В 2024 году якобы заработает федеральное приложение, которое позволяет гражданину фиксировать нарушение ПДД на камеру смартфона, а затем штрафовать водителей на основе полученного материалаФото: Андрей Гордеев / ТАСС

Ждать ли вал штрафов?

На днях российских автовладельцев «осчастливили» новостью. В 2024 году якобы заработает федеральное приложение, которое позволяет гражданину фиксировать нарушение ПДД на камеру смартфона, а затем штрафовать водителей на основе полученного материала. Если вдруг стали переживать — не торопитесь. Приложение, может, и появится, но будет ли работать и каким образом — пока вопрос. Что же произошло? 25 января определился победитель конкурса на доработку и настройку программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы». Суть контракта стоимостью 135,3 млн рублей в том, чтобы расширить столичное приложение, которое фиксирует нарушения на камеру смартфона, до федерального уровня. После доработки оно должно работать в любом регионе. Заказчик работ — московский центр организации дорожного движения (ЦОДД). Работу должна выполнить московская компания «Программный продукт».

«Помощник Москвы», напомним, запустили летом 2015 года. Власти столицы предложили горожанам вместе навести порядок с парковкой на улицах и во дворах. Сервис позволяет сделать несколько снимков плюс 10-секундный видеосюжет о нарушении ПДД, а затем отправить в ГИБДД «компромат» на нарушителя. Приложение само распознает госномер и регион, где зарегистрирован автомобиль. Поначалу сервис фиксировал только неоплату парковки, но со временем «научился» видеть, например, остановку под запрещающим знаком или стоянку на газоне, а также нарушения ПДД. Чуть ранее — в ноябре 2014 года — приложение со схожим функционалом под названием «Народный инспектор» заработало в Татарстане. Сейчас в приложении 16 «водительских» нарушений — от парковки на тротуаре, в зеленой зоне или местах для инвалидов до езды по автобусной полосе или непропуска пешехода. К июню 2020 года татарстанцы отправили в «Народный инспектор» более 326 тыс. заявок, из них 228 тыс. было рассмотрено. То есть примерно 54,3 тыс. обращений в год.

В прошлом году поступило больше — 82,9 тыс. уведомлений, из них по 47,1 тыс. были вынесены постановления об административных правонарушениях, рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минцифры РТ. Сразу заметим, что неясно, сколько из этих постановлений позже было оспорено и отменено. По линии ГИБДД пришло 77,4 тыс. заявок, 5,3 тыс. — по линии административно-технической инспекции (как правило, речь о парковке в зеленой зоне). Сервис по-прежнему доступен в Google Play и App Store, периодически обновляется. Республиканские чиновники поначалу гордились приложением и даже собирались делиться своим «ноу-хау» с другими регионами, но со временем энтузиазм и доклады о достижениях пропали. 

Возможно, дело в том, что после нескольких лет работы и у «Помощника Москвы», и у «Народного контроля» возникли юридические препоны. В 2019 году Верховный суд РФ разъяснил: если телефон находится в руках человека (который может выбрать объект для фотографирования), это не является автоматической фиксацией нарушения. А действующее законодательство позволяет выносить постановления о штрафах только при автоматической фиксации, например, если это камера на трассе. «Сейчас у нас в судах Татарстана данные постановления (о правонарушении — прим. ред.) по „Народному инспектору“ очень часто отменяются. Потому что суды как раз и указывают на противоречие: должен быть составлен протокол, а не в автоматическом режиме все должно работать», — отмечал в беседе с «БИЗНЕС Online» в 2020 году представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. Юристы прогнозировали, что жалобы граждан на фоне решения ВС РФ могут повиснуть в системе мертвым грузом. 

