Заключив всего три контракта,  «СамараТрансСтрой», занятая дорожным строительством, обеспечила себя на несколько лет вперед денежными поступлениями в размере почти 47 млрд рублей. 78% от общей суммы контрактов, компания получит за реализованные работы в Татарстане Заключив всего три контракта, «Самаратрансстрой», занятый дорожным строительством, обеспечил себя на несколько лет вперед денежными поступлениями в размере почти 47 млрд рублей. 78% от общей суммы контрактов компания получит за работы в Татарстане Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Самарскому бизнесмену перепало больше 11% бюджетного пирога в РТ

Для начала напомним, что в итоговый годовой рейтинг королей госзаказа мы включаем 50 компаний, которые выигрывали госконтракты в Татарстане, оплачиваемые из республиканского и федерального бюджетов. По сведениям информационной базы данных «Маркер-Интерфакс», сумма полученных ими средств в прошлом году, несмотря на СВО и введение режима экономии региональных бюджетов, выросла по сравнению с 2021-м в 2,3 раза и составила 400 млрд рублей. При этом минимальный порог вхождения в рейтинг увеличился с 700 млн до 1,27 млрд рублей, а показатели лидера скаканули с 23 млрд до почти 47 млрд рублей.

Интересный факт: в 2022 году первая пятерка получателей госзаказа заключила госконтрактов почти на такую же сумму, на какую в 2021-м заключили все 50 участников рейтинга. 70% денежных средств, или 278 млрд рублей, пошло на дорожное строительство — их освоили 22 компании, 78 млрд рублей поступят 18 фирмам за различные строительные работы, еще 5% пошли на закупку фармацевтической продукции и оплату питания. Несмотря на то что среди участников топ-50 присутствуют в основном местные фирмы, часть крупных подрядов все-таки ушла на сторону — компаниям, которые зарегистрированы в других регионах.

Первое место в нашем рейтинге получила самарская компания «Самаратрансстрой» (СТС). Заключив всего три контракта, фирма, занятая дорожным строительством, обеспечила себя на несколько лет вперед денежными поступлениями в размере почти 47 млрд рублей. Всего же СТС за 2022 год законтрактовался на 59,8 млрд рублей, 12,6 млрд из которых поступит от министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Таким образом, 78% от общей суммы заключенных контрактов СТС получит за реализованные работы в Татарстане.

Самый крупный выигранный тендер касается строительства третьего этапа трассы М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска. Общая стоимость работ — 20,3 млрд рублей, из них в 2022 году выполнено работ на 404,6 млн рублей, в 2023-м и 2024-м будет освоено 5,5 млрд и 14,3 млрд рублей соответственно.

Обход Нижнекамска и Набережных Челнов входит в состав скоростного маршрута Москва – Казань. Третий этап включает в себя строительство четырехполосной автодороги протяженностью 33,5 км, одного моста, путепровода и двух транспортных развязок. Одна развязка будет построена на пересечении с региональной дорогой Набережные Челны – Сарманово, ведущей к населенным пунктам юга республики. Вторая появится на стыке обхода с основным направлением трассы М7 возле поселка Сосновый Бор. Путепровод пройдет над автодорогой Новотроицкое – Комсомолец, отмечается, что он необходим для сохранения транспортного сообщения между населенными пунктами. На участке, где трасса пересечет реку Челну, дорожники построят 6-пролетный мост протяженностью 166 метров.

Считается, что «СамараТрансСтрой» находится под контролем влиятельного депутата Самарской губернской Думы Андрея Мурзова Считается, что «Самаратрансстрой» находится под контролем влиятельного депутата Самарской губернской Думы Андрея Мурзова Фото: samara.er.ru

Еще два крупных контракта, на 12,1 млрд и 14,5 млрд рублей, СТС подписал под занавес года — 2 декабря. Хоть это и федеральные деньги, тем не менее заключает госконтракт и платит все то же волго-вятское управление Росавтодора, которое базируется в Казани и возглавляется Илдаром Мингазовым. За эти средства компания проведет строительство и реконструкцию 30-километрового участка дороги М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа в Татарстане с 1 070-го по 1 102-й километр. Согласно плану финансирования проекта, в 2022 году на реализацию двух договоров было выделено 91,4 млн рублей, в 2023-м будет освоено 350,7 млн рублей, 3,4 млрд рублей — в 2024-м, 4,4 млрд рублей — в 2025-м, еще 18,3 млрд рублей — в 2026-м. Кроме дорожного полотна, планируется строительство автопавильона, устройство пешеходных дорожек, установка остановочных пунктов и шумозащитных экранов возле населенных пунктов. В среднем 1 км дороги обойдется в 890 млн рублей.

«Самаратрансстрой» существует с 2011 года. Выручка на конец 2021-го — 8,1 млрд рублей (рост на 45%). Чистая прибыль — 180,7 млн рублей. Портфель госконтрактов у компании равен 122 млрд рублей. Если ранее это были работы по строительству, ремонту и обслуживанию работ в Самарской области, то теперь, как видим, СТС расширил географию своего присутствия.

Хотя 100-процентный учредитель — Олег Дорошенко, считается, что компания находится под контролем влиятельного депутата Самарской губернской Думы Андрея Мурзова. Согласно данным базы «Контур.Фокус», Дорошенко был директором ООО «Техкомплект», где учредителем остается сам Мурзов. Также на официальном сайте СТС указано, что у компании имеется филиал в Самарской области по адресу: Сергиевский район, п. г. т. Суходол, ул. Гарина-Михайловского, 35. По этому же адресу зарегистрировано ООО «Скиф», где директором и учредителем значится Елена Мурзова. Она же выступает соучредителем ООО «Трэйси», второй учредитель — Владимир Макаров. Он же руководитель ООО «ПТК „Скиф“», ООО «СДМ», ООО «Техмодерн», ООО «Межрегиональная экологическая компания». Учредителем в ПТК «Скиф» выступает Олег Андреевич Мурзов — сын депутата Андрея Мурзова. Сам он до прохождения в Самарскую Думу в 2016 году был учредителем ООО «ДТК „Скиф“», которое также было зарегистрировано в п. г. т. Суходол, на ул. Гарина-Михайловского, 35.

