Правительство России предлагает открывать у входов в ТЦ в регионах киоски и другие нестационарные объекты для продажи товаров российских производителей Правительство России предлагает открывать у входов в ТЦ в регионах киоски и другие нестационарные объекты для продажи товаров российских производителей Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

Что произошло?

Правительство России предлагает открывать у входов в ТЦ в регионах киоски и другие нестационарные объекты для продажи товаров российских производителей. Организовать соответствующую работу нужно руководителям субъектов, следует из распоряжения за подписью вице-премьера – министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, разосланного 11 января. С документом ознакомился РБК, агентству его подлинность подтвердили в аппарате вице-премьера. Там подчеркнули, что мера носит рекомендательный характер. При этом в самом документе сказано, что до 1 июля 2023 года регионы должны предоставить в минпромторг доклад с приложением фотографий нестационарных торговых объектов, размещенных возле входов в магазины и торговые центры.

Размещение предполагается «снаружи, на муниципальных землях», пояснили в минпромторге. Там также напомнили, что схему размещения нестационарных торговых объектов разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. По задумке властей, новая мера поможет отечественным производителям и фермерам с продажей продукции. Рекомендацию издали для реализации распоряжения правительства РФ, выпущенного в январе 2021 года. В нем кабмин, в частности, рекомендует органам местного самоуправления помогать бизнесу с размещением торговых точек и обеспечить «максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров». Интересно, что минпромторгу РФ было поручено до 1 мая 2021 года уже отчитаться о первых результатах работы, а документ появился только сейчас.

Согласно тексту документа, покупательский трафик крупных ТЦ должен помочь продвижению продукции отечественного малого и среднего бизнеса. Для этого у магазинов предлагается ставить павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки. Мантуров перечисляет широкий круг предпринимателей, которым рекомендуется предоставить места для торговли у магазинов: это производители сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермеры, производители текстиля, одежды и обуви. При этом кабмин считает, что торговые места нужно предоставлять на безвозмездной основе, на льготных условиях либо без проведения торгов. В X5 Group сообщили РБК, что компания рассмотрит предложения о предоставлении мест у своих магазинов для нестационарных объектов торговли с учетом экономического эффекта. 

Пожалуй, даже у обывателя, который не разбирается в тонкостях ведения бизнеса ТЦ и правилах владения недвижимостью, идея минпромторга РФ может вызвать вопросы. К примеру, как размещать киоски, если земля у торгового центра не в муниципальной собственности, а принадлежит магазину? Нужно ли формировать внешний вид киосков и каким образом проводить согласование, кто должен это делать? Кто должен устанавливать условия, по которым предоставляются участки? Не нарушат ли киоски внешний облик торговых центров и как новшество скажется на их доходах? 

По задумке вице-премьера РФ Дениса Мантурова, такая мера поможет предпринимателям с продажей своих товаров По задумке вице-премьера РФ Дениса Мантурова, такая мера поможет предпринимателям с продажей своих товаров Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан считает предложение Москвы избыточным

Власти Волгоградской области уже попросили руководство ТЦ предоставлять места малому и среднему бизнесу «на договорной основе». Вопрос прорабатывают профильные ведомства Краснодарского края и Нижегородской области. Власти Тульской области в ответ на запрос РБК напомнили, что ТЦ и сетевые магазины дают места малым и средним предпринимателям исходя из своих возможностей. «Каждый торговый центр определяет самостоятельно формы размещения, график работы и иные условия взаимодействия», — подчеркнули там. Как выяснил «БИЗНЕС Online», руководство Татарстана не в восторге от идеи федерального ведомства. Информированный источник газеты во властных структурах республики подтвердил получение письма и назвал предложение минпромторга избыточным. В республике планируется активнее использовать традиционные ярмарочные площадки и прочие форматы поддержки МСБ, подчеркнул спикер. 

Напомним, в Татарстане регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, фермеры и самозанятые могут реализовать продукцию на фестивалях. В конце прошлого года малый и средний бизнес открыл павильоны на центральной улице, Баумана, в рамках фестиваля «КышДаКар-фест». Чуть ранее у стен Казанского кремля работала ярмарка, где торговали 170 самозанятых. Малый и средний бизнес формирует более четверти (25,5%) валового регионального продукта, рассказывал на совещании в декабре президент РТ Рустам Минниханов.

В Татарстане регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, фермеры и самозанятые могут реализовать продукцию на фестивалях В Татарстане регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, фермеры и самозанятые могут реализовать продукцию на фестивалях Фото: «БИЗНЕС Online»

Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РТ Фарид Абдулганиев не стал прямо комментировать идею минпромторга РФ. Бизнес-омбудсмен заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что вопросы размещения нестационарных торговых объектов на особом контроле. 8% обращений, поступивших в аппарат Абдулганиева в прошлом году, касались данной темы. «Пока предприниматели не обращались к нам с вопросами и предложениями, связанными с размещением киосков рядом с входом в торговые центры. Если такие обращения поступят, мы их оперативно рассмотрим вместе со всеми заинтересованными ведомствами и участниками рынка», — пообещал бизнес-омбудсмен. В минпромторге и минэкономики РТ пока не ответили на запросы «БИЗНЕС Online». 

