ПЕРВЫЙ КАЗАХСТАНСКИЙ САМОЛЕТ – РОССИЙСКИЙ ИЛИ КАНАДСКИЙ?

«Российский самолет проигрывает канадскому в Казахстане» - статья под таким заголовком вышла в «Финам». Материал напоминает, что казахстанское руководство видело (именно так – в прошедшем времени) в самолетах МВЕН, которые должны выпускаться на карагандинском заводе «Сумкар», начало национального авиастроения. Однако на прошлой неделе минтранс этой страны объявил о презентации «первого казахстанского самолета». И вовсе не мвеновской разработки. На аэродроме Байсерке близ Алматы публике был представлен самолет «Арай» («Утренняя заря»).

В реальности машина называется CH8000AG (agricultural - сельскохозяйственный), это модификация самолета СН801 от канадской компании Zenair, выпускающегося в виде «набора для сборки». Версия 8000AG разработана специально для Казахстана и получила усиленную конструкцию, рассчитанную на взлет-посадку вне аэродромов. Собирает самолеты базирующееся неподалеку от Алматы ТОО «АвиаМастер Эйркрафт». Первые три «Арая» уже получили свидетельство о государственной регистрации, выданное комитетом гражданской авиации Казахстана. Между тем о производстве на «Сумкаре» ничего не слышно, пишет «Финам». Конкретной информации о дате подъема в воздух первого собранного в Казахстане «Фермера» нет. Похоже, что российские «Фермеры» проигрывают в Казахстане канадским наборам «собери сам», резюмирует «Финам».

Одной из возможных причин такой «смены вех» называется высокая цена специализированных сельскохозяйственных самолетов «Фермер». Ссылаясь на казахстанские СМИ, «Финам» пишет, что такие самолеты карагандинской сборки стоят около $300 тыс., в то время как «Арай» - $203 тысячи. Однако, сообщает «Финам», причина интереса казахов к канадской продукции не столь проста. Ведь «Фермер» все-таки изначально создан как сельхозсамолет, а «Арай» - обычная машина общего назначения, на которую просто установлено оборудование для распыления химикатов. Такой вариант менее эффективен, чем специализированная машина.

Причина канадского «вторжения» - бюджетные средства. Казахстан предполагает построить до 3 тыс. сельскохозяйственных самолетов, а это серьезные деньги, желающих получить которые хоть отбавляй. «Победа лоббистов карагандинского проекта оказалась временной, и вполне вероятно, что сейчас «Сункар» испытывает финансовые трудности», - делается вывод в статье.

«…КАЖДЫЙ ГОД ГИБНУТ ЛЮДИ»

Журналист «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать статью «Финам» финансового директора ООО «Фирма «МВЕН» Михаила Невельского.

- Да, мне звонил корреспондент «Финам», - подтвердил он, - я ему все объяснил. Странно… Если он хочет трактовать ситуацию таким образом… пусть трактует.

Что можно сказать по существу? Я давно знаю, что там собирались наладить производство этих канадских самолетов. Но рассматривать их как конкурентов нашим «Фермерам» нельзя. Это совершенно разные вещи. СН801 предназначен для того, чтобы людей катать, а не химию распылять. Это сверхлегкий самолет, он рассчитан на меньшие перегрузки, и тяговооруженность у него меньше. Он до такой степени «жидкий», что заявленных четырех человек поднимет, конечно, но будет страшновато. И потом, в Америке большие бетонные полосы, а как он будет в наших условиях работать, трудно сказать. Zenair имеет определенную политику: делать дешево с точки зрения технологии очень простые самолеты. С точки зрения функциональности для частного пользования они годятся, а для распыления удобрений… Сертифицировать их как сельхозсамолет просто нельзя. Как на нем будут работать, не знаю. Впрочем, и в России таких переделок немало: приторачивают к «животу» бак и поливают. И нам эти российские переделки тоже не конкуренты. Они все работают с малыми весами и нагрузками. Работают, как правило, «по-черному». Да, зарабатывают, но и бьются очень много – каждый год гибнут люди. Но об этом мало кто знает – и о том, что летают, и о том, что бьются… А мы сделали промышленную машину. Сейчас ждем сертификат типа.

Что касается цены. Не знаю, откуда у журналиста «Финам» информация о 300 тысячах долларов. Я ему сказал: «Фермер» стоит 4 миллиона 200 тысяч рублей – 140 тысяч долларов. А самолеты карагандинской сборки, думаю, будут дешевле. Другое дело, в следующем году планируем перейти на выпуск «Фермера-500». Он, конечно, подороже будет – где-то 170 тысяч долларов, но и в два раза больше будет нести, и возможности по сухим удобрениям появятся. А канадский самолет в Канаде стоит 175 тысяч долларов.

Далее. Мы не заявляли, что в первый год изготовим 36 самолетов, это проектная мощность первой очереди. На следующий год, может быть, будет столько, а в этом – 10 - 12. Сейчас есть заготовки на несколько самолетов, параллельно идет обучение персонала завода. Но понятно, что все гладко бывает только на бумаге.

Кстати, ребята, которые сегодня собирают в Казахстане канадские самолеты, предлагали и нам у них сборку организовать. Но мы не пошли по некоторым причинам – вызвали вопросы некоторые подходы. И эти ребята имеют определенный доступ, свое лобби в минтрансе… А если взглянуть шире, то какие-то конкуренты у нас все равно будут.