Самый крупный госзаказ 2022 года в портфеле «Каздорстроя» — контракт с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на 35,5 млрд рублей на реконструкцию федеральной автодороги М-7 на территории Татарстана Самый крупный госзаказ 2022 года в портфеле «Каздорстроя» — контракт с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на 35,5 млрд рублей на реконструкцию федеральной автодороги М7 на территории Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

«Каздорстрой» снова на высоте

Заключив 13 контрактов на 44,8 млрд рублей, в тройку лидеров вернулось АО «Каздорстрой» Эльвиры Ахуновой и Равиля Гарипова. Недобрав 2 млрд рублей, «Каздорстрой» уступил лидеру верхнюю позицию, а сам разместился на втором месте рейтинга (17-е в 2021 году). При этом сумма заключенных контрактов в 2022-м превысила сумму всех заключенных договоров в течение 2021-го почти в 15 раз.

Самый крупный госзаказ 2022 года в портфеле предприятия — контракт с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на 35,5 млрд рублей. Правда, это не один контракт, а пять разных тендеров как по сумме, так и по дате заключения, но все они касаются одного и того же объекта. Причем «Каздорстрою» даже не пришлось ни с кем за него бороться — везде он выступает как «единственный поставщик/исполнитель». Сами закупки касаются реконструкции федеральной автодороги М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на территории Татарстана. Работы финансируются в рамках проекта строительства международного коридора Европа – Западный Китай, включающего в себя маршрут М12 Москва – Казань с продолжением до Екатеринбурга. В рамках данного проекта «Каздорстрой» будет отвечать за реконструкцию участка М7 «Волга» с 1 120-го по 1 166-й километр, который находится в Мензелинском и Актанышском муниципальных районах Республики Татарстан. Данный участок будет построен по нормам категории IБ с двумя полосами движения в каждую сторону с разделением встречных потоков. Также будет произведена замена моста через реку Ик, который построили еще в 1983 году, проведены работы по спрямлению русла реки Базяны и возведению нового моста. Дополнительно проект включает в себя строительство транспортных развязок на разных уровнях, надземных переходов и установку автоматической системы управления потоком. Работы разделены на три этапа, последний из которых «Каздорстрой» обязан закончить к концу 2026 года.

Второй по сумме выигранный тендер касается строительства автомобильной дороги М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. На строительство первого этапа участка обхода Нижнекамска и Набережных Челнов «Волго-Вятскуправтодор» выделил 5,9 млрд рублей. Средства пойдут на работы на участке от нулевого до 26-го километра. Он пройдет по Елабужскому и Нижнекамскому районам Татарстана. Новая автотрасса позволит перенаправить грузовой и крупнотоннажный транспорт, идущий из Казани в сторону Уфы, огибая плотину Нижнекамской ГЭС, перераспределить трафик с существующей трассы М7. Проект включает в себя строительство четырехполосной автодороги категории Iб, двух транспортных развязок и 6 путепроводов. В 2023 году территорию строительства очистят от насаждений, в 2024-м будут переустроены сети связи: ЛЭП, подземный газопровод, водопровод и др., в ноябре 2025-го все основные дорожные работы должны завершить.

Еще 3 млрд рублей «Каздорстрой» получит от того же госзаказчика после завершения всех реконструкционных работ на автодороге М7 на участке с 761-го по 771-й километр, которые включают в себя весь спектр дорожных работ, в том числе замену мостовых путепроводов через реку Сулицу, проходящую мимо «Свияжских холмов», и реку Прорву в районе села Татарское Бурнашево, что в Верхнеуслонском районе. Финансирование растянуто на три года: в 2022-м — 158 млн, в 2023-м и 2024-м — по 1,4 млрд рублей. Остальные договоры незначительны в масштабах компании — 230 млн, 47,5 млн и 86 млн рублей. Если первый связан с ремонтом улицы Фатыха Амирхана от улицы Маршала Чуйкова до улицы Михаила Миля в Казани, то оставшиеся два — с реконструкцией мостов через реки Хрустальную и Булатку в Зеленодольском районе.

ООО «Мосты и дороги» занялась реконструкцией Горьковского шоссе. При этом расходы на перенос и замену сетей составят 60–70% от стоимости реконструкции дороги, и лишь 30–40% потратят на дорожную «одежду» ООО «Мосты и дороги» занялось реконструкцией Горьковского шоссе. При этом расходы на перенос и замену сетей составят 60–70% от стоимости реконструкции дороги и лишь 30–40% потратят на дорожную «одежду» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто освоит деньги на Горьковском шоссе

На третьем месте с суммарным результатом в 28,3 млрд рублей расположилась компания, о которой до прошлого года никто не знал и благодаря которой казанские автомобилисты 28 сентября 2022-го встали в серьезной пробке в центре города. Это связано с тем, что был начат ремонт несущей опоры признанного аварийным моста на улице Назарбаева. После реконструкции грузоподъемность моста увеличится с 15 до 25 т, а движение станет 8-полосным. Государственный контракт на ремонт автомоста стоимостью 1,1 млрд рублей в конце мая был заключен с ООО «Мосты и дороги» Николая Логинова — это был первый ее крупный подряд. Заказчик работ — ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ», источник финансирования — бюджет Татарстана. Срок работ — до 25 ноября 2024-го, средства на ремонт будут выделять поэтапно. Так, в 2022 году должны были потратить 407,9 млн рублей, в 2023-м освоят 400 млн, в 2024-м — еще 355,5 млн рублей.

