Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда поступать по блату не имеет смысла

Есть известная фраза: «Самая лучшая школа — это та, что находится рядом с домом». В этом есть доля справедливости. Для многих родителей в условиях перманентного рабочего цейтнота локация школы возле дома — заветная мечта. Эта статья не для таких родителей. Как человек, проживающий за городом и ежедневно преодолевающий немалые расстояния от дома до школы, где обучаются собственных детей, я могу понять таких родителей. Но понимать не значит разделять. Я считаю, что школа — один из важнейших институциональных механизмов воспитания и социализации детей, и от правильности нашего выбора во многом зависит их будущее. 

Кроме государственных (читай — бесплатных) школ сегодня сложилась хотя и немногочисленная, но все же система негосударственных (платных) школ. Также есть большая прослойка школ, которые, хотя и являются государственными, активно реализуют дополнительные образовательные услуги во «второй половине дня». Сначалаа рассмотрим основные разновидности учреждений общего образования.

Начнем с верхнего уровня — специализированные лицеи. Эти учебные заведения, как правило, имеют узкий профиль, например физико-математический. Среди них можно выделить школы, обладающие статусом «лицеев для одаренных детей» и, как следствие, возможное отсутствие младшей школы и обучение с 7-го класса. У этой особенности свои плюсы. Во-первых, школа может отбирать наиболее талантливых ребят, несмотря на прописку. Во-вторых, отсутствие младшей школы позволяет администрации сосредоточиться на профилизации и качестве образования. Таких школ по определению много быть не может, поэтому в них очень высокий конкурс. Решать вопрос с поступлением по блату в такие заведения нет смысла, если ребенок не обладает значительным багажом знаний и огромной мотивацией к обучению. Учиться за него никто не будет, а самостоятельно он может и не потянуть.

Селекция на входе, работа с одаренными детьми дает максимально возможные результаты на выходе — срабатывает эффект «высокой базы». Среди выпускников таких школ много победителей и призеров всероссийских олимпиад. К сожалению, в основном эти одаренные ребята уезжают из регионов в Москву и Санкт-Петербург. При выборе такой школы родителям необходимо взвесить все за и против:

  • оценить возможности здоровья своего ребенка, поскольку нагрузки будут запредельными;
  • готовность тратить большое количество времени на самостоятельную работу и подготовку к олимпиадам;
  • дополнительные финансовые расходы на приобретение книг, материалов, программного обеспечения, поездки и. т. д. 

Среди них можно выделить наиболее знаковые: лицей №131, гимназия-интернат №4, лицеи-интернаты №2 и №7, школа «СОлНЦе», а также лицеи, сформированные в структурах республиканских университетов, — лицей им. Лобачевского КФУ и др.

Следующую группу я бы назвал «концептуальные школы». К таким общеобразовательным учебным заведениям можно отнести: «Лицей Иннополиса», «Лицей-Инженерный центр», СУНЦ инженерный лицей КНИТУ-КАИ, СУНЦ IT-лицей при КФУ, Международную школу «Следующую группу я бы назвал «концептуальные школы». К таким общеобразовательным учебным заведениям можно отнести Лицей Иннополиса, Лицей – инженерный центр, СУНЦ инженерный лицей КНИТУ-КАИ, СУНЦ IT-лицей при КФУ, Международную школу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Образование «с концепцией» или массовая школа?

Следующую группу я бы назвал «концептуальные школы». Такие школы, как правило, небольшие по численности обучающихся, но это не должно вводить вас в заблуждение, многие из них имеют очень высокий уровень подготовки, подтвержденный различными формальными и неформальными победами (конкурсы, рейтинги и т. д.). Учебные заведения из этой группы отличаются собственной серьезной стратегией развития и более широкой профилизацией чем, например, просто физика или математика. Среди педагогов таких учебных заведений часто можно встретить университетских преподавателей. Часто такие лицеи функционируют под крылом университетов. Учиться в концептуальных школах непросто, как и в лицеях для одаренных детей. Упор в них делается на междисциплинарные знания, связанные, например, с инженерией или экономикой. К таким общеобразовательным учебным заведениям можно отнести Лицей Иннополиса, Лицей – инженерный центр, СУНЦ инженерный лицей КНИТУ-КАИ, СУНЦ IT-лицей при КФУ, Международную школу.

Концептуальные школы в общем числе учебных заведений РФ составляют небольшое количество. Но это очень востребованный и растущий сегмент общего образования. Сформировать такой лицей с нуля практически невозможно, как и создать его без команды единомышленников, а также стройной и последовательной концепции развития. Скоро на рынке консалтинговых услуг появится новый сегмент — «упаковка» школы под ключ с одновременным подбором и подготовкой педагогов и управленческих команд. Очень приятно наблюдать, что такой сложный в реализации сегмент, как концептуальные школы, представлен в нашей республике очень неплохо.

