согласны, давайте похлопаем!» — призвал Байтемиров, и гости наполнили зал овациями.
Зяббаров дал понять, что «готов искать и находить финансирование», но важно качество самих проектов. «Есть проекты настолько сырые, что мы их провалим. Давайте детально проанализируем каждый проект и поймем, сколько нам реально дополнительно нужно, а потом подумаем об источнике финансирования, — объяснил министр и пообещал: — Я готов максимально включиться в этот вопрос».
Байтемиров же заговорил о другой проблеме — у фермеров на складах скопилось зерна на 6 млрд рублей, это примерно половина собранного в прошлом году урожая. «И что, мы должны ждать, когда все крестьяне выйдут в районные центры и города?» — недоумевал он.
Это порождает вторую проблему — убыль сельского населения. «За 20 лет выбыло из сел и деревень более 102 тысяч населения от 18 до 58 лет. Если взять, что в среднем в районе проживают 23 тысячи человек, то 4,6 у нас остались вообще пустыми!» — приводил он статистику. Но как помочь фермерам с реализацией зерна, не рассказал.
«Аграрии продолжают ездить за сотню километров с целью сдать документы для получения субсидий», — добавил Байтемиров (в наш-то век IT-технологий!). Зяббаров согласился, что заявки нужно принимать в электронном виде. Он попросил фермеров выступить с предложением, в дальнейшем эта услуга будет оцифрована совместно с минцифры РТ.
Владелица птичьей фермы «Гудакен» из Зеленодольского района Кадэрия Лотфуллина сообщила, что у них есть своя установка для приготовления комбикормов. «Какую долю в валовом производстве продукции занимают корма?» — «30 миллионов»
«Может ли государство сделать стоп-цену?»
Владелица птичьей фермы «Гудакен» из Зеленодольского района Кадэрия Лотфуллина заметила, что у них есть своя установка для приготовления комбикормов. «Какую долю в валовом производстве продукции занимают корма?» — уточнил Байтемиров. Услышав ответ «30 миллионов», он живо обратился к залу: «Уважаемые коллеги, предприниматели, фермеры! Мы потеряли 30 миллионов рублей. Почему? Эти комбикорма [Лотфуллина] каждую неделю увозит в Глазов, в Удмуртию. Переток капитала! А наши комбикормовые заводы где?»
Он вспомнил историю: Марат Ахметов, будучи главой минсельхоза РТ, сказал руководителю одного из предприятий начать производить комбикорм. Через несколько дней выяснилось, что в машину вместе с комбикормом загружают еще и мешки соли. «Соль кинули, чтобы вы дома ее вмешали в комбикорм! — негодовал Байтемиров. — Что это такое? Каждый на своем месте должен отвечать: и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор. Надо этому уделять внимание, а не искать бадяжное молоко у фермеров».
Следом за Лотфуллиной слово дали Ильшату Гумерову, главе КФХ из Алексеевского района. Он рассказал, что у него 70% работников от 50 до 65 лет и только 4% — от 20 до 30 лет. «В других деревнях и этого нет. Если мы взглянем через несколько лет на сельское хозяйство… Проснетесь через пять лет, а уже никого не останется. Велика Россия, а работать некому», — негодовал владелец ферм.
Говорил он и о других проблемах фермеров, обращаясь к присутствующему в зале председателю российской ассоциации фермеров, депутату Госдумы Владимиру Плотникову. «Владимир Николаевич, объясните мне, не пойму: инфляция каждый год идет-идет-идет… Может ли государство сделать стоп-цену? Не повышать в такое тяжелое время цену на газ, свет и так далее? Эти ключи находятся в руках у государства. Как можно объяснить, что за электроэнергию сельхозтоваропроизводители платят больше, чем другие отрасли?» — вопрошал заслуженный агроном РФ, получая эмоциональную поддержку сидящих в зале. «Владимир Николаевич, посмотрите в зал. Это не обычные люди, это солдаты продовольственной безопасности», — заключил он.
О технике безопасности на сельхозпроизводствах говорил первый замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Рустем Валиуллов. Он сообщил, что в прошлом году на предприятиях АПК пострадали 12 человек, из них двое погибли. Количество несчастных случаев увеличилось почти в 2 раза. «Мы видим, что несчастные случаи связаны в основном с предотвратимыми факторами, такими как несоблюдение инструкций по охране труда, трудовой и производственной дисциплины, в том числе банальная торопливость», — объяснял в докладе спикер, обращаясь к фермерам с просьбой усилить контроль дисциплины для работников.
В феврале этого года 19-летний рабочий, который контролировал выгрузку зерна из силоса, ради забавы приблизился к воронке, и его затянуло. Он задохнулся зерном, попавшим в легкие. «Этот пример наглядно показывает недостаток в организации работы по охране труда, в частности формальное проведение инструктажей и обучение по охране труда», — подытожил замминистра.
Ильшат Гумеров рассказал, что у него 70% работников от 50 до 65 лет и только 4% — от 20 до 30 лет. «В других деревнях и этого нет. Если мы взглянем через несколько лет на сельское хозяйство… Проснетесь через пять лет, а уже никого не останется. Велика Россия, а работать некому», — негодовал владелец ферм
«А зачем мы зерно произвели?»
На съезд приехал и представитель Башкортостана — глава КФХ Зифкат Саетгалиев. Он напомнил, что в 68 км от его деревни родился первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Мы рядом. Мы ваши, вы наши», — шутя сказал выступающий сидящим в зале. Свой монолог он назвал «Размышления старого фермера». Проблемы у соседей, как выяснилось, тоже общие.
Главная — цены на зерно. В этом году было произведено 5 млн 300 тыс. т зерна, хотя Башкортостану нужно 2,5–3 млн тонн. Выходит, всем соседним регионам зерно тоже не надо покупать за пределами. «А зачем мы его произвели? Рыночной экономике надо производить столько, сколько проглатывает рынок. Лишнюю продукцию производить нельзя. Вы должны проснуться!» — восклицал за трибуной опытный фермер. Он призывал коллег подходить с умом к производству и сбыту культур, обращать внимание на финансы.
«Куда-нибудь уберите эти 2 миллиона тонн [зерна]! Высыпите его в море или еще куда-то! После этого и цена появится», — сокрушался Саетгалиев.
А вот глава КФХ из Альметьевского района Наиль Рафиков призвал не сгущать краски. «В корне не согласен, что не будем сеять, не будем пахать. Наши бабушки и дедушки на лошадях пахали, и мы стараемся работать и кормить страну», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.