ПОБЕДИЛИ СОЗДАТЕЛИ МЕЧЕТИ

Напомним, что государственная премия имени Тукая – главная государственная награда Татарстана в области культуры. Ее сумма – триста тысяч (такую сумму может плучить каждый из победителей). Правда, если на премию выдвигается коллектив авторов, она делится между всеми номинантами, причем руководитель проекта получает или половину, или одну треть.

Премия, учрежденная в Татарстане в 1958 году и ежегодно вручаемая нескольким номинантам, по сведениям, которые газета «БИЗНЕС Online» получила из конфиденциальных источников, заслуживающих доверия, в этом году впервые присуждена только одной группе номинантов. Ими стали создатели архитектурного комплекса мечети "Кул Шариф" Искандер Сайфуллин, Сергей Шакуров, Андрей Головин, Айвар Саттаров, Альбина Даишева, Зуфар Галиуллин и Рустем Забиров.

Что же случилось с другими соискателями высокой награды?

КТО В АРЬЕРГАРДЕ?

По сути, за создателей мечети жюри проголосовало единодушно. Остальные номинанты собрали по одному-двум голосам, максимум трем. Это и понятно. Если в комиссии находится председатель творческого союза, он по-любому проголосует за своего номинанта.

Кто же остался за скобками? Это художник по коже Софья Кузьминых, искусствовед и поэтесса Розалина Шагеева (за книгу стихов), композитор Ильдус Якубов, дирижер Ренат Салаватов, музыковеды Земфира Сайдашева и Фарида Салихова, руководитель ансамбля фольклорной музыки Айдар Файзрахманов. И целая «бригада» писателей – Клара Булатова, Флера Гиззатуллина, Набира Бикчурова, Рауль Мир-Хайдаров.

МОНОГРАФИЯ – НЕ ПОВОД ДЛЯ ПРЕМИИ

Разумеется, все номинанты – это люди достойные. Но получить государственную премию РТ можно только за действительно значимый конкретный вклад в нашу культуру.

Если на конкурс выдвигается монография, по сути, то, что когда-то делалось для защиты докторской или кандидатской диссертаций, может ли это быть причиной получения самой высокой нашей награды? Вряд ли.

Еще одна претензия – нельзя выдвигать номинанта, не конкретизировав его заслуги. Что значит «за концертные программы» как это было в одном случае? Это расплывчато и неконкретно.

Эти причины и заставили комиссию принять беспрецедентное решение – выбрать для награды единственного (!) номинанта. В нашем случае – это создатели мечети "Кул Шариф", ставшей уже одной из визитных карточек Татарстана.

- Премия должна присуждаться достойным. В свое время ее получили, например, Зульфат или Альбина Шагимуратова, люди, которые прославили Татарстан, - говорит член комиссии, председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин.

3190_1135024423897_1475934320_30328011_1737914_n.jpg

Последнее слово остается за президентом РТ. Указ о премии 2012 года он должен подписать до 26 апреля, а в день рождения Тукая на митинге возле памятника поэту имена победителей будут по традиции официально названы

РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО ЗА ПРЕЗИДЕНТОМ

Если повнимательнее присмотреться к списку номинантов этого года, то видна его некоторая несбалансированность. Наши писатели явно доминируют, а вот театры, например, вообще не представлены.

В чем же причина? Скорее всего, в том, что комиссия, которая занимается отбором номинантов, сработала не очень четко, выбрав для себя весьма расплывчатые критерии.

На заседании комиссии вчера прозвучали слова о том, что, возможно, не стоит присуждать премию каждый год, наверное, есть резон давать ее раз в два-три года, таким образом, подняв ее престиж.

- Надо просто ориентироваться на положение о госпремии РТ. Там все четко прописано: «за выдающиеся заслуги», - говорит еще один член комиссии по премиям, главный режиссер Камаловского театра, председатель союза театральных деятелей РТ Фарид Бикчантаев.

Но последнее слово все-таки остается за президентом РТ Рустамом Миннихановым. Указ о премии 2012 года он подпишет до 26 апреля, а в день рождения Тукая на митинге возле памятника поэту имена победителей будут по традиции официально названы. Так что пока интрига сохраняется.

P.S. После того как этот материал был опубликован, в кабинете министров завершился брифинг, посвященный итогам работы комиссии по присуждению Тукаевских премий этого года.

На нем было официально подтверждено: единственным претендентом на получение высшей награды в области культуры в РТ стал коллектив авторов, построивший мечеть Кул Шариф. Это предложение комиссия внесла на рассмотрение президенту РТ, который по положению является председателем комиссии по Госпремиям.

После брифинга вице-премьер РТ, заместитель председателя комиссии по Госпремиям РТ Зиля Валеева дала эксклюзивный комментарий «БИЗНЕС Online»:

- Премия – это не разменная монета, не грант, не материальная помощь, она присуждается за произведение действительно выдающееся, получившее общественное признание. Так сказано в положении. Последнее время, об этом писалось и в СМИ, и обсуждалось в Интернете, присуждение премий стало отчасти процессом рутинным.

Когда называешь фамилию лауреата, а тебя спрашивают: а кто это такой? – вот этого не должно быть. Этот год определил для нас новую точку отсчета в присуждении премии. Тукаевская премия – это не дежурная награда, она – самая высокая в нашей республике. Но ее престиж в последнее время, к сожалению, не всегда соответствовал этому высокому званию. Члены комиссии, когда принимали решение, это и имели в виду.

Очень трудно было членам комиссии, в том числе и из-за выдвижения большого количества писателей. Среди них, к сожалению, не оказалось абсолютного лидера. Они все, и ветераны, и те, кто творит сегодня, оказались одного уровня. И определить и дать премию одному, а не другому, таких аргументов у комиссии не было. И это тоже затруднило выбор.

Присуждение этой премии обозначило, в том числе, много вопросов, например, как выдвигают своих номинантов творческие союзы? Потому что самое большое количество голосов, но, к сожалению, не дающих право на премию, набрала писательница, которая выдвигалась вовсе не союзом писателей. Уровень ответственности должен повыситься на этапе выдвижения и обсуждения кандидатов.