В III и IV кварталах 2022-го эта же компания заключила еще пять более масштабных контрактов на общую сумму свыше 27 млрд рублей с ГКУ «Главтатдортранс». Сумма каждого контракта — от 5 млрд до 6 млрд рублей, согласно условиям которых компания Логинова занялась реконструкцией Горьковского шоссе от улицы Музыкальной, что в Кировском районе Казани, до автотрассы М7 «Волга». При этом расходы на перенос и замену сетей составят 60–70% от стоимости реконструкции дороги и лишь 30–40% потратят на дорожную «одежду». В ходе реконструкции трассу расширят до 6 полос, построят надземные и подземные переходы, три многоуровневые и три одноуровневые развязки, в результате чего на шоссе организуют непрерывное движение без светофоров. Работы должны завершиться до конца ноября 2024 года, а финансирование также будет идти траншами.

В июле 2021 года компания «Дороги и Мосты» стала победителем конкурса на реконструкцию мостового перехода через реку Свияга на трассе М7 «Волга» в Татарстане. С исполнителем заключен контракт стоимостью почти в 1,5 млрд рублей В июле 2021 года компания «Дороги и Мосты» стала победителем конкурса на реконструкцию мостового перехода через реку Свиягу на трассе М7 «Волга» в Татарстане. С исполнителем заключен контракт стоимостью почти в 1,5 млрд рублей Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Мост через Каму «продали» со второго раза

Далее опять дорожники. На четвертом месте всего лишь с двумя заключенными контрактами идет компания «Дороги и Мосты» (АО «ДиМ»). В июле 2021 года она стала победителем конкурса на реконструкцию мостового перехода через реку Свиягу на трассе М7 «Волга» в Татарстане. Хоть это и федеральные деньги, тем не менее заключает госконтракт и платит все то же волго-вятское управление Росавтодора. Компания «ДиМ» стала единственным участником открытого конкурса. С исполнителем заключен контракт стоимостью почти в 1,5 млрд рублей.

Второй, более весомый контракт достался «ДиМ» опять от «Волго-Вятскуправтодора» в рамках строительства автомобильной дороги М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов: строительно-монтажные работы на участке от нулевого до 26-го километра. И если дорогу в рамках данного проекта возводит «Каздорстрой», то на этапе 1.2 ключевым моментом является мост через Каму длиной 1,3 километра. В рамках строительства мостового перехода строителям предстоит возвести 22 опоры, пять из которых необходимо устроить в русле реки на глубине до 15 метров. Длина русловой части моста составит 792 м, высота русловых опор — 50 метров. Пролетные строения левобережной эстакады, длина которой 510 м, будут выполнены из сборных железобетонных балок, русловой части — из металла. На пролетных строениях устроят деформационные швы, уложат гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие. Также здесь установят барьеры и перила. На мосту предусмотрено наружное освещение и навигационная судоходная сигнализация. Под эстакадой на правом берегу реки будет спланирован и укреплен оползневой склон.

«Дороги и Мосты» зарегистрированы в Москве в октябре 2020-го, после того как в мае 2020-го акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга, решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны «Дороги и Мосты» зарегистрированы в Москве в октябре 2020-го, после того как в мае 2020-го акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга, решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны Фото: Владимир Смирнов/фотохост-агентство ТАСС

Стоимость контракта составила более 23,8 млрд рублей. Сроки выполнения работ — с 1 октября 2022-го по 30 сентября 2025-го. Средства на строительство моста выделят из федерального бюджета поэтапно. Так, в 2021-м должны были потратить 307,4 млн рублей, в 2023-м планируется израсходовать почти 1 млрд рублей, в 2024-м — 18 млрд рублей, в последующие годы — еще более 4,4 миллиарда. АО «Дороги и Мосты» оказалось единственным участником торгов. В июле компания также подавала заявку, однако ФАС вынесла решение об отказе в заключении контракта, поскольку к участникам конкурса должны быть предъявлены требования о наличии опыта строительства уникальных сооружений.

Компания «Дороги и Мосты» зарегистрирована в Москве в октябре 2020-го, после того как в мае 2020-го акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга, на внеочередном собрании решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны в формате выделения из нее нового акционерного общества «Дороги и Мосты». Имущество нового АО сформировалось за счет имущества «Мостотреста», уставный капитал АО «ДиМ» — за счет собственных средств, а акции новой компании распределили среди акционеров «Мостотреста» пропорционально числу принадлежащих тем акций в головной компании по данным реестра на дату регистрации АО «ДиМ».

ООО «Волга Автодор» подписала пять договоров на строительство с первой по пятую очередь участка от проспекта Победы до автомобильной дороги М7 «Волга» в Советском районе Казани и Пестречинском районе, каждый из которых обошелся бюджету ориентировочно в 4,4 млрд рублей ООО «Волга-Автодор» подписало пять договоров на строительство с первой по пятую очередь участка от проспекта Победы до автомобильной дороги М7 «Волга» в Советском районе Казани и Пестречинском районе РТ, каждый из которых обошелся бюджету ориентировочно в 4,4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Вознесенский тракт обходится дешевле, чем Горьковское шоссе

На пятом место расположилось ООО «Волга Автодор», которое по итогам года поставило для себя личный рекорд, законтрактовавшись почти на 22 млрд рублей (в 2021-м — всего 1,1 млрд рублей).

ООО «Волга Автодор» с 2012 года оформлено на Галину Рыжакову, директором выступает Андрей Матвеев, ранее руководивший компаниями «Эйси» и «Эллин».

Компания за данный период заключила 6 контрактов, зато каких. 21 марта, 30 марта, 18 апреля, 4 и 16 мая 2021 года подписано пять договоров на строительство с первой по пятую очередь участка от проспекта Победы до автомобильной дороги М7 «Волга» в Советском районе Казани и Пестречинском районе РТ, каждый из которых обошелся бюджету ориентировочно в 4,4 млрд рублей. Во всех случаях заказчиком выступил «Главтатдортранс», а срок выполнения работ установлен 25 ноября 2024 года.

