С возложения цветов сегодня в Казани началась череда мероприятий в честь 150-летия великого оперного певца Федора Шаляпина. Отдать дань уважения и выразить любовь артисту пришли не только работники культуры, но и обычные горожане, которые как один говорили о чувстве гордости за земляка

Для кого Шаляпин стал богом?

«У нас, у татар, есть Ильгам Шакиров, а у России — Шаляпин, — заявил руководитель администрации президента РТ Асгат Сафаров на возложении цветов к памятнику Федору Шаляпину на улице Баумана возле колокольни Богоявленского собора, где крестили будущую звезду мировой оперы. — Здесь было начало большого жизненного и творческого пути Шаляпина. Путь, который и через 150 лет не прервался, потому что его наследие бессмертно. И пусть память о гении Шаляпина вдохновляет еще многие поколения и дарит веру в свое доброе предназначение».    

Именно с возложения цветов сегодня в Казани началась череда мероприятий в рамках празднования 150-летия великого оперного певца, который родился 13 февраля 1873 года в деревянном флигеле дома торговца железом Павла Лисицина на улице Рыбнорядской (ныне ул. Пушкина, 10). Отдать дань уважения и выразить любовь артисту пришли не только работники культуры, но и обычные горожане, которые как один говорили о чувстве гордости за земляка. Несмотря на морозную февральскую погоду, площадь перед памятником была забита. Но в какой-то момент одному мужчине стало плохо, так что пришлось вызвать скорую помощь.

Казалось, что ничего больше не сможет омрачить день, однако сильно подвела аппаратура, а иногда микрофон так фонил, что выступающих вовсе не было слышно. Но обладателю Шаляпинской стипендии 2017 года, выпускнику Казанской консерватории Дмитрию Босову это не помешало спеть а капелла фрагмент «Вдоль по Питерской». «Благодаря ему весь мир знает, что значит русский артист. Для нас он является эталоном. Для любого певца, если провести знак равенства, Шаляпин равно бог», — отметил певец в свою очередь.

Мероприятие, которое от силы длилось минут 10, перешло в пешеходную экскурсию по шаляпинским местам Казани. Каждый день столица РТ встречает гостей, большинство из которых знают о Федоре Ивановиче и поэтому прямиком идут к его музею на ул. Горького, 10, где можно соприкоснуться с личными вещами музыканта, говорила экскурсовод Ирина Вавиличиева.

На доме по ул. Пушкина, 10 при участии Рустама Минниханова открыли мемориальную доску в честь Шаляпина

«Он Татарстан, Казань всегда ассоциировал с главной родиной»

После возложения цветов часть людей, которые не захотели идти на экскурсию, направились по адресу Пушкина, 10, где при участии президента РТ Рустама Минниханова должна была открыться мемориальная доска в честь Шаляпина. Здесь семья певца до 1875 года снимала небольшой деревянный флигель, затем переехала в деревню Ометьево (в старых книгах микрорайон назывался с буквы «о», а не «а», как сейчас), поскольку заработок его отца Ивана Яковлевича был не настолько большим, чтобы снимать жилье. Однако в 1879 году они снова перебрались в центр Казани и прожили в деревянной пристройке до 1881 года. Поскольку сам флигель не сохранился до наших дней, памятную доску планировалось открыть на фасаде ресторана «Сласти» со стороны улицы.

Примечательно, что барельеф не был прикрыт белой тканью, как это бывает при открытии подобных памятников. Поэтому собравшиеся к приезду Минниханова, который появился на полчаса позже обозначенного времени (находился с рабочей поездкой в Рыбно-Слободском районе), успели досконально осмотреть «бронзового» Шаляпина. Оставалось только мерзнуть в ожидании президента. Сверхъестественного в работе скульптора Тимофея Тюрина не было — за основу его работы взята фотография казанского периода певца, где он, еще молодой, устремился куда-то вдаль с нотами в руках.

