С 1 февраля, российский оператор связи МТС вводит комиссию за пополнение счета 1% С 1 февраля российский оператор связи МТС вводит комиссию за пополнение счета 1% Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло?

Со среды, 1 февраля, российский оператор связи МТС меняет для клиентов условия пополнения счета. Компания вводит комиссию за пополнение, которой прежде не существовало. «Начнут действовать новые условия пополнения лицевого счета: в зависимости от выбранного вами способа оплаты услуг связи может быть удержана комиссия не более 1 процента от суммы платежа», — сказано в сообщении на сайте МТС. Есть вероятность, что для многих клиентов оператора такое обновление может стать сюрпризом. МТС прописал новые условия в одном из разделов на официальном сайте, но акцент на этом не делает. В выходные оператор якобы начал рассылать клиентам СМС-предупреждения. Однако, к примеру, три сотрудника «БИЗНЕС Online», давние пользователи МТС, ни СМС, ни уведомлений в приложении оператора не обнаружили. Справедливости ради стоит заметить, что есть и те, кому уведомление пришло.

Теперь при оплате банковской картой на сайте mts.ru, в приложении «Мой МТС» и «некоторых партнерских сервисах» (о чем речь, оператор не уточняет) комиссия составит 1%. К примеру, если клиент пополнит счет на 500 рублей, у него останется 495 рублей, а 5 рублей удержит оператор. Если счет пополнен на 100 рублей, оператор удерживает 1 рубль. При оплате через систему быстрых платежей (СБП) на сайте и в приложении комиссия — 0,4%. Размер комиссии будет отображаться в СМС о поступлении платежа.

Оператор заботливо советует несколько способов избежать комиссии:

  • платить картой МТС Банка;
  • оформить автоплатеж в приложении МТС или любого банка;
  • платить в салоне МТС.

Оператор заботливо советует несколько способов избежать комиссии, например, платить в салоне МТС Оператор заботливо советует несколько способов избежать комиссии: например, платить в салоне МТС Фото: © Maksim Konstantinov/Global Look Press / www.globallookpress.com

Казалось бы, комиссия мизерная, да и то не для всех клиентов. Можно ведь оформить автоплатеж или карту. Но всех ли устроит такая альтернатива? К тому же, вероятно, не все пользователи могут самостоятельно оформить автоматическое пополнение баланса. Некоторым пенсионерам помогут дети или внуки, а что остальные? МТС объясняет, что вводит комиссию, чтобы компенсировать «возникновение дополнительных расходов в виде комиссий и иных сборов», которые взимают третьи лица за прием/перевод платежей. Речь идет о банках. Получается, оператор надеется, что не все клиенты вовремя сменят способ оплаты и копеечку да отдадут. Иначе зачем такие сложности?

К слову, комиссия — это не единственно возможные дополнительные расходы. Как правило, при абонентской плате оператор берет определенную сумму, а если деньги не положили или их не хватило, переводит клиента на посуточную тарификацию с менее привлекательными условиями. Таким образом, у некоторых пользователей есть риск не только заплатить комиссию, но и «перескочить» на посуточную оплату. В новом порядке пополнения оператор отдельно прописывает: если клиент выбирает способ оплаты с учетом комиссии, он автоматически на нее соглашается.

МТС лидирует на российском рынке мобильной связи с долей в 31%, говорится в прошлогоднем исследовании «Газпромбанк Инвестиций». Абонентская база МТС в России по итогам III квартала 2022 года составляла 80,2 млн абонентов, а у банка оператора было 3,3 млн клиентов.

Второй по доле абонентов в России оператор «Мегафон» накануне заявил, что менять условия пополнения счета не планирует Второй по доле абонентов в России оператор — «МегаФон» — накануне заявил, что менять условия пополнения счета не планирует Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сегодня все операторы будут делать такую комиссию, на очереди билайн и Tele2»

В пресс-службе «Вымпелкома» уточнили «БИЗНЕС Online», что «условия пополнения баланса в билайне не менялись». Планируется ли корректировать их в будущем, компания не уточняет. МТС лишь подчеркнул, что есть способы платить без комиссии, а Tele2 пока не ответил на запросы. В пресс-службе «Таттелекома» уточнили, что введение комиссии за пополнение счета сейчас не обсуждается. «Абоненты „Летай“ продолжают пополнять свой счет через личный кабинет в мобильном приложении „Летай 2.0“ без каких-либо комиссий», — сказал представитель компании.

Второй по доле абонентов в России оператор — «МегаФон» — накануне заявил, что менять условия пополнения счета не планирует. При этом «МегаФон» еще в октябре 2022 года ввел похожую комиссию. Тогда оператор объявил об изменениях условий пополнения баланса через Сбербанк. Так, комиссию 1,44% начали списывать за пополнение баланса в приложении и на сайте банка, при оплате картой в его терминалах и отделениях, а также по телефону 900. Пресс-служба «МегаФона» объясняла, что у Сбербанка самая высокая комиссия за оплату мобильной связи через собственные каналы, более чем в 100 раз превышающая условия других банков. До введения комиссии оператор компенсировал абонентам такую разницу, но из-за роста затрат операторов на предоставление услуг это стало нецелесообразно, подчеркнули в компании. «МегаФон» обращался в банк с предложением снизить комиссию, но получил отказ.

МТС пошел по тому же пути, считают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. «Ситуация на рынке такова, что „МегаФон“ был первым, кто изменил ситуацию на рынке при оплате со Сбера. МТС подошел более системно, потому что да, есть проблема со Сбером. Их комиссия превышает 1 процент, ничего подобного нет у других банков, соответственно, оператор оплачивает эту комиссию из своего кармана. В условиях кризиса договориться со Сбером о снижении комиссии не удалось практически никому», — объяснил ведущий аналитик Mobile Research Group, писатель, главный редактор Mobile-Review.com Эльдар Муртазин. По его словам, МТС поступил «очень просто» и переложил траты на пользователей. При этом важно, что компания оставляет способы комиссию не платить.

«По сути, вы сталкиваетесь с комиссией первый раз, видите, что с вас берут, например, 1 процент, и вам это не нравится. Вы звоните в абонентскую службу и выясняете, как конкретно в вашем случае оплатить в приложении МТС, например, привязать автоплатеж, чтобы с вас не брали эти деньги. С точки зрения бизнеса операторы занимают достаточно жесткую позицию по отношению к Сберу, для того чтобы Сбер снижал комиссию и данная комиссия не была в таком виде. Это правильный подход, потому что, если на рынке есть среднерыночная ставка, которая сформировалась, не очень понятно, почему ставка Сбера в 100 раз больше», — отметил спикер. По словам Муртазина, комиссия берется в том случае, если банк «со своей стороны берет какой-то процент и он выше, чем 0,08 процента, а это средняя ставка по рынку».

Введение комиссии не приведет к перетоку абонентов, считает собеседник «БИЗНЕС Online». При этом Муртазин считает, что остальные операторы из «Большой четверки» — билайн и Tele2 — последуют примеру и введут похожую комиссию в ближайшие месяцы. «Такая грабительская комиссия только у одного банка — Сбера», — добавил спикер. Тогда неясно, почему оператор ухудшает условия для клиентов всех банков. МТС вводит комиссию, потому что не смог договориться с банками по размеру их «доли», соглашается гендиректор информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков. «Средний доход, который вы получаете от каждого активного абонента, — это 350 рублей в месяц. 3,5 рубля [которые может взять МТС] — это достаточно мало, причем с абонентов МТС Банка не снимаются деньги. В данном контексте я не вижу, что это большая проблема», — указал специалист. Он также считает, что другие операторы могут вскоре ввести похожие условия.

Накануне антимонопольная служба сообщила, что не планирует проверять МТС из-за введения комиссии за пополнение счета Накануне антимонопольная служба сообщила, что не планирует проверять МТС из-за введения комиссии за пополнение счета Фото: «БИЗНЕС Online»

ФАС не против

Тем более что федеральная антимонопольная служба (ФАС) в таком поведении операторов ничего страшного не видит. Накануне ведомство сообщило, что не планирует проверять МТС из-за введения комиссии за пополнение счета, ведь есть бесплатная альтернатива. «У абонентов есть возможность пополнять баланс без комиссии, используя сервисы МТС или услугу автоплатежа в своем банке. При этом в случае пополнения с помощью услуги автоплатежа абонент имеет возможность контролировать действия банка — банк предупреждает о каждом предстоящем исполнении автоплатежа в СМС или push-уведомлении. ФАС России будет внимательно следить за сохранением операторами связи альтернативных возможностей пополнения лицевого счета без комиссии», — сообщили в ФАС. Другими словами, если есть альтернатива, вводить комиссию можно. А там уже дело клиента, как он платит и сколько.

«У нашего финтеха и операторов связи долгие и запутанные отношения. В чем они выражаются? Ну, например, раньше, если вы пополняли баланс телефона через приложения банка, с вас не снималась комиссия, так как ее на себя брал оператор. Однако в последнее время банки стали задирать комиссии и операторы больше не могут компенсировать их за свой счет», — писал ранее телеграм-канал «Нецифровая экономика». «Так сказать, был бы клиент, а решение найдется», — иронизировали авторы.

Обобрали 28 миллионов абонентов? ФАС обвинила МТС в непомерной жадности

Что интересно, не так давно в «жадности» обвиняли сам МТС. В октябре 2022 года ФАС признала оператора виновным в нарушении антимонопольного законодательства в виде необоснованного повышения цен на услуги связи. На своем официальном сайте ФАС пояснила, что для 28 млн абонентов в 2022-м произошел рост тарифов более чем на 20%. Сейчас компании выдано предписание о снижении цен до экономически обоснованного уровня, а сумма штрафа будет устанавливаться в ходе административного расследования. Первое повышение цен на услуги было в январе 2022 года — около 9,5% (именно тогда ФАС возбудила дело в отношении МТС), второе — в августе, третье — в сентябре и октябре. МТС не согласилась, а 25 января подала иск к ФАС в Арбитражный суд Москвы.

P.S. После выхода материала в «МегаФоне» уточнили «БИЗНЕС Online», что договорились со Сбером и теперь абоненты могут пополнять свой мобильный счет без комиссии с помощью любых банковских приложений. Кроме того, оператор предлагает способы оплаты в мобильном приложении, через СБП, а также в салонах связи. «Мы не планируем менять эти условия», — подчеркнули в пресс-службе.