Далее можно выделить крупные многопрофильные школы и так называемые центры образования. Это прежде всего массовые школы. Развивать такой сегмент общего образования с административно-организационной точки зрения нелегко. К неоспоримым плюсам можно отнести хорошее материально-техническое оснащение: компьютерные классы, профильное учебное оборудование, великолепные спортивные и актовые залы, похожие на современные театральные площадки, бассейны. В нашем городе в такие школы выстроилась очередь из родителей. Некоторые даже специально покупают жилье вблизи таких школ, дабы прописка стала проходным билетом. Сегодня это растущий и сверхмассовый сегмент, так что в ближайшие пару лет мы увидим еще больший рост популярности таких учебных заведений. В Казани нумерация таких школ, как правило, начинается с цифры 180: 181, 186 «Перспектива» и, конечно же, 187 «Ритм». Некоторые из этой категории школ находятся в новом микрорайоне «Салават Купере»: политехнический лицей №182, лицей №188 «Бионика», гимназия №189 «Заман». Исключение из этого правила — школа «Адымнар» (бывшая школа №165) и «Унбер» (многопрофильный лицей №11).

Школы подобного масштаба выгодны государству. Они позволяют одномоментно решить проблемы со школьной доступностью в микрорайоне. Многопрофильность же дает — через вариативную часть образовательной программы, а также систему дополнительного образования — широкие возможности профориентации и ранней профилизации. Хочется надеяться, что чиновники от образования предусмотрят нужное количество бюджетных мест на педагогические направления в вузах. А иначе в таких прекрасно оборудованных школах детей просто будет некому учить. 

Для промежуточных и итоговой аттестаций ребенок прикрепляется к муниципальной школе и, как показывает практика, зачастую неплохо сдает ОГЭ и ЕГЭ «Для промежуточных и итоговой аттестаций ребенок прикрепляется к муниципальной школе и, как показывает практика, зачастую неплохо сдает ОГЭ и ЕГЭ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Семейное обучение или платная школа?

Далее идут обычные муниципальные школы. Основным их преимуществом является транспортная и пешеходная доступность. В большинстве таких школ не самая современная материально-техническая база и не самый лучший ремонт. Но в нашей стране значительное количество детей обучаются именно так. Попасть в такие школы просто, по закону каждый ребенок имеет право на общее образование и обязан его получить. 

Наконец, нельзя не отметить сегмент неформального образования. Это не совсем школы. Это просто родители, неудовлетворенные традиционными общеобразовательными заведениями, которые забрали детей из школы для обучения на дому. Подавляющее число таких семей детей самостоятельно не обучают. Находятся активные родители, которые организуют на съемной территории учебный процесс в соответствии с собственными представлениями о хорошем общем образовании. В таких организациях отсутствуют «лишние», по мнению родителей, дисциплины или те, которыми можно заниматься дополнительно в секциях или кружках. До минимума сведена общественная составляющая. За счет этого усиливается подготовка по профильным предметам — математике, физике, химии, информатике. Для промежуточных и итоговой аттестаций ребенок прикрепляется к муниципальной школе и, как показывает практика, зачастую неплохо сдает ОГЭ и ЕГЭ. 

Не стоит думать, что это маргиналы, скорее наоборот. Как правило, это интеллигентные и хорошо зарабатывающие члены общества, сделавшие осознанный выбор в пользу такой формы обучения своих детей. И это движение набирает обороты. Уверен, для руководителей, занимающихся развитием общего образования, необходимо проанализировать этимологию такого явления и только потом делать выводы и принимать управленческие решения.

Наконец, коммерческие школы. К сожалению, в нашей стране за прошедшие годы с момента распада СССР так и не сложилась более или менее устойчивой системы негосударственного образования. Это касается как высшего, так и общего образования. Немногие примеры успешных частных школ лишь доказывают сказанное. Можно долго рассуждать о причинах, но факты говорят о том, что обеспеченные люди не идут по пути Леланда Стенфорда и не торопятся формировать свое наследие через создание новых школ и университетов. Среди негосударственных учебных заведений можно выделить одну из старейших школ — «Елена-Сервис».

