«50 публикаций за 2022 год в „БИЗНЕС Online“ и все негативные, — „кипятился“ накануне Рауфаль Мухаметзянов. — Каждую неделю выходит статья. Если бы даже у меня ближайший родственник был там редактором, я бы не договорился на такое количество» «50 публикаций за 2022 год в «БИЗНЕС Online» — и все негативные, — кипятился накануне Рауфаль Мухаметзянов. — Каждую неделю выходит статья. Если бы даже у меня ближайший родственник был там редактором, я бы не договорился на такое количество» Фото: prav.tatarstan.ru

«Но то, что вы сочиняете…»

«50 публикаций за 2022 год в „БИЗНЕС Online“ — и все негативные, — кипятился накануне на пресс-конференции в кабмине РТ директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. — Каждую неделю выходит статья. Если бы даже у меня ближайший родственник был там редактором, я бы не договорился на такое количество. Но в ответ вам можем предоставить только полные залы на наших спектаклях. Для нас самое плохое — это когда не пишут. Но то, что вы сочиняете… Ну это ваш спектакль, сочиняйте».

Великий и ужасный Мухаметзянов, возглавляющий казанскую оперу последние 42 года, в последнее время нечасто выступает на публике, но для встречи с прессой по случаю будущего 150-летия Федора Шаляпина сделал исключение. В итоге эмоциональный Рауфаль Сабирович посрамил некоторых своих коллег, утверждающих, что в театре им. Джалиля никто не замечает публикаций «БИЗНЕС Online» о жизни самого богатого театрального учреждения республики.

Впрочем, внимание это оказалось какое-то выборочное. Иначе Мухаметзянов бы вспомнил опубликованные только в 2022-м у нас большие интервью со звездами балетной труппы театра Олегом Ивенко и Алессандро Каггеджи или, скажем, разговор с экс-солисткой ТАГТОиБ, ныне работающей в ГАБТе, Екатериной Воронцовой. Как раз получившая «Золотую маску» меццо-сопрано из Казани, в частности, рассказывала: «Я всегда буду помнить людей, поверивших в меня и поддержавших, когда я только делала первые шаги в своей оперной карьере. Это ректор моей консерватории Рубин Кабирович Абдуллин и директор ТАГТОиБ имени Джалиля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. Я им бесконечно благодарна за поддержку, профессионализм и умение увидеть перспективы молодого исполнителя».

«Главная война против России – это война в гуманитарной сфере…»

Что, впрочем, не отменяет пристального и пристрастного внимания ко всему, что происходит в казанской опере со стороны нашей редакции. Как не вспомнить многочисленные выступления государственных мужей на недавней годовой коллегии минкульта РТ о том, что культура — важнейшее явление для современного общества, состояние которой фактически определяет дальнейшее развитие социума. Отсюда и внимание к театру им. Джалиля с его полумиллиардным годовым бюджетом, который в ответ на критику репертуарной политики и качества предлагаемых спектаклей из года в год вместо бесспорных творческих побед предлагает мантру о «полных залах».

Напомним, что по итогам года ТАГТОиБ, имеющий самую большую театральную площадку в городе (1 тыс.), по общему числу зрителей регулярно уступает театру им. Камала и театру им. Качалова. Все дело в небольшом числе спектаклей, которые дает коллектив, руководимый Мухаметзяновым. Представьте, что «камаловцы» давали бы всего по два представления в неделю на своей главной сцене, думается, публика бы тоже висела на люстрах, а на любой критический выпад, видимо, тоже можно было ответить про «полные залы на наших спектаклях». В общем, можно только согласиться с главой минкульта РТ Ирадой Аюповой, которая на той же коллегии заметила, что статистика в культуре — это вещь довольно лукавая.

Остается удивляться, как Всемирный конгресс татар, здание которого расположено в полушаге от театра им. Джалиля, не делает ровным счетом ничего для продвижения национального искусства на главной площадке города Остается удивляться, как всемирный конгресс татар, здание которого расположено в полушаге от театра им. Джалиля, не делает ровным счетом ничего для продвижения национального искусства на главной площадке города Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нашей публике показать нашу татарскую оперу?»