Напомним, Вознесенский тракт в будущем станет одной из крупнейших магистралей Казани, строительство которой предусмотрено новым генпланом города. Протяженность трассы — около 10 километров. Дорога протянется от Аметьевской магистрали через улицу Бухарскую и далее между улицами Минской и Закиева выйдет на федеральную трассу М7 «Волга». Власти Татарстана активно прорабатывают возможность сделать проезд по новой дороге платным, окупив вложения.

ООО «Мосты РТ» Рината Мухьянова за 5,1 млрд рублей должна построить 3 развязки с 3 путепроводами на них, 2 моста через реки Мензеля и Дарьянку, а также 4 надземных перехода ООО «Мосты РТ» Рината Мухьянова за 5,1 млрд рублей должно построить три развязки с тремя путепроводами на них, два моста через реки Мензелю и Дарьянку, а также четыре надземных перехода Фото: «БИЗНЕС Online»

Вторая пятерка

ООО «Строй-Инжиниринг» вырвалось с 19-й позиции в 2021-м на 6-ю по итогам прошедшего года. Заключив 12 контрактов, компания обеспечила себя заказами на общую сумму в 20,6 млрд рублей. Если ранее фирма находилась под контролем Азата Шайхелисламова, то сейчас через ООО «Управление активами» она подконтрольна на 80% Лейсан Исламовой и на 20% — Елене Князькиной. Но это де-юре, де-факто ООО «Управление активами» зарегистрировано в Арске, на улице Банковской, 28. По этому же адресу «сидят» ООО «Дорзнак» и ООО «Бошунг Сервис», оформленные на Шайхелисламова, и ООО «Султан» дочери Шайхелисламова Алсу, которая ранее выступала директором ООО «Строй-Инжиниринг».

Но вернемся к нашим закупкам. Финансирование всех заключенных контрактов осуществляется за счет федеральных средств, где распорядителем является все тот же «Волго-Вятскуправтодор». 4,7 млрд рублей выделено на реконструкцию автодороги М7 с 1 061-го по 1 068-й километр, 2,8 млрд рублей пошло на капитальный ремонт дороги М7 — на подъезд к Ижевску и Перми. Бо́льшую часть, или 11 млрд рублей, ООО «Строй-Инжиниринг» получит за реконструкцию федеральной автодороги М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на территории Мензелинского района с 1 102-го по 1 120-й километр, с поворота за поселком Юртово перед Мензелинском и до села Аю. Данные ремонтные работы разбиты на пять этапов, из которых четыре пришлось на ООО «Строй-Инжиниринг». Первый и второй этапы — это подготовка территорий и перенос коммуникаций, четвертый и пятый — строительство самой дороги по нормам категории Iб с двумя полосами движения в каждую сторону с разделением встречных потоков.

Тендер на проведение ремонтных работ в рамках третьего этапа выиграла другая татарстанская компания — ООО «Мосты РТ» (9). Компания Рината Мухьянова за 5,1 млрд рублей должна построить на этом участке три развязки с тремя путепроводами на них, два моста через реки Мензелю и Дарьянку, а также четыре надземных перехода. Всего Мухьянов законтрактовался за год на 12,4 млрд рублей, выиграв в 10 государственных закупках. 3,45 млрд рублей «Мосты РТ» получат от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Основные работы связаны с возведением пешеходных переходов на разных уровнях на участке с 861-го км по 987-й км автомобильной дороги М7 «Волга». Срок исполнения контракта — ноябрь 2025-го. В 2022-м бюджет выделил на соответствующие работы 89,8 млн рублей, в 2023-м — 419 млн рублей, в 2024 — 911 млн рублей и в последний год — чуть больше 2 млрд рублей.

Еще один значимый по сумме контракт Мухьянов заключил также с «Волго-Вятскуправтодором». Контракт на сумму 2,6 млрд рублей связан со строительством моста и новой транспортной развязки на трассе М7 «Волга» в районе Набережных Челнов. Согласно документации, подрядчик построит трехпролетный мост через реку Шильнебашку в составе трассы М7, а также возведет транспортную развязку с путепроводом. В обязанности подрядчика входит также переустройство инженерных сетей, включая газопровод высокого давления. Работы начались 12 сентября 2022 года, а окончание проекта намечено на 30 октября 2025-го.

312 млн и 159 млн рублей ООО «Мосты РТ» получит от ГБУ «Дирекция финансирования ПДР» в рамках контрактов, заключенных летом 2022 года. Согласно закупкам, исполнитель обязуется реконструировать мост через реку Дымку у села Абсалямово на автомобильной дороге Уруссу – Октябрьский в Ютазинском муниципальном районе, а также отремонтировать мост через реку Кубню на автомобильной дороге Большие Кайбицы – Камылово в Кайбицком муниципальном районе.

ООО «Мосты РТ» зарегистрировано в июле 2015 года. Директором и учредителем является Мухьянов. Выручка компании в 2021-м составила 1,5 млрд рублей, чистая прибыль — 175,8 млн рублей. В 2019 году компания выиграла тендеров на 3,6 млрд рублей, в 2020-м — на 1,8 млрд рублей, а в 2021-м — всего на 135 млн рублей. В качестве подрядчика компания возводила большие путепроводы в Зеленодольске и Заинске, а также выступала генподрядчиком по строительству БКК. Сам Мухьянов ранее являлся директором одноименного АО, которое в 1996 году было учреждено кабинетом министров Татарстана.

«Евростройхолдинг+» Владимира Казилова за год заключила 26 договоров, 19 из которых пришлись на Главстрой РТ, в 6 договорах вторым подписантом выступил Главинсвестстрой РТ, а практически самый «жирный» заказ пришел от УФСИН России по РТ «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова за год заключил 26 договоров, 19 из которых пришлись на Главстрой РТ, в 6 договорах вторым подписантом выступил Главинвестстрой РТ, а практически самый «жирный» заказ пришел от УФСИН России по РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Цена срочности — 2 млрд рублей

Несмотря на выросший в 4 раза объем сумм, полученных по господрядам, с 4,56 млрд в 2021-м до 19,9 млрд рублей в 2022-м, «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова смог подняться всего на три строчки, с 10-го на 7-е место нашего рейтинга. За год компания Казилова заключила 26 договоров, 19 из которых пришлось на Главстрой РТ, в 6 договорах вторым подписантом выступил Главинвестстрой РТ, а практически самый «жирный» заказ пришел от УФСИН России по РТ.