«Важным моментом является возможность посещать дополнительные занятия профильной направленности и различные секции — в рамках своей школы» «Важным моментом является возможность посещать дополнительные занятия профильной направленности и различные секции в рамках своей школы» Фото: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press / www.globallookpress.com

Как проверить школу

На какие моменты стоит обратить внимание при выборе школы:

  • Личность директора. Как на корабле практически все зависит от капитана, так и в школе директор является лидером, от профессиональных и личностных качеств которого зависит успешность учебного заведения. И если директор профессионален и активен, то и вся школа будет процветать, ну а если не повезло с директором, то и школа будет чахлой во всех смыслах этого слова. В школе все начинается и заканчивается директором, поэтому познакомьтесь с этим человеком и постарайтесь пообщаться. Вы сразу же поймете, кто перед вами: человек, заинтересованный в развитии учебного заведения, болеющий за результаты и успехи своих учеников, или же просто администратор, для которого школа — очередной шаг в карьерной лестнице. В любом случае чуткое сердце родителей подскажет, когда вы увидите своего директора.
  • Педсостав. В школе вашей мечты должен быть сформирован полный штат педагогов. И это не шутка. В последние годы в большинстве школ наблюдается нехватка учителей. Поэтому для начала педагоги просто должны быть в школе. Далее — неплохо, если педагоги не «универсалы» в смежных областях, например в технологии и информатике, а специалисты по своему предмету. С учетом востребованности инженерных профессий стоит пристальнее присмотреться к педагогам физики, химии и информатики. Не стоит забывать и о царице наук — математике. К сожалению, далеко не все школы могут похвастаться хорошими преподавателями физики или информатики, а ведь от педагога в большей степени зависит формирование у молодежи интереса к тем или иным дисциплинам. 
  • «Корпоративная культура». Речь о морально-этических нормах поведения, препятствующих или, наоборот, способствующих развитию таких негативных проявлений, как коррупция, буллинг и. т. д. Разобраться в том, есть ли подобные проблемы в школе, помогут друзья, знакомые, а также соцсети и группы в мессенджерах. Кроме того, нужно обратить внимание на репетиторство. На первый взгляд в этом нет ничего предосудительного. В ситуации массового образования, когда в классе 30, а иногда и 40 школьников, обеспечить одинаково равный высокий уровень преподавания практически невозможно. Но на самом деле развитие массового репетиторства педагогов в своих классах является нехорошим знаком как с этической, так и с профессиональной точки зрения. Это косвенно может свидетельствовать (или не свидетельствовать) о формировании скрытой системы поборов. 
  • Микроклимат в классах. Навести справки о классе, в который вы собираетесь вести ребенка, стоит заранее. К сожалению, школьный буллинг, как и дедовщина в армии — это во многом схожие явления, и появляются они в той среде, где ослаб формальный контроль руководителя, а неформальный авторитет перешел в руки деструктивных элементов. Поэтому в школе очень важна административная вертикаль: директор – замдиректора по воспитательной работе – классные руководители – педагоги. Именно от их организационных способностей, активности и жесткости зависит результат воспитания. К сожалению, в постсоветской России авторитет учителя сильно пошатнулся. Если еще в 90-х годах ХХ века жесткое замечание со стороны педагога непослушному ученику воспринималось как само собой разумеющимся, то сейчас ситуация изменилась в противоположную сторону. Сегодня мы видим видеоролики, где ученики издеваются над педагогами. И обуздать такое поведение бывает очень сложно. Педагоги прекрасно понимают причины такого поведения — безнаказанность рождает вседозволенность. А не допустить это, скорее всего, можно было жестким замечанием и выговором, сделанным, когда подобный хулиган еще учился в младшей школе. Я не призываю вернуть розги, однако нужно понимать, что смещение педагога с «морального пьедестала», потребительское отношение к школе как к «образовательной услуге» сделали свое дело. Важно повернуть вектор в обратную сторону.
  • Допобразование. Важным моментом является возможность посещать дополнительные занятия профильной направленности и различные секции в рамках своей школы. Разумеется, их посещение должно строиться строго на добровольных началах. Это позволяет родителям сэкономить на «транзакционных» издержках (не нужно тратить время и деньги на перемещение детей от школы до кружка) и не беспокоиться о том, сыты ли их дети. Ребятам это дает возможность быть занятым в течение дня и спокойно осваивать дополнительные дисциплины. Современное оснащение многопрофильных школ и лицеев в Казани позволяет реализовывать профилизацию в широком диапазоне прикладных компетенций от различных видов спорта до инженерии, педагогики, медицины и биотехнологий. Разумеется, школьные методисты должны пропускать весь контент «через себя». Независимо от того, основное это образование или дополнительное, качество материала и уровень его реализации должны быть на высоте.