Интересно, что гневным монологом Мухаметзянов разразился в ответ на вопрос нашего корреспондента о том, почему в репертуаре нынешнего Шаляпинского фестиваля нет татарских опер. «Мы не ставим такую задачу. Если бы мы хотели показать, то перед кем? Нашей публике показать нашу татарскую оперу? Она видит ее и слушает. Более того, очень большая проблематика — создание современных оперных произведений», — начал было директор театра им. Джалиля, но дальше сбился на разговор о нашей газете.

Впрочем, этот вопрос «БИЗНЕС Online» задавал и будет задавать руководству бюджетного учреждения культуры, которое называется Татарский театр оперы и балета им. Джалиля. Напомним, что, помимо Шаляпина, традиционно в дни Шаляпинского фестиваля отмечается и день рождения поэта-героя, некогда завлита театра Мусы Джалиля (15 февраля), чье имя носит казанская опера. Однако данный факт, по сути, также из года в год игнорируется, и это при наличии в репертуаре оперы «Джалиль» Назиба Жиганова.

Но в этом вопросе не меняется практически ничего. Еще пять лет назад многолетний соратник Мухаметзянова, его заместитель и с недавних пор крупный поэт Юрий Ларионов на шумной пресс-конференции предлагал татарские спектакли «посмотреть в записи». Пришлось тогда «вписываться» за национальную культуру перед Ларионовым чернокожему американскому солисту Лестеру Линчу, уверенно заявившему, что татарская музыка при должном административном подходе может быть востребована и в мире.

Остается удивляться, как всемирный конгресс татар, здание которого расположено в полушаге от театра им. Джалиля, не делает ровным счетом ничего для продвижения национального искусства на главной площадке города. Стоит ли тут удивляться провальным результатам переписи и всего остального.

«Листая канал Mezzo (года полтора назад), смотрю, показывают театр Ла Фениче в Венеции, где идет „Севильский цирюльник“ в хорошем смысле традиции (добротные костюмы, без лишних излишеств, сохранено историческое время). Я под впечатлением на следующее утро попросил найти этот спектакль» «Листая канал Mezzo (года полтора назад), смотрю, показывают театр Ла Фениче в Венеции, где идет «Севильский цирюльник» в хорошем смысле традиции (добротные костюмы, без лишних излишеств, сохранено историческое время). Я под впечатлением на следующее утро попросил найти этот спектакль» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Листая канал Mezzo…»

Однако на этом дискуссия с Мухаметзяновым не закончилась. Поговорили и о свежей премьере театра «Севильский цирюльник» от итальянского режиссера Джузеппе Морасси.

Во-первых, шеф казанской оперы рассказал об особенностях планирования в своем театре, причем сделал это сам во вступительном слове. «У меня возникал вопрос, чем открыть фестиваль [Шаляпинский – 2023]. Средств тоже достаточно ограничено на постановку спектакля, — сообщил спикер. — Когда ты ставишь спектакль, то думаешь, чтобы жизнь его не была посвящена какому-то юбилею. И думаешь, чего еще нет [в репертуаре]. Конечно, у нас еще много чего нет, но в данном случае я выбор остановил на двух спектаклях — „Иоланта“ Чайковского и „Севильский цирюльник“ (и это притом что все последние годы в ТАГТОиБ шел „Севильский цирюльник“ в местами довольно остроумной постановке Юрия Александрова — прим. ред.). И вот, листая канал Mezzo (года полтора назад), смотрю, показывают театр Ла Фениче в Венеции, где идет „Севильский цирюльник“ в хорошем смысле традиции (добротные костюмы, без лишних излишеств, сохранено историческое время). Я под впечатлением на следующее утро попросил найти этот спектакль. Мои работники связались с театром, но они не дают авторство [на спектакль]. Тогда нашли режиссера, который, несмотря на сложное время, поставил».

