На минувшей неделе Москва и Тегеран договорились об экспорте в Россию иранских автомобилей Saipa. Сторонами был подписан контракт на экспорт 45 тыс. автомобилей на общую сумму $450 миллионов На минувшей неделе Москва и Тегеран договорились об экспорте в Россию иранских автомобилей Saipa. Сторонами был подписан контракт на экспорт 45 тыс. автомобилей на общую сумму $450 миллионов Фото: Artem Sobolev/news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Договорились или нет?

На минувшей неделе Москва и Тегеран договорились об экспорте в Россию иранских автомобилей Saipa. Сторонами был подписан контракт на экспорт 45 тыс. автомобилей на общую сумму $450 миллионов. Ранее другой иранский автоконцерн Iran Khodro сообщил, что планирует к концу марта поставить в Россию 2 тыс. автомобилей.

Новость хорошая, особенно в условиях «автомобильного голода» и взлетевших до небес цен на транспортные средства.

Но тут же раздался глас российского минпромторга, который заявил, что поставки иранских автомобилей в РФ пока невозможны, поскольку «одним из основных условий для поставок импортных автомобилей, в том числе из Ирана, и их эксплуатации на территории Российской Федерации является прохождение сертификации транспортного средства».

Персидский автопром с 60-летней историей — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики Персидский автопром с 60-летней историей — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики Фото: Азат Ахунов

В Иране автомобиль — это не роскошь, а…

Персидский автопром с 60-летней историей — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики. По дорогам Ближнего Востока колесит множество машин, собранных именно в Иране. Более того, некоторым маркам удалось закрепиться и на мировом рынке.

Три крупнейших автозавода Ирана — Iran Khodro, Saipa и Pars Khodro — в среднем производит около 900 тыс. единиц автомобильной техники в год. Власти ставят задачу поднять общий объем производства до 1,2 млн автомобилей в год. 

Кроме трех крупных предприятий, имеется и отверточное производство — компания Kerman Motor (KMC), которая выпускает под своими брендами (MVM, Fownix и KMC) перелицованные китайские Chery и JAC. Все довольны: иранцы рапортуют об успешном импортозамещении, а предусмотрительные китайцы благодаря такой схеме избегают вторичных санкций. Кстати, KMC также строит планы по проникновению на российский рынок. Стоит напомнить, что китайский JAC — это отец-прародитель отечественного «Москвича» нового поколения. 

Наши чиновники много говорят об импортозамещении, но мало что делают. В Иране эта проблема решена. Почти все продукты — иранского происхождения. Люди покупают Peugeot, Renault и Samand местного производства. Те, кто беднее, перемещаются на мопедах и велосипедах местного производства. Все чиновники передвигаются исключительно на местных автомобилях, но уже представительского класса.

Патриотизм помогают воспитывать и заградительные пошлины на иномарки — одни из самых высоких в мире. Импортные тарифы на автомобили составляют от 55 до 95%, а транспортные средства стоимостью более $40 тыс. запрещены для ввоза в Иран. Тем не менее в год в страну в среднем ввозится до 60 тыс. импортных авто. 

Вместе с тем автомобиль Samand — это практически национальный бренд. Полиция, таксисты, чиновники предпочитают передвигаться именно на этом варианте иранского автопрома. Иранцы гордятся своим отечественным автомобилем, но на самом деле Samand — это не что иное, как слегка подретушированный Peugeot 405. Когда французы сняли эту модель с производства, иранцы подсуетились и выкупили все права на нее. Немного изменив внешний вид, они не стали трогать внутренности: двигатель, подвеска — почти все это осталось от Peugeot.

Автомобиль для иранца — это почти дом родной: из-за хронических пробок, особенно в больших городах, среднестатистический житель страны проводит в автомобиле по многу часов ежедневно Автомобиль для иранца — это почти дом родной: из-за хронических пробок, особенно в больших городах, среднестатистический житель страны проводит в автомобиле по много часов ежедневно Фото: Азат Ахунов

«Машинами заставлены все улицы»

Автомобиль для иранца — это почти дом родной: из-за хронических пробок, особенно в больших городах, среднестатистический житель страны проводит в автомобиле по много часов ежедневно. За рулем можно увидеть как мужчин, так и женщин, никаких гендерных и религиозных предрассудков. Машинами заставлены все улицы, проезды, переулки, да так, что не то чтобы проехать — пешком пройти невозможно. Но иранцы каким-то образом умудряются протискиваться на своих автомобилях сквозь искусственные баррикады, «словно верблюд через игольное ушко». 

Иранцы относятся к своему автомобилю и как к храму. Особенно в священный для шиитов месяц Мухаррам, когда вся страна находится в месячном трауре по невинно убиенному третьему шиитскому имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. Прошло уже 14 веков, а иранцы до сих пор не могут простить себе то, что не смогли уберечь его от смерти. 

В Иране этот вопрос не подлежит обсуждению — шиизм сидит в крови, обычаях, традициях и менталитете народа. Простые иранцы, выражая свою сопричастность, обклеивают машины наклейками «Йа, Хусейн!» («О, Хусейн!»), разливают по капоту красную краску, стилизуя ее под разбрызганную кровь шиитского имама. В это время в стране отменяются все увеселения, которых и так немного, по всему Ирану проводятся траурные мероприятия, шествия, демонстрации.