У стен Казанского Кремля работала ярмарка, где торговали 170 самозанятых У стен Казанского кремля работала ярмарка, где торговали 170 самозанятых Фото: mert.tatarstan.ru

Отдельным регионам, возможно, нужен был какой-то «пинок», чтобы задуматься над организацией нестационарной торговли, но в республике этим занимаются давно и успешно, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Артур Николаев. «Вспомнить те же сельхозярмарки, торговлю в парках или на крупных мероприятиях. А что касается фермеров, то в агпропромпарке [„Казань“] есть все возможности представить там свою продукцию», — отметил Николаев. Прорывной идеи в инициативе Мантурова Торгово-промышленная палата республики не видит. Вместе с тем торговым центрам может прибавиться головной боли. «За счет чего будут устанавливать? За счет парковок. И так возле торговых центров не очень много мест. Нужно индивидуально подходить к вопросу. Кто-то должен отвечать за организацию торговли, есть технические вопросы — например, связанные с электричеством или пунктами питания, которые там будут», — обращает внимание заместитель председателя правления ТПП РТ.

Конкуренты-продавцы в киосках могут оттянуть поток посетителей у самих ТЦ, переживает Николаев. «Есть те, кто уже арендовал помещения внутри ТЦ, островки внутри. Возможно, там такая же продукция, сделанная самозанятыми и фермерами… Это оттягивание определенных потоков [посетителей] и финансовых возможностей — они тоже у покупателей небезграничны, — сказал собеседник нашей газеты и добавил: — В любом случае разрешение, конечно же, должно исходить от властей».

В ТРЦ «Южный» сообщили «БИЗНЕС Online», что знакомы с идеей минпромторга и ждут официальных разъяснений В ТРЦ «Южный» сообщили «БИЗНЕС Online», что знакомы с идеей минпромторга и ждут официальных разъяснений Фото: «БИЗНЕС Online»

ТЦ пока ждут разъяснений, а МСБ готов «быстро подхватить» идею

В ТРЦ «Южный» сообщили «БИЗНЕС Online», что знакомы с идеей минпромторга и ждут официальных разъяснений. «Для принятия каких-либо решений в настоящий момент необходимо понимать, насколько они будут соответствовать действующим договорам аренды, в ряде из которых закреплено право арендаторов на эксклюзивную реализацию тех или иных товаров, — заметила директор ТРЦ Лилия Ибатуллина. — Более того, вакансия ТРЦ „Южный“, в том числе коридорных пространств, пригодных для сдачи в аренду, не превышает 1 процент, что тоже вносит определенные ограничения».

Во всяком случае, ТЦ начали открывать ярмарки у себя на площадях еще задолго до инициативы сверху. Так, в «Южном» с 2018 года проводят ярмарки, чтобы поддержать начинающих предпринимателей. «В этом плане ярмарки — это работа на будущую перспективу. Получаемая арендная плата носит символический характер. Предприниматели во время сезонных ярмарок приобретают опыт работы в условиях крупного торгового центра: высокие требования к качеству обслуживания, оформления рабочего места, большой поток посетителей и прочее», — говорит Ибатуллина. Что касается условий и сроков размещения временных арендаторов, вопрос регулируется на этапе переговоров без участия госорганов с соблюдением законодательства РФ и всегда отвечают интересам сторон, добавляют здесь.

Фарид Сафин: «Мелкий торговый бизнес практически вытеснен и остался только в глубинке» Фарид Сафин: «Мелкий торговый бизнес практически вытеснен и остался только в глубинке» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рекомендация минпромторга может помочь малому и среднему бизнесу повысить продажи и развить производство, считает председатель совета ассоциации предприятий МСБ по РТ, генеральный директор компании ОАО «Ваш быт» Фарид Сафин. Он отметил, что сейчас предприниматели в сфере сельского хозяйства не могут конкурировать с федеральными продуктовыми сетями. «Мелкий торговый бизнес практически вытеснен и остался только в глубинке», — сказал Сафин. По его словам, вместо того чтобы заниматься только производством, мелким предпринимателям приходится тратить силы на поиски каналов сбыта, а это мешает развиваться.

Крупные торговые сети под давлением властей, конечно, закупают продукцию местных производителей, но на невыгодных условиях, например с отсрочкой оплаты в 6 месяцев, также отметил Сафин в разговоре с «БИЗНЕС Online». Председатель ассоциации предприятий МСБ по РТ уверен, что малый бизнес быстро подхватит такую инициативу, поскольку очень мобилен. «Открыл юрлицо, заключил договоры с местными производителями. Продукцию фурами издалека возить не надо — фермеры сами готовы подвозить чуть ли не ежедневно», — говорит Сафин. По его словам, открывать такие точки на общих условиях аренды в ТЦ невозможно, так как федеральные торговые сети диктуют свои условия работы в моллах.

Примером для ТЦ может послужить успех агропромышленного парка «Казань», считает Сафин. «Там нет ни одного квадратного метра свободной площади. Люди обращаются в ассоциацию с просьбой помочь им зайти туда», — поделился спикер. К тому же, подчеркнул Сафин, в отличие от новых агропарков, киоски возле существующих ТЦ с уже развитой инфраструктурой требуют меньших капиталовложений.