Вот так, оказывается, формируется репертуар театра им. Джалиля — как результат общения с телевизором директора, а не взаимодействия с ведущими оперными менеджерами, критиками, руководителями других театров. Интересно, что Мухаметзянов, рассказывая о выборе новых спектаклей, говорит о себе исключительно в первом лице единственного числа: «У меня возникал вопрос», «Я выбор остановил». И есть ощущение, что в данном случае это не особенности речи, а констатация факта, что директор театра им. Джалиля единолично принимает все подобные решения. Отсюда и часто отсутствует всякая логика, почему вдруг при наличии какого-то названия в репертуаре принимается решение о замене его на новую постановку. Так было, скажем, в последние годы с «Набукко» и «Тоской». Просто так решил Мухаметзянов.

Да и истории вроде изгнания «низкорослого тенора» Хачатура Бадаляна с Шаляпинского фестиваля — это тоже целиком и полностью решение директора, у которого попросту не нашлось авторитетного советчика, который бы подсказал, что не стоит устраивать скандал с прямой дискриминацией по физическим признакам человека на весь оперный мир.

Директор ТАГТОиБ им. Джалиля обвинил редакцию «БИЗНЕС Online» во вранье относительно гонорара итальянского режиссера Джузеппе Морасси Директор ТАГТОиБ им. Джалиля обвинил редакцию «БИЗНЕС Online» во вранье относительно гонорара итальянского режиссера Джузеппе Морасси Фото: prav.tatarstan.ru

«Ты абсурд какой-то говоришь»

То, что ситуацию шеф казанской оперы не вполне контролирует, стало понятно из второго сюжета, связанного с «Севильским цирюльником», который возник на пресс-конференции. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у нашего героя: считает ли он, что Морасси (мягко говоря, не самый известный в Европе оперный режиссер) достоин гонорара в 100 тыс. евро, полученных в Казани?

Ответ оказался максимально резким. «Я не могу с вами беседовать — вы не обладаете предметом. Вы сейчас называете глупейшую… Кто вам это сказал? Вы даже не знаете, какой может быть гонорар у режиссера, — сказал Мухаметзянов. — Если вы поднимаете этот вопрос, значит, вас этому кто-то научил. Ты абсурд какой-то говоришь. Не поленитесь, поднимите на госзаказе, там же сумма контракта стоит. Даже это прочитать ведь не можете. Почему? У вас поставлена задача: как можно больше негатива! Вы сами сочиняете. Сочинили же 100 тысяч, могли сочинить и 200 тысяч, и миллион».

«Рауфаль Сабирович, спасибо большое», — была даже вынуждена прервать эту пламенную речь вице-премьер Лейла Фазлеева.

Итак, директор ТАГТОиБ им. Джалиля обвинил нашу редакцию во вранье относительно гонорара итальянского режиссера. Что ж, давайте разбираться.

На самом деле все максимально прозрачно. Собственно, «подняв на госзаказе» (т. е. на сайте госзакупок) контракт, мы изначально и узнали его сумму. Морасси получил за «Севильского цирюльника» от театра им. Джалиля 6 млн 431 тыс. 786 рублей. За эти деньги он должен был провести постановочные репетиции как режиссер, разработать эскизы декораций как сценограф, а также представить эскизы в качестве художника по костюмам спектакля.

В июле 2022 года, когда и появился этот контракт, данная сумма по курсу ЦБ соответствовала 107 тыс. евро. К нынешней зиме евро и доллар подросли, и по курсу на 1 февраля 6,43 млн рублей — это 84 тыс. евро, или $92 тысячи. Да, это чуть меньше 100 тыс. евро, но одновременно вряд ли оправдывает выпад Мухаметзянова про «абсурд какой-то говоришь». Ощущение, что директор сам не владеет этой информацией.

Морасси получил за «Севильский цирюльник» от театра им. Джалиля 6 млн 431 тысяч 786 рублей. За эти деньги он должен был провести постановочные репетиции как режиссер, разработать эскизы декораций как сценограф, а также представить эскизы в качестве художника по костюмам спектакля Морасси получил за «Севильского цирюльника» от театра им. Джалиля 6 млн 431 тыс. 786 рублей. За эти деньги он должен был провести постановочные репетиции как режиссер, разработать эскизы декораций как сценограф, а также представить эскизы в качестве художника по костюмам спектакля Фото: «БИЗНЕС Online»

