IMG_3401.jpg
Секрета из профсоюзных финансов Водопьянова делать не стала: «Общий годовой бюджет федерации – где-то 29 миллионов рублей. А общий сбор взносов - более 900 миллионов в год»

ЧЕМ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДОГОВОРИЛИСЬ С «РИМЕРОЙ»

Читатели «БИЗНЕС Online» прислали лидеру татарстанских профсоюзов Татьяне Водопьяновой множество вопросов. Особое внимание было уделено судьбе Альметьевского завода «Алнас», входящего в структуру московской компании «Римера». Водопьянова вспомнила всю историю противостояния коллектива завода, профсоюзов и «Римеры». «Проблемы на заводе остаются, - констатировала Водопьянова. - Нестабильность производства в целом ведет к низкому уровню зарплаты, проблемы по трудовому договору. У нас сложилось однозначное мнение: там отсутствует должный профессиональный уровень менеджмента, и это не позволяет достойно организовать производство».

Председатель федерации рассказала, почему не состоялся объявленный заводским профкомом пикет: «Та заявка на проведение пикета, она только приостановлена, в силу того, что Наумова пошла по цехам. Но, к сожалению, все разговоры сводились к тому, что до 2014 года надо подождать, потерпеть, затянуть пояса, а они будут стараться подтянуть производство».

Как считает Водопьянова, у ситуации с альметьевским заводом две составляющие: «Есть две информации: та, о которой мы говорим сейчас, и та – внешняя, которая говорит о том, что с благими намерениями пришел инвестор и с желанием восстановить предприятие. И последний блок рассматривается в приоритете». Кстати, лидер профсоюзов сообщила, что сразу по окончании интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» у нее назначена встреча с Наумовой, которая неожиданно (почему-то именно в день проведения интернет-конференции!) сама проявила инициативу к проведению диалога.

Как стало известно позже, встреча состоялась. Водопьянова была корректна: «Достигнуто полное взаимопонимание по основным вопросам, есть реальные перспективы развития предприятия, ЗАО «Римера» готова к тесному сотрудничеству с профсоюзной организацией, и планирует проведение конференция в июле по выполнению коллективного договора».

«ПО ПОВОДУ «САФАРА» СУДИЛИСЬ СЕМЬ ЛЕТ»

Целый блок вопросов был посвящен бюджету федерации и ее недвижимости, особенно той, что была в свое время продана (речь шла, в частности, и об отеле «Сафар»). Секрета из профсоюзных финансов Водопьянова делать не стала: «Люди перечисляют один процент от зарплаты. С точки зрения распределения: сегодня до 70 процентов остаются в первичном звене, 30 - 35 - отдаются на структуры выше. Федерация профсоюзов финансируется в размере 3,5 процентов от собранных взносов. Общий годовой бюджет федерации – где-то 29 миллионов рублей. А общий сбор взносов - более 900 миллионов в год».

Что касается проданных объектов недвижимости, любопытной показалась история отеля «Сафар», здание которого было построено еще на средства ВЦСПС. «Был период семилетнего судебного процесса с некоей структурой, которая преобразовалась в акционерное общество, - рассказала Водопьянова. - На мой взгляд, это были мошеннические действия, в итоге, эта структура смогла все оформить под себя. И этот семилетний процесс закончился безрезультатно, потому что предпринимались меры к перепродаже отеля, а любой следующий покупатель считался добросовестным приобретателем, и доказать ничего не удалось». В результате, профсоюзы и денег не получили, и без здания остались.

«МЕНЯ ПОРАЖАЕТ ЦИНИЧНОСТЬ МОЛОДЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Разговор зашел и о том, насколько ориентирован современный бизнес на создание профессиональных организаций, защищающих права работников. Ответ Водопьяновой, в общем-то, был ожидаем: в компаниях-старожилах, с традициями еще советских времен, проблем почти нет. А вот позиция «новичков», вышедших на рынок недавно, однозначна: никаких профсоюзов и коллективных договоров! И если в крупном капитале эти вопросы еще решаются, то малый и средний бизнес категорически не желает выстраивать отношения с профсоюзами.

«Недавно пришедшие в бизнес люди не прошли ту школу, которая воспитывала чувство ответственности перед коллективом. Для них цель – получение прибыли, а все остальное - даже не вторично, а на последнем месте, - посетовала Водопьянова. – Я общаюсь с молодыми руководителями, и часто слышу такое мнение: «Они [сотрудники] у меня тут работают, я им в зубы зарплату даю, и никаких больше вопросов!» Поражает, с какой циничностью один из таких бизнесменов мне объяснял, что все его сотрудники на срочных договорах на три месяца, и если что не так – будут уволены, а если он узнает, что его работница собирается в декретный отпуск, тут же выгонит ее на улицу. «Пусть каждый знает, что ему дышат в затылок!» - буквально привожу его слова. Меня просто оторопь берет, это хищники, представители дикого капитализма, который заставляет вздрагивать».

Несколько вопросов поступило на тему травматизма на производстве. «Реального улучшения ситуации нет!», - констатировала председатель ФПР ­ и пояснила: «2011 год нам дал 115 случаев смертельных случаев на производстве, в 2010-м – 108 случаев. Но динамика первого квартала этого года просто ужасает – уже 21 смерть в результате несчастного случая на производстве! Для сравнения, в предыдущем году за этот же период было 12 смертельных случаев». По мнению Водопьяновой, причина травм и смертей - элементарное несоблюдение правил безопасности самими работниками, и стремление сэкономить на мероприятиях по охране труда работодателями. В прошлом году к административной ответственности привлечены более 2 тыс. руководителей, на которых был наложен штраф в 7,5 млн. рублей, а два руководителя полностью дисквалифицированы, проинформировала профсоюзный лидер о принятых карательных мерах.

Также председатель федерации рассказала поставила под сомнение квалифицированность работы арбитражных управляющих, рассказала, куда пошли средства от реализации объектов недвижимости федерации, опровергла слухи о продаже земли в районе санатория «Васильевский» и о собственной зарплате в четверть миллиона в месяц. Подробную стенограмму «БИЗНЕС Online» опубликует в ближайшее время.