Начнем с последнего. Денежные средства в объеме 5,8 млрд рублей выделены УФСИН на строительство нового следственного изолятора в Казани на 1 тыс. мест в рамках государственного оборонного заказа, который будет располагаться на улице Гудованцева, 130. Согласно документации, средства направят на возведение административного и режимных корпусов, медицинской части, столовых, прачечной, гаражей и мастерских для заключенных. Также будет возведен городок для содержания собак, на который отдельно определено 60 млн рублей. В прошлом году на работы выделили 433,5 млн рублей, в 2023-м бюджет направит 470 миллионов. В последний год реализации контракта на строительство из федерального бюджета планируют выделить еще 4,2 млрд рублей. Само строительство должно завершиться не позднее 30 ноября 2025-го. Как это чаще всего случается с тендерами на такие крупные суммы, он был заключен с многочисленными нарушениями: не соблюдались сроки заключения контракта, из нескольких поданных заявок на тендер допущена только одна, что привело к тому, что торги прошли без снижения цены. Впрочем, по сравнению с тем барышом, который получит Казилов, штрафы за эти нарушения от 30 тыс. до 50 тыс. рублей смотрятся совсем несолидно.

Почти 1 млрд «Евростройхолдинг+» получил от Главстроя РТ на строительство перинатального центра на территории городской клинической больницы №7 на улице Маршала Чуйкова в Казани.

2,5 млрд в рамках трех выигранных тендеров поступит на счет компании за возведение жилых корпусов №5, 6-1, 6-2 в жилом комплексе Университета Иннополис в одноименном городе.

860 млн рублей строительный подрядчик освоит при строительстве многоуровневого служебного гаража для автотранспорта кабинета министров Республики Татарстан на улице Подлужной в Вахитовском районе Казани, который по плану должны сдать в конце января текущего года.

Казилову в очередной раз доверили ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения, входящем в состав ансамбля Казанского кремля, в частности комплекса зданий Присутственных мест. На эти цели из бюджета выделено почти 1,4 млрд рублей, которые были размыты по трем закупкам.

Еще 173 млн рублей выделено «Евростройхолдингу+» Главстроем РТ на реставрационные работы на территории Казанского кремля — это и проведение противоаварийных работ на Спасской башне, и ремонтные работы в Губернаторском дворце, Благовещенском кафедральном соборе и Юнкерском училище. Самым же знаковым с точки зрения имиджа столицы Татарстана стал ремонт участков стены Кремля. Так, в мае 2022 года, после того как на отдельных участках было зафиксировано отклонение от вертикали прясел, проявилась эрозия кирпичной кладки, трещины, проседание грунта, следы замачивания стены, рабочие «Евростройхолдинга+» начали разбирать стену между Тайницкой башней, выходящей на набережную Казанки, и несохранившейся Северо-Западной башней.

За строительство лечебно-реабилитационного центра на базе клинической больницы №7 на улице Маршала Чуйкова в Казани компания Казилова получила еще 656 миллионов. Часть тендеров, в которой строительная компания была признана победителем, связаны с капитальным ремонтом Спасской ЦРБ, Тюлячинской ЦРБ, Сабинской ЦРБ, центра ядерной медицины, детской городской больницы №8, а также здания стационарного отделения №4 Республиканского наркологического диспансера.

30 августа в техническом режиме открылся новый IT-парк им. Башира Рамеева. На символическую кнопку запуска нажали Рустам Минниханов, Ирек Файзуллин, Айрат Хайруллин и Ильсур Метшин. При этом Минниханов поздравил Казилова с тем, что объект был сдан вовремя 30 августа в техническом режиме открылся новый IT-парк им. Рамеева. На символическую кнопку запуска нажали Рустам Минниханов, Ирек Файзуллин, Айрат Хайруллин и Ильсур Метшин. При этом Минниханов поздравил Казилова с тем, что объект был сдан вовремя Фото: president.tatarstan.ru

Ну и на десерт. Крупнейший контракт «Евростройхолдинг+» заключил 1 июля с Главстроем РТ. Он был связан с реконструкцией комплекса зданий и территории бывшей фабрики «Спартак» на улице Спартаковской в Казани в целях строительства нового IT-парка. Общая площадь реконструируемых зданий — 120 тыс. кв. метров. Несмотря на плановое окончание исполнения контракта 31 октября, 30 августа в техническом режиме открылся новый IT-парк, названный в честь Башира Рамеева. Тогда на символическую кнопку запуска нажали президент Татарстана Рустам Минниханов, министр строительства РФ Ирек Файзуллин, министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин и мэр Казани Ильсур Метшин. При этом Минниханов поздравил Казилова с тем, что объект был сдан вовремя.

Но 20 декабря 2022 года данный контракт претерпел кардинальные изменения. Путем подписания трех дополнительных соглашений изменилась его сумма, а также сроки исполнения. Стоимость контракта увеличилась в 1,5 раза с 4 млрд до 6,2 млрд рублей, а плановое окончание исполнения контракта перенесли на 10 марта 2023-го. 

8-е место взял новичок рейтинга, к тому же являющийся и нерезидентом Татарстана. Выиграв в двух тендерах, ОАО «Хотьковский Автомост» заключило с «Волго-Вятскуправтодором» два договора на 18,2 млрд рублей. Самый крупный, на 12,9 млрд рублей, касается реконструкции почти 13-километрового участка федеральной дороги Р241 Казань – Буинск – Ульяновск в Ульяновской области. Строительная длина четырехполосной дороги составляет 12,8 километра. Дорожные работы планируется провести в 2022–2023 и 2025–2027 годах. Начальная цена определена в размере 12,93 млрд рублей. По итогам конкурса она была снижена на 13 млн рублей, в том числе в 2022-м было выплачено 30 млн, в 2023-м и 2025-м, соответственно, — 70 млн рублей и 988 млн рублей, в 2026 и 2027 годах — 1,98 млрд рубля и 9,8 млрд рублей. Средства выделяются из федерального бюджета.