Кстати, по окончании пресс-конференции он продолжил диспут с нашим корреспондентом. Но прямого ответа на вопрос «Сколько тогда получил Джузеппе Морасси?» так и не дал, заявив, что нужно посмотреть: сколько в среднем получают оперные режиссеры. По словам Мухаметзянова, 100 тыс. евро в России получает только знаменитый Дмитрий Черняков, а наш театр в свое время платил такую баснословную сумму лишь Анне Нетребко (видимо, речь о ее сольном концерте в 2014 году). «Такие деньги мы не платим. Если мне скажут: „100 тысяч долларов“, — я отвечу: „Извини, 100 тысяч долларов вы не стоите“», — заключил наш собеседник.

Уже в гардеробе, немного поостыв, Мухаметзянов вспомнил, что Морасси также сценограф и художник по костюмам «Севильского цирюльника» в Казани, отсюда и увеличение гонорара, хотя ни о какой сумме, близкой к 100 тыс. евро или $100 тыс., речи все равно, по его мнению, не шло.

Так или иначе гонорар Морасси для театра им. Джалиля все равно беспрецедентный. И это легко показать на примере предыдущих постановок казанской оперы. Например, в сентябре 2021-го состоялась премьера «Паяцев». Режиссер Александров (имеющий репутацию одного из самых дорогих оперных постановщиков в России) получил, согласно сайту госзакупок, за эту работу 2 млн 765 тыс. 958 рублей, а его постоянный соавтор Вячеслав Окунев (как сценограф, художник по костюмам и художник по свету) — 1 млн 540 тыс. 230 рублей. В сумме — 4,3 млн рублей. Этот же дуэт летом 2022 года выпускал «Тоску»: Александров — 2 млн 872 тыс. 340, Окунев — 1 млн 597 тыс. 701. В сумме — 4,47 млн рублей. Как видим, до 6,43 млн для дона Джузеппе не дотягивают российские постановщики довольно заметно. Хотя послужной список того же Александрова выглядит намного солиднее, чем у итальянского коллеги.

По словам Мухаметзянова, 100 тысяч евро в России получает только знаменитый Дмитрий Черняков, а наш театр в свое время платил такую баснословную сумму только Анне Нетребко (на фото) По словам Мухаметзянова, 100 тыс. евро в России получает только знаменитый Дмитрий Черняков, а наш театр в свое время платил такую баснословную сумму лишь Анне Нетребко (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мне глубоко наплевать, с кем он скандалил»

Ну и вишенкой на торте нашего вчерашнего содержательного общения с Мухаметзяновым стала его реакция на имя Михаила Панджавидзе. Напомним, этот оперный режиссер позволил себе год назад в одной из соцсетей неожиданно резкие выпады в адрес татар, в частности, ему не понравилось, что в Казани все больше слышится татарской речи, кроме того, он обнаружил, что татары «нетолерантны». Тогда всемирный форум татарской молодежи даже предложил Панджавидзе, много работавшего в Казани, лишить Тукаевской премии.

«Надо его обнять»: Шайхразиев и Аюпова вступились за Панджавидзе – хулителя «татарских сепаратистов»

Далее скандал затих, однако сам театр им. Джалиля возродил к нему интерес, пригласив данного режиссера стать постановщиком гала-концертов Шаляпинского фестиваля.

«Мне глубоко наплевать, с кем он скандалил, — сказал Мухаметзянов „БИЗНЕС Online“ уже в кулуарах. — Если я буду оценивать как типаж личности… Один народный артист РФ, мы едем за границу (он не работает в нашем театре)... Он сидит в ресторане и засовывает руку в чужое пальто, чтобы вытащить деньги. Но он народный артист. Я не должен оценивать человека по каким-то человеческим качествам, а должен оценивать только как актера».

Склонность директора театра им. Джалиля к моральному релятивизму вряд ли кого-то удивила, хотя его ответ все равно обескуражил своей искренностью. И, конечно, Рауфалю Сабировичу хочется возразить. Если даже он не оценивает «человека по человеческим качествам», то это делаем мы, общество, путем формирования юридических и моральных законов и принципов. А «народный артист» из его истории должен сидеть в тюрьме как преступник, Михаил Ефремов не даст соврать.