«Важно сохранять память о Шаляпине, но не нужно подходить к нему слепо и брать за идола»

Некоторые пытались скоротать время, общаясь на светские темы, другие делились воспоминаниями, связанными с «виновником» торжества. Так, к примеру, завкафедрой музыкального театра Казанской консерватории Альфия Заппарова рассказала, как ее до слез поразили висевший в прихожей в музее-квартире Шаляпина в Санкт-Петербурге татарский бишмәт (черное пальто с овечьим воротником — прим. ред.) и картина в столовой, где была изображена татарская бабушка в платочке и с кошкой. «То есть он Татарстан, Казань всегда ассоциировал с главной родиной», — подытожила Заппарова свой рассказ. Ее коллега, завкафедрой вокального искусства, народная артистка РФ и РТ Зиля Сунгатуллина, порассуждала о подражателях Федора Ивановича. По ее словам, походить на кого-то не стоит никому, т. к. артист должен иметь свое лицо, но у него можно поучиться отношению к музыке, исполнительству, актерскому и вокальному мастерству.

Минниханов подчеркнул, что с именем Шаляпина связана целая эпоха развития русской культуры и он внес неоценимый вклад в развитие высокого оперного искусства, а созданные сценические образы стали эталоном

Три составляющие успеха Шаляпина

Когда приехал Минниханов, ему и первым было дано слово. Президент подчеркнул, что с именем Шаляпина связана целая эпоха развития русской культуры и он внес неоценимый вклад в развитие высокого оперного искусства, а созданные сценические образы стали эталоном. Примечательно, что к началу официальной части мероприятия снег, который шел целый час, прекратился и выглянуло солнце. 

«Мы помним и чтим память великого певца, — сообщил татарстанский лидер. — Ежегодно проводится оперный фестиваль имени Шаляпина, его имя носит одна из улиц столицы. Достопримечательностью города стал памятник великому земляку на улице Баумана. Мемориальная доска, которую мы сегодня открываем, станет новой данью творчеству великого Шаляпина. Хочу выразить слова благодарности всем тем, кто неравнодушен к культуре, истории и творчеству выдающихся знаменитых деятелей нашей республики. Очень важно беречь, сохранять и популяризировать культурное наследие, которое оставил нам Федор Иванович».

Директор ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, в свою очередь, отметил, что Шаляпин не относился к богатому сословию и при отсутствии нынешней системы музыкального образования смог реализоваться в выдающуюся фигуру. «Первый человек, который попал в западный мир в то время (когда не то что сегодняшние санкции), когда Советский Союз весь был изолирован, он представлял нашу русскую культуру», — сказал Мухаметзянов. Впрочем, заметим, что в Ла Скала Шаляпин пел еще в 1901 году, а, оставшись в 1920-х на Западе, был лишен на родине звания народного артиста. 

«Абсурд какой-то говоришь!»: как Рауфаль Мухаметзянов объяснялся за 100 тысяч евро для итальянца

«Кто бы мог подумать, что деревянный флигель на Рыбнорядской окажется таким хорошим местом для установки мемориальной доски», ­­— рассуждал ректор Казанской консерватории им. Жиганова Вадим Дулат-Алеев. По его словам, памятник очень гармонирует с местом, поскольку окружен оперным театром и концертным залом им. Сайдашева, а студенты консерватории будут вдохновляться творчеством Шаляпина, проходя мимо. «Потому учиться здесь искусству — это большая честь», — резюмировал он свое выступление.  

«Ваша благодатная земля, ваш удивительный и уникальный город подарили великого Шаляпина всему миру. Думаю, за одно это вашей великой земле и великому городу все человечество должно быть благодарно. Если бы Федор Иванович был с нами или видел нас оттуда сейчас, то был бы счастлив от того, как мы, его потомки, сохраняем его наследие и память о нем», — на этих словах вице-президента межрегионального шаляпинского центра, директора музея Островского Светланы Семиколеновой президент Минниханов взглянул на небо с улыбкой. В завершение своей речи она процитировала самого великого оперного баса, который говорил, что единственное, чему у него можем поучиться, — это неутолимое и постоянное движение. По словам спикера, «движение по-шаляпински» означает достижение поставленных целей своим трудом, талантом и творчеством.

После высокопарных слов Семиколеновой почитатели творчества певца возложили цветы к мемориальной доске и быстренько разбежались, поскольку уже успели замерзнуть за час на морозе.