Одной иконой стиля накануне на планете стало меньше — на 96-м году жизни умерла знаменитая итальянская актриса Джина Лоллобриджида Одной иконой стиля накануне на планете стало меньше — на 96-м году жизни умерла знаменитая итальянская актриса Джина Лоллобриджида Фото: © imago stock&people / imago stock&people / www.globallookpress.com

«Ее заслуги перед Италией и Францией действительно не меньше, чем у иных генералов»

Одной иконой стиля накануне на планете стало меньше — на 96-м году жизни умерла знаменитая итальянская актриса Джина Лоллобриджида. Похороны состоятся в ближайший четверг, 19 января. Прощание с артисткой пройдет в среду и четверг в зале Протомотека мэрии Рима. Отпевание организуют в церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто.

«Ее заслуги перед Италией и Францией действительно не меньше, чем у иных генералов, — писал этим летом по случаю 95-летия Лоллобриджиды в своем телеграм-канале известный киновед Андрей Плахов. — За долгую жизнь она добилась признания в нескольких областях искусства — фотографии, живописи, скульптуре. Но прежде всего Джина Лоллобриджида — символ классической эпохи не только итальянского, но франко-итальянского кино, когда одно порой невозможно было отделить от другого. И этот симбиоз был вполне конкурентоспособен в соревновании с Голливудом. Из трех самых знаменитых фильмов Лоллобриджиды два французских — „Фанфан-тюльпан“ и „Собор Парижской Богоматери“ (третьим, конечно, надо назвать чисто итальянскую картину „Хлеб, любовь и фантазия“)».

У Лоллобриджиды не было цели сниматься в кино, она мечтала стать скульптором или оперной певицей. Поэтому поначалу отказывалась от многократных приглашений сняться в кино У Лоллобриджиды не было цели играть в кино, она мечтала стать скульптором или оперной певицей. Поэтому поначалу отказывалась от многократных приглашений сниматься в фильмах Фото: © imago stock&people / imago stock&people / www.globallookpress.com

Лоллобриджида родилась 4 июля 1927 года в городе Субьяко в семье мастеров-мебельщиков. Кроме нее, было еще три дочери. В 1945-м семья переехала на окраины Рима. Там Джина начала зарабатывать свои первые деньги как уличная художница — рисованием карикатур и шаржей. В то же время она брала уроки оперного вокала и училась в театральном училище.

У Лоллобриджиды не было цели играть в кино, она мечтала стать скульптором или оперной певицей. Поэтому поначалу отказывалась от многократных приглашений сниматься в фильмах. Но в 1946 году она начала появляться в эпизодических ролях в фильмах, вслед за которыми пришли и главные. Славу Лоллобриджиде принесла роль Аделины в картине знаменитого французского кинорежиссера Кристиана-Жака «Фанфан-тюльпан» с Жераром Филипом в главной мужской роли. После успеха на актрису обратили внимание голливудские режиссеры, и в 1953-м она снялась в первом американском фильме в своей карьере — «Посрами дьявола» (1953), где Лоллобриджида работала вместе с Хамфри Богартом. Позднее она снималась в таких картинах, как «Так мало никогда» (1959) с Фрэнком Синатрой, «Соломон и царица Савская» (1959) с Юлом Бриннером, «Приходи в сентябре» (1961), «Соломенная вдова» (1964), «Доброго вечера, миссис Кэмпбелл» (1968) и др.


В 1960-х годах Лоллобриджида стала реже сниматься в кино, объясняя это тем, что не хочет повторяться. В 70-х ее карьера пошла на спад и практически закончилась в 1973-м участием в фильме «Смертный грех».

Лоллобриджида занялась фотожурналистикой. Среди ее работ есть фото Пола Ньюмена, Сальвадора Дали, Фиделя Кастро. В 1973 году был опубликован фотоальбом ее работ под названием «Моя Италия». А также Лоллобриджида начала заниматься скульптурой. В 2003-м в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве прошла выставка ее скульптур. В 1976 году актриса решила попробовать себя в качестве режиссера и сняла документальный фильм о Кубе, для которого взяла интервью у Кастро.


«Когда мы гуляли по ночной Москве, Юрий подарил мне свою фотографию…»

Актриса была частым гостем в России даже в советские времена. В 1961 году ее пригласили на II московский международный кинофестиваль. Именно там было сделано знаменитое фото, где актриса целует первого космонавта Юрия Гагарина в щеку. Вечером Гагарин составил Лоллобриджиде компанию и показал Москву. «Когда мы гуляли по ночной Москве, Юрий подарил мне свою фотографию, на обороте которой написал: „Я видел много звезд на небе. Но таких, как вы, нет“», — рассказывала Лоллобриджида. В 1973 году Лоллобриджида была сама членом жюри VIII московского кинофестиваля, а в 1997-м на XX московском кинофестивале ей вручили приз за вклад в киноискусство. В 92 года она рассказала в интервью о романе с Андреем Кончаловским. «Мы должны были пожениться, но потом он передумал, и что уж тут скажешь? Разве можно на это что-то возразить? Нет, конечно», — поделилась Лоллобриджида и добавила, что тогда закрутила роман с младшим братом Кончаловского Никитой Михалковым.