За 5,3 млрд рублей эта же компания осуществит реконструкцию и строительство участка федеральной трассы в Ульяновской области, которая является подъездной дорогой к Самаре. Речь идет о подготовке проектной документации, проведении инженерных изысканий и строительстве дороги. Проектные работы проведут в 2022–2023-х, строительство четырехполосного дорожного участка протяженностью 6,9 км намечено на 2025–2027-й.

ОАО «Хотьковский автомост» зарегистрировано в Сергиевом Посаде Московской области. Компанию контролирует предпринимательница Ирина Фомичева, в разной степени контролирующая еще ряд компаний строительной отрасли, Николай Фомичев (ее отец) и Валентина Клишина. Ранее компания брала подряды на различные проекты в Якутии, Московской области, сейчас же у нее в портфеле, помимо прочего, работы на автомобильных дорогах М7 «Волга» и М5 «Урал». Выручка в 2021 году составила 10,3 млрд, а чистая прибыль — 1,6 млрд рублей.

Замыкает первую десятку ООО «Волгадорстрой» Игоря Гранфельда, ранее оформленное на Олега Иванова и Айрата Минуллина, с 16 контрактами на 12 млрд рублей, из которых 10,6 млрд рублей пойдет на строительство участка обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Остальные 14 договоров касались ремонта автодорог общего пользования в Татарстане, а также некоторых улиц в Казани и Зеленодольске.

ООО «Волгадорстрой» известно тем, что отвечает за зимнюю переправу Казань – Верхний Услон, договор сроком на 20 лет с которой был подписан татарстанским филиалом агентства водных ресурсов еще в 2013 году. Впрочем, на чеках, которые выдаются на переправе, указано не «Волгадорстрой», а «ИП Миннуллин» — бывший учредитель ООО «Волгадорстрой». Это связано с тем, что ООО еще в 2017 году заключило договор на обслуживание переправы с индивидуальным предпринимателем.

Второй (менее известный) факт — ООО «Волгадорстрой» владеет участком в 12 га на берегу реки Меши в Лаишевском районе, на котором расположена база отдыха с футбольным полем и вертолетной площадкой, а от Меши на протяжении 1,5 км без всяких разрешений исполнительного комитета и других органов прорыт самовольный канал. Данный факт был обнародован республиканской экспертной группой по вопросам противодействия коррупции еще летом 2021 года.

ДСК «Автобан» Алексея Андреева (справа)— участник крупных инфраструктурных проектов стоимостью в десятки миллиардов рублей (на фото: ввод в эксплуатацию Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области с участием президента РФ Владимира Путина) ДСК «Автобан» Алексея Андреева (справа) — участник крупных инфраструктурных проектов стоимостью в десятки миллиардов рублей (на фото: ввод в эксплуатацию Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области с участием президента РФ Владимира Путина) Фото: kremlin.ru

Нерезиденты наступают

Кроме компаний «Самаратранстрой» и «Дороги и Мосты», в нашем топ-50 королей госзаказа есть и другие организации, зарегистрированные не в Татарстане. Так, на 24-й позиции расположилось АО «ДСК „Автобан“» Алексея Андреева, имеющее московскую прописку. Всего за год «Автобан» законтрактовался на 95 млрд, из которых 4 млрд рублей было выделено из федерального бюджета, но опять через прописанный в Татарстане «Волго-Вятскуправтодор». Сам тендер коснулся ремонта участка автомобильной дороги М5 «Урал» на подъезде к Ульяновску.

Андреев — бывший руководитель департамента строительства автомобильных дорог и методологии проектирования министерства транспорта РФ, депутат Думы ХМАО, участник рейтинга «200 богатейших бизнесменов России – 2011» Forbes: он занял там 178-е место с состоянием в $500 миллионов. ДСК «Автобан» — участник крупных инфраструктурных проектов стоимостью в десятки миллиардов рублей: участка ЦКАД, трассы М7 от Москвы до Уфы, части скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург. ДСК «Автобан» в 2021 году получила выручку 76,4 млрд рублей и чистую прибыль 3,9 миллиарда.

Еще одна компания с самарскими корнями — ООО «Автодоринжиниринг» (28-е место) — заключила пять договоров с «Волго-Вятскуправтодором» на общую сумму 3,6 млрд рублей. Самый крупный, на 2,9 млрд рублей, связан с ремонтом участка дороги А151 Цивильск – Ульяновск в Ульяновской области. Часть денег выделена на ремонт этой же дороги, но проходящей уже по территории Татарстана.

ООО «Автодоринжиниринг» прописано в Сызрани Самарской области. При выручке в 2021 году в 5,8 млрд рублей чистая прибыль компании составила всего 362 тыс. рублей. Единоличным собственником выступает Денис Кравчук. Это сызранский бизнесмен, бывший депутат городской Думы, а также Самарской губернской Думы, в сентябре 2022-го был избран от партии «Единая Россия» в Законодательное собрание Пензенской области. Причина перехода Кравчука в политическое поле другой области связано с тем, что в октябре 2019-го ему пришлось сложить мандат, после того как областная прокуратура обнаружила недостоверные данные в сведениях о доходах и имуществе. В октябре прошлого года депутаты Самарской губернской Думы настояли на запуске процедуры включения компании «Автодоринжиниринг» в реестр недобросовестных поставщиков. Поводом стало Заводское шоссе в Самаре, реконструировать которое подрядчик из Сызрани изначально обязался до ноября 2020 года, но все еще работает на объекте, а также срыв сроков на объездной дороге Кинеля, где компания Кравчука выступает субподрядчиком.

