mufti.jpg
Илдус Файзов объявил о том, что будет рассматриваться возможность снижения цен на хадж: «Она будет в районе 100 тысяч рублей»

ДУМ СТАНЕТ ИГРОКОМ

Сегодня председатель духовного управления мусульман РТ Илдус Файзов провел пресс-конференцию, посвященную теме хадж-2012. Муфтий напомнил, что паломничество в Мекку (оно в этом году пройдет в конце октября) - это один из пяти основ ислама и обязанность каждого состоятельного верующего.

«В мае будет утверждена квота на паломников для Татарстана. Она устанавливается из пропорции - одно место на тысячу верующих. В предыдущие годы квота для Татарстана устанавливалась на уровне 2 тысячи человек», - заявил Файзов. Из выделенных квот в прошлом году из Татарстана отправилось 1200 человек, а остальные 800 мест, как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Файзов, были переданы в регионы с компактным проживанием татарской диаспоры.

С этого года, по словам муфтия, несколько поменяются правила игры на рынке хадж-услуг. Теперь распределение всех квот в отличие от последних десяти лет, когда для республики был определен единый хадж-оператор - «Идель-хадж», будет контролировать само духовное управление мусульман. Напомним, что «Идель-хадж» можно назвать общим детищем предыдущего муфтия РТ Гусмана Исхакова и Рустема Гатауллина - экс-руководителя страховой компании НАСКО.

ВСЕ «ТЭРТИП»

По словам Файзова, если ранее контрольный пакет «Идель-хаджа» принадлежал ДУМ РТ, то сейчас эта доля снизилась. В итоге новое руководство татарстанского муфтиата инициировало создание собственного хадж-оператора. «100-процентным собственником новой структуры является ДУМ РТ», - пояснил муфтий. С названием для нового игрока в духовном управлении особо не утруждались – он будет называться ООО «ДУМ РТ Хадж».

Руководителем компании стал сотрудник муфтиата - Хабибулла Нафисуллин. Агентами у нового игрока в районах будут мухтасибы - руководители районных структур ДУМ. Правда, «Идель-хадж» и «Хизмет-тур» (второй крупный игрок на рынке Татарстана) на рынке все же останутся. «Они будут работать агентами. Так заключено соглашение с «Идель-хаджем», - заявил Файзов. По словам муфтия, они будут составлять списки хаджиев.

Как и следует из бизнес-логики выхода на рынок нового игрока, председатель ДУМ РТ объявил о том, что будет рассматриваться возможность снижения цен на хадж. «Она будет в районе 100 тысяч рублей», - пообещал муфтий. Причем из-за беспокойной ситуации на Ближнем Востоке под запрет попали автобусные туры, которые проходили по территории Турции, Сирии и Иордании, поэтому речь идет именно о авиатурах. По словам участников рынка, в прошлом году средняя цена авиатура была в районе 120 - 130 тыс. рублей.

В буклете ДУМ отмечается, что в стоимость тура не будет входить жертвенное животное (его стоимость - $120), питание (около $12 в день) и одежда паломника ($18).

Произошедшие изменения Файзов объяснил ставшим уже классикой в его исполнении татарским словом «тэртип» - «порядок должен быть во всем». Попытки корреспондента «БИЗНЕС Online» выяснить, в какой пропорции квоты будут распределяться между думским туроператором и привлеченными компаниями-агентами, закончились сворачиванием пресс-конференции. «Квота будет только у ДУМ РТ. Агенты будут помогать составлять списки хаджиев. Слушать надо. Все остальное будет идти через ДУМ», - сказал, как отрезал, Файзов.

ПОТЕНЦИАЛ ПО СНИЖЕНИЮ ЕСТЬ

Газета «БИЗНЕС Online» опросила участников рынка и туроператоров, как они оценивают изменения на рынке хадж-услуг.

Камиль Тарзиманов - директор турагентства «Салават тур»:

- В предыдущие годы из Казани уже устраивались хадж-туры, поэтому опыт в организации у людей есть. И ничего нового я поэтому не вижу. Другое дело, если они хотят полностью выполнять туроператорские функции. В целом резон есть. Опыт организации у ДУМ РТ есть, и если все будут делать правильно, все получится.

Конкуренция по предоставлению хадж-услуг жесткая. Различные религиозные мусульманские службы сами пытаются все делать: организовывать и автобусные, и самолетные поездки. Но не всегда все получается так, как надо, поэтому в Татарстане нужен серьезный оператор, который все это освоил бы в необходимом объеме. Это ведь не развлекательная поездка и не путешествие на отдых, а общественно-религиозное мероприятие. Хотя бы один оператор в Татарстане нужен.

Как представитель турбизнеса могу сказать, что резервы для снижения стоимости хадж-тура наверняка есть. Тот же самый авиаперелет должен стоить не больше 30 - 40 тысяч рублей туда и обратно. Но уж никак не 50 тысяч рублей. Есть и регулярные авиакомпании, которые выполняют перелеты. Это "Турецкие авиалинии" из Казани, узбекская авиакомпания, которая летает через Ташкент, "Аэрофлот" сейчас, насколько я знаю, допущен. Перелет составляет не более половины суммы. А проживание у паломников скромное (матрасы, комната на несколько человек), поэтому также составляет не более 40 тысяч на человека. В принципе, тур стоит не дороже 100 тысяч рублей. Если брать аналогичные туры и услуги, то они обходятся дешевле, чем хадж-тур.

Пакет услуг тура формируют операторы, и только они могут снижать стоимость. Мы же не знаем их условия контракта с авиаперевозчиками, наземными перевозчиками. Сегодня, конечно, цена далеко не низкая.

Хадж совершали и 10 - 15 лет назад, и цены были далеко не такие. Цены растут, но не так, чтобы в два-три раза, как было раньше. Так что, думаю, резерв для снижения есть. И потолок в 100 тысяч, как предлагает ДУМ РТ, – нормальная граница.

Тагир Исмагилов - региональный директор Хадж фонда России:

- Создание ДУМ РТ собственного оператора оцениваем положительно. Дело в том, что собственный оператор - это всегда порядок на рынке. И контроль над распределением квот - хорошо, тем более в таком благом деле, как отправка людей в паломничество. На Россию в целом выдают 20 тысяч 500 квот, средняя цена путевки - 80 - 120 тысяч рублей, то есть в целом рынок можно оценить в два миллиарда рублей, в Татарстане - около 200 миллионов рублей.

Нужно посмотреть, что входит в пакет услуг в заявленные 100 тысяч рублей. Если в пакет включены питание, гостиница находится в пределах шаговой доступности, в стоимость входит комплект паломника, включая жертвенное животное, то цена очень хорошая, даже дешевая.

Сегодня, безусловно, большинство туристов полетят на самолетах. В прошлом году наземные перевозки из-за нестабильной ситуации на Ближнем востоке были вообще запрещены. В этом году запрет пока не снят.