Сейчас в приложении 16 «водительских» нарушений — от парковки на тротуаре, зеленой зоне или местах для инвалидов до езды по автобусной полосе или непропуска пешехода. К июню 2020 года татарстанцы отправили в «Народный инспектор» более 326 тыс. заявок, из них 228 тыс. были рассмотрены Сейчас в приложении 16 «водительских» нарушений — от парковки на тротуаре, в зеленой зоне или местах для инвалидов до езды по автобусной полосе или непропуска пешехода. К июню 2020 года татарстанцы отправили в «Народный инспектор» более 326 тыс. заявок, из них 228 тыс. было рассмотрено Фото: «БИЗНЕС Online»

Два поручения Путина уладить юридические препоны не исполнено

Видимо, они недалеко ушли от правды. Главное преимущество и московского, и татарстанского приложения — для штрафа не надо составлять протокол, тратить бюджетные деньги и время сотрудников ГИБДД, которых и так не слишком много. Из-за юридических сложностей такое преимущество оказалось под вопросом, упрощенного порядка уже нет. Если человек с помощью «Народного инспектора» сфотографирует чье-то нарушение и отправит в ГИБДД, инспекция обязана вызвать фотографа в качестве свидетеля, взять у него заявление о том, что он тогда-то зафиксировал нарушение правил дорожного движения, и тогда может вызвать собственника автомобиля, опросить его…

«Помощник Москвы» со временем перестал фиксировать нарушения по линии ГИБДД. На одном из профильных порталов для водителей «БИЗНЕС Online» нашел свежий пост, в котором житель Казани рассказывает, как легко отбился от штрафа «Народного инспектора» за наезд на тротуар. «Выписывать штрафы на основании одной размытой фотки с неизвестного телефона — это ни в какие законные рамки не лезет. По закону должны были как минимум вызвать меня для дачи показаний и составить протокол, но, видимо, поленились. <…> В итоге составил заявление в суд (образец нашел в сети), на все потратил час времени и 28 рублей (за отправку письма). Заседание состоялось примерно через месяц и длилось минут пять. Ответчик (представитель ГИБДД), естественно, не явился, так что судья просто отменил наказание», — рассказал пользователь. Вероятно, история не уникальная. И если водитель принципиальный, то оспорить штраф не составит труда.

В свое время муссировалась тема, как узаконить «Народного инспектора». Мы даже хотели его сертифицировать. Я за то, чтобы такая форма существовала. Хотя бы уже потому, что численность сотрудников Госавтоинспекции все время сокращается. На начало 2012 года были 1 885 сотрудников, на начало 2022-го — 1 611. Первое сокращение — 500 человек сразу!
Рифкат Минниханов Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения»
Рифкат Минниханов директор ГБУ «Безопасность дорожного движения»

В ноябре 2021 года президент России Владимир Путин по итогам Госсовета поручил правительству устранить недостаток и доработать законодательство так, чтобы можно было вынести постановления о штрафах за отдельные нарушения ПДД без протокола. Речь как раз идет о нарушениях, выявленных «с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки». Кабмин должен был исполнить поручение до 1 июня 2022 года, но, судя по всему, сроки затянулись — пока ничего не сделано.

И это не первое такое поручение главы государства. Похожее было в апреле 2016 года, и по его мотивам подготовили законопроект, позволяющий выносить штрафы на основании фотографий и видео из приложения. Документ «висит» в Госдуме с 2019 года, и новостей не слышно. «Ожидаем, что с принятием законопроекта количество фото- и видеоматериалов от граждан по поводу нарушений правил дорожного движения существенно возрастет и это позитивно скажется на уровне безопасности дорожного движения», — рассказывал в Госдуме представитель МВД. И даже уточнял, что на реализацию инициативы заложено 2,7 млрд рублей в бюджете. 