«Джина долго не уступала в „войне бюстов“ более молодой сопернице Софи Лорен (ей, другой долгожительнице, всего 86), а в 1961-м выдержала дуэль с голливудской дивой Лиз Тейлор, — продолжает Плахов. — На московском фестивале они пришли на церемонию открытия в Кремль в одинаковых платьях от Dior, только у Джины пояс был красный, а у Лиз — голубой. Конфуз века! Как давно это было и как за эти годы изменился мир!»

В 1961 году ее пригласили на II Московский международный кинофестиваль. Именно там было запечатлено знаменитое фото, где актриса целует первого космонавта Юрия Гагарина в щеку В 1961 году ее пригласили на II московский международный кинофестиваль. Именно там было сделано знаменитое фото, где актриса целует первого космонавта Юрия Гагарина в щеку Фото: Леонид Великжанин, Валентин Мастюков / ТАСС

«В 1996 году мы пили с ней шампанское на кинофестивале, и она была так же обворожительна, как и за 50 лет до этого»

О том, кем была для кинематографа Лоллобриджида, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов.

«Это как раз тот случай, когда можно сказать, что уходит эпоха, — уверен кинообозреватель „Российской газеты“ Валерий Кичин. — Время, когда в нашем и мировом кино царствовали красивейшие женщины планеты. Их тогда было много, эти королевы красоты царили на экранах и в умах, сердцах зрителей. Когда в Советском Союзе впервые показали „Фанфан-тюльпан“, публика пришла в восторг, потому что там были два, что называется, красавца мирового кино — Джина Лоллобриджида и Жерар Филип. Конечно, они и их страсть на экране остались в памяти на многие десятилетия».

Лоллобриджида была очень разносторонним человеком, напоминает Кичин, что позволяло ей играть любые роли — от крестьянки до царицы Савской. «И при такой красоте она имела талант, — считает наш собеседник. — У нее был незаурядный актерский талант. Легкий, динамичный, озорной, я бы сказал. Я помню, как наглухо запаянная страна наша с появлением этих фильмов стала думать об Италии как о стране Везувия, спагетти и неземных красавиц: Джины Лоллобриджиды, Софи Лорен, Сильваны Пампанини. Кстати, в юности Джина снималась в музыкальных картинах, например „Молодой Карузо“, а в одном из фильмов даже сама пела арию из оперы „Тоска“ Пуччини».

«Красота для актрисы — это очень сложно. Нужно своими работами все время соответствовать своей красоте. Вот у Лоллобриджиды получалось это делать» «Красота для актрисы — это очень сложно. Нужно своими работами все время соответствовать своей красоте. Вот у Лоллобриджиды получалось это делать» Фото: © Supplied by FilmStills.net / www.filmstills.net / www.globallookpress.com

Михаил Трофименков — кинокритик и автор «Коммерсанта» — напоминает, что Лоллобриджида была одной из первых западных звезд, мелькнувших на советском кинонебосводе в начале 1950-х годов. «Она не была великой актрисой, в отличие от Софи Лорен и Клаудии Кардинале, — считает Трофименков. — Она была самой собой. Просто великолепной Джиной, с осиной талией и огромными глазами, с застрахованным на 600 тысяч долларов бюстом. Но она несла именно такую веселую ноту, беззаботную, без драматизма, без трагизма. Веселая девчонка на экране. Как звали ее героиню в фильме „Хлеб, любовь и фантазия“ Луиджи Коменчини — озорница Мария. Вот она была озорницей и оставалась такой до последних лет жизни, наверное. В 1996 году мы пили с ней шампанское на кинофестивале, и она была так же обворожительна, как и за 50 лет до этого».

«Есть такая категория актрис, которые, с одной стороны, завораживающие, красивые, невероятно притягательные в кино, кадре, на афише фильма. А с другой — темпераментные, эмоциональные, живые и очень органичные с точки зрения актерской игры. Для меня феномен Джины Лоллобриджиды именно в этом, — говорит киновед и автор „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина. — В кино, конечно, ей посчастливилось попасть в эпоху Витторио де Сика, Пьетро Джерми и так далее. Для зрителей, безусловно, она навсегда останется звездой фильмов „Фанфан-тюльпан“ и „Собор Парижской Богоматери“. А ведь красота для актрисы — это очень сложно. Нужно своими работами все время соответствовать своей красоте. Вот у Лоллобриджиды получалось это делать. Важно это сказать. И, когда мы видим ее, такую живую итальянку, энергичную, страстную, сначала впечатляемся ее внешними данными, а потом уже понимаем, как прекрасно, проникновенно она играет. Очень жаль, что такой образец внешней безупречности и в то же время блестящей актерской игры уходит».