Второй год подряд активно участвует в получении госзаказа и компания из соседней Марий Эл. АО «Марийскавтодор» (41) получило в 2022-м от уже не раз упомянутого нами волго-вятского управления Росавтодора 7 контрактов на сумму 1,7 млрд рублей, связанных с содержанием и проведением ремонтных работ на дорогах регионального значения Р176, Р177 и А295.

Ранее АО «Марийскавтодор», когда оно еще было ФГУП, курировал действующий заместитель председателя правительства Марий Эл, экс-министр транспорта республики Александр Сальников. Госпредприятие в 2011 году с подачи бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова стало ОАО, тогда еще 100% его акций принадлежало марийскому правительству, в настоящее время акционер компании — зарегистрированное в Уфе ООО «СтройБлокТехнология», единственным учредителем которого является Владимир Бугай.

Дирекция мониторинга дорожной деятельности федерального дорожного агентства по итогам 2022-го заключила 20 договоров с вездесущим Мингазовым на общую сумму 1,6 млрд рублей. Подконтрольная Росавтодору организация практически за свои же деньги будет осуществлять строительный контроль на таких важнейших стройках в Татарстане, как мост через Каму, а также на различных участках строительства автомобильной дороги М7 «Волга».

Попал в этом году в наш рейтинг и Анатолий Федоров со своей чувашской компанией «Воддорстрой», которая заключила три контракта на 1,3 млрд рублей. Почти 1 млрд пойдет на капитальный ремонт дороги А151 Цивильск – Ульяновск, оставшиеся деньги освоятся при ремонте трассы М7 «Волга» с 631-го по 637-й километр. Сам Федоров, помимо того что «забирает» основные подряды на ремонт автомобильных дорог в Чебоксарах и самой республике, известен тем, что спас обанкротившееся предприятие «Чувашский бройлер».

2022 год стал для ООО «Автодорстрой» знаковым — с начала года компания назаключала 9 договоров на 2,6 млрд рублей. Практически все контракты получены от Главтатдортранса на ремонт дорожно-уличной сети Казани, а сумма каждого варьировалась от 226 до 500 млн рублей 2022-й стал для ООО «Автодорстрой» знаковым — с начала года компания назаключала 9 договоров на 2,6 млрд рублей. Практически все контракты получены от «Главтатдортранса» на ремонт дорожно-уличной сети Казани, а сумма каждого варьировалась от 226 млн до 500 млн рублей Фото: mindortrans.tatarstan.ru

Смелые новички рейтинга

Новичок нашего рейтинга — ООО «Автодорстрой» (33), оформленное на Руслана Шайхлисламова и юридически находящееся по адресу: Сибирский тракт, 34. Фирма, созданная еще в 2010 году, до 2019-го показывала нулевые отчеты. И только в 2020-м она отобразила выручку в размере 9,2 млн рублей, а в 2021-м — 7 млн рублей. При этом ни в 2020-м, ни в 2021-м не то что не выигрывала, но даже не подавала заявок на участие в торгах. Зато 2022-й стал для компании знаковым — с начала года компания назаключала 9 договоров на 2,6 млрд рублей. Практически все контракты получены от «Главтатдортранса» на ремонт дорожно-уличной сети Казани, а сумма каждого варьировалась от 226 млн до 500 млн рублей.

На 36-й позиции разместилось ООО «Стройсервис» Ильдара Мингалиева с почти 2-миллиардным портфелем государственных заказов. У Мингалиева есть вторая компания, ООО «МНГ Груп», которая выступает в роли подрядчика у Госжилфонда при президенте РТ. Первая же набрала различных работ на капитальный ремонт зданий и сооружений: это и общежития ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ», общеобразовательные школы в районах РТ, центральные районные больницы и даже МКДЦ.

ООО «Универсал» (36) Ансара Чепекова, зарегистрированное в Ульяновской области, выиграло в четырех тендерах, получив гарантированный денежный поток в 1,86 млрд рублей, что при выручке за 2021-й в 305 млн выглядит очень неплохо. Самый крупный контракт, на 1,7 млрд, связан с ремонтом автомобильной дороги А151 Цивильск – Ульяновск. Помимо упомянутой, Чепеков является владельцем татарстанской компании «Свиягадорстрой» с буинской пропиской.

585 млн рублей «Восток-С» получила за ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия «Казанское отделение Дворянского земельного банка, 1914 г.», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Бутлерова, д. 40/11 585 млн рублей «Восток-С» получил за ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия «Казанское отделение Дворянского земельного банка 1914 года», расположенного по адресу: Казань, ул. Бутлерова, 40/11 Фото: «БИЗНЕС Online»

Бенефис случился и у ООО «Восток-С», которое, подрядившись на пять закупок, осталось в профите на 1,53 млрд рублей. За 840 млн рублей строительная компания взялась провести ремонт и реставрацию двух объектов культурного значения, расположенных рядом с Кремлем, — это дом, в котором в XVIII веке жил поэт Гаврила Каменев (ул. Кремлевская, 7/1), и здание городской управы (ул. Кремлевская, 1), где сейчас находится мэрия Казани. На первый объект потратят 793 млн рублей, оставшиеся средства пойдут на ремонт кровли в здании казанской мэрии.

585 млн рублей «Восток-С» получил за ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия «Казанское отделение Дворянского земельного банка 1914 года», расположенного по адресу: Казань, ул. Бутлерова, 40/11. Еще 100 млн — за реставрацию Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева.

ООО «Восток-С» образовано еще в 2013 году. Выручка компании за 2021-й составила 2,7 млрд рублей, чистая прибыль — 101 млн рублей. 