Машинами заставлены все улицы, проезды, переулки, да так, что ни то, чтобы проехать — пешком пройти невозможно Машинами заставлены все улицы, проезды, переулки, да так, что не то чтобы проехать — пешком пройти невозможно Фото: Азат Ахунов

«Иранский «Скакун» до сих пор бегает по дорогам России и Беларуси»

Хочешь узнать реальную ситуацию с иранскими машинами в России — заходи на сайты бесплатных объявлений типа Avito или Auto.ru. Если взять Iran Khordo Samand, то только на первом сайте представлено 2,8 тыс. автомобилей. В основном продают машины середины 2000-х, но есть и совсем свежие — производства 2022 года. Разброс цен большой: от 60 тыс. рублей за совсем древние, битые «старички» и до 1,5 млн за «нулёвые» машины прошлого года.

Все это остатки былой роскоши, в Россию автомобили Iran Khodro Samand поставлялись напрямую из Ирана в 2004–2009 годах (по другим данным, в 2006–2009 годах — прим. авт.). Некоторое время бренд входил в число самых продаваемых дешевых иномарок. Многие помнят этот надежный и неприхотливый автомобиль по запоминающемуся шильдику в виде головы лошади. Samand в переводе с персидского означает «скакун». 

Поставки автомобилей были прекращены из-за введения в РФ экологических норм «Евро-4», которым иранские седаны не отвечали, ну и из-за западных партнеров тоже, которых Россия тогда старалась лишний раз не нервировать. Например, в 2005 году случился скандал с реализацией на российском рынке Peugeot 206, произведенных иранским заводом Iran Khodro, которые были дешевле французских машин на $1,5–3 тысячи. Французская сторона подняла шум, и в итоге московское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) России вынесло решение, запрещающее продавать на территории России автомобили Peugeot 206 иранской сборки. С 2006 года Iran Khodro начал поставлять в  Россию исключительно «Саманды». Отсюда, видимо, и путаница со временем проникновения иранцев на российский рынок. Всего было реализовано около 12 тыс. экземпляров «Самандов».

Иранский «Скакун» до сих пор бегает по дорогам России и Беларуси. Если почитать отзывы на специальных автомобильных форумах, то создается впечатление, что это автомобиль всех времен и народов.

«Очень удобный в целом. Внутри сидеть приятно и просторно. Без излишеств — ровно в меру. Тяговитый движок 1,8 литра. Несмотря на малую полную мощность (и низкий налог) — до оборотов 4000 едет не хуже 120–130-сильных. Оцинкован по крышу. Отлично управляется. Даже через 7 лет комплектация не выглядит бедной, высокий клиренс», — пишет один из счастливых обладателей «Саманда» 2007 года. 

«Просторный и удобный салон. При езде на дальние расстояния спина не устает. Хорошо заводится даже при минус 40 градусах без всяких подогревов. Высокий клиренс, энергоемкая подвеска, двойная оцинковка кузова», — вторят ему другие автолюбители.

Самая богатая версия Samand LX оснащалась ABS, электроприводом передних сидений, русифицированным бортовым компьютером с голосовым управлением, парковочным радаром и легкосплавными колесными дисками. В 2008 году спереди начали устанавливаться подушки безопасности.

За эти годы Россия сильно продвинулась во многих направлениях. Навряд ли, даже учитывая сложное положение российского автопрома и непрекращающиеся санкции, власти дадут добро на импорт морально и технически устаревших «Самандов». Да и потребитель стал другим — более требовательным к качеству и комфорту. На этот случай иранцы держат в рукаве козыри — рестайлинговые варианты отца-основателя под марками Soren и Dena. И главный их довод — это цена. У себя на родине «Саманд» продается за $6–8 тыс., а его обновленные версии — за $7–11,5 тысячи.

Кроме того, Iran Khodro имеет в своей линейке более современные модели, например седан Tara, представляющий собой доработанную версию Peugeot 301/Citroen C-Elysee 2012 модельного года. Этот автомобиль — «одноклассник»  LADA Vesta, KIA Rio и Skoda Rapid.

Компания Saipa готова предложить седан С-класса Shahin, построенный на платформе Toyota, хотя этот бренд в основном вдохновляется корейской KIA.

Президент Татарстана Рустам Минниханов осенью прошлого года посетил в Тегеране завод крупнейшей иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro Президент Татарстана Рустам Минниханов осенью прошлого года посетил в Тегеране завод крупнейшей иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro Фото: https://rais.tatarstan.ru/pres...

«Иранцы заинтересованы в новых рынках»

Продукцию иранского автопрома успешно поглощает локальный рынок, идет успешный экспорт в соседние страны. Однако, учитывая рост объема производства, иранцы заинтересованы в новых рынках, но как поведет себя российская сторона — не будет ли искусственно затягивать процесс сертификации иранской продукции?  

Президент Татарстана Рустам Минниханов осенью прошлого года посетил в Тегеране завод крупнейшей иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro. На встрече с руководством автозавода Минниханов отметил, что республика может быть интересна иранским партнерам в вопросах автомобилестроения ввиду наличия уже подготовленного персонала и производств компонентов.

Видимо, речь идет о новом партнере для «Соллерс-Елабуга». Почему нет? Была же в прошлом в целом успешная история сотрудничества с GM, Fiat, Ford, сейчас развиваются партнерские отношения с китайским JАС. И в данном случае Татарстан мог бы стать своего рода хабом для проникновения на российский рынок продукции иранского автопрома.