Впрочем, отсутствие достаточной юридической базы создавать приложение не мешает. Правительство назначило ответственным за разработку департамент транспорта Москвы, и поэтому как база используется «Помощник Москвы». При этом название — «Народный инспектор» — позаимствовано у Татарстана. Столичная мэрия рассказывает, что применять приложение уже готово 16 регионов, но какие, не говорит. Согласно техзаданию, после доработки функционал сервиса заметно расширится. Он сможет автоматически фиксировать опасное вождение, выезд за стоп-линию (ст. 12.15 КоАП), проезд по сплошной разметке и следующие нарушения:

  • нарушения требований, предписанных дорожными знаками и дорожной разметкой, которые запрещают остановку или стоянку (ст. 12.16 КоАП);
  • размещение автомобилей на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками;
  • парковку на пешеходных переходах (ст. 12.19 КоАП);
  • парковку на территории, занятой зелеными насаждениями;
  • парковку на велодорожке;
  • парковку в местах стоянки такси;
  • парковку на местах для электромобилей;
  • парковку в зоне действия знака «Пешеходная зона»;
  • парковку на местах для инвалидов;
  • парковку на тротуарах;
  • нарушения, связанные с остановкой транспортного средства в зоне действия знака 3.27 («Остановка запрещена») и знака дополнительной информации 8.5.4 («Время действия»).

Приложение должно быть готово в течение 415 календарных дней, т. е. в I квартале 2024-го. Планируется, что за успешную фиксацию и последующее оформление постановления пользователи будут получать бонусы, которые можно использовать на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и для других целей. Такая бонусная система уже есть в нынешнем «Помощнике Москвы». Но будут ли улажены юридические сложности? В МВД России на вопросы издания Autonews не ответили, отметив только, что не занимаются разработкой самого приложения. 

«Не везде при нарушении ПДД может оказаться инспектор ДПС, в отличие от гражданина, у которого есть определенная гражданская позиция. Правосознание граждан республики с каждым годом растет, и нетерпимость к нарушению ПДД в том числе» «Не везде при нарушении ПДД может оказаться инспектор ДПС, в отличие от гражданина, у которого есть определенная гражданская позиция. Правосознание граждан республики с каждым годом растет, и нетерпимость к нарушению ПДД в том числе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Госавтоинспекция РТ: Случаи оспаривания штрафов есть, это пилотный проект

Госавтоинспекция Татарстана работает над тем, чтобы через «Народный инспектор» можно было фиксировать больше административных правонарушений, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» первый заместитель начальника управления ГИБДД МВД по РТ Айрат Самигуллин. «Не везде при нарушении ПДД может оказаться инспектор ДПС, в отличие от гражданина, у которого есть определенная гражданская позиция. Правосознание граждан республики с каждым годом растет, и нетерпимость к нарушению ПДД в том числе», — отметил Самигуллин.

По его словам, после проверки 70 тыс. уведомлений о нарушениях, поступивших в прошлом году, было возбуждено около 21 тыс. административных дел. Откуда такой серьезный разрыв? «Не все обращения отвечают требованиям для рассмотрения объективной стороны нарушения: бывают случаи плохого качества съемки, обращения составляются с нарушениями. Но и этот результат тоже очень неплох. Доля составленных административных материалов с каждым годом растет, граждане предоставляют нам более качественные материалы для проверки», — сказал Самигуллин. 

Собеседник газеты подтвердил, что «случаи оспаривания» нарушений есть, поскольку это все-таки пилотный проект. Сколько именно нарушений было оспорено, он не уточнил. Действительно, если раньше граждане фиксировали административное правонарушение и Госавтоинспекция РТ сразу на основании этого выносила постановление, то сейчас работа идет только через протоколы. «То есть мы сначала составляем протоколы, а потом собираем объяснения от человека, который обратился, или от того, кто нарушил. И уже потом выносим соответствующее решение», — объяснил первый заместитель начальника управления ГИБДД МВД по РТ. Понятно, что такой процесс занимает на порядок больше времени. И еще неизвестно, явится ли в отдел полиции нарушитель…

«Мы неоднократно рассказывали о результатах „Народного инспектора“ на федеральном уровне. Это и привело к тому, что сейчас информационная система подобного рода создается уже на федеральном уровне. В целом это было продиктовано реалиями сегодняшнего дня. Федеральная система будет опробована в пилотных регионах. В первую очередь в тех, которые имеют опыт внедрения подобной системы. Безусловно, Татарстан будет входить в это число», — добавил представитель Госавтоинспекции Татарстана.