СМП «Портал» Булата Ахметгараева, кроме всего прочего, строит школу в Феодосии в Крыму за 1,1 млрд рублей, полученных от ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» СМП «Портал» Булата Ахметгараева, кроме всего прочего, строит школу в крымской Феодосии за 1,1 млрд рублей, полученных от ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» Фото: «БИЗНЕС Online»

Булат Ахметгараев — депутат Казгордумы от ЛДПР, задекларировавший 26 млн рублей по итогам прошлого года, — директор и учредитель ООО «СМП „Портал“» (45). В этом году Главинвестстрой РТ заключил с ним контракты на сумму в 1,16 млрд рублей, а Главстрой РТ — еще на 265 млн рублей. За эти деньги компания подрядилась провести капитальный ремонт футбольного стадиона «Ак Барс Арена», Дворца единоборств «Ак Барс», СК «Тулпар», республиканской спортивной школы олимпийского резерва по стендовой и пулевой стрельбе, стадиона «Динамо», кинотеатра «Мир», здания редакции «Татмедиа» в Апастово, а также осуществить ремонт домов культуры и спортивных школ в некоторых районах РТ. Помимо прочего, компания Ахметгараева строит школу в крымской Феодосии за 1,1 млрд рублей, полученных от ГКУ «Инвестстрой Республики Крым».

АО «Департамент продовольствия» заключило 1221 контрактов на сумму 4,9 млрд рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2021. В 2021 году выручка АО увеличилась на 28% до 4 млрд, прибыль выросла на 37% до 149 млн рублей АО «Департамент продовольствия» заключило 1 221 контракт на сумму 4,9 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2021-м. В 2021 году выручка АО увеличилась на 28% до 4 млрд, прибыль выросла на 37% до 149 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто сумел прорваться в «междурядье» дорог: фармацевт, «повара» и рекультиватор

2022 год, как никакой другой, показал, что государству не жаль бюджетных денег на развитие и усовершенствование дорожной сети. Несмотря на это, в наш топ-50 пробились и такие компании, которые далеки от темы строительства — хоть дорожного, хоть жилого, хоть промышленного.

Нельзя не отметить компании, занятые в предоставлении услуг питания детским садам, общеобразовательным и лечебным организациям, — это АО «Департамент продовольствия и социального питания города Казани» (21), ООО «АБК-Пэймент» (38) и ООО «Школьное питание» (46).

Так, АО «Департамент продовольствия» заключило 1 221 контракт на сумму 4,9 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2021-м. В 2021 году выручка АО увеличилась на 28% до 4 млрд, прибыль выросла на 37% до 149 млн рублей. Подконтрольное владелице сети «Бахетле» Муслиме Латыповой ООО «АБК-Пэймент» заключило 1 140 договоров, что принесло в ее копилку 1,9 млрд рублей (1,5 млрд в 2021-м). Скромнее выглядит портфель заказов у челнинского ООО «Школьное питание». Компания Дамиры Фатыховой, бывшего акционера ОАО «Челны-Холод», заключила 519 контрактов на 1,35 млрд рублей.

«Таттехмедфарм» заключил в прошлом году свыше 1 149 госконтрактов на сумму 11,3 млрд, что на 3,3 млрд хуже показателей 2021 года «Таттехмедфарм» заключил в прошлом году свыше 1 149 госконтрактов на сумму 11,3 млрд, что на 3,3 млрд хуже показателей 2021-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Первое место во второй десятке рейтинга занял «Таттехмедфарм». Государственное предприятие, основная цель которого — снабжение медоборудованием и лекарствами учреждений здравоохранения РТ, заключило в прошлом году свыше 1 149 госконтрактов на сумму 11,3 млрд, что на 3,3 млрд хуже показателей 2021-го.

Портфель госзаказов обладателя 17-го места нашего рейтинга, АО «Татэнергосбыт», представлен многочисленными подрядами — их почти 5,4 тыс. на сумму 6,26 млрд рублей — на поставку электроэнергии госучреждениям. Отметим, выручка «Татэнергосбыта» в 2021 году увеличилась на 15% до 77,8 млрд, а чистая прибыль составила 1 млрд рублей.

На 40-й строчке обосновался еще один представитель коммунальной отрасли. АО «Татэнерго», в обязанности которого входит распределение тепловой и электрической энергии, заключило свыше 1,2 тыс. договоров на 1,8 млрд рублей.

ООО «Ядран-Строй» заключил пять контрактов на сумму 7,3 млрд рублей. Успех связан с рекультивацией иловых полей биологических очистных сооружений Казани ООО «Ядран-Строй» заключило пять контрактов на сумму 7,3 млрд рублей. Успех связан с рекультивацией иловых полей биологических очистных сооружений Казани Фото: kzn.ru

Рассмотрим также компанию, основной вид деятельности которой — «строительство жилых и нежилых зданий», но выступает она как подрядчик, предоставляющий услуги по рекультивации и утилизации отходов. ООО «Ядран-Строй» заключило пять контрактов на сумму 7,3 млрд рублей и заняло 15-ю позицию. Успех связан с рекультивацией иловых полей биологических очистных сооружений Казани. Учредителем является компания ООО «Ядран-Групп», которая контролируется Иреком Салиховым — депутатом Госсовета Татарстана, председателем совета директоров АО «Ядран».

Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов «Самосырово» на Мамадышском тракте в Казани началась еще в 2021 году. После завершения работ полигон, на котором накоплено более 1 млн т отходов, превратится в зеленый холм с деревьями и кустарниками. Благодаря системе дегазации, которую планируется установить в ходе рекультивации, свалочный газ, выделяемый захороненными отходами, будет использоваться в качестве топлива для газопоршневой электростанции.

***

В заключение отметим: финансовые успехи королей госзаказа в минувшем году обусловлены одним фактом — бо́льшую часть 2022-го федеральный, а за ним и региональные бюджеты оставались профицитными. Это связано с относительно высокими ценами на нефть и газ, а также отложенным действием санкций. Лишь в декабре вступило в силу эмбарго на поставки нефти из России в страны Евросоюза и ценовой потолок на российскую нефть. Однако после этого начал нарастать бюджетный дефицит, который еще больше увеличится в январе и особенно в феврале, когда вступит в силу решение властей ЕС об эмбарго на поставки российских нефтепродуктов. В связи с этим весьма вероятно, что в 2023-м бюджетный пирог, который делят короли госзаказа